.RU

Литература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века» - 15

Тема:

Рассказ Джойса «Эвелин».
Вопросы для обсуждения:
О чем этот рассказ?
От чьего лица ведется в нем повествование? Сравните, какое место в тексте принадлежит словам рассказчика и какое мыслям героини?
Как передано в рассказе движение времени? Как соотносятся временные пласты — прошлое-настоящес-будущее?
Как проявляется это соотношение в структуре текста? Из сколь- ких частей он состоит? Почему первая часть длиннее второй?
Какое место принадлежит мыслям о прошлом и мыслям о на- стоящем?
Содержится ли в тексте рассказа намек на принимаемое Эвелин в финале решение? Почему она его принимает? Воспринимается ли развязка рассказа как неожиданность? Если нет, то почему?
Какое место занимает «Эвелин» среди других рассказов сбор- ника «Дублинцы»?
Как соотносите вы понимание Джойсом «истинного драматиз- ма» с рассказом «Эвелин»?
Если литература, в понимании Джойса, — «это сфера частных жизненных коллизий и характеров», а драма — сфера «бессмерт- ных страстей и непреложных человеческих истин», то к чему бли- же «Эвелин»?
И вновь: о чем этот рассказ, какова его тема, какое место при- надлежит ему в творчестве Джойса?

Тема:

^ Импрессионизм прозы Вулф («Королевский сад»).
Вопросы для обсуждения и задания:
Характерные приемы импрессионизма в живописи — штрихо- вое письмо, отказ от контурной линии. Постарайтесь найти нечто общее с этим в тексте рассказа «Королевский сад». Определите тему этого рассказа и выделите ключевые фрагменты, ее раскрывающие.
Возможно ли сопоставление принципа организации этого тек- ста с принципами кинематографа? Объясните почему.
Выделите отдельные лейтмотивы в рассказе.
Как восприятие цветовой гаммы окружающего мира и ее от- тенков раскрывает внутреннее состояние героев?
Вспомните, каковы традиционные реалистические приемы со- здания образа, и подумайте, почему автор от них отказывается.
Обобщите свои наблюдения и сделайте выводы об импрессио- нистических приемах в рассказе Вулф «Королевский сад».
10'
147
Модернизм Английская и ирландская литература

Тема:

^ Рассказ Лоуренса «Запах хризантем» в контексте литера- турного процесса начала XX века
Вопросы для обсуждения и задания
Взаимодействие разных литературных направлений — характер- ная особенность литературного процесса начала XX века. Какие из них присутствуют в тексте рассказа Лоуренса? Подтвердите свои наблюдения примерами из текста.
Согласны ли вы с утверждением Вирджинии Вулф, что за спи- ной у Лоуренса «не стоит литературная традиция», и «это очень сильно сказывается на его творчестве»?
Как бы вы определили тему каждой из частей рассказа? Поче- му они не одинаковы по объему?
Какими художественными средствами передается движение ре- ального времени9 Как показано в рассказе движение времени ин- дивидуального9 Чем наполнены минуты ожидания?
Определите систему микроконфликтов рассказа.
Определите подход Лоуренса к теме человеческого одиночества
Как выходит Лоуренс в сферу «бессмертных страстей и непре- ложных человеческих истин», свойственных, по определению Джойса, для истинного иогусства?

Тема:

^ Поэма Т С Элиота «Бесплодная земля»
Предлагается выделить следующие аспекты: мифологизм поэ- мы; ассоциативность образов; трагическая ирония; символизм. Об этих особенностях произведения Т.С. Элиота разговор лучше вести с текстом в руках, прочитывая его строку за строкой и комменти- руя читаемое. Такое «пристальное чтение» поможет сосредоточить- ся, выявляя по мере погружения в текст затрагиваемые и трактуе- мые проблемы, а также приемы и способы их раскрытия автором. Чтение поэмы проводится в аудитории с опорой на приводимые в конце поэмы комментарии.
Процесс такого прочтения «Бесплодной земли» — дело слож- ное. В ходе обсуждения возникнут сопоставления произведения Т.С. Элиота с другими явлениями литературы 20-х годов, с теми откликами, которые получили события первой мировой войны в творчестве его современников.

