.RU

Вопрос 5. Имущественные отношения, регулируемые финансовым правом - Вопрос Современное понятие о финансах. Финансы


Вопрос 5. Имущественные отношения, регулируемые финансовым правом.


Имущественные отношения традиционно являются составной ча­стью предмета гражданского права. В связи с этим наука гражданского права характеризует их как отношения по поводу имущества, в качест­ве которого выступают различные материальные блага, а именно ве­щи и имущественные права.
Между тем в науке гражданского и науке финансового права давно замечено, что финансовые отношения (правоотношения) также име­ют имущественный характер и характеризуются как властно-имуще­ственные2. Не случайно ГК РФ, принятый в 1994 г., установил, что к имущественным финансовым, в том числе налоговым, отношениям гражданское законодательство не применяется (п. 3 ст. 2).
Имущественными является большинство отношений, составляю­щих предмет финансового права. Это отношения: по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов; по воз­врату из бюджета излишне уплаченных налогов; по взысканию нало­гов; по государственным расходам и др.
^ Имущественные отношения, составляющие предмет финансового права, имеют прежде всего некоторые различия в экономической при­роде в сравнении с имущественными отношениями, составляющими предмет гражданского права. Во-первых, по своей экономической природе эти отношения — исключительно финансовые, а значит, они возникают на стадии распределения общественного продукта. Что ка-.сается имущественных отношений, относящихся к предмету граждан­ского права, то они являются отношениями товарно-денежного обмена. Соответственно, во-вторых, экономическим объектом имуществен­ных отношений, составляющих предмет финансового права, являют­ся финансовые ресурсы, выступающие в форме налогов, сборов, суб­венций, субсидий и т.д. В отличие от этого экономический объект имущественных отношений в гражданском праве — это материальные блага в качестве товаров1.
Имущественные отношения, составляющие предмет финансово­го права, принципиально отличаются от имущественных отношений в гражданском праве и по юридической характеристике. Во-первых, это только те имущественные отношения, которые существуют и развиваются в рамках финансовой деятельности государства и муни­ципальных образований. Во-вторых, это отношения, основанные не на равенстве и автономии воли участников, как это имеет место в гражданском праве2, а на юридическом неравенстве и зависимости субъектов, действующих не в собственных, частных интересах, а в интересах государства, муниципальных образований. В-третьих, юридический объект имущественных отношений в финансовом праве значительно уже нежели объект имущественных отношений в граж­данском праве. В то время как объектом имущественных отношений в гражданском праве может быть любое имущество, имущественные отношения, составляющие предмет финансового права, складывают­ся исключительно по поводу такого имущества, как деньги (вещи) и права требования к банку на денежные средства. Имущественные от­ношения по поводу денег имеют место в связи с уплатой налогов, сборов, неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюд­жетные фонды физическими лицами, притом наличными деньгами. Права требования к банку на денежные средства являются объектом имущественных финансовых правоотношений в случае уплаты нало­гов, сборов, недоимок, пеней и т.д. организациями в безналичном по­рядке, а также при выделении средств из бюджетов получателям в безналичном порядке и т.д.
Имущественные отношения, составляющие предмет финансового права, подразделяются на две группы.
^ Первую группу составляют отношения, связанные с принадлежно­стью имущества (в виде денег и прав требования к банку на денежные средства), т.е. это имущественные отношения, составляющие вещное право. Сюда входят отношения собственности, регулируемые финан­совым правом. Прежде всего это отношения собственности государст­ва и муниципальных образований на имущество, составляющее казну Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образова­ний. Согласно БК РФ (ст. 215, 244) правомочие владения федеральны­ми бюджетными средствами и средствами государственных внебюд­жетных фондов осуществляет Российская Федерация в лице Феде­рального казначейства. Правомочие распоряжения средствами казны Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют упомянутые субъекты в лице своих законодательных (представительных) органов в ходе утверждения соответствующих бюджетов. Правомочие пользования средствами казны осуществляют органы, уполномоченные исполнять бюджеты1. Кроме того, финансо­вое право регулирует отношения собственности физических и юриди­ческих лиц. Регулирующая роль финансового права в отношении на­званных субъектов проявляется в том, что его нормы ограничивают право собственности налогоплательщика на свободное, беспрепятст­венное распоряжение своим имуществом. Так, в частности, Конститу­ционный Суд РФ в постановлении от 17 декабря 1996 г. по делу о про­верке конституционности п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» установил, что налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну.
Во вторую группу имущественных отношений, составляющих предмет финансового права, входят: а) отношения, связанные с упла­той налогоплательщиками налогов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. В сфере этих отношений происходит перемеще­ние имущества, во-первых, из частной собственности в собственность государства и муниципальных образований (если налогоплательщик является физическим лицом или организацией — частным собствен­ником); во-вторых,— в рамках государственной или муниципальной собственности, если налогоплательщиком является государственное или муниципальное унитарное предприятие, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; б) от­ношения по осуществлению расходов из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. В сфере этих отношений происходит переме­щение имущества от государства и муниципальных образований к различным субъектам: бюджетным учреждениям, хозяйствующим субъектам, субъектам РФ и муниципальным образованиям.
