.RU

Труд одна из наиболее важных и универсальных категорий. Люди в процессе труда с помощью средств труда воздействуют на предметы труда, которые в результате - 3


^ 12. Понятие социально-трудовых отношений. Общая характеристика системы СТО.


СТО – это комплекс взаимоотношений между наемными работниками, работодателями, уполномоченными ими органами при участии государства(органов законодательной и исполнительной власти) и местного самоуправления, связанное с наймом, использованием и воспроизводством трудовых ресурсов и направленные на обеспечение высокого уровня и качества жизни личности, коллектива и общества в целом.
Система – совокупность определенных элементов, между которыми существует связь и взаимодействие.
В социально-трудовой сфере систему образуют отдельные процессы, явления, субъекты и органы, взаимодействующие м\д собой.
Элементами системы СТО являются субъекты СТО, предметы, типы и виды, принципы и методы, уровни СТО. Субъекты:…Субъект СТО –это юридическое или физическое лицо, которое владеет первичными или делегированными правами в социально-трудовой сфере. Предмет СТО – это процессы и явления, которые возникают в СТ сфере. Все предметы СТО можно разделить на 3 группы:1.СТО занятости.2.СТО, связанные с организацией и эффективностью труда. 3. Сто, которые возникают в связи с вознаграждением за труд. Типы СТО – патернализм, социальное партнерство, конкуренция, дискриминация. Уровни СТО – горизонтальные(индивидуальные, коллективные, смешанные), вертикальные.

^ 13. Формы и виды занятости.


Виды занятости – это деление активной части населения в сферах и отраслях. Выделяют 3 виды занятости:
1. полная занятость – создание материально-технических и социально-экономических условий, которые должны обеспечить возможность трудоустройства населения трудоспособного возраста, и предоставления всем желающим работать оплаты на уровне реальной з/п на данное время.
2. Эффективная занятость – баланс между С и П рабочей силы, соответствия рабочих мест профессиональной и квалификационной структуре рабочих мест, и надлежащий доход, а также возможности сохранения здоровья и повышения образовательного и профессионального уровня каждого члена общества.
3. Рациональная занятость – сочетание полной и эффективной занятости, заключающееся в перераспределении работников между отраслями.
Формы занятости – это организационно-правовые и условия использования труда.
Выделяют формы занятости:
1. экономически-хозяйственная занятость – все виды деятельности по созданию валового продукта и национального дохода.
2. служебная занятость – заключается в службе в вооруженных силах, в работе на избираемых должностях.
3. социальная занятость – связана с выполнением функций социального характера.
Выделяют также основную и специальные формы занятости. Осн. Регулир-ся зак-м. Специальная – не совпадает с требованиями спец. Правовой регламентации. В наст. Время регламентированная длительность рабочего дня в нормативных условиях труда составляет 40 ч/нед. В возрасте 15-16 лет – 24, 16-18 – 36.

^ 14. Суть и цели государственной политики занятости.


Политика занятости – это совокупность мер прямого и непрямого влияния на социально-экономическое развитие общества. Имеет несколько уровней: общегосударственный, региональный и локальный.
Состояние рынка труда является результатом влияния множества экономических и социальных факторов управления занятостью и м.б. достигнуто в реализации экономических, социальных, образовательных и других направлений политики. Экономические возможности занятости определяются в рамках реализации государством антиифляционной политики, поддержки инвестиционной активности, социального партнерства, управления персоналом и др.
Выделяют 3 осн модели политики занятости в странах с развитой экономикой: европейскую, скандинавскую и американскую. Согласно европейской модели: сокращение количества занятых при повышении производительности труда, рост доходов работников. Скандинавская модель: допущение обеспечения занятости практически всем трудящимся в государственном секторе со средним уровнем оплаты труда. Американская модель: создание рабочих мест, которые не требуют высокой производительности труда для значительной части экономически активного населения. При этом количество безработных формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.
Принципы государственной политики занятости в Украине:
- обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста и др.
- содействие обеспечению эффективной занятости, предотвращение безработицы, создание новых рабочих мест и условий для развития пред-ва
- координация деятельности в сфере занятости с другими направлениями экономической и социальной политики на основе государственной и региональной программ занятости.
- сотрудничество профсоюзов, ассоциаций предприятий, собственников предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных ими органов во взаимодействии с органами государственной власти в разработке, реализации и контроле за выполнением мероприятий по обеспечению занятости населения
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.
Существует 2 основных варианта способов политики занятости:
- активная политика занятости – совокупность правовых, организационных и экономических мероприятий, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Такая политика содержит в себе: предотвращение увольнения работников, сохранение рабочих мест, обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, которые ищут работу; активный поиск и подбор рабочих мест; субсидирование создания новых мест. Активная политик включает ряд мер по быстрому возвращению безработных на свои места, помощь при трудоустройстве. На разработку и осуществление активной политики на рынке труда влияет 3 фактора: международные трудовые нормы(право на свободный выбор занятости, равность возможностей, свободное объединение); сформированный тип СТО; характерные условия конкретных рынков труда разных стран.
Пассивная политика занятости – это совокупность мероприятий, направленных на смягчение негативных последствий безработицы, которые содержат в себе выплату гарантированной государственной помощи безработным, а по завершению термина – материальная помощь; выплата доплат иждивенцам, выдача недорогих товаров первой медицинской помощи, включая продукты питания. Такая политика оправдывает себя только при высокой гибкости рынка.
Критерием эффективности политики на рынках труда является степень обеспечения равновесия между спросом и предложением рабочей силы, которая достигается предупреждением ее дефицитности и избытка. Главным результатом осуществляемых при этом мер является снижение безработицы до ее природного уровня(при экономическом спаде).
В Украине формируется так называемого придерживаемого типа модели занятости – рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.