ЛИТЕРАТУРА


Работы общего характера


Аникин Г В, Михальская Н П. История английской литературы. — М Высшая школа, 1985
^ Бушманова Н.И Английский модернизм психологическая проза — Ярославль, 1993
]4Я
Литера!ура
Ивашева В В Литература Великобритании XX века — М Высшая шко- ла, 1984
ЖантчеваД Г Английский роман XX века — М Высшая школа, 1965
Михальская Н П Пути развития английского романа 1920—1930-х го- дов. — М Высшая школа, 1966
^ Михальская Н.П , Аникин Г В Английский роман XX века. — М . Вы- сшая школа, 1982.

Джеймс Джойс


Джойс Джеймс Дублинцы — М . Известия, 1982 — (Предисловие Е Гениевой)
Джойс Джеймс Улисс.— Иностранная литература — 1989 — № 1— 12. — (Вступление Д.С Лихачева. Комментарии Е. Гениевой).
Жантиева Д Г. Джеймс Джойс — М.. Высшая школа, 1967.
Элиот Т С «Улисс», порядок и миф — Иностранная литература — 1988. — № 12 — (Вступление Е Гениевой).

^ Вирджиния Вулф


Вулф Вирджиния. Избранное. — М . Художественная литература, 1989 — (Вступительная статья Е. Гениевой).
Вулф Вирджиния. Флаш Рассказы Повесть — М.. Известия, 1986 — (Предисловие Е. Гениевой)
Форстер Э М Вирджиния Вулф // Э.М. Форстер. Избранное. — Л.:
Художественная литература, 1977.

Дэвид Герберт Лоуренс


Лоуренс Д.Г. Дочь лошадника: Рассказы. — М.. Известия, 1985. — (Пре- дисловие Н. Пальцева).
Лоуренс Д.Г. Сыновья и любовники. — М.' Художественная литерату- ра, 1991. — (Вступительная статья Н. Михальской).
Лоуренс Д.Г. Любовник леди Чаттерли. — Иностранная литература. — 1989.- №9-11
Олдингтон Р. Дэвид Герберг Лоуренс. Заметки // Лоуренс Д Г Дочь лошадника Рассказы. — М.' Известия, 1985.

Томас Стернз Элиот


Элиот Т С Избранная поэзия — СПб., 1994
Элиот Т С Бесплодная земля Избранные стихотворения и поэмы — М , 1971.
Ионкис Г.Э. Английская поэзия

XX

века — М., 1980. Красавченко Т.Н. Английская литературная критика

XX

века — М., 1994. Мортон А.Л От Мэлори до Элиота — М., 1970. Маттисен Ф И Ответственность критики — М., 1972.

^ ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. МОДЕРНИЗМ


Литература французского модернизма — явление сложное по содержанию, разнообразное по форме и пестрое по составу. Она представлена такими, казалось бы, разными школами, группами, течениями, как «поток сознания», сюрреализм, дадаизм, унани- мизм, драма абсурда, «новый роман» и др. Однако это разнообра- зие не скроет близости позиций французских модернистов, когда речь заходит об отношении к реалистической традиции и об ос- мыслении места человека в мире, возможностей познания окружа- ющей действительности.
Родоначальник французского модернизма М. Пруст с величай- шим почтением относился к творчеству своих предшественников в жанре романа — Стендаля, Бальзака, Флобера, Франса. Некото- рым из крупнейших писателей-реалистов Пруст многим был обя- зан в своем творчестве: он учился психологическому анализу у ав- тора «Красного и черного», мастерству создания литературной фре- ски, масштабности изображения — у Бальзака, приемам написания интеллектуального романа, насыщенного сложными культурными реминисценциями и философской проблематикой — у Франса.
Однако в своем романе «В поисках утраченного времени» (опубл. 1913—1927) Пруст создает свой оригинальный вариант по-бальза- ковски многотомного цикла — «роман-поток», в котором стендалев- ский психологизм преобразуется в особую технику «потока созна- ния», а внутренний монолог поглощает всю романную структуру.
Традиционные формы романного повествования не удовлетворя- ют прустовской потребности в субъективизации художественной ре- альности. Исходным тезисом Пруста становится мысль: «Все — в со- знании, а не в объекте». Для Пруста подлинное бытие — не вне, а внутри сознания. Человек для автора «В поисках утраченного време- ни» это «Homo Reminiscens» («Человек вспоминающий»). Модернист Пруст не верит в возможности разума. «С каждым днем я все менее ценю разум. С каждым днем все более отдаю себе отчет в том, что только выйдя за его пределы, писатель может вновь овладеть чем-то из наших впечатлений, то есть извлечь нечто такое из себя самого, что и есть единственный предмет искусства», — заявляет Пруст в пре-
150
Вступителыия сгатьн
дисловии к книге «Против Сент-Бёва». Зато самой высокой оценки удостаивается бергсоновская интуиция, проявляющаяся в те редкие мгновения «озарений», когда мир благодаря действию механизма не- произвольной памяти освобождается от притупляющего остроту вос- приятия действия привычки и предстает в своей подлинности, то есть в первозданной свежести и остроте впечатления.
Другой мэтр французского модернизма, лауреат Нобелевской премии Андре Жид был в не менее сложных отношениях с класси- ческой и реалистической традициями французской литературы. А. Жид называл себя «лучшим представителем классического искус- ства» в литературе Франции на рубеже XIX—XX веков. В список десяти лучших французских романов он включил «Пармскую оби- тель» Стендаля, «Кузину Бетту» Бальзака и «Мадам Бовари» Фло- бера. Жид неизменно восторженно отзывался о Достоевском, кото- рому посвятил книгу биографического характера. Все это не поме- шало А. Жиду утверждать, что лучшее средство возродить современное ему искусство — это «...удалить его от жизни».
А. Жид — тонкий психолог и моралист, отстаивающий в своих произведениях («Яства земные», 1897; «Имморалист», 1902; «Под- земелья Ватикана», 1914) право человека быть свободным и счаст- ливым, культивирующий полноту и многообразие ощущений.
А. Жид, подобно Прусту, скептически относится к возможно- стям интеллекта. Культура, познания, добытые усилием разума не приносят счастья, не дают главного — ощущения полноты бытия. Только бросив научные штудии и отправившись в Африку, глав- ный герой романа «Имморалист» Мишель обретает себя, свое по- длинное «я», а вместе с ним — физическое и душевное здоровье. Для другого героя-имморалиста А. Жида Лафкадио из «Подземе- лий Ватикана» способом подлинного бытия становится «бесцель- ное действие» («Action gratuite»). Но моралист Жид не скрывает от читателя своих сомнений: за свободу, обретенную Мишелем, пла- тит ни в чем не повинная, умная, тонкая и любящая его Марсели- на; эксперимент Лафкадио приводит к гибели жалкого и безобид- ного Флериссуара. Ницшеанское преклонение перед сверхчелове- ком соединяется у А. Жида с гуманистической традицией реалистической литературы, с раздумьями о нравственных послед- ствиях совершаемых поступков.
А. Жид создает свой вариант модернистского романа, «роман идей», «чистый роман». Таким романом становятся его «Фальши- вомонетчики» (1925), своеобразный «роман в романе», в котором Жид пытается очистить жанр от чуждых ему элементов, каковыми автор считает интригу, характеры, внешние эффекты.
М. Пруст и А. Жид демонстрируют одну из характерных черт французского модернизма, особенно на раннем этапе его разви-
151
Французская литература. Модернизм
тия — связь с классической традицией интеллектуального, анали- тического романа.
