.RU

Тема 4. Человек и нравственность - Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения

Тема 4. Человек и нравственность


§ 20. Основные понятия морали


Сущность морали.

Человек живёт среди людей. А это значит – руководствуется определёнными принципами и правилами общения. Он должен соотносить своё Я с общественным Мы, иметь цели на ближайшее будущее и на перспективу, выбирать пути и средства достижения целей. Эти принципы, нормы, идеалы, отношение к добру и злу, общему и личному, справедливому и несправедливому и составляют суть морали.
Понятие

мораль

(от лат. moralis – народные обычаи, нравственность) охватывает обычаи, нравы, нормы человеческого поведения, которые выражают высшие ценности человека как разумного и ответственного существа.
Не существует единого бесспорного определения морали. Чаще всего под моралью понимают систему норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках.
Однако ещё в Древней Греции мораль рассматривалась как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает. К примеру, если ты пообещал товарищу помочь в выполнении какой-либо работы, но друзья позвали тебя в компьютерный клуб, и ты пошёл с ними, – вряд ли такой поступок можно назвать вполне нравственным. «Мелочь», – скажете вы. Да, мелочь, но ведь именно по конкретным поступкам человека судят о степени его нравственности.
Когда о человеке говорят, что он нравственный, то обычно имеют в виду, что он порядочный, добрый, отзывчивый. Когда же кого-то называют безнравственным, то подразумевают, что он является злым, жестоким, ленивым.
Мораль всегда выступает как умеренность, способность к самоограничению. Она противоположна распущенности и в чём-то ближе к аскетичности*, способности человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания. Она противостоит чувственной разнузданности – лени, обжорству, хамству, разврату. Во все времена и у всех народов мораль ассоциировалась со сдержанностью. Среди положительно оцениваемых моральных качеств одно из первых мест всегда занимали умеренность и мужество. Они свидетельствуют о том, что человек умеет противостоять чревоугодию** и страху, этим наиболее сильным инстинктивным позывам своей животной природы, умеет властвовать над ними.
Аскетичность —
** Чревоугодие 3 неумеренность в еде, обжорство (примеч. ред.).
Таким образом, мораль есть сфера поступков, а поступки ставят человека в определённое отношение к другим людям. Значит, мораль характеризует способность жить в обществе. Когда о ком-то говорят, что он сильный и умный, то упоминают свойства, которые характеризуют личность саму по себе; чтобы проявить их, он не обязательно нуждается в других людях. Но когда о ком-то говорят, что он добрый, щедрый, любезный, то называют свойства, которые обнаруживаются только в отношениях с другими. Робинзон, оказавшись на острове один, вполне мог демонстрировать и силу, и ум, но, пока не появился Пятница, у него не было возможности быть великодушным и любезным. Люди вступают в отношения друг с другом, так как они вместе что-то делают: выполняют совместную работу, играют в футбол, развлекаются на дискотеке, беседуют и т. д. Общение есть естественное и необходимое условие существования людей. Мораль здесь выступает как человечность. Она помогает жить лучше, правильно вести себя, гуманно и требовательно относиться к другим. Она предостерегает от неверных шагов и ошибок.

^ Добро и зло.

В широком смысле слова

добро

и

зло

обозначают соответственно положительные и отрицательные явления, поступки, качества. Это наиболее общие понятия, разграничивающие нравственное и безнравственное. Традиционно добро связывают с понятием блага, к которому относится то, что полезно людям. Главный признак добра — способствовать проявлению подлинной сущности человека – его самораскрытию, самореализации. Для учащегося это трудолюбие, внимательность, ответственность, активность, творчество.
Добро имеет свои особенности. Благие намерения, не проявившиеся в действиях, ещё не есть реальное добро: это — добро потенциальное или возможное. Как часто мы планируем совершить добрые дела, но откладываем их на потом! Неслучайно говорится, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Благо относительно: нет ничего такого, что в любых обстоятельствах было бы только полезным. И яд в небольших количествах может быть лекарством; и физические упражнения, если они чрезмерны, могут довести человека до заболевания. Поэтому то, что является добром (благом) в одном отношении, может быть злом в другом. Однако понятие «добро» не превращается в понятие «зло». Добро – это всегда нечто положительное.
Под