Отношение по уплате налогов, а точнее регулятивное налоговое правоотношение является, по сути, обязательственным, ибо отвечает всем признакам обязательства. Во-первых, это правоотношение иму­щественное ибо, как уже отмечалось, его объектом являются деньги и права требования к банку на денежные средства. Во-вторых, эта пра­воотношение относительное, т.е. его стороны строго определены и конкретны. Одной из сторон этого правоотношения является физиче­ское лицо или организация, выступающие в качестве налогоплатель­щика, а другой — государство или муниципальное образование в лице Федерального казначейства и уполномоченных органов на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. В-третьих, это право­отношение активного типа, т.е. такое, где одно лицо (налогоплатель­щик) обязано совершить в пользу другого лица (государства или му­ниципального образования) определенные действия. Таким образом, данное правоотношение развивается за счет активного поведения обязанного субъекта. В-четвертых, нарушение этого правоотношения обеспечивается санкцией, в виде штрафа, предусмотренной в гл. 17 НКРФ.
Однако надо иметь в виду, что налоговое обязательство, отвечая ос­новным признакам обязательства, в то же время имеет целый ряд черт, отличающих его от гражданско-правового обязательства. А поэтому понятие «налоговое обязательство» не подменяет понятие «граждан­ско-правовое обязательство», а лишь позволяет наиболее точно выра­зить специфику налогового правоотношения.
Вопрос 6. Неимущественные отношения, регулируемые финансовым правом.
В предмет финансового права включаются и неимущественные от­ношения. В их числе: отношения бюджетного процесса; отношения налогового процесса; отношения, складывающиеся в ходе осуществ­ления государственного финансового контроля; отношения по уста­новлению налогов и сборов, по исполнению бюджетов государствен­ных внебюджетных фондов и др.
^ Основным отличием входящих в предмет финансового права неиму­щественных отношений от имущественных является наличие в этих неимущественных отношениях нематериального объекта. В качестве объекта здесь выступает главным образом само поведение-участников данных отношений. И только лишь в отношениях бюджетного про­цесса объектами являются проект бюджета, а также сам бюджет как закон и плановый акт.
Неимущественные отношения в предмете финансового права все­гда производны, зависимы от имущественных и в этом смысле всегда связаны с ними.
Все неимущественные отношения, составляющие предмет финан­сового права, могут быть подразделены на две группы. Первую группу составляют финансовые процессуальные отношения, обеспечиваю­щие реализацию материальных имущественных отношений. В их чис­ло входят отношения бюджетного процесса, налогового процесса, а также отношения, опосредующие процедуры составления и исполне­ния бюджетов-государственных внебюджетных фондов.
Все перечисленные процедурно-процессуальные отношения про­изводны от соответствующих материальных имущественных отноше­ний, вторичны по отношению к ним, обеспечивают их реализацию и в этом смысле связаны с ними. В частности, бюджетно-процессуальные отношения обеспечивают реализацию материальных обязанностей и прав Российской Федерации, субъектов РФ по выделению дотаций и. субвенций, по осуществлению иных видов расходов. Налогово-процессуальные отношения обеспечивают реализацию налоговой обя­занности налогоплательщика.
^ Вторую группу неимущественных отношений составляют матери­альные неимущественные отношения и обеспечивающие их про­цедурные отношения. В их число входят: налоговые отношения по ус­тановлению налогов и сборов, являющиеся материальными; отноше­ния государственного к муниципального финансового контроля, имеюшие материальную и процессуальную юридическую природу, и др. Например, НК. РФ определяет требования к установлению нало­гов и сборов на федеральном, региональном и местном уровнях (ст. 12, 17). На его основе возникают материальные неимущественные от­ношения по установлению налогов и сборов. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»1 (с послед, изм. и доп.) устанавливает материальные и процессуальные права и обязанности Счетной палаты РФ,- реализация которых осуще­ствляется в рамках соответствующих отношений.
Все неимущественные отношения, входящие во вторую группу, за­висимы от имущественных отношений, составляющих предмет фи­нансового права, и в этом смысле связаны с ними. Например, отно­шения государственного финансового контроля — это всегда сопутст­вующие отношения, т.е. отношения, сопровождающие конкретные имущественные отношения по собиранию, распределению и исполь­зованию денежных средств государством и муниципальными образо­ваниями. В этом смысле они связаны с имущественными финансовы­ми отношениями как основные и производные2. Отношения по уста­новлению налогов и сборов, являясь неимущественными, связаны с имущественными отношениями в финансовом праве иначе. Они все­гда предшествуют возникновению налоговых имущественных отно­шений. Иначе говоря, прежде чем возникнет имущественное отноше­ние по взиманию налога государством или муниципальным образова­нием, этот налог должен быть установлен в рамках неимущественного отношения. Однако неимущественное отношение по установлению налогов и сборов функционально зависимо от имущественного отно­шения по взиманию налога. Оно возникает и существует исключи­тельно для того, чтобы возникло имущественное отношение по взи­манию налога.

