.RU

Тема 5. Характеристика судебной власти и ее органов - Учебное пособие по дисциплине «Правоведение»

Тема 5. Характеристика судебной власти и ее органов



  1. Общая характеристика судебной власти.

  2. Назначение, порядок формирования, полномочия Конституционного Суда Украины.

  3. Задачи, система, полномочия судов общей юрисдикции.

  4. Правовой статус судей, народных заседателей и присяжных.

1.

В ст. 6 Конституции Украины закреплен важнейший принцип организации государственной власти в демократическом государстве – принцип разделения властей на три самостоятельные и независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Все ветви государственной власти равноправны, независимы и отличаются одна от другой специфичными признаками, задачами и т.д.
Суть знаменитой теории Шарля Монтескье о разделении властей выражена следующим словами: «Если власти законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станут издавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их не будет свободы и в том случае, если судебная власть не будет отделена от власти законодательной и исполнительной». Сам автор этой теории не абсолютизировал разделение власти на три ветви и не изолировал одну ветвь от другой.
В соответствии со ст. 124 Конституции Украины такими органами является Конституционный Суд Украины и суды общей юрисдикции. Создание чрезвычайных и особых судов в Украине не допускается (ст. 125).
Конституционный Суд Украины осуществляет такой вид правоохранительной деятельности как конституционный контроль. Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, то есть рассматривают и разрешают споры (конфликты) в правовой сфере и принимают соответствующие решения, в установленном законом порядке от имени государства.
Основными задачами органов судебной власти являются:
- гарантирование верховенства Конституции Украины на всей территории Украины (обеспечение конституционности правовых актов);
- обеспечение в судебном порядке защиты гарантированных Конституцией Украины и законами прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства.
^ Основные признаки судебной власти:
1. Судебная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Наличие независимой судебной власти является одним из главных признаков демократического, правового государства. Независимость проявляется при принятии судебных решений.
Независимость судебной власти является общепризнанной в международном праве. Обеспечение независимости судей осуществляется в соответствии с “Основными принципами независимости судебных органов” (утвержденных резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября и 13 декабря 1985 г.) и другими международными документами. Все государственные и другие учреждения обязаны уважать независимость судебных органов.
2. Только судебная власть осуществляет правосудие и конституционный контроль. Правосудие является специфическим направлением реализации государственной власти и основным полномочием судебной власти.
3. Представителями судебной власти в Украине являются Конституционный Суд Украины и суды общей юрисдикции. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается (ст. 124 Конституции Украины).
4. Носителями судебной власти являются профессиональные судьи, а в установленных законом случаях - народные заседатели и присяжные. На судей возложены обязанности по обеспечению полноты, всесторонности и объективности при рассмотрении дел.
5. Судебная власть реализуется в формах гражданского, хозяйственного, уголовного, административного, конституционного судопроизводства. “Судопроизводство” - это деятельность соответствующих судов по рассмотрению и разрешению дел, отнесенных процессуальным законодательством к их компетенции.
6. Органы судебной власти при осуществлении правосудия действуют на основе закона. Кроме процессуального законодательства (УПК, ГПК, ХПК, КАС), к конкретным обстоятельствам судьи применяют нормы материального права (гражданского, хозяйственного, семейного, трудового, уголовного и др.).
7. Органы судебной власти при принятии решений наделены правом применять или не применять государственное принуждение. При рассмотрении уголовного дела, например, вынесение оправдательного приговора, указывает на неприменение судом государственного принуждения.
8. Все судебные решения, вступившие в законную силу, подлежат исполнению на всей территории Украины, а в некоторых случаях, за ее пределами. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий, а также судебные решения являются обязательными. За неуважение к суду и за неисполнение решений суда виновные лица привлекаются к юридической ответственности.
Правосудие осуществляется на установленных законодательством принципах. Нарушение принципов правосудия (судопроизводства) во время рассмотрения дела является основанием для отмены судебного решения.
В ст. 129 Конституции Украины закреплены основные

принципы

судопроизводства (они называются конституционными):

  1. законность;

  2. равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом;

  3. обеспечение доказанности вины;

  4. состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности;

  5. поддержание государственного обвинения в суде прокурором;

  6. обеспечение обвиняемому права на защиту;

