.RU

Шаповаленко И. В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - 25

Глава XIV. Дошкольное детство 205
взрослых: ≪доктора вообще≫, ≪командира вообще≫. Игры ≪в жи-
вотных≫ не являются в данном случае исключением. Злой волк,
хитрая лисица, храбрый заяц выступают в качестве носителей обоб-
щенных человеческих свойств и функций, с помощью этих ролей
воссоздаются вполне реалистические человеческие отношения.
Роль как ведущий компонент игры формируется постепенно.
Выше мы говорили об этом как о предпосылках возникновения ро-
левой игры в раннем возрасте. Игровые предметы замещают другие,
происходит перенос значения с одного предмета на другой. Возни-
кает в оо бр ажаем ая (мнимая) ситуация.
Л.С. Выготский говорил о расхождении видимого пространст-
ва и смыслового поля как наиболее существенной характеристике
воображаемой ситуации1. Игра осуществляется не в видимом, а в
смысловом поле. Это означает, что ребенок действует в игре с
тем, чем предмет является по смыслу (например, скачет ≪на ло-
шади≫, хотя вместо реальной лошади использует предмет-
заместитель —палку). Символизация детской игры состоит в
том, что предметная сторона деятельности сокращается, стано-
вится символической. Игровые действия носят изобразительный
характер, они схематичны, иногда лишь обозначаются, освобож-
дены от операционально-технической оснастки, но сосредоточены
на воспроизведении системы отношений между людьми. Игра
чувствительна к сфере человеческих отношений, к сфере профес-
сиональных ролевых функций, моральной и нравственной стороне
человеческой деятельности. В ней происходит проникновение ре-
бенка в мотивы и смыслы человеческих действий.
В игре рождается и формируется воображение. Воображение — это действие в смысловом поле, которое является предтечей симво-
лического мышления.
≪Он грыз яблоко и время от времени издавал протяжный мелодический свист,
за которым следовали звуки на самых низких нотах: ≪Дин-дон-дон, дин-дон-дон≫,
так как Бен изображал пароход. Подойдя ближе, он убавил скорость, стал посреди
улицы и принялся, не торопясь, заворачивать, осторожно, с надлежащей важно-
стью, потому что представлял собою ≪Большую Миссури≫, сидящую в воде на де-
вять футов.
Он был и пароход, и капитан, и сигнальный колокол в одно и то же время, так
что ему приходилось воображать, будто он стоит на своем собственном мостике, от-
дает себе команду и сам же выполняет ее.
—Стоп, машина, сэр! Динь-дилинь, динь-дилинь-динь!
Пароход медленно сошел с середины дороги и стал приближаться к тротуару.
—Задний ход! Дилинь-дилинь-динь!
1 См.: Выготский А.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Пси-
хология развития: Хрестоматия. СПб., 2001. С. 68 —75.
206 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...
Обе его руки вытянулись и крепко прижались к бокам.
—Задний ход! Право руля! Тш, дилинь-линь! Чшш-чшш-чшш!
Правая рука величаво описывала большие круги, потому что она представляла
собой колесо в сорок футов.
—Лево на борт! Лево руля! Дилинь-динь-динь! Чшш-чшш-чшш!
Теперь левая рука начала описывать такие же круги.
—Стоп, правый борт! Дилинь-динь-динь! Стоп, левый борт! Вперед и направо!
Стоп! Малый ход! Динь-дилинь! Чуу-чуу-у! Отдай конец! Да живей, пошевеливай-
ся! Эй, ты, на берегу! Чего стоишь! Принимай канат! Носовой швартов! Накидывай
петлю на столб! Задний швартов! А теперь отпусти! Машина остановлена, сэр!
Дилинь-динь-динь! Шт! шт! шт! (Машина выпускала пары)≫ {Твен М. Приключе-
ния Тома Сойера. Калининград, 1972. С. 15—6).
Взаимоотношения детей в ситуации совместной игры носят
различный характер. Это и отношения по сюжету и роли —игровые;
и взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее
дело, —реальные. Взаимодействуя _______в игре, дети учатся общаться,
согласовывать свои точки зрения.
История становления координации игровых взаимодействий
на протяжении раннего и дошкольного детства включает несколько
этапов. Среди них: игра в одиночку; игра-наблюдение; параллель-
ная игра —игра рядом, но не вместе; ассоциативная игра, игра-
сотрудничество; совместная, коллективная игра.