Вопрос 7. Метод финансового права.


Основным методом финансово-правового регулирования является метод властных предписаний.
^ Метод властных предписаний заключается в том, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны, т.е. государством, которое дает власт­ные предписания, обязательные для другой стороны право­отношения.
Основные характеристики метода властных предписаний:

  1. приводит к преобразованию позитивных обязываний, а не дозволений;

  2. императивен, т.е. в большинстве случаев субъекты фи­нансового права не могут по своему усмотрению при­обретать финансовые права и обязанности, определять их содержание, осуществлять их и распоряжаться ими;

  3. субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле и не по своей ини­циативе, а лишь следуют предписаниям соответству­ющих актов государственных органов;

  4. субъекты финансового права юридически не равны;

  5. используется совместно с методами рекомендаций и согласования.

Вопрос 8. Принципы финансового права.


Финансовая деятельность государства основана на основополагающих правилах и требованиях — принципах, присущих всей деятельности Российского государства и закрепленных Конституцией Российской Федерации.

Вопрос 9. Система финансового права.


Система финансового права

— это правовые нормы, ре­гулируемые системой общественных финансовых отно­шений, которые группируются внутри отрасли финансо­вого права в определенной последовательности, образуя правовые институты.
В систему финансового права входят части, разделы, подотрасли и институты.
Финансовое право состоит из двух частей: Общей и Особенной.
К ^ Общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, вопросы регулиро­вания финансового контроля в государстве.
^ Особенная часть финансового права включает располо­женные в определенном обоснованном порядке и логиче­ской последовательности институты финансового права, между которыми объективно обусловлена связь.
В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

  1. бюджетной системы;

  2. внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;

  3. финансов государственных и муниципальных пред­приятий;

  4. государственных и муниципальных доходов;

  5. государственного и муниципального кредита;

  6. организации имущественного и личного страхования;

  7. государственных и муниципальных расходов;

  8. банковского кредитования;

  9. денежного обращения и расчетов;

  10. валютного регулирования.

Особенная часть состоит из нескольких разделов, подо­траслей, включающих соответствующие финансово-право­вые институты. Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулиру­ющих группу однородных финансовых отношений. Финан­сово-правовой институт объединяет правовые нормы, регу­лирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль.
Система финансового права включает следующие раз­делы:

  1. общетеоретические проблемы науки финансового права;

  2. бюджетное право и право государственных и муни­ципальных внебюджетных фондов;

  3. финансы государственных и муниципальных унитар­ных предприятий;

  4. государственные доходы;

  5. государственные расходы;

  6. кредитная система, денежное обращение, валютное регулирование и валютный контроль.

Основным институтом финансового права является ин­ститут бюджетного права, который аккумулирует основные государственные финансовые ресурсы и обеспечивает деятельность органов государственной власти. Институт государственных доходов регулирует нало­говые отношения, которые складываются в государстве как в отношении юридических, так и физических лиц.
^ Институт расходов — это бюджетное финансирова­ние, банковское кредитование, выплаты по государственно­му долгу и страхование.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.