  7. гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами. (Рассмотрение дел во всех судах является открытым, и каждый гражданин имеет возможность присутствовать при рассмотрении дел в суде. Исключения из этого принципа прямо предусмотрены в процессуальном законодательстве. Однако даже если дело рассмотрено в закрытом судебном заседании, приговоры и решения судов во всех случаях провозглашаются публично. Весь ход судебного разбирательства фиксируется в протоколе судебного заседания);

8. обеспечение апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, кроме случаев, предусмотренных законом. Сущность этого принципа заключается в праве на обжалование судебного решения;
9. обязательность решений суда.
Статья 129 Конституции Украины дает не исчерпывающий перечень принципов судопроизводства. Так, например, в ст. 62 Конституции Украины закреплено, что лицо считается невиноватым в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке и установлена обвинительным приговором суда, вступившим в законную силу. С точки зрения закона никто не обязан досказывать свою невиновность в совершении преступления. Обвинение не может строиться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях.
В ст. 10 Закона Украины “О судоустройстве Украины” (2002 г.) закреплено, что судопроизводство осуществляется на государственном языке. Это еще один принцип судопроизводства.
Полномочия судов по вопросам контроля за законностью действий органов дознания и следствия, их должностных лиц значительно расширились. Конституция Украины впервые установила судебный порядок проверки в течение 72 часов обоснованности задержания граждан, подозреваемых в совершении преступлений, и закрепила право граждан обжаловать в суде свое задержание.
Кроме этого, Конституция установила судебный порядок взятия под стражу граждан, получение согласия на производство осмотра или обыска жилища. Изменен порядок наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку; при этом суд проверяет наличие достаточных для этого оснований и не допускает необоснованного ограничения конституционных прав граждан.

2.

Порядок организации и деятельности Конституционного Суда Украины регулируется Конституцией Украины (р. ХII) и Законом “О Конституционном Суде Украины” от 16 октября 1996 года.
Конституционный Суд Украины является единственным органом конституционной юрисдикции в Украине, основной

задачей

которого является гарантирование верховенства Конституции Украины как Основного закона государства на всей территории Украины. Его деятельность основывается на принципах верховенства права, независимости, коллегиальности, равноправия судей, гласности, полноты и обстоятельности рассмотрения дел и обоснованности принятых им решений.
Конституционный Суд Украины состоит из 18 судей: по шесть судей назначают Президент, Верховная Рада, съезд судей Украины сроком на 9 лет без права повторного избрания.
Президент проводит консультации с Премьер-министром и Министром юстиции Украины относительно кандидатур на должности судей Конституционного Суда.
Верховная Рада Украины назначает судей Конституционного Суда тайным голосованием путем заполнения бюллетеней. Предложения по кандидатурам на должность судей имеют право вносить Председатель Верховной Рады Украины, или не менее чем 1/4 народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады. Соответствующий комитет представляет Верховной Раде свои заключения по каждой кандидатуре.
Съезд судей Украины по предложению делегатов съезда открытым голосованием большинством голосов присутствующих делегатов съезда определяет кандидатуры на должность судей Конституционного Суда Украины для включения в бюллетени для тайного голосования.
Председатель Конституционного Суда Украины избирается членами Конституционного Суда на специальном пленарном заседании из состава судей Конституционного Суда путем тайного голосования сроком на три года без права повторного избрания. Председатель имеет двух заместителей из числа избранных судей.
В состав Конституционного Суда Украины может быть избран гражданин Украины, достигший на день назначения 40 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж практической, научной или педагогической работы по специальности не менее десяти лет, владеющий государственным языком и проживающий на территории Украины на протяжении последних двадцати лет.
К