Важная линия генезиса игры связана с проблемой овладения
ребенком собственным поведением. В сюжетно-ролевой игре не-
обходимо возникает процесс подчинения ребенка определенным
правилам. Л.С. Выготский указывал, что игра представляет собой
школу произвольности, воли и морали.
≪В палисаднике было очень весело. Игра в разбойники шла как нельзя лучше; но
одно обстоятельство чуть-чуть не расстроило всего. Сережа был разбойник: погнав-
шись за проезжающими, он споткнулся и на всем бегу ударился коленом о дерево, так
сильно, что я думал, он расшибется вдребезги. Несмотря на то, что я был жандарм и
моя обязанность состояла в том, чтобы ловить его, я подошел и с участием стал спра-
шивать, больно ли ему. Сережа рассердился на меня: сжал кулаки, топнул ногой и
голосом, который ясно доказывал, что он очень больно ушибся, закричал мне:
—Ну, что это? после этого игры никакой нет! Ну, что ж ты меня не ловишь?
что ж ты меня не ловишь? —повторял он несколько раз, искоса поглядывая на Воло-
дю и старшего Ивина, которые, представляя проезжающих, припрыгивая, бежали по
дорожке, и вдруг взвизгнул и с громким смехом бросился ловить их.
Не могу передать, как поразил и пленил меня этот геройский поступок: несмотря
на страшную боль, он не только не заплакал, но не показал и виду, что ему больно, и
ни на минуту не забыл игры≫ (Толстой Л.Н. Детство // Избранные произведения.
М., 1985. С. 111).
Закон р а з в и т и я игры выражает генетическую связь пред-
метных, процессуальных игр раннего детства и игр с правилами, ко-
торые возникают в уже старшем дошкольном возрасте.
Глава XIV. Дошкольное детство 207
Игры подражательно-процессуальные характеризуются тем, что
в них игровая роль и воображаемая ситуация открыты, а пра-
вило скрыто. Сюжетная игра на протяжении дошкольного возраста
претерпевает трансформации; различают такие ее разновидности:
сюжетно - ролевая игра, режиссерская игра, игра-драматизация.
Однако во всякой ролевой игре заключены определенные правила,
которые вытекают из взятой на себя ребенком роли (например, как
должна вести себя мама, или разбойники, или потерпевшие кораб-
лекрушение) .
Игра с правилами —это игра со скрытой воображаемой ситуа -
цией, скрытой игровой ролью и открытыми правилами. В игре с
зафиксированными правилами внутренне заключена задача (напри-
мер, в игре ≪в классики≫ нужно достичь цель, соблюдая ряд условий, о
которых специально договариваются). Игра с правилами подготавли-
вает, таким образом, появление обучающей дидактической игры как
переходной рубежной формы на пути к сознательному учению1.
Значение игры для психического развития ребенка дошколь-
ного возраста велико. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что значение
игры ≪определяется тем, что она затрагивает наиболее существен-
ные стороны психического развития личности ребенка в целом, раз-
вития его сознания≫2.
Главные линии влияния игры на развитие психики:
1. Развитие мотивационно -потребностной сферы: ориента-
ция в сфере человеческих отношений, смыслов и задач деятельности;
формирование новых по содержанию социальных мотивов, в част-
ности стремления к общественно значимой и оцениваемой деятель-
ности; формирование обобщенных сознательных намерений; воз-
никновение соподчинения, иерархии мотивов.
2. Развитие произвольности поведения и психических процес-
сов. Главный парадокс игры состоит в зарождении функции кон-
троля внутри свободной от принуждения, эмоционально насыщен-
ной деятельности. В ролевой игре ребенок ориентируется на образец
действия (эталон), с которым он сравнивает свое поведение, т.е.
контролирует его. В ходе игры создаются благоприятные условия
для возникновения предпосылок произвольного внимания, произ-
вольной памяти, произвольной моторики.
3. Развитие идеального плана сознания: стихийный переход от
мышления в действиях (через этап размышления о предмете-
1 См.: Эльконин Д.Б. Психология игры.
2 Элъконин Д.Б. Психологические вопросы детской игры // Психологическая
наука и образование. 1996. № 3. С. 23.
