.RU

Психологического консультирования - 11


^ 83


экстраполяции усиливается с помощью

позитивного наклеи­вания ярлыков,

когда приветствуется особый вклад клиента в работу. Например, немногословный клиент поощряется за емкость и краткость его характеристик. Многословному кли­енту предлагается развивать свою мысль в определенном ас­пекте.

^ 3. Предписывание проблемы.

Консультант сам сопротив­ляется всем возможным вариантам решения проблемы. Кли­ента не только просят продолжать то, что он делает, но и под­разумевается, что (по крайней мере, некоторое время) иного выбора нет. Если клиент выражает убеждение, что ничего из­менить нельзя и его проблема неразрешима (отрицание третьей предпосылки возникновения нормальных консуль­тативных отношений), то консультант серьезно воспринима­ет это утверждение и отвечает: «Да, сейчас ничего изменить нельзя. Есть только две возможности: либо научиться жить со своей проблемой, либо признаться, что решить ее нелегко». Занимая такую позицию, психолог заставляет клиента делать выбор по собственному желанию, т. е. то, что клиент заявля­ет, то он и получает.

Работа психолога-консультанта с клиентом, склонным к критике


Подчас психолог сталкивается в консультации с

клиентом, который очень склонен к критике.

Это может препятствовать конструктивному взаимодействию психолога-консультанта и клиента. Е.Г. Вельская [1998, с. 74-76] описала несколько кон­структивных

методов реакции психолога-консультанта на кри­тику:


^ 1. Метод сочувствия и разоружения.

Он заключается в том, чтобы:
1) задать человеку несколько вопросов, чтобы лучше понять, что он имеет в виду; при этом избегать роли судьи или за­щитника. Нужно собрать как можно больше информации, чтобы появилась возможность взглянуть на мир глазами критика. Вопросы следует задавать с сочувствием, даже если клиент несправедлив;

84


2) разоружение критики. Вне зависимости от правильно­сти утверждений критика нужно найти способ согла­ситься с ним. Когда критик не встречает сопротивления, он обычно теряет весь свой пыл. Если критик успокаива-'• ■ ■ ■ ется, то приходит в более подходящее состояние для об­щения. Основная ошибка в ситуации критики - домини­рующая тенденция защитить себя от любых несправед­ливых нападок. Каждая попытка защитить себя лишь ? подогревает пыл противника.

^ 2. Метод самоконтроля.

Актуален не только для психоло­гов-консультантов, но и для преподавателей. Ориентирован на случай выскочки, который:
1) критикует настойчиво, но является некомпетентным в том, что критикует, не вникает в представленный мате­риал;
2) не очень хорошо воспринимается в своем кругу обще­ния;
3) его стиль критики носит подавляющий, унижающий характер.

^ Как реагировать на такого критика:


1)

немедленно поблагодарить за комментарии;
2) подчеркнуть, что поднятые вопросы достаточно важны;
3) отметить необходимость знаний поставленных вопросов - > пусть это вдохновляет его на самостоятельную работу;
4) предложить обсудить эту тему после изучения.
3.

^ Техника «Я-высказывание».

Суть этой техники заклю­чается в том, что психолог должен сделать клиенту заявление согласно следующей структуре:
1) событие. Ситуация должна быть описана клиенту объек­тивно. Это помогает клиенту увидеть свои действия в но­вом свете;
2) отклик психолога. Показать, какое воздействие поступ­ки клиента оказали на Вас. Это должно его подтолкнуть на пересмотр своего поведения;

85


3) изложение клиенту версии предполагаемого исхода. Де­лается это для того, чтобы дать возможность клиенту ощутить свободу выбора. Необходимо предложить не­сколько версий развития ситуации и оставить вариант ис­хода открытым. Можно предложить клиенту свой вариант поведения в сложившейся ситуации.

^ 1.12. Структура консультативного процесса


Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса


Б.М. Мастеров [1998] описывает следующие основные ори­ентации психологов относительно структуры консультативно­го процесса:

^ 1. Аналитико-интерпретативная ориентация.

Психолог по мере предъявления клиентом проблемы анализирует и ин­терпретирует ее содержание, а также происходящее «здесь и те­перь» взаимодействие в терминах той теории, адептом которой он является. Клиент должен увидеть свою проблему и самого себя глазами психолога, принять это видение и сделать его сво­им. Именно психолог здесь ставит задачу на изменение, и со­ставной частью этого изменения обязательно будет изменение картины мира клиента. Именно психолог выбирает средства изменения и использует их. Примером такого подхода к работе с клиентом является работа с ним в рамках разных вариантов психоанализа.
2.