^ 15. Система социального партнерства, как механизм СТО.


Социальное партнерство – это система коллективных отношений м\д наемными работниками , работодателями и исполнительной властью, которые выступают сторонами социального партнерства в ходе реализации их социально-экономических прав и интересов. Правовой основой социального партнерства в Украине являются Кодекс законов о труде, Дикрет Кабмина Украины «Об оплате труда», законы Украины: «О коллективных договорах и соглашениях», «Об оплате труда», «О предприятиях в Украине», указ президента о национальном совете социального партнерства. Основные принципы социального партнерства, разработанные МОТ:
- всеобщий и прочный мир может быть только на основе социальной справедливости
- свобода слова и свобода объединения является необходимым условием таких отношений и постоянного прогресса
- непредставление работникам какой-либо страны человеческих условий труда является препятствием для других стран, которые желают улучшения положения работника
- полная занятость и повышение жизненного уровня
- все люди не зависимо от расы, веры, пола имеют право на материальное благополучие, духовное развитие в условиях свободы и демократии, устойчивые в экономике «равных возможностей»
На уровне организации социальное партнерство должно функционировать на таких принципах:
- уважение и учет интересов участников переговоров
- полнота представительства сторон
- равноправие сторон и доверие в отношениях
- регулярность проведения консультаций, переговоров, которые входят в предмет социального партнерства
- обязательность выполнения достигнутых договоренностей
- социальная справедливость
- ответственность сторон и их представителей за невыполнение по их вине принятых обязательств
Субъектами социального партнерства являются: организации, представляющие интересы наемных работников; объединения работодателей; государство в лице исполнительных органов власти. Поэтому систему соц партнерства называют трипартизмом.
1993 – создан национальный Совет социального партнерства и трехсторонняя организация – 66 представителей по 22 от каждого субъекта. Его задача: 1. подготовка рекомендаций президенту по нац и соц политике. 2. участие в подготовке законов и других законодательных актов в сфере СТО. 3. информирование общественности через СМИ о результатах соглашений сторон и т.д.
С целью улучшения решения с-т споров образована указом Президента Национальной службы посредничества и примерения(1998)

^ 16. Субъекты социального партнерства и их функции.


