.RU

ДИАГНОСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ - Мозг, хорошо устроенный, стоит больше


^ ДИАГНОСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ


МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Проба Н.И Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро—ладонь».


Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребе­нок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба вы­полняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
Задание доступно детям 6 лет и старше. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (пре-моторных отделов), но и к модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций. Первый и второй вариан­ты расстройств порождают разные виды ошибок. В первом случае чаще страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок повто­ряется или делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность.движении или пропускают некоторые из них. Предположительно, затруд­нения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

^ Степень сохранности премоторной зоны.


Проба на перебор пальцев проводится следующим обра­зом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала дви­жения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точ­ность, дифференцированность движений пальцев и способ­ность к переключению с одного движения на другое (отсут­ствие застреваний). Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.
Критерии оценки:
5 баллов — правильно и быстро;
4 балла — правильно, но медленно;
3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;
2 балла — персеверации (повторение) на истощении;
1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).

^ Проба на пальцевый гнозис и праксис.


Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором, воспроизводить различные позы паль­цев:

Оценивается положение каждой позы в штрафных баллах:

— поиск нужных движений продолжается более 30 с — 3 балла.
Выполнение этого упражнения в значительной степени зависит от кинестетического анализатора и «схемы тела» (Лурия А.Р.)- Зарубежные исследователи рассматривают на­рушение данных операций как одно из проявлений синдро­ма Герстманна. У взрослых синдром Герстманна наблюдает­ся при поражении теменных зон коры доминантного по речи полушария.

^ Исследование орального праксиса.


По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 дей­ствий: 1) улыбнуться, 2) надуть щеки, 3) сделать губы трубочкой (как при звуке «У»), 4) сделать губы как при звуке «О», 5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка), 6) высунуть язык лопаткой (широким), 7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу, 8) опустить кончик языка вниз и положить его на ниж­нюю губу, 9) поместить кончик языка в правый угол рта, 10) то же — в левый угол рта, 11) высунуть язык и сделать кончик узким.
Оцениваются точность движений и способность к пере­ключению.
Оценки:

Нарушения в выполнении этого упражнения свидетель­ствуют о незрелости мозолистого тела, отдельных участков головного мозга (центрально-теменных отделов коры).

^ Наглядный вариант пробы

Хеда.
Ребенку предлагается воспроизвести движения, выпол­няемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой ру­кой правого глаза и т.д. Задание может быть использовано для детей 9 лет и старше. Его выполнение требует мыслен­ной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки воз­никают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности (инактивности) по «лобному» типу.

^ Речевой вариант пробы Хеда.



  1. Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.

  2. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Критерии оценки:
3 балла — выполнены оба задания;
2 балла — выполнена только простая ориентировка;
1 балл — не выполнено ни одного задания.
Выполнение пробы затруднено у детей с левополушар-ной недостаточностью и у детей, страдающих дислексией.

^ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ


ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ


Наиболее точным приемом определения типа функцио­нальной асимметрии полушарий головного мозга является аппаратурная диагностика: электроэнцефалограмма, прибор «Активациометр» (автор проф. Цагарелли Ю.А.). Однако в психологии и педагогике используются и нижеприведенные методики.

^ Тест Павлова И.П.


Для характеристики типов высшей нервной деятель­ности И.П. Павлов ввел представление о трех типах: «мыс­лительном», «художественном» и «среднем», промежуточ­ном. По определению Павлова, впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде, как об­щеприродной, так и социальной, исключая слово, слы­шимое и видимое, — это первая сигнальная система действительности, общая у людей с животными. Ее преобладание характерно для людей «художественного» типа. Слово составило вторую сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Преобладание второй сигнальной системы характерно для «мыслительного» типа. Многочисленные данные о функциональной специализации полушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию И.П. Павлова о двух сигнальных системах с особенностями работы полушарий и «распределением» ролей, которое существует в их совместной деятельности.

Инструкция:

Разложи карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

^ Наглядный материал:

9 карточек; на каждой написано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».
Оценка результатов:
I вариант
1-я группа карточек — «карась», «орел», «овца».
2-я группа карточек — «бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек — «шерсть», «перья», «чешуя».
Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает II сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.
II вариант
1-я группа карточек — «карась», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек — «орел», «летать», «перья».
3-я группа карточек — «овца», «бегать», «шерсть».
Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает I сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.
III

вариант
Одновременное выполнение I и II вариантов теста. Смешанный тип.

^ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТИЛЯ ОБУЧЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ (ФОРМА Б)


Поль Торранс, Сесил Рейнолдс,


Теодор Ригель, Орлоу Болл.