^ Рационально-констатирующая ориентация.

По мере предъявления проблемы клиентом психолог старается по­мочь ему сформулировать эту проблему наиболее четко, в ра­циональной форме и в терминах клиента. Это помогает кли­енту осознать свои представления о реальности и себе самом, что дает возможность ему самостоятельно или совместно с психологом поставить задачу на изменение, но редко позво­ляет самостоятельно найти средства для осуществления этих изменений. Отсюда возникает обоснованный запрос клиента к психологу-консультанту на овладение техниками изменний.

86


^ 3. Процессуальная ориентация.

Психолога здесь интере­сует не само содержание, предъявляемое клиентом, а динами­ка развертывания этого содержания в ситуации «здесь и те­перь». Психолог следует за клиентом и усиливает проявления спонтанности с помощью различных приемов и техник. Клиент получает реальный новый опыт в ситуации «здесь и теперь»: происходит изменение эмоционального состояния, возникают новые поведенческие реакции. Наиболее яркие представите­ли из известных в нашей стране — Милтон Эриксон и Эми Минделл.

^ 4. Эмпатическая ориентация (частный случай процессу­альной ориентации)

. Внимание психолога сконцентрировано на чувствах клиента, возникающих в ситуации «здесь и те­перь», на характере эмоциональных отношений с клиентом. Основные представители - Карл Роджерс, Ролло Мэй.

^ 5. Парадоксальная ориентация.

Психолог своим поведе­нием стремится разрушить ролевые ожидания и стереотипы от­ношений клиента. Это ведет к изменению состояний клиента, к разрушению стереотипов общения и отношений, стереотипов в восприятии себя и других людей. Это делает клиентов более «пластичными», эмоциональносензитивными и рефлексивны­ми. Так работали Милтон Эриксон и Карл Витакер. Многие психологи используют техники этой ориентации на этапе дебю­та как вспомогательные.

^ 6. Реконструктивная ориентация.

Направлена на вос­создание «здесь и теперь» контекста проблемы. Психолог вос­создает жизненный контекст, в котором существует проблема клиента, реконструирует в ситуации «здесь и теперь» фраг­мент субъективной картины мира (СКМ) клиента в той ее час­ти, которая имеет отношение к проблеме клиента. Внимание психолога сосредоточено не на содержании проблемы и отно­шениях с клиентом как таковых, а на процессе реконструк­ции и средствах, которыми она осуществляется. Саму рекон­струкцию осуществляет клиент, используя предложенные ему средства и процедуры. Клиент начинает видеть, думать, переживать, находясь внутри этой реальности. Психолог об­ращает внимание клиента на какие-либо аспекты его СКМ, которые клиент ранее не рефлексировал, и помогает клиенту получить новый опыт в этой реконструированной реальности.

87


Категории, внесенные психологом из его психологической картины мира, в качестве средства реконструкции (а не в ка­честве средства интерпретации) переструктурируют и расши­ряют воссоздаваемый «здесь и теперь» фрагмент субъектив­ной картины мира клиента, имеющей отношение к его про­блеме. Клиент начинает использовать эти категории как средства структурирования своего опыта и ориентации в нем, наполняя его своим содержанием. Этот подход разрабатывает­ся Б.М. Мастеровым [1998]. Он выделил базовые компоненты СКМ клиента: пространство, время и оценка, образующие систему координат, которая помогает понять восприятие мира и его фрагментов клиентом, закономерности членения их на «проблемные» и «беспроблемные». На этом пути он вы­делил следующие миры: чувств и эмоциональных состоя­ний, телесных ощущений, правил, норм и долженствований, отношений, образов, физический, психологический, символи­ческий, эстетический и др.

Измерения беседы между специалистом, оказывающим


воздействие, и клиентом по Дж. Бьюдженталго


^ Дж. Бьюдженталь [2001]

выделил и описал

13 измерений,

или, иными словами,

параметров, беседы

между специалистом, оказывающим воздействие, и клиентом. Слово «измерения» (от англ. dimensions) употребляется здесь в том смысле, в каком го­ворят об измерениях многомерного пространства. Рассмотрим эти измерения.

1. Уровень общения


Когда говорят об уровне общения, имеют в виду уровень присутствия участников в ситуации. Дж. Бьюдженталь вво­дит понятие «присутствие» для характеристики того, на­сколько искренне и полно личность существует в ситуации вместо того, чтобы стоять в стороне от нее как наблюдатель, комментатор, критик или судья. Как аналог понятию «при­сутствие» Дж. Бьюдженталь упоминает понятие «аутентич­ность»

[2001,

с. 42].

