.RU

История пятилетнего кругосветного путешествия на парусном катамаране Благовест - 5


2004 год.


7 января
Иная реальность.
Марокко
« Это тебе не Земля,
и не Африка, родной.
Это планета Кин-Дза-Дза»
Из фильма Кин-Дза-Дза
Вторые сутки стоим в Касабланке. Прямо в порту. «Долетели» сюда из Портимао – последнего города на нашем пути в Европе, на попутном ветерке, за два с половиной дня. Это чуть более двухсот миль. Вышли мы 3 января утром, как раз в День Рождения Санька. Ему стукнуло 25! Уход кстати и был самым главным подарком ему, да и всем нам. Сразу по отплытию мы отметили эти два праздничных события торжественным завтраком: выпили сока и закусили вкуснейшим рыбным супом, бутербродами с черной икрой, к сожалению не настоящей, пирожными и фруктами. Почти всю остальную дорогу провели как в бреду. Все-таки долгие стоянки сильно дезадаптируют нас к морю. Почти всех снова тошнило, хотя море было не так чтобы очень бурное.
В Касабланке нет яхт-клубов в настоящем понимании этого слова. Есть очень большой и очень грязный порт. На побережье высятся продымленные серые декорации индустриально пейзажа. Прибой, который в Испании и Португалии был белоснежного цвета, здесь разбивается на черных промасляных камнях чем-то грязно-бурым и тошнотворным. Подстать тому и запах. Отовсюду несет либо химией, либо протухшей рыбой. Вода, которая рядом в море была прозрачно синего цвета, здесь приобрела непонятную консистенцию грязной маслянистой жидкости, в которой плавает всякий синтетический хлам.
Ночью, по указанию диспетчера, встали на якорь около какого-то завода, который находиться прямо посреди порта. Утром весь Благовест был покрыт толстым слоем цемента. Находиться на палубе и нормально дышать было крайне непросто. Пришлось выйти в море и отмываться тоже не совсем чистой водой.

После Морокко мы пришли на Канарские острова и пробыли на них почти год, ожидая благоприятного времени для пересечения Атлантики и пытаясь заработать деньги на дальнейший путь. Затем побывали в Синегале, в его столице Дакаре и оттуда отправились внутрь Африканского материка по реке Синесалюм. Наконец, пришел благоприятный сезон для пересечения Атлантики, и мы из устья реки Синесалюм стартовали сначала на острова Зеленого Мыса (республика Кабо-Верде, а затем и дальше, через Атлантический океан.

^ Через Атлантику и Карибское море



Рис 28
Сенегал (устье реки Синесалюм) - Кабо-Верде (Прайя) – о. Барбадос – Сан Висент и Гренадины – о. Гренада – Венесуэла (о-ва. Лос Тестигос - о. Маргарта – о-ва. Лос-Рокес) – о. Бонайре – о Аруба – Колумбия (Картахена) – Колон – Панамский канал - Панама Сити

Мы стартовали в переход через Атлантический океан с островов Кабо-Верде и завершили его на острове Барбадос – одного из группы Малых Антильских островов. Переход занял 22 дня и прошел спокойно в основном на попутных торговых ветрах, которые господствуют в этих широтах. Путь вдоль Малых Антильских островов до Венесуэлы был благоприятен во всех отношениях. В Венесуэле мы задержались на несколько месяцев, пережидая сезон ураганов, ремонтируясь и путешествуя по стране. А затем двинулись дальше через Колумбию к Панамскому каналу. Как раз в это время обострился наш застарелый конфликт с Максимом и Наташей, и мы расстались в Колумбии, в городе Картагена. Как я уже рассказывал выше, они вскорости купили свою яхту и на ней продолжили жизнь морских пилигримов. Дальнейшее кругосветное путешествие мы совершали уже вдвоем, я Андрей Фоминцев и моя жена Анна Фоминцева.
Вот отдельные выдержки этого этапа нашей морской и сухопутной жизни.