Кафедра психологии обучения.


Университет Джоржии


Инструкция:

Объективно существуют разные стили обу­чения и мышления. В каждом вопросе описаны три разных стиля обучения и мышления. Обведите один, который лучше всего описывает Ваши сильные стороны и предпочтения.

1

2
3

4

5

6
7

8

9

10

11
12

13

14
15

16
17
18

19

20
21

22
23
24
25

26

27
28

29
30
31
32

33

34
35
36

37

38

39
40

а) не очень хорошо запоминаю лица;
б) не очень хорошо запоминаю имена;
в) одинаково хорошо запоминаю имена и лица;
а) лучше всего усваиваю устные объяснения;
б) лучше всего усваиваю объяснения в примерах;
в) одинаково хорошо усваиваю устные объяснения и объяснения в примерах;
а) способен легко выражать чувства и эмоции;
б) умеренно сдержан в выражении чувств и эмоций;
в) скован в выражении чувств и эмоций;
а) весело и свободно экспериментирую в спорте, в искусстве, вне работы;
б) систематичен и сдержан в экспериментаторстве;
в) одинаково склонен как к веселому и свободному, так и сдержанному и систематическому экспериментированию;
а) предпочитаю занятия, на которых дается один вид задания, после него другой и т.д.;
б) предпочитаю занятия, на которых я работаю над несколькими заданиями одновременно;
в) одинаково предпочитаю и первый и второй вид занятий;
а) предпочитаю тесты, где нужно выбирать один правиль­ный ответ из серии ответов;
б) предпочитаю тесты-эссе;
в) одинаково предпочитаю и те, и другие;
а) хорошо интерпретирую язык телодвижений и интонационные аспекты устной речи;
б) плохо интерпретирую язык телодвижений, завишу от того, что говорят люди;
в) одинаково хорошо интерпретирую язык телодвижений и речевое выражение;
а) легко придумываю смешные фразы и поступки;
б) с трудом придумываю смешные фразы и поступки;
в) относительно легко придумываю смешные фразы и поступки;
а) предпочитаю занятия, на которых я двигаюсь и что-нибудь делаю;
б) предпочитаю занятия, на которых я слушаю других;
в) одинаково предпочитаю и те, и другие занятия;
а) использую фактическую, объективную информацию в суждениях;
б) использую личный опыт и чувства в суждениях;
в) использую в равной мере и то, и другое;
а) легко, весело подхожу к решению проблемы; у б) серьезно, по деловому подхожу к решению проблемы; в) совмещаю веселый и серьезный подход;
а) умственно воспринимаю и реагирую на звуки и образы больше, чем на людей;
б) существенно самопроизволен и творчески настроен в группе людей;
в) одинаково восприимчив и самопроизволен в умственном смысле, независимо от окружения;
а) почти всегда свободно использую любой доступный материал для работы;
б) временами использую любой доступный материал для работы;
в) предпочитаю работать с соответствующим, положенным материалом, используя его по назначению;
а) люблю, когда мои занятия или работа запланирована, и я знаю, что конкретно я должен делать;
б) люблю, когда мои занятия или работа не чужды гибкости и возможным переменам по мере продвижения;
в) одинаково предпочитаю как запланированные, так и открытые для перемен занятия и работу;
а) весьма изобретателен;
б) временами изобретателен;
в) никогда не изобретателен;
а) лучше всего думаю, лежа на спине;
б) лучше всего думаю, сидя прямо;
в) лучше всего думаю в движении или при ходьбе;
а) люблю занятия, на которых задания имеют четкую и непосредственную практическую применимость;
б) люблю занятия, на которых задания не имеют четкой практической применимости;
в) одинаково предпочитаю оба вида деятельности;
а) люблю догадываться и предсказывать многие ситуации, когда не уверен в каких-то вещах;
б) скорее не стану догадываться, если не уверен;
в) догадываюсь в некоторых видах ситуаций;
а) люблю выражать чувства и идеи простым языком;
б) люблю выражать чувства и идеи стихами, песнями, танцами и т.д.;
в) одинаково предпочитаю оба вида самовыражения;
а) обычно получаю много новых идей из поэзии, симво­лов и т.д.;
б) временами получаю новые идеи из поэзии, символов и т.д.';
в) редко получаю новые идеи из поэзии, символов и т.д.;
а)предпочитаю простые задачи;
б)предпочитаю сложные задачи;