полномочиям

Конституционного Суда Украины в соответствии со статьями 150-151 Конституции Украины, а также ст. 13 Закона Украины “О Конституционном Суде Украины” относятся:
1) решение вопросов о соответствии Конституции Украины законов и иных правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым.
По этому вопросу в Конституционный Суд Украины имеют право обращаться Президент Украины, не менее 45 депутатов Верховной Рады Украины, Верховный Суд Украины, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Верховная Рада Автономной республики Крым.
2) официальное толкование Конституции Украины и законов Украины. Субъекты этого права: Президент Украины, не менее 45 депутатов Верховной Рады Украины, Верховный Суд Украины, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Верховная Рада Автономной республики Крым; органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления.
3) по обращению Президента Украины или Кабинета Министров Украины дает заключение о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность;
4) по обращению Верховной Рады Украины Конституционный Суд дает заключение относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента.
Законы и иные нормативные акты по решению Конституционного Суда Украины признаются неконституционными полностью или частично, если они не соответствуют Конституции Украины, если была нарушена процедура их рассмотрения, принятия или вступления их в силу, а также имело место превышение конституционных полномочий при их принятии.
Решения принимаются, заключения даются Конституционным Судом Украины поименным голосованием путем опроса судей. Судьи Конституционного Суда Украины не имеют права воздерживаться от голосования. Решения и заключения Конституционного Суда мотивируются в письменном виде, подписываются отдельно судьями, которые голосовали за их принятие и которые голосовали против их принятия и обнародуются в течение следующего рабочего дня после их принятия.
Решения и заключения Конституционного Суда Украины подписываются не позднее семи дней после принятия решения, дачи заключения. Решения Конституционного Суда являются обязательными для исполнения на территории Украины, окончательными и обжалованию не подлежат. Решения и заключения вместе с особым мнением судей Конституционного Суда публикуются в «Вестнике Конституционного Суда Украины» и в других официальных изданиях Украины.
Не относятся к полномочиям Конституционного Суда Украины вопросы о законности актов органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления. Конституционный Суд Украины не рассматривает вопросы, которые относятся к компетенции судов общей юрисдикции.

3.

Правовой основой формирования судов общей юрисдикции является Конституция Украины (р. VIII), Закон ”О судоустройстве Украины” от 7 февраля 2002 г. и др.
Деятельность судов общей юрисдикции направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, защиту прав и законных интересов. Указанные суды рассматривают гражданские, уголовные, хозяйственные, административные дела.
Суды общей юрисдикции создаются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юстиции Украины, согласованному с Председателем Верховного Суда Украины или председателем соответствующего высшего специализированного суда (если идет речь о создании специализированных судов).
Система судов общей юрисдикции в Украине строится на принципах территориальности и специализации (ст. 125 Конституции Украины). В системе судов общей юрисдикции действуют общие и специализированные суды отдельных судебных юрисдикций (ст. 19 Закона Украины “О судоустройстве Украины”).
^ Военные суды относятся к общим судам и осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях, образованных в соответствии с законом (например, рассматривают дела о защите чести и достоинства, где сторонами являются военнослужащие или военные организации и др.).
Специализированными судами, которые входят в единую систему судов общей юрисдикции, являются хозяйственные и административные суды.
^ Хозяйственные суды осуществляют правосудие в хозяйственной сфере, они разрешают все хозяйственные споры, которые возникают между юридическими лицами (например, дела о возмещении убытков, дела о банкротстве и др.)
^ Административные суды рассматривают споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий (органом государственного управления) относительно его решений, действий или бездеятельности и др.
^ В систему судов общей юрисдикции входят:
Высшие судебные органы:
- Верховный Суд Украины - наивысший орган в системе судов общей юрисдикции;
- Высший хозяйственный суд Украины;
- Высший административный суд Украины.
^ Апелляционные суды:
- Апелляционный суд Украины;
- апелляционные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных);
- военные суды регионов и Военно-морских Сил Украины;
- хозяйственные апелляционные суды, созданные в соответствии с Указом Президента Украины “О создании апелляционных хозяйственных судов и утверждении сети хозяйственных судов Украины” от 11 июля 2001 г. № 511/2001 с последующими изменениями и дополнениями. Юрисдикция апелляционных хозяйственных судов распространяется как на одну, так и на несколько областей: Днепропетровский апелляционный хозяйственный суд (Днепропетровская, Кировоградская область), Донецкий апелляционный хозяйственный суд (Донецкая область), Житомирский апелляционный хозяйственный суд (Винницкая, Житомирская, Хмельницкая области), Запорожский апелляционный хозяйственный суд (Запорожская, Херсонская области), Киевский апелляционный хозяйственный суд (Черниговская область, г. Киев), Киевский межобластной апелляционный хозяйственный суд (Киевская, Полтавская, Черкасская области), Луганский апелляционный хозяйственный суд (Луганская область), Львовский апелляционный хозяйственный суд (Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Черновицкая области), Одесский апелляционный хозяйственный суд (Николаевская, Одесская области), Севастопольский апелляционный хозяйственный суд (Автономная Республика Крым, г. Севастополь), Харьковский апелляционный хозяйственный суд (Харьковская, Сумская области).
- административных апелляционных судов, созданных в соответствии с Указом Президента Украины “О создании местных и апелляционных административных судов, утверждении их сети и количественного состава судей” от 16 ноября 2004 г. N 1417/2004. В Украине действуют апелляционные административные суды, юрисдикция которых распространяется на несколько областей: Днепропетровский апелляционный административный суд   (Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская области); Донецкий апелляционный административный суд (Донецкая, Луганская области); Киевский апелляционный административный суд  (Винницкая, Житомирская, Киевская, Черкасская, Черниговская области и г. Киев); Львовский апелляционный административный суд  (Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая области); Одесский апелляционный административный суд  (Николаевская, Одесская, Херсонская области); Севастопольский апелляционный административный суд  (Автономная Республика Крым, г. Севастополь); Харьковский апелляционный административный суд (Полтавская, Сумская, Харьковская области).