2005 год


7 марта
Старт через Атлантику
Наконец-то то, о чем говорили большевики, состоялось. Мы вышли в океан, чтобы сойти на берег на той стороне. Конечно, бесконечные сборы это наш конек. Нас хлебом не корми, дай пособираться вволю. Назначили отход на пятое, в результате вышли седьмого вечером. Но это все мелочи. Главное мы в океане. Гористые острова Кабо-Верде растворяются в бирюзовом мареве темнеющего востока у нас за кормой.  В туманной дымке видна верхушка вулкана на острове Фого. Садиться желтое усталое солнце, и мы, плавно покачиваясь, парим над невысокими фиолетовыми волнами. Кругом разлито ощущение спокойствия,  величия и вселенской гармонии.
  По палубе бродит задумчивый кот Зиновий. Он мягко  вспрыгивает на кормовую скамеечку и долго, зачарованно смотрит на пенистый след за нашей кормой. Несомненно, он не ждет подарка от Океана в виде случайной летучей рыбки, а наполняется ощущением величия и красоты момента.
   Мы шли к этому почти три года. И вот с трепетом перед мощью и бескрайностью его величества Океана, начинаем этот волнующий переход. Да поможет нам Бог.
9 марта
Восемь раз вокруг света
Наконец-то появился ветер, не то чтобы сильный, но и слабым его тоже не назовешь. 18 узлов(10 м/с) с  северо-востока. Идем в галфвинд, это так курс судна называется, когда ветер точно сбоку дует. Скорость 5-7 узлов. Волны, естественно тоже сбоку. Ну и качает соответственно с боку на бок. Народ уже все бока отлежал. Снова морская болезнь многих завалила на койку. Сейчас яхтой рулить не нужно, рулит ветровой автопилот, ну и народ позволяет себе расслабиться. Надеюсь, все-таки когда-нибудь адаптируемся. Сегодня отметили  точные координаты места, куда прибудем. Это остров - Барбадос. Он находиться как раз в середине островов Карибской группы, и с него можно дальше двигаться как на север к Кубе, так и на юг к Венесуэле. Северный путь для нас уже закрылся. Если мы хотим хоть краем глаза посмотреть эту красивейшую часть земного шарика, нам необходимо уйти из области ураганов, которые начинают буйствовать в районе севера Кариб начиная с июня. Их пути проходят выше 10-го градуса северной широты. Это севернее острова Гренада. Хотя в прошлом году несколько шальных ураганов свернули с проторенного пути и прошлись по тем местам, где традиционно отстаиваются яхтсмены в это время года. После, мы видели фотографии марин, в которых искали спасение яхты. Хаос наваленных друг на друга корпусов, искалеченные мачты, перепутанные снасти. Не хочется попасть в такую переделку.
   Потому, решили сразу по прибытию на Барбадос продолжать свое движение к югу, вдоль береговой линии южно-американского континента и прибыть в Панамский канал не позже середины июня. По срокам и безопасности плавания это самый оптимальный вариант. Перед самым отплытием с Кабо-Верде судьба послала нам интереснейшего человека - француза Мишеля. Мишель профессиональный инструктор дайвинга. Он путешествует на свой яхте и находит работу в самых разных точках Земли. Путешествие его длится уже 21 год! И за это время он 8!!! раз обошел вокруг света. И хотя это не старый человек, а мужчина в полном рассвете сил, как сказал бы Карлсон, он знает планету как свои пять пальцев. Мишель отвечал на наши вопросы в течение пяти часов без перерыва и дал развернутую консультацию по всему Карибскому и тихоокеанскому бассейну. Теперь мы знаем, куда зайти интересно, а где нудно, дорого или даже опасно. Какую тактику движения выбирать   в том или ином районе, где удобные и красивые гавани для стоянки, как избегать наркоторговцев и находить таможенников, и еще много много чего. Поистине Бог послал нам этого человека. И хотя мы имеем атласы ветров, специальные компьютерные программы планирования маршрутов, точнейшие электронные и бумажные карты, слово многоопытного человека дороже золота. И потом, по словам Мишеля, за последние несколько лет климат планеты резко изменился. Вспомните, говорил Мишель,  прошлогодний ураган на Гренаде, там, где никогда не было ветров, а снег в Париже, который выпал в этом году, а "торговые пассаты", которые веками тянули корабли через Атлантику, где они? В прошлом году я не нашел их. Будьте внимательны, предупреждал Мишель! Не доверяйте слепо статистическим данным, следите за прогнозами и доверяйте интуиции. Так что после консультации с этим кладезем практических знаний мы выбрали маршрут от Барбадоса, по островам Гренады, Виктории и  Венесуэлы, огибая сомнительную Колумбию к Панаме.