В присутствии

он выделяет две грани:
88

Выделяются следующие

уровни присутствия собеседников во время

беседы:
^ 1. Уровень формального общения. Это такое общение, когда на первый план выходит обмен объективными, фор­мальными характеристиками людей. Например, психолог го­ворит: «Я доктор психологии». Клиент же отвечает ему в от­вет: «А я успешный бизнесмен». На этом уровне зачастую люди как бы начинают соревноваться, кто выше или кто более нуждается в психологической помощи. Ключевым признаком формального общения является то, что доступность и экспрес­сивность сдерживаются, чтобы

сохранить лицо.

Общение со­средоточено на

имидже.


2. Уровень поддержания контакта.

По сравнению с формальным уровнем, здесь существенно меньше озабоченно­сти имиджем, но самораскрытия тоже очень немного. В быту разговор на этом уровне бывает недолгим, импровизирован­ным и сосредоточен на непосредственном деле или обмене при­ветствиями. Могут встречаться ритуальные шутки, но все это обезличено.

3. Уровень стандартной беседы.

Стандартная беседа представляет собой момент равновесия между заботами о собст­венном имидже и вовлеченностью в выражение внутренних пе­реживаний. Так беседуют старые добрые друзья и коллеги в офисе. Беседа течет легко, непринужденно, бесконфликтно. На этом уровне психологу легко собирать информацию.

4. Уровень критических обстоятельств

. «Критиче­ский» означает «имеющий решающее значение». Это уровень, когда внимание клиента направляется на такие моменты и та­кие разговоры, которые могут приводить к изменениям. Кли­ент, вовлеченный в разговор на уровне критических обстоя­тельств, более обеспокоен выражением своего внутреннего пе­реживания, чем созданием или сохранением имиджа, чтобы
89
произвести впечатление на психолога. Более подробно

с

основ­ными составляющими этого уровня рекомендуем познако­миться по книге Дж. Бьюдженталя [2001, с. 52-56].

5. Уровень интимности.

Отношения на этом уровне ха­рактеризуются максимальной доступностью и/или экспрес­сивностью. Клиент настолько захвачен выражением своих внутренних переживаний, что почти не заботится о сохранении своего имиджа и с готовностью воспринимает то, что может сказать или сделать психолог. Параллельно психолог в полной мере воспринимает то, что выражает клиент. Он максимально настроен на восприятие, его интуиция предельно обострена. Может возникнуть то, что считается экстрасенсорным воспри­ятием, или телепатией. Результатом выхода на этот уровень яв­ляется возможность конфронтации с образцами собственного поведения, формировавшимися в течение всей жизни.

2. Присутствие специалиста, оказывающего воздействие, в беседе и характер альянса


Когда говорят об этом измерении беседы, то имеют в виду то, насколько специалист, оказывающий воздействие, своим собственным присутствием способен оказать клиенту помощь

в

достижении большей глубины субъективности, большего присутствия. От этого зависит качество альянса психолога и клиента. Слово «альянс» (от франц. alliance) означает «союз, объединение». В работе по удержанию глубины отношений психологу могут помочь следующие шаги, которые в свою оче­редь могут задавать параметры шкал для оценки качества дея­тельности специалиста, оказывающего воздействие, в плане его присутствия:

90



Клиенту указывают на отсутствие в его словах этих харак­терных моментов.


З. Межличностное давление


Когда говорят об этом измерении беседы, то имеют в виду те способы, которыми один человек может влиять на другого так, чтобы тот при этом чувствовал, думал, говорил или действовал по-другому.
Дж. Бьюдженталь [2001, с. 76] полагает, что давление, ко­торое мы используем в общении с кем-то, является показате­лем значимости для нас этого человека. У нас нет намерения как-то повлиять на человека лишь тогда, когда мы к нему равнодушны.
91
Дж. Бьюдженталь

[2001]

создал своеобразную классифика­цию форм давления - от самых слабых и незаметных до наибо­лее интенсивных, назвав ее клавиатурой межличностного дав­ления. Он выделил в ней четыре основные октавы:

1.

Слушание.

2.

Руководство.

3.

Инструктирование. .■•■;;■ 4. Требование.

Рассмотрим теперь подробнее каждую из этих октав:


I. Слушание.

Давление на клиента здесь заключено в сле­дующих элементах ситуации:
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.