злом

понимают то, что противоположно добру, что разрушает благо: безнравственность в поступках и убеждениях людей, вообще всё то, что достойно осуждения. Понятие зла выражает общую характеристику отрицательных моральных качеств и оценку конкретных отрицательных поступков. К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. То, что было в каком-то отношении добром, в процессе развития может обнаружить противоположное качество. Злая мачеха в сказке «Золушка» была добра к своим дочкам: потакая их капризам, старалась выполнить все желания, холила и нежила их. Однако такое неправильно понятое добро обернулась злом: дочки стали глупыми и капризными великовозрастными барышнями, неумелыми, нелюбимыми и неуважаемыми. Крупномасштабные работы в Беларуси по осушению болот дали когда-то возможность расширить полезные площади и, следовательно, способствовали добру – увеличению производства сельскохозяйственной продукции. Но со временем это привело к уничтожению рек и озёр, определяющих природные условия некоторых районов нашей страны, т. е. причинило природе и людям очевидное зло.
Таким образом, добро и зло – противоположности, которые соотносятся друг с другом. Не разобравшись, что такое добро, ты не поймёшь и особенности зла. В зависимости от содержания, которое мы вкладываем в наш жизненный идеал, добро и зло трактуются как счастье и несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред, радость и горе. Добро – это то, что приближает к идеалу, а зло – то, что отдаляет от него.

Долг.

Мы часто слышим: «Ты должен хорошо учиться (трудиться), уважать старших, помогать младшим». Когда хвалят человека за достойный поступок, говорят, что он выполнил свой долг. Что же такое долг?

Долг

– это принятая личностью необходимость подчиняться общественному правилу или предписанию.
Например, долг каждого гражданина участвовать в выборах, долг каждого юноши – служить в рядах Вооружённых сил, долг родителей – заботиться о своих детях, долг взрослых детей – заботиться о престарелых или больных родителях.
Источником долга является общественный интерес, который формирует нравственную обязанность человека по отношению к другим людям и самому себе. Нередко это вызывает внутреннее сопротивление личности, поскольку долг ограничивает её свободу, превращает жизнь в цепь обязанностей, требует подчинять личный интерес интересам других. Однако если разобраться, то всё становится на свои места: мой личный интерес обеспечивается должным поведением другого, а я, в свою очередь, должен учитывать его интерес, заботиться о его благе.
Простое исполнение обязанностей ещё не есть долг в полном смысле этого слова. Долг – это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Во время аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году многие специалисты не просто выполняли требования руководства по ликвидации её последствий, но действовали по внутренним нравственным побуждениям, рискуя собственной жизнью ради спасения сотен тысяч людей.
Важнейшим свойством долга является его добровольность. Люди нравственного долга активны, деятельны, активно утверждают в жизни добро и не могут равнодушно проходить, если видят несправедливость. В последнее время в нашей стране создаётся много экологических отрядов из числа учащихся и студентов, которые добровольно приводят в порядок берега рек, озёр, каналов, участвуют в акциях «Чистый город», «Квітней, Беларусь!». Нравственный долг пробуждает у таких людей активную гражданскую позицию, развивает у них чувство личной сопричастности всему происходящему вокруг нас, стремление вносить посильный вклад в общее дело.

^ Совесть как регулятор поведения личности.


Совесть

представляет собой способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм.
Это чуткий индикатор, определяющий соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям.
Совесть выполняет функцию внутреннего регулятора, свойственную морали в целом, действуя в четырёх направлениях:
1) как побудитель, ориентируя нас на соблюдение нравственных требований;
2) как запрещающий фактор, заранее осуждая нас за неправильный предполагаемый выбор;
3) как контролёр, оценивая наши поступки, вызывая удовлетворение сделанным нами или, наоборот, раскаяние;
4) совесть может говорить в нас и во время действий, помогая корректировать их

.


Слово «совесть» («со-весть») произошло от старославянского «себя весть», «себя знать». В разговоре с собственной совестью человек словно стоит лицом к лицу с самим собой как нравственным существом и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предельно откровенным. Можно обмануть других, можно умолчать о чём-то нежелательном, особенно если не было свидетелей, но обмануть собственную совесть невозможно: это «свидетель, который всегда с тобой».
Древнегреческий философ Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н. э., требовал: «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других».
В то же время совесть как средство самооценки не абсолютна. Она может быть снисходительной. Её нельзя обмануть, но можно «усыпить», «уговорить». Существует целый набор всем хорошо знакомых увещеваний, предназначенных для сделки с совестью: «хотел как лучше»; «не знал, что так получится»; «все так делают»; «другие поступают ещё хуже» и т. д.
Есть люди, которые никогда не идут на компромисс с собственной совестью, не отступают от высших нравственных принципов. Каждый человек сталкивается с разными обстоятельствами, которые ставят нас перед выбором. И правильный выбор должна подсказывать совесть. Проблема же состоит в том, чтобы активизировать её, сделать высшим судьёй всей нашей жизни. Угрызения совести – это стыд за совершённое или за то, что хотел совершить. Муки совести не только позволяют оценить собственный поступок, но и помогают изменить своё поведение. Подчёркивая мысль о том, что совесть для человека значит больше, чем слава, русский поэт Г. Державин писал:
Что слава? Счастье нам прямое –
Жить с нашей совестью в покое.