  Ну а пока мы в начале пути. Океан от горизонта до горизонта чист и прекрасен. На небе ни облачка. Если бы еще легкая дурнота от качки не мешала наслаждаться этой красотой, было бы совсем хорошо.
  Зинка, наконец-то, дождался. Несколько летучих рыб были ночью.
11 марта
1970 миль до острова Барбадос
«Там жизнь, картофь да поленья»
Из песни Ю. Визбора
За последние сутки прошли около 100 миль. Скорость держится в среднем около 5-6 узлов. Ветер дует ровно и умеренно. Это как раз те ветра, которые здесь называются "торговыми пассатами". По-видимому, торговые корабли спешили в эти районы, чтобы воспользоваться такими устойчивыми и стабильными по направлению и силе ветрами, чтобы довести свой груз точно в срок.
  Волны идут ровными спокойными рядами, словно солдаты в строю. Только строй этот тянется от горизонта, до горизонта. Большие и пологие волны, высотой, наверное, метра три-четыре и длинной метров пятьдесят-семьдесят, плавно и величественно поднимают и опускают наше суденышко. Это происходит настолько медленно, что если не обращать специального внимания, можно просто не заметить. Маленькие волнишки,  по  метру полтора, теснящиеся между пологих вершин этих исполинов, суетятся и торопятся раскачать наш кораблик. Но если устремить глаза вдаль, то толкотня эта не вызывает особого неудобства, ибо величие и красота Океана отвлекает от сиюминутной назойливой  суеты.
Пока, тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, как говориться, все системы работают нормально. И жизнь наша течет размеренно и философски. Есть время подумать, вспомнить былые приключения и организовать это в письма и заметки. Кораблик плывет сам по себе, управляемый автопилотом. Лишь иногда, пару, тройку раз в сутки необходимо чуть подкорректировать курс, да обвести взором привычно пустынный горизонт. После небольшой разминки, купания в кильватерной струе, держась за лесенку, и легкого завтрака, все придаются собственным забавам. Кто пишет дневники и письма, кто читает, кто просто сидит и смотрит на Океан. Ближе к ужину народ оживляется, принюхивается к запахам, доносящимся из кухни, и живо обсуждает культурную программы вечера. Чаще всего это просмотр фильма на компьютере. Все фильмы, хоть их и около четырехсот, уже просмотрены, и остается только заново наслаждаться самыми любимыми. А ведь каждому известно, что, сколько ни смотри хороший, глубокий фильм, ты будешь находить в нем только новые и новые смыслы.
Ночью все несут вахту вполглаза, и пол-уха, т.е. попросту спят. Если кому-то сквозь сон покажется, что что-то не так, то ли шлепки волн стали сильнее, то ли снасти чуть громче постукивают друг о друга, он лениво встает, вставляет ноги в шлепанцы и, зевая, идет проверять приборы. Чаще всего все бывает в порядке. Стрелки привычно показывают нужные углы ветров и курса, радар 16-ти мильную одинокость. Тогда кто-то чуть поправляет веревки шкотов, для приличия оглядывает взглядом непроглядную темень горизонта и снова погружается в сладкие объятия Морфея. Только кот Зинка ночью не спит. Он сидит на спасательном плотике и напряженно вглядывается в темноту. Он на охоте. Летучие рыбы, которые ночью падают на палубу - его добыча. Сегодня, по нашим подсчетам, он съел как минимум пять рыбин. Как в нем это помещается, непонятно.  Изловив, он приносит их в рубку и пожирает в наиболее защищенном от брызг и шума ветра месте. Утром весь пол рубки был усеян недоеденными хвостами, головами и чешуей. Зинка с полным животом лежал вытянувшись около кровати, по-видимому, не в силах на нее забраться. Было заметно, как голод постепенно уступал место остаточному аппетиту. Сначала он ел рыб целиком, затем начал оставлять кончики хвостов, потом выедал только филей и, наконец, просо надкусывал и бросал. Утром мы собрали оставшихся рыбин и нажарили целую сковородку.