в) одинаково предпочитаю и простые, и сложные задачи;
а) реагирую на отзыв и эмоции;
б) реагирую на призыв к логике;
в) одинаково реагирую и на то, и на другое;
a) предпочитаю работать над проблемами (задачами) последовательно, одна за другой;
б)предпочитаю работать одновременно над несколькими проблемами (задачами) одновременно;
в)одинаково предпочитаю последовательную работу и одновременную работу над несколькими проблемами (за­дачами);
а)предпочитаю изучать традиционные области предмета;
б)предпочитаю иметь дело с теорией и гипотезами нового предмета;
в) в равной степени предпочитаю и то, и другое;
а) предпочитаю аналитическое чтение, критику;
б)предпочитаю творческое, синтезирующее чтение, по­зволяющее применять и использовать информацию для решения задач;
в) одинаково предпочитаю и то, и другое;
а) предпочитаю интуитивный подход к решению задач;
б) предпочитаю логический подход к решению задач;
в)предпочитаю в равной степени и логический, и интуи­тивный подход;
а) предпочитаю зрительно представлять задачу при реше­нии;
б)предпочитаю проанализировать задачу вслух, чтобы ре­шить ее;
в)не предпочитаю ни то, ни другое;
а) предпочитаю логически решать задачи;
б)предпочитаю решать задачи, исходя из опыта, практики;
в)предпочитаю в равной степени и то, и другое;
а) умею хорошо объяснять устно;
б)умею хорошо объяснять в движении и действии;
в) умею одинаково хорошо объяснять как устно, так и наглядным способом;
а) учусь быстрее, когда преподаватель использует устные объяснения;
б)учусь быстрее, когда преподаватель использует пись­менные объяснения;
в)одинаково предпочитаю и тот, и другой тип объясне­ний;
а) преимущественно полагаюсь на язык при запоминании и мышлении;
б) преимущественно полагаюсь на образы при запоми­нании; в) одинаково полагаюсь на образы и язык;
а) предпочитаю анализировать уже завершенный материал;
б)предпочитаю организовывать и доводить до конца не­
законченный материал;
в)не предпочитаю того или иного вида деятельности;
а) люблю разговаривать и писать;
б)люблю рисовать и манипулировать;
в)люблю и то, и другое;
а) легко могу потеряться даже в знакомой обстановке;
б)легко ориентируюсь даже в незнакомой обстановке;
в)относительно хорошо ориетируюсь;
а) более творческая натура, чем интеллектуальная;
б)более интеллектуальная, чем творческая натура;
в)интеллектуальная и творческая натура;
а) люблю находиться в шумной людной обстановке, где что-нибудь все время происходит;
б) люблю находиться в обстановке, где я могу сконцен­трироваться на чем-то одном;
в) иногда люблю и то, и другое;
а) преимущественно интересуюсь эстетическими проблемами: искусством, музыкой, танцами;
б)преимущественно интересуюсь практическими, при­кладными вещами: работой, походами, коллективны­ми видами спорта;
в)одинаково участвую и в том, и в другом виде деятель­ности;
а) профессиональное призвание преимущественно к биз­несу, экономике;
б) профессиональное призвание преимущественно к гу­манитарным наукам;
в) в данный момент не имею четкого предпочтения;
а) предпочитаю изучать детали и специфические факты;
б) предпочитаю общий обзор предмета, взгляд на карти­ну в целом;
в)предпочитаю, когда общий обзор перемежается дета­лями;
а) умственно восприимчив и реагирую на то, что слышу и читаю;
б) в состоянии умственного поиска, самопознания в процессе учебы;
в) и то, и другое.
Подсчет:
Правополушарный (П) ________
Левополушарный (Л) ________
Равнополушарный (Р)________


КЛЮЧ



А)

Б)

В)



А)

Б)

В)

1

л

п

р

21

л

п

р

2

л

п

р

22

п

л

р

3

п

л

р

23

л

п

р

4

п

л

р

24

л

п

р

5

л

п

р

25

л

п

р

6

п

л

р

26

п

л

р

7

п

л

р

27

п

л

р

8

п

л

р

28

л

п

р

9

п

л

р

29

л

п

р

10

л

п

р

30

л

п

р

11

п

л

р

31

л

п

р

12

п

л

р

32

л

п

р

13

п

р

л

33

л

п

р

14

л

п

р

34

л

п

р

15

п

р

л

35

п

л

р

16

п

л

р/п

36

п

л

р

17

п

л

р

37

п

л

р

18

п

л

р

38

л

п

р

19

л

п

р

39

л

п

р

20

п

р

л

40

л

п

р

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.