^ Некоторые выводы


1. Мораль – это система норм и правил поведения, которая помогает человеку в выборе линии действий, направляет его поступки и отношения на основе представлений о добре и долге.
2. Добро и зло – наиболее общие моральные понятия, разграничивающие нравственное и безнравственное и характеризующие всякую человеческую деятельность и отношения.
3. Долг – это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений.
4. Совесть – это способность к самооценке; она является внутренним регулятором поведения личности.

Вопросы и задания


1. Что такое мораль? Для чего она необходима?
2. В чём состоит нравственное (моральное) поведение?
3. Могут ли, на ваш взгляд, злые поступки при определённых условиях превращаться в добрые? А наоборот: добрые дела — в плохие?? Приведите примеры.
4. Старинная китайская притча рассказывает о юноше, который обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики, чтобы наставить на путь истины.
— Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
— Конечно, нет! – ответил юноша.
— А воровать?
— А убивать?
— Нет…
— Так иди, - воскликнул учитель, - и познай всё это. А познав, не делай!
Что хотел сказать мудрец своим странным советом?
5. Как вы понимаете свой долг: перед обществом; перед коллективом; перед семьёй; перед самим собой?
6. Как вы понимаете выражения «чистая совесть», «угрызения совести»?
7. В чём, на ваш взгляд, заключаются сходство и различие между стыдом и совестью?

§ 21. Нравственные нормы


Возникновение нравственных норм.

Наверное, вам доводилось слышать, как о ком-то говорят: «Он нарушил нравственные нормы». Что же такое нравственные нормы и почему их нарушение вызывает осуждение?

Нравственные нормы

определяют, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. Они возникли не сразу, а формировались на протяжении всей истории развития общества.
Первобытный человек не мог выжить в одиночку. Необходимость коллективного существования в тот период требовала выполнения определённых правил совместной жизни. Именно тогда оформились предписания: «Помогай сородичам», «Не убивай», «Не кради», «Не лги» и т. д. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и закреплялись в сознании и поведении людей требования трудолюбия, уважения к старшим, помощи и защиты слабых и др. В процессе развития общества устанавливались и закреплялись всё более сложные правила совместной жизни людей, которые превращались в привычку и передавались из поколения в поколение.
Возникновение нравственных норм сопровождало становление самого общества и означало переход человека от инстинктивных форм поведения к сознательной коллективной деятельности. Многие элементарные нравственные нормы, которые возникли в эпоху первобытно-общинного строя, сохраняют своё значение в наши дни.

^ Значение нравственных норм для общества и человека.

Сегодня мы не можем представить себе жизнь в обществе без общепринятых нравственных норм. Мораль изначально была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – общество». В процессе развития общества устанавливались и закреплялись всё более сложные правила совместной жизнедеятельности, которые превращались в нормы и передавались из поколения в поколение. Одновременно исчезали, отбрасывались те нормы и установки, которые перестали соответствовать новым условиям общественной жизни.
Нравственные нормы присущи только человеку и формируются только в человеческом обществе. А ведь именно нравственные нормы и установки регулируют человеческое поведение и развитие общества, являются важнейшими составляющими культуры. Надо помнить, что для успешного действия моральные нормы должны быть глубоко усвоены человеком, «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Человек морален только тогда, когда нравственные нормы и нравственное поведение становятся органичными для него, помогают ему правильно вести себя в самых различных ситуациях. А общество может успешно развиваться, когда его члены обладают нравственными нормами, соответствующими нравственным идеалам данной эпохи.

^ Взаимосвязь нравственных норм, качеств, принципов, идеалов.