14 марта
«Когда на сердце покоя нету,
когда оно февральским днем чего-то ждет...»
Из песни Олега Митяева
    Сегодня солнце село в положенное ему время в абсолютно прозрачную синь горизонта. Перед самым закатом Океан сделал нам обаятельный подарок. Дельфины!
  Как давно мы не  встречали этих прекрасных существ. И вот опять небольшая группа, наверное, пять шесть, так и хочется сказать человек, заскользила в волнах перед нашими носами. Мы, как всегда, приветствовали  их, свесившись с носовой палубы и стараясь коснуться скользких, гладких, обтекаемых плавничков. Эти дельфины были огромные, по сравнению с теми, которых мы встречали раньше, и более спокойные. Они мягко скользили с покатого склона волны, иногда чуть всплывая, чтобы сделать очередной выдох. Это был какой-то особый вид, снизу на животе  чуть пятнистые, а по спине проходила очень изящная темная линия. Смотреть на их форму и движения было невообразимо захватывающе и чудесно. Казалось перед нами само Совершенство.
15 марта
... поскольку спасти наши души
никто кроме нас не придет
Из песни Юрия Визбора
N 14° 39'
W 35° 11'
  Погода солнечная, ветер ровный 9-10 узлов, скорость 4-5 узлов, волнение небольшое. Все идеально, все здоровы и даже не укачиваются. Утром, общие купания, завтрак, дальше все занимаются кто чем.  Время от времени читаю книгу "Под парусом через океан" семьи Папазовых, легендарных болгар, совершивших беспримерные переходы через океаны на небольшой спасательной шлюпке. Каждый день переходов им давался с превеликим трудом, в заботах и лишениях. У нас же пока плавание, если не считать неудобство от морской болезни, -  одно удовольствие. Конечно, возможно, это плата за бессонные ночи, мозоли и работе на износ при подготовке к переходу, и вообще к плаванию. Когда машина настроена и учтена каждая мелочь, плавание это радость.
Единственная моя постоянная боль и дума среди этой непрерывно меняющейся красоты, это ностальгия по любимой  родине, родным и друзьям. Уж очень давно мы уехали их дому, и когда еще вернемся. Давно я уже понял, что  не космополит. По натуре я путешественник. Меня тянет линия горизонта, и все что скрывается за ней. Но Дом и Родина и для меня тоже очень близкие понятия. Я должен возвращаться, ибо долгая разлука с теми, кого любишь и тем, что любишь постепенно растворяет смыслы и цели самого путешествия. И в этом смысле нам также тяжело, как и Папазовым. Только тяжесть эта не физическая, а душевная. И еще не понятно, что тяжелее
19 марта
   «Только гордый буревестник
низко реет над волнами»
М. Горький
N 14°13
W 41°10
   Прошли уже почти половину пути. Опять на океане огромная длинная зыбь. Это отголоски штормов, которые один за другим идут по Северной Атлантике. Даже на карту погоды жутко смотреть, такой там ветер. У нас же по всем прогнозам продолжение прежней благодати.
  За день видим как минимум несколько птиц. И больших как буревестник, и маленьких размером с ласточку. Поразительно, как им удается выживать в 1000 милях от берега, практически в центре океана. Вспоминаю, как жестоко обманулся в свое время Элен Бамбар, совершавший беспримерный переход на резиновой лодке через океан. Свой вояж он предпринял, чтобы доказать, что жертвы кораблекрушения погибают не от голода и жажды, а от страха перед Океаном. Бамбар считал, что птицы появляются только за 200 - 300 миль от суши. И когда увидел первую, воспрял духом, поверив в скорое окончание  плавания. Однако был жестоко обманут, и продолжал в неведении плыть еще 600 миль.
   Еще с детства книга Элена Бамбара была для меня настольной. Именно жизнь таких людей дает надежду на то, что не перевелись на земле настоящие Герои. А Герои дают человеку пример высокого полета души, жертвы ради благородных целей, о вообще осмысленности существования Человека.
   Солнце опустилось в океан большим красным мячом. Сразу стало сумрачно и умиротворенно. Резкие грани волн стали мягкими и округлыми, окрасившись в пурпурные и темно-фиолетовые тона. Теплый ровный ветер создает ощущение комфорта и защищенности. Волны кажутся ласковыми существами, которые нежно  и мягко подталкивают наш кораблик к заветной цели. Океан, как  седовласый дедушка, осторожно держит нас в своих заботливых руках.
20 марта
Мы постоим на этом перевале
И молча двинем в новую долину
Из песни Ю. Визбора
N 14°24
W 43°13
   Ну вот, половина атлантического перехода позади. Погода и лодка продолжают радовать своим постоянством. После бесконечных мелочных поломок на Канарах и в Сенегале, это воспринимается как подарок Бога. Читая и перечитывая наших коллег кругосветчиков, я отмечаю, что они постоянно пишут о трудностях с погодой, поломках и упорной работой по их преодолению. Читая и перечитывая наши писания, я отмечаю восторженные и счастливые дифирамбы. Однако у нас такой пахоты было, наверное, не меньше, чем у настоящих Героев. Просто о ней как-то не хочется упоминать. А хочется успеть отразить Красоту и Величие Мира.
   Сегодня я размышлял о том, счастливый я человек или не совсем. Вот исполняется моя мечта. Столько лет я шел к этому. Кругом как раз та картинка, которую я многократно представлял в своем воображении. Однако что- то мне не хватает. Может ностальгия по дому, может неопределенность будущего, может поиск новых смыслов и целей. Сознание мое не может вместить этого. Ведь счастье это что-то, что переживается целостно, одномоментно, и только отмечается как данность.
  С другой стороны, все, что происходит вокруг, вся эта разлитая Благодать, которую дарит Океан в красках, впечатлениях и величии невозможно  воспринимать иначе как счастье. Что еще нужно человеку? Такова, наверное, наша природа. Что ему не дай, все мало.
  Однако, сегодня как никак, а событие - половина пути. Это рубеж, и он успешно взят. Уже готовиться праздничный ужин.  И здесь в центре качающегося водяного безмолвия, мы поддерживаем атмосферу маленького обитаемого мирка, с его простыми человеческими радостями, заботами и сомнениями.
Да будет так.