Местные суды:


- районные, районные в городах, городские и межрайонные суды;
- военные суды гарнизонов;
- хозяйственные суды (Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя);
- окружные административные суды (Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя).
Местные суды являются судами первой инстанции, рассматривают гражданские, уголовные, хозяйственные, административные дела по существу, то есть в судебном заседании впервые, непосредственно, с участием сторон и на основе их равенства и состязательности процесса и других принципов правосудия, исследуют доказательства путем допроса обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, других участников. В результате чего суд выносит судебное решение (по уголовному делу - приговор).
Суды апелляционной инстанции рассматривают дела в апелляционном порядке коллегиально, в составе не менее 3-х судей. Если участники судебного процесса не удовлетворены решением (приговором) суда, они имеют право направить апелляционную жалобу (через суд первой инстанции, вынесший судебное решение). Процессуальным законодательством установлен срок для обжалования судебных решений в апелляционном порядке, после чего оно вступает в законную силу. Процессуальное законодательство (УПК, ГПК, ХПК, КАС Украины) предусматривает некоторые особенности рассмотрения общими и специализированными судами дел в апелляционном порядке.
Суды кассационной инстанции (Верховный Суд Украины и высшие специализированные суды) проверяют законность и обоснованность судебный решений, вступивших в законную силу (местных и апелляционных судов). Эти суды имеют право выйти за пределы кассационных требований (изложенных в кассационной жалобе), если этим не ухудшается положение осужденного или оправданного.
Таким образом, деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений. Основной целью деятельности судов является защита и восстановление нарушенных прав и свобод, в частности путем принятия мер государственного принуждения к лицам, посягающим на охраняемые законом права и законные интересы.

^ 4.

Конституцией Украины и Законом Украины “О статусе судей” установлены требования к кандидатам в профессиональные судьи и к судьям.
Судья