Нравственные нормы являются простейшей формой нравственных требований. Они либо требуют либо запрещают поведение определённого типа. Нравственные нормы непосредственно затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая проявлять взаимную заботу, уважение, поддержку, быть скромными, правдивыми, искренними, формировать в себе трудолюбие, тактичность, мужество. Следование нравственным нормам характеризуют такие качества, как вежливость, порядочность, честность. Не обидеть слабого, не унизить, не оскорбить человека, не мешать окружающим в общественных местах – всё это простые нормы человеческого поведения, которые формируются у нас с первых лет жизни. Норма определяет поведение личности в некоторых типичных ситуациях, повторяющихся в течение тысячелетий. Обычно мы руководствуемся нормами по привычке, не задумываясь; только их нарушение привлекает внимание людей как вопиющее безобразие.
Действенность нравственных норм, заставляющих человека поступать определённым образом, достигается с помощью общественного мнения: ведь любому из нас неприятно прослыть невежливым, грубым, бестактным, испытать осуждение или насмешки окружающих. Общественное мнение, формируя некоторые стандарты поведения, служит как бы гарантом безопасности каждого, защитой от морального произвола со стороны других людей.
Каждый человек, формируясь как личность, приобретает определённые нравственные качества. Эти качества отражают полярность морального мира и делятся на хорошие (

добродетели

) и плохие (

пороки

). Ещё древнегреческие мудрецы выделяли четыре основные добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Оценивая человека, мы чаще всего и перечисляем эти качества. Однако, в отличие от норм, нравственные качества не сводятся к предписаниям или запретам, поскольку обладающий нравственными качествами индивид способен сам выбирать нужные правила поведения, нравственные нормы. Это означает, что каждый отвечает за то, чтобы воспитывать в себе и в окружающих добродетели и отвергать пороки. Но человек обычно не является идеалом нравственности или живым воплощением всех совершенств. В нём есть и недостатки, и какое-то одно, хотя и важное, достоинство не может искупить безнравственных недостатков. Мало иметь отдельные положительные черты – они должны дополнять друг друга, образуя общую линию поведения. Обычно человек сам определяет её для себя, вырабатывая некоторые собственные

нравственные принципы

: коллективизм или индивидуализм, трудолюбие или леность, альтруизм или эгоизм.

^ Нравственный принцип

обозначает стратегическую установку человека в его отношениях с людьми.
Выбирая принципы, мы выбираем моральную ориентацию в целом и способны разумно обосновать её.
Верность избранной положительной моральной ориентации издавна считалась достоинством человека. Она означала, что человек никогда не сойдёт с нравственного пути. Однако жизнь многообразна, и не всегда избранные принципы помогают принять верное решение в конкретной ситуации. Так, в прошлом случалось, что любовь к людям приносили в жертву революционным принципам, да и в наши дни ложно понятое товарищество порой толкает на безнравственные и бездуховные поступки. Именно поэтому свои принципы надо постоянно проверять на человечность, гуманность, сверять их с нравственными идеалами.

Нравственный идеал

это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Это всё лучшее, что выработано моралью на данном этапе её развития.
В детстве идеалом для нас может быть конкретный человек, в дальнейшем идеал как единство положительных качеств приобретает более обобщённый характер. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение других людей и является ориентиром для самосовершенствования, помогает каждому ориентироваться в жизни, выбирать линию поведения.
Таким образом, нравственные нормы, качества, принципы, идеалы не действуют самостоятельно, изолированно друг от друга, а представляют собой основные элементы системы морали. Все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

^ Некоторые выводы


1. Нравственные нормы представляют собой общие правила поведения. Они формировались и изменялись на протяжении всей истории общества. Одна из таких норм известна под названием «золотое правило нравственности».
2. Поступать согласно нравственным нормам людей побуждает не только общественное мнение, но и внутренний голос совести.
3. Нравственные нормы, качества, принципы, идеалы, действуя совместно, составляют систему морали данного общества.
4. Руководствуясь нравственными нормами, принципами, идеалами, человек регулирует своё поведение и самосовершенствуется, а общество в целом может успешно продвигаться по пути нравственного прогресса.

Вопросы и задания



  1. Что понимают под нравственными нормами? В чём состоит значение нравственных норм для человека и для общества?

  2. Есть ли такие нормы морали, которые вам не нравятся? Что было бы, если бы их удалось отменить?

  3. Всегда ли, на ваш взгляд, справедливо общественное мнение о нравственности человека? Всегда ли мы следуем ему? Почему?

  4. Иногда на все поучения хочется ответить: «Я никому ничего не должен». Правильно ли это?

  5. Зачем соблюдать моральные правила? Почему иногда нам хочется от этого уклониться?

  6. Есть ли у вас нравственный идеал? Что вы понимаете под нравственным идеалом?

  7. Человек с твёрдыми нравственными принципами, принципиальный человек – это хорошо или плохо? Почему?


2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.