28 марта
Скоро берег
 " И на четвертый день сотворил Бог твердь"
Из библии
N 13° 15
W 58° 50
Земля! Так и хочется сказать долгожданный миг, но не поворачивается язык. Уж очень захватывающее это состояние - пересечение океанов. На горизонте показались пока неясные контуры острова Барбадос. Позади почти две с половиной тысячи миль (если считать от Африки, а если от островов Кабо-Верде около двух тысяч сто). Мы уложились за двадцать два дня.
  Хочется подвести своеобразный итог нашего перехода. Я рад, что наша лодочка с честью выдержала этот экзамен. И хотя погода благоприятствовала нам, тем не менее, волны всю дорогу были нешуточные. Практически за все время мы очень редко притрагивались к рулю, Благовест, как послушный и умный конь, вез нас сам спокойно в нужном направлении. За исключением двух перетертых тросиков, да пары ползунков на гроте, никаких поломок не было. Сорванные листы каучукового покрытия не в счет, будем считать это просто недоработкой.
  К концу перехода почти все довольно сносно переносили качку, так что дальние переходы нам могут быть не только доступны, но и приносить удовольствие и радость. Мы  поймали большую рыбу, и хоть она оказалась в единственном числе, важнее возрожденная вера в то, что в океане рыба есть. Мы поверили в свои силы, в то, что можем пересекать океаны. Мы научились быстро и эффективно использовать почтовый канал связи через короткие волны.
   Мы пока не перессорились и не передрались окончательно, хотя почти все время находимся в одном пространстве, расходясь по каютам только на ночь. И если проследить динамику отношений после ухода с Канар, то можно сказать, что она даже имеет некоторую положительную составляющую. Конечно, я имею в виду отношения между парами, а не внутри нас с Анечкой. Здесь царит полная Любовь и Благодать.
   Ну и, конечно, мне этот переход в отношении внутреннего мира для меня значил очень много. Произошла трансцедентальная встреча с чем-то Огромным, Великим, Вечным. Час за часом, день за днем, закат за закатом, волна за волной, постепенно раскрывали мою душу, вымывали и выдували из нее страхи и сомнения, делали ее наполнение, чище, шире и свободнее. Не было ментальных размышлений или надуманных откровений. Все происходило тихо, как-то невзначай, в подсознании, в каких-то неведомых внутренних измерениях. Но эта Встреча состоялась. Я чувствую это как неведомый шепот, как уверенность невыразимой словами Мудрости и Бесконечности. И это осталось во мне сжатой спиралью внутренней Энергии и Силы. Да славен, будь Его Величество Океан. И спасибо Господу, что дал нам сделать это.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.