- это должностное лицо государственной власти, которое наделено в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и выполнять свои обязанности на профессиональной основе. Под статусом судей понимается совокупность их прав, обязанностей, а также гарантий обеспечения этих прав и выполнения обязанностей.
Все судьи системы судов общей юрисдикции имеют одинаковый статус и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Статус судей Конституционного Суда Украины имеет некоторые особенности.
В “Рекомендациях Комитета министров государствам - членам Совета Европы о независимости, действенности и роли судей” (от 13 октября 1994 г.) отмечается, что судьи обязаны:
- работать по каждому делу полностью независимо и без какого-либо постороннего влияния;
- рассматривать дела беспристрастно, опираясь на собственную оценку фактов и собственное толкование закона;
- обеспечить каждой стороне одинаковые возможности быть выслушанной;
- соблюдать процедурные права каждой из сторон и др.
“Европейская хартия о статусе судей” закрепила, что судьи обязаны воздерживаться от любого поведения, действий или высказываний, которые могут серьезно повлиять на доверие общественности к их беспристрастию и независимости. Кроме того, она установила, что судьей может быть лицо, способное свободно и беспристрастно оценивать дела, которые передаются на его рассмотрение, и применять закон с уважением к достоинству человека.
Профессиональный судья не может принадлежать к политическим партиям, принимать участие в какой-либо политической деятельности, иметь представительский мандат (например, быть депутатом), занимать какие-либо другие оплачиваемые должности, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.
Судьей местного суда может быть назначен гражданин Украины не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее 3-х лет, проживающий в Украине не менее 10 лет и владеющий государственным языком. Для избрания судьей апелляционных судов и высшего звена судебной системы установлен повышенный возрастной ценз и более длительный стаж работы по юридической специальности, в том числе соответствующий стаж работы в должности судьи. Судьи военных судов должны иметь офицерское звание и находиться на воинской службе. К судьям специализированных судов предъявляются дополнительные требования - наличие профессиональной подготовки по вопросам юрисдикции соответствующих судов.
Кандидаты в судьи судов общей юрисдикции обязаны сдать квалификационный экзамен соответствующей квалификационно-дисциплинарной комиссии судей в установленном законом порядке.
Первое назначение судьи на должность осуществляется Президентом Украины сроком на 5 лет по предоставлению Высшего совета юстиции Украины. По истечении указанного срока назначение судей судов общей юрисдикции осуществляется Верховной Радой Украины бессрочно.
Особое место в характеристике правового положения судей занимает вопрос о гарантиях их независимости. Под независимостью судей понимается обеспечение им возможности рассматривать и разрешать конкретные дела на основе закона, их внутреннего убеждения и без какого-либо влияния, в частности и со стороны вышестоящих судов, других государственных органов и должностных лиц и т.д. Независимость судей является необходимым условием объективного рассмотрения дел.
В соответствии с Законом Украины «О статусе судей» независимость судей обеспечивается:
- особым порядком назначения и избрания судей, прекращения их полномочий и увольнения с должности;
- специальной процедурой осуществления правосудия;

- запретом под угрозой ответственности вмешательства в осуществление правосудия;
- установлением ответственности за неуважение к суду или судье. Например, административная ответственность за неуважение к суду наступает в случаях: а) злостного уклонения от явки в суд свидетеля, потерпевшего, истца, ответчика; б) неповиновения указанных лиц и других граждан распоряжению председателя судебного заседания; в) нарушения порядка во время судебного заседания; г) осуществления кем-либо действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду или установленным в суде правилам. Уголовную ответственность влечет умышленное невыполнение должностным лицом решения, приговора, определения суда или препятствование их выполнению. Уголовная ответственность наступает за преступления против правосудия: вмешательство в деятельность судебных органов, угрозу или насилие относительно судьи, народного заседателя или присяжного, умышленное уничтожение или повреждение имущества судьи, народного заседателя или присяжного, посягательство на жизнь судьи, народного заседателя или присяжного в связи с их деятельностью, связанной с осуществлением правосудия, невыполнение судебного решения и других случаях.
- правом судьи на отставку (каждый судья при условии, что он проработал в должности судьи не менее 20 лет, имеет право на отставку. За судьей, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи);
- неприкосновенностью судей и т. д.
Гарантии независимости судей, закрепленные Законом Украины ”О статусе судей”, не могут быть отменены или ограничены другими нормативными актами.
В ст. 124 Конституции Украины закреплено, что народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей и присяжных. Правовое положение народных заседателей и присяжных предусмотрено в Законе Украины ”О судоустройстве Украины”, а также в процессуальном законодательстве.
Народные заседатели и присяжные во время осуществления правосудия пользуются всеми правами судьи.
Законом предусмотрено, что народные заседатели принимают участие в рассмотрении гражданских и уголовных дел, рассматриваемых судами первой инстанции, а присяжные – в апелляционных судах – только по уголовным делам, в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.
^ Народным заседателем может быть гражданин Украины, достигший 25-летнего возраста и постоянно проживающий на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего местного суда.
Списки народных заседателей утверждаются соответствующим местным советом по представлению председателя местного суда. Списки народных заседателей местных военных судов по представлению председателей этих судов утверждаются начальником соответствующего гарнизона. Списки народных заседателей утверждаются на четыре года и пересматриваются в случаях необходимости, но не реже, чем через два года.
Присяжными

могут быть граждане Украины, достигшие 30 лет, которые в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, привлекаются для осуществления правосудия.
Списки присяжных по представлению председателей апелляционных судов формируются на основании списков избирателей специальными комиссиями. В списки включаются граждане, постоянно проживающие на территории соответствующей области и АРК. Списки утверждаются решением соответствующего совета.
Народные заседатели и присяжные привлекаются к осуществлению правосудия в порядке очередности на срок не более одного месяца в году, кроме случаев, когда продолжение срока обусловлено необходимостью закончить рассмотрение дела, начатого с их участием.
В соответствии со ст. 66 Закона ”О судоустройстве Украины” народными заседателями и присяжными не могут быть лица, имеющие судимость, признанные судом недееспособными или ограниченными в дееспособности, имеющие хронические психические заболевания, депутаты всех уровней, государственные служащие, работники прокуратуры, органов внутренних дел и других правоохранительных органов, адвокаты, нотариусы.