В поэзии эта тенденция особенно отчетливо проявилась в твор- честве Поля Валери, основоположника интеллектуальной лирики во французской литературе. Главный герой поэзии П. Валери — «со- знание себя сознающее». Неслучайно через все его творчество про- ходит образ Нарцисса, символизирующий зачарованность творче- ского сознания собственными глубинами.
Валери не верит в познаваемость мира: постоянный мотив его стихотворных сборников «Юная парка» (1917), «Морское клад- бище» (1920) — мысль о бессилии человеческого разума. Отсюда скептическое отношение поэта к принципам реалистической эс- тетики. В статье «Искушение (святого) Флобера» Валери так гово- рит о крупнейшем писателе-реалисте: «Флобер верил, вместе со своей эпохой, в ценность «исторического документа» и в наблю- дение действительности, голой и неприкрашенной. Но то были лживые идолы. Единственное реальное в искусстве — это искус- ство». Так у Валери, как и у Пруста, искусство становится само- ценным, самодовлеющим, единственным способом существова- ния художника в мире.
Индивидуалистическим ценностям символистов — Пруста, Жи- да и Валери — унанимисты противопоставили культ единения людей («unanime» — единодушный), слияния человека с природой. Уна- нимизм как литературное течение возник в 1905—1906 годах. В группу входили Ж. Ромен, Ш. Вильдрак, Р. Аркос, Ж. Дюамель и др. Кон- цепция унанимизма сложилась под влиянием идеи «психической длительности» А. Бергсона, а также социологии Э. Дюркгейма, «пси- хологии толпы» Г. Лебона и прагматизма У. Джеймса.
Унанимисты стремились подчинить внешний мир внутренней экспрессии. Правда, экспрессивность унанимистов иной природы, нежели субъективизм Пруста и Жида. Исследование индивидуаль- ной психологии в произведениях унанимистов заменяется изуче- нием и изображением коллективного сознания. Причем, сознание коллектива мыслится не как исторически обусловленное явление, а как неделимая душевная стихия, некая самостоятельная психи- ческая реальность. Унанимисты отказываются от социального ана- лиза ради исследования мистической коллективной души. Они убеж- дены, что мир нельзя познать, но им можно овладеть. Единоду- шие, общий коллективный порыв позволяет овладеть текущей над миром душевной энергией человечества.
Еще более отчетливо разрыв с реалистической традицией об- наруживается в поэзии сюрреализма. Сюрреализм возник в конце 10-х — начале 20-х годов XX века. Его основатели А. Бретон, Ф. Су- по, Л. Арагон, П. Элюар. При своем зарождении сюрреализм был
152
Вступительная стачья
тесно связан с дадаизмом Т. Тцара. Сюрреалисты провозгласили полное освобождение подсознательных импульсов человека с по- мощью особой, разработанной ими литературной техники — «ав- томатического письма». Сюрреалисты уподобляют процесс творче- ства галлюцинации, сну, бреду. В эстетике сюрреалистов уже ниче- го не осталось от того аналитизма, стремления к упорядоченному прояснению сложных психических явлений, которые можно на- блюдать в творчестве М. Пруста, А. Жида, П. Валери.
Сюрреалисты — последовательные иррационалисты, отверга- ющие не только разум как способ познания или критерий истины, но и вообще всякую логику и лишь фиксирующие с точностью фотопленки вспышки подсознания. В «Манифесте сюрреализма» (1924) А. Бретон с сожалением констатировал: «...Мы все еще жи- вем под властью логики . Но в наши дни логические методы применимы лишь при разрешении второстепенных по смыслу про- блем».
Сюжет, характер, конфликт — все эти категории окончательно разрушаются в сюрреалистических «автоматических текстах». Сюр- реалистический образ строится на произвольных ассоциациях, на фиксации первого пришедшего в голову слова. По выражению А. Бретона, «сюрреализм — чистый психический автоматизм , диктовка мысли за пределами всякого контроля, осуществляемого рассудком ».
Очевидно, что, если М. Пруст, А. Жид, П. Валери, унанимисты так или инчае, сложными, подчас противоречивыми чувствами «любви-ненависти» связаны с линией классической аналитической, а порою и реалистической литературы, то сюрреализм ориентиру- ется скорее на поэтические открытия романтиков и символистов:
на романтическую теорию двоемирия, на супранатурализм Жера- ра де Нерваля, на концепцию поэта-ясновидца А. Рембо и новый реализм Г. Аполлинера.
Таким образом, можно констатировать постепенное нараста- ние иррационалистических тенденций во французской модернист- ской литературе первой трети XX века, все более последователь- ный отход от традиций реалистической литературы, а подчас и разрыв с ними.
После второй мировой войны развитие модернизма вступит в новую фазу. Открытия модернистов первой половины века будут использованы в экзистенциалистской литературе (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Ж. Ануй и др.), в «новом романе» (Н. Саррот, А. Роб- Грийе, М. Бютор, К. Симон и др.) и драме абсурда (Э. Ионеско, Ж. Жене, Б. Виан) с их установкой на разрушение характера, мифо- логизацию и депсихологизацию.
153
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.