Субъектами социального партнерства являются: организации, представляющие интересы наемных работников; объединения работодателей; государство в лице исполнительных органов власти. Поэтому систему соц партнерства называют трипартизмом.
Государство принимает участие в социальном партнерстве на национальном, региональном и отраслевом уровне и выполняют функции гаранта, контролера, арбитра и прочие:
-государство-гарант основных гражданских прав, организует, координирует и регулирует СТО, разрабатывает правовые основы и организационные формы социального партнерства, правила и механизмы взаимодействия сторон; устанавливает размеры и порядок определения минимальных с-т стандартов(мин з/п, соц льготы, гарантии); устанавливает юридические рамки, которые защищают права профсоюзов и работников. И определяет основы кол-х переговоров и решения трудовых конфликтов.
- государство разрабатывает и проводит соц и эк политику
- государство – арбитр в случае возникновения трудовых конфликтов в следствии проведения переговоров и толкования положений, соглашений и договоров.
- государство остается крупным работодателем и существенно влияет на трудовые отношения
- государство – контролер, что выражается в законодательном регулировании з/п, установлении предельных размеров надбавок.
Профсоюзы.
Законом Украины о профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности определены права, обязанности проф-в, их объединения, правила ведения коллективных переговоров и заключ-ся кол-х договоров и соглашений.
Профсоюзы и их объединения имеют след. права и полномочия:
- защита прав граждан на труд, участие в разработке и осуществлении гос-й политики в области трудовых отношений, оплаты, охраны труда и социальной защиты
- ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений
- участие в разработке государственной политики занятости
- социальная защита и обеспечение достаточного жизненного уровня граждан
- участие в работе комиссии по приватизации
- право на организацию и проведение забастовок, собраний, митингов и демонстраций в защиту трудовых и социальных прав и интересов работников
- право получать информацию от работодателей и их объединений, органов власти по с-т вопросам, а также инфо о хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений
- контроль за реализацией прав членов профсоюза в сфере здравоохранения и социальной помощи и т.д.
Организации работодателей:
Законом «Об организации работодателей» организации работодателей и их объединения создаются с целью представительства и защиты интересов работодателей в экономической, соц. Труд. И прочих сферах. Их функции:
- сотрудничество и защита интересов и прав работодателей в отношениях с органами власти и профсоюзами
- участие в формировании и реакции соц-эк политики государства
- участие в проведении коллективных переговоров и заключении генеральной, региональных и отраслевых соглашений и обеспечении выполнения своих обязательств
- содействие решению трудовых споров, предотвращение забастовок
- сбалансирование спроса и предложения рабочей силы
- усовершенствование системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров, расширение их профессиональных знаний и опыта
- обеспечение скоординированных действий работодателей по выполнению научно-технических и социальных программ, направленных на увеличение объемов производства, повышение конкурентоспособности продукции и предприятий, урегулирование и улучшение условий труда.
Первой организацией работодателей в Украине было Объединение предпринимателей Крыма, создана в 1989. Она объединяла сначала частных бизнесменов и предпринимателей, а потом к ней присоединились также промышленные предприятия всего региона.
В 1989 было создано Украинское объединение промышленников и предпринимателей. Сейчас она объединяет огромное количество частных и государственных предприятий, ассоциации работодателей и некоторых физических лиц. Организационная структура данного объединения включает национальный, региональный и отраслевой уровни. Основные виды деятельности предусматривают политические и правительственные контакты, финансово-торговые операции. Поддержку иностранных инвестиций, экономические и юридические услуги, контакты с прессой, информационно-рекламную деятельность. Созданы и другие объединения: объединения арендаторов и предпринимателей Украины, Украинская национальная ассамблея предпринимательства и и.д.

^ 17. Система коллективно-договорного регулирования соц-труд отношений.


Система коллективных договоров и соглашений – это основная форма реализации социального партнерства.
Регулирование СТО в Украине регламентируется Законом «Про коллективные договора и соглашения». Коллективный договор заключается на базе действующего законодательства, принятых сторонами обязательств с целью регулирования производственных , социально-экономических и трудовых отношений и согласованность интересов, наемных работников, работодателей и уполномоченных ими органов. Система коллективно-договорного регулирования в Украине включает национальный, отраслевой, региональный уровень и уровень предприятия. На национальном уровне заключаются генеральные соглашения – регулируют основные принципы и нормы реализации социально-экономической политики и трудовых отношений. Она направлена на совершенствование к-т отношений, развитие социального партнерства, реализацию конституционных прав и гарантий работников и работодателей. Соглашение заключается между профсоюзами, которые объединяются для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения, и собственниками и уполномоченными ими органами. Предметом генеральных соглашений являются такие вопросы: единые для всей территории Украины минимальные тарифные ставки компенсационных доплат за работу в неблагоприятных, вредных условиях, которые диференцируются по видам и категориям категориям условий труда; единые тарифные условия оплаты труда работников и служащих по общим профессиям и должностям; максимальная продолжительность рабочего дня; минимальная продолжительность оплаты отпуска; обязательства сторон по вопросам занятости; реализация государственных социально-экономических программ, охрана труда; удовлетворения потребностей населения.
Отраслевое соглашение заключается между собственниками и профсоюзами.
Региональное соглашение между местными органами государственной власти и объединениями профсоюзов. Предметом отраслевого и регионального соглашения: единая для предприятий соответствующей отрасли и территории тарифная сетка работников; единые для разных категорий работников минимальные размеры доплат и надбавок; требования к организации и нормированию труда; требования к условиям и охране труда; система контроля за выполнением соглашений; порядок и сроки заключения соглашений.
Коллективный договор заключается на всех предприятиях независимо от форм собственности и хозяйствования, которые используют наемный труд и имеют право юридического лица. Предметом: изменения в организации производства и труда; регулирование труда; условия и охрана труда; режим работы, продолжительность рабочего дня; форма система оплаты труда; размеры тарифных ставок и должностных окладов по разрядам работ и должностям работников; культурное, медицинское обслуживание, организация отдыха работников.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.