Вопросы для самоконтроля



  1. Каковы основные признаки судебной власти.

  2. Что такое правосудие?

  3. В каких формах реализуется судебная власть?

  4. Что означает «судебное решение, вступившее в законную силу»?

  5. Кем создаются и ликвидируются суды общей юрисдикции?

  6. Какие суды относятся к местным, апелляционным, высшим?

  7. Какими нормативно-правовыми актами регулируется организация деятельности судов общей юрисдикции?

  8. Какие требования устанавливаются для кандидатов в судьи и к судьям судов общей юрисдикции?

  9. Каковы полномочия Конституционного Суда Украины?

  10. Кто не может быть народным заседателем и присяжным?

Тема 6. Органы прокуратуры



  1. Развитие института прокуратуры.

  2. Задачи, принципы организации и деятельности органов прокуратуры. Система органов прокуратуры.

  3. Общая характеристика функций прокуратуры.

1.

Наиболее точные сведения о зарождении украинской прокуратуры можно найти в изданной в 1999 г. в Варшаве книге В. Свербигуза «Старосвітське панство», автор которого сообщает, что в 1578г. в сейме Речи Посполитой был создан особенный для Украины трибунал – Луцкий, депутаты которого ежегодно выбирали прокурора (инстигатора). Уже тогда надзиратели частных поместий передавали прокурору сведения об исках и характере правонарушений, который надзирал за законностью предъявления исков в трибунальный суд.
В истории развития института прокуратуры можно выделить несколько периодов. Исходя из того, что прокуратура является звеном конкретной государственно-правовой системы, и изменения положения ее положения происходит вместе с реформированием последней. Поэтому периоды развития института прокуратуры в Украине совпадают с основными этапами развития государственно-правовой системы Украины. Можно сделать вывод о том, что процесс развития института прокуратуры в Украине охватывает четыре историко-правовых периода:

Прокуратура Украины начала качественно новый этап своего развития с момента провозглашения Украины суверенным и независимым государством.
С проблемой сущности прокурорского надзора, роли и места прокуратуры в системе государственных органов Украины столкнулись различные точки зрения во время подготовки Конституции Украины. От решения этого вопроса зависело определение целей, заданий, функций и полномочий прокуратуры. В дискуссиях по данной проблемы выражались диаметрально противоположные взгляды: начиная с предложений о расширении функций и полномочий прокуратуры и заканчивая вопросами значительного сужения ее функций.
Регулирование деятельности прокуратуры в отдельном разделе Конституции Украины означает, что исполнение возложенных на органы прокуратуры функций является самостоятельным видом государственной деятельности. Прокуратура – организационно самостоятельный государственно-правовой институт, который при исполнении своих полномочий активно взаимодействует со всеми ветвями государственной власти и является важным элементом в обеспечении баланса между ними.
Исследованию вопросов прокурорского надзора, роли и места прокуратуры в настоящее время уделяется большое внимание, как теоретиками, так и практиками. Существующие в настоящее время точки зрения о месте и роли прокуратуры относят ее к самостоятельной ветви власти или же отводят прокуратуре промежуточное место между различными ветвями власти.
Прокуратура не может быть отнесена ни к одной из трех существующих властей, т. к. она не имеет законодательных, исполнительных или судебных функций.
Прокуратура имеет свои специфические задачи, функции и полномочия, поэтому она должна рассматриваться как самостоятельный вид (ветвь) государственной власти. Система этих органов должна обеспечивать баланс между всеми ветвями власти, обеспечивать законность в деятельности трех властей, должна быть одним из элементов механизма "сдержек и противовесов" и принимать меры к устранению каких-либо нарушений законности от кого бы они ни исходили.
Конституция Украины 1996 года пошла по пути ограничения существовавших ранее функций прокуратуры в определенной степени.
Некоторые вопросы, ранее решавшиеся прокуратурой, Конституция возложила на суды. Например, последние осуществляют проверку законности задержания граждан по подозрению в совершении преступлений, дают согласие на производство осмотра и обыска их жилища.

2.

Организация деятельности органов прокуратуры регламентируется законом Украины “О прокуратуре”. Деятельность органов прокуратуры направлена на всестороннее обеспечение исполнения закона, укрепление правопорядка и имеет своими задачами защиту от противоправных посягательств:
- закрепленных Конституцией Украины независимости, общественного и государственного строя, политической и экономической системы, прав национальных групп и территориальных образований;
- гарантированных Конституцией, другими законами Украины и международными правовыми актами социально-экономических, политических, личных прав и свобод человека и гражданина;
- основ демократического строя государственной власти, правового статуса местных советов, органов самоорганизации населения.
Организация и деятельность органов прокуратуры основана на следующих принципах

(

ст. 6 Закона Украины ”О прокуратуре”):
1. Единства и централизации. Оорганы прокуратуры составляют единую систему с подчинением прокуроров нижестоящего уровня прокурорам высшего уровня.
2. Законности. Осуществление полномочий на основе закона.
3. ^ Независимости и подчиненности только закону. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия на основании соблюдения Конституции Украины и действующих законов, независимо от каких-либо органов государственной власти, должностных лиц, а также решений общественных объединений или их органов.
Вмешательство в деятельность прокуратуры запрещается. Воздействие на работника прокуратуры с целью помешать выполнению им служебных обязанностей или добиться принятия неправомерных решений, влечет уголовную ответственность.
Независимость прокуратуры не означает ее бесконтрольность. Ее деятельность контролируется Верховной Радой, Президентом Украины, а отдельные ее действия - судом. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом (УПК) в суд могут быть обжалованы постановления прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении дела или же отказ прокурора отменить такие постановления следователя или органа дознания.
4. Публичности.. Состоит в принятии мер по устранению нарушений закона, от кого бы они не исходили, восстановлении нарушенных прав и привлечении в установленном законом порядке к ответственности лиц, допустивших эти нарушения.
5. Гласности. Действуют гласно, информируют государственные органы власти, общественность о состоянии законности и мероприятиях по ее укреплению.
Работники прокуратуры не могут принадлежать к каким бы то ни было политическим партиям или движениям.
Система органов прокуратуры построена в соответствии с государственным строем и административно-территориальным устройством Украины.
Система органов прокуратуры:
- Генеральная прокуратура Украины;
- прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных), военные прокуратуры регионов;
- городские, районные, межрайонные, военные прокуратуры гарнизонов, специализированные: транспортные, природоохранные, по надзору за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам.
В структуре Генеральной прокуратуры находится Главное управление военных прокуратур.
В соответствии со ст. 122 Конституции Украины Генеральной прокурор назначается на должность и освобождается от должности с согласия Верховной Рады Украины Президентом Украины. Верховная Рада Украины может выразить недоверие Генеральному прокурору Украины, что влечет его отставку с должности. Срок полномочий Генерального прокурора Украины – пять лет.
На должности прокуроров назначаются граждане Украины, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми деловыми и моральными качествами, достигшие определенного возраста (на должности районных и городских прокуроров - 25 лет, на должность прокурора области и приравненные к ним должности - 30 лет), имеющие определенный стаж работы в органах прокуратуры или на судебных должностях (соответственно не менее 3 и 7 лет). Для работников военных прокуратур необходимо наличие офицерского звания. Прокурорам и следователям органов прокуратуры присваиваются классные чины соответственно занимаемым должностям и стажу работы.

^ 3.

В соответствии со ст. 121 Конституции Украины и ст. 5

Закона Украины «О прокуратуре», на прокуратуру возлагаются следующие

функции.

  1. Поддержание государственного обвинения в суде

    .

Эта функция прокуратуры существовала и ранее. Конституция Украины поставила ее на первое место. С принятием Конституции Украины и закреплением принципа состязательности уголовного процесса государственное обвинение в суде прокурором должно поддерживаться по всем уголовным делам. До этого прокурор принимал участие в судебном рассмотрении уголовных дел в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления.
Поддерживая государственное обвинение, прокурор принимает участие в исследовании доказательств, представляет суду свои соображения относительно применения уголовного закона и меры наказания подсудимому. При этом прокурор руководствуется требованиями закона и объективной оценкой собранных по делу доказательств.
В судебном заседании прокурор имеет равные с другими участниками права. Он, соблюдая принцип независимости судей и подчинения их только закону, содействует исполнению требований закона о всестороннем, полном и объективном разбирательстве дел и принятию законных судебных решений.
Прокурор обязан своевременно принимать предусмотренные законом меры по устранению нарушений закона, от кого бы они ни исходили.

^ 2. Представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, предусмотренных законом.


Функция представительства в суде интересов гражданина или государства не является полностью новой. По существу она во многом выполнялась прокуратурой и ранее в форме участия в рассмотрении в судах гражданских и хозяйственных дел.
Действующее законодательство предоставляет прокурору право подавать в суды общей юрисдикции заявления о защите интересов государства или законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам не могут защищать свои права.
Вопрос о представительстве прокуратурой в хозяйственном суде интересов государства стал предметом рассмотрения Конституционного Суда Украины. 8 апреля 1999 г. Конституционный Суд разъяснил, что прокуроры могут направлять в хозяйственный суд иски именно в интересах государства, а не в интересах предприятий, учреждений и организаций (до принятия Конституции 1996 г., прокуроры имели право направлять в суды исковые заявления в интересах государственных предприятий).
Перед направлением прокурором в суд заявления о защите прав он должен провести проверку и другую подготовительную работу. Для этого прокурор наделен соответствующими полномочиями.

^ 3. Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие.


По этому вопросу надзор должен содействовать защите прав личности и юридических лиц от преступных посягательств, раскрытию преступлений, исполнению требований закона о неотвратимости ответственности за совершенное преступление, предотвращению незаконного привлечения лиц к уголовной ответственности, охране прав и законных интересов граждан, находящихся под следствием, осуществлению мер по предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Прокурор осуществляет надзор за соблюдением органами дознания и досудебного следствия законов при возбуждении уголовных дел, их расследовании, проведении оперативно-розыскных мероприятий, применении технических средств, приостановлении расследования и прекращении дел. Кроме того, прокурор осуществляет надзор за соблюдением сроков производства расследования и содержания обвиняемых под стражей (он имеет право продлевать эти сроки).
Прокурор проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях. Прокурор проверяет уголовные дела и отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. Он имеет право давать письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления. Эти указания прокурора органам дознания и предварительного следствия являются обязательными для исполнения.
Прокурор по любому делу имеет право участвовать в производстве дознания и досудебного следствия и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия.
Перед утверждением обвинительного заключения прокурор проверяет законность привлечения обвиняемого к уголовной ответственности, полноту проведенного расследования, соблюдение во время производства дознания и следствия требований уголовно-процессуального законодательства.

4. Надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.


Прокурор осуществляет надзор за соблюдением законности во время пребывания лиц в местах содержания, предварительного заключения и учреждениях исполнения наказаний. При этом он обязан немедленно освободить лицо, незаконно находящееся в этих местах. Прокурор осуществляет надзор за соблюдением требований установленных уголовно-исполнительным законодательством.

5. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами.

Эта функция внесена в ст. 121 Конституции в соответствии с Законом “О внесении изменений в Конституцию Украины” от 8 декабря 2004 г.
Прокуратура осуществляет и другие направления деятельности, как: досудебное следствие, работу по рассмотрению жалоб граждан, координацию работы правоохранительных органов по борьбы с преступностью.
Органы прокуратуры принимают меры относительно:
1) выявления и устранения нарушений закона, от кого бы они не исходили;
2) выявления и устранения причин, способствовавших этим нарушениям;
3) восстановления нарушенных прав;
4) привлечения в установленном законом порядке к ответственности лиц, допустивших эти нарушения.

Вопросы для самоконтроля



  1. Перечислить принципы организации деятельности прокуратуры.

  2. Кто назначает Генерального прокурора Украины?

  3. Кто может выразить недоверие Генеральному прокурору Украины?

  4. На какой срок назначается Генеральный прокурор Украины?

  5. Перечислить функции прокуратуры.

  6. Назовите специализированные прокуратуры в системе органов прокуратуры.


2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.