208 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...
заместителе) к мышлению в плане представлений, к собственно ум-
ственному действию.
4. Преодоление познавательного эгоцентризма ребенка. По-
знавательная децентрация формируется ≪двойной позицией играю-
щего≫ (страдает как пациент и радуется как хорошо исполняющий
свою роль), координацией различных точек зрения (отношения ≪по
роли≫ и реальные партнерские взаимодействия, соотнесение логики
реального и игрового действия). Закладываются основы рефлексив-
ного мышления —способности анализировать свои собственные
действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими
ценностями.
5. Развитие чувств, эмоциональной саморегуляции пове-
дения.
6. Внутри игры первоначально возникают другие виды дея-
тельности (рисование, конструирование, учебная деятельность).
7. Развитие речи: игра способствует развитию знаковой функ-
ции речи, стимулирует связные высказывания.
Учитывая огромное значение детской игры, не может не вызы-
вать тревоги тот факт, что в современном обществе игра находится в
кризисном состоянии. Молено назвать целый ряд причин этого яв -
ления. Современные родители равнодушно, а часто и неодобритель-
но относятся к детской игре как к несерьезному, неполезному заня-
тию. В стремлении ускорить детское развитие, интенсифицировать
его происходит вытеснение свободных игр детей обучающими заня-
тиями. Проблемны и сами условия существования игры в детском
сообществе. Однодетность семьи, ограничение прогулок общением с
родителями создает препятствия для разворачивания игры как со-
вместной деятельности детей. А жесткая возрастная стратификация
детей в детских садах и школах, во дворах (группы трехлетних, че-
тырехлетних детей и т.д.) приводит к нарушению традиций переда-
чи игрового опыта.
Проблема отношения взрослого сообщества к игре ребенка
смыкается с очень важной проблемой непонимания особой роли, с
проблемой обесценивания дошкольного детства. Ошибочное пред-
ставление о ≪до-школьном≫ возрасте как о пустом, ≪предваритель-
ном≫, ≪ненастоящем≫, который нужно переждать, пока ребенок
≪дозреет≫ до школы, сменилось другим, но также неверным. Новая
модная тенденция связана со стремлением ускорить, перескочить
дошкольное детство посредством обучения по типу школьного. По-
добное ≪перепрыгивание≫ грозит односторонностью развития, та-
кими потерями в умственном и личностном развитии ребенка, ко-
торые не компенсируются обученностью.
Глава XIV. Дошкольное детство 209
Необходимо полноценное проживание возраста, использование
его уникального потенциала; не акселерация, а амплификация дет-
ского развития —широкое развертывание и обогащение содержания
специфических детских форм игровой, практической, изобразитель-
ной деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками,
максимальное развитие ≪специфически дошкольных≫ и вместе с тем
перспективных психофизиологических качеств1.
Так, в базисной программе развития ребенка-дошкольника
≪Истоки≫ специальное внимание уделяется вопросам культивиро-
вания детской игры вообще. Авторы приводят классификацию игр, в
основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе
они возникают. Выделяются три класса игр: самодеятельные игры;
игры по инициативе взрослого, внедряемые с воспитательной и об-
разовательной целью; народные игры, которые могут возникать по
инициативе и взрослого, и старших детей. Самодеятельная игра,
которая и выполняет функцию ведущей в дошкольном детстве, ни в
коем случае не должна быть насильственно вытеснена из простран-
ства детской жизни2.
§ 3. Другие виды деятельности (продуктивная,
трудовая, учебная)
Продуктивные виды деятельности (такие, как рисова-
ние, лепка, конструирование) также рассматриваются как своеоб-
разные формы моделирования окружающей действительности, при-
водящие к абстрагированию значимых свойств предмета (формы,
цвета, величины и т.п.). Продуктивные виды деятельности содер-
жат замысел, который творчески реализуется.
Зарождающаяся в рамках предметной деятельности изобрази-
тельная деятельность продолжает развиваться в дошкольном дет-
стве в форме игры. Собственно результат, продукт, изображение,
долгое время остается второстепенным, важным является сам про-
цесс рисования, разворачивающийся как игра, как моделирование
событий на плоскости бумаги.
Графическая форма изображения предмета обусловливается
имеющимися у ребенка графическими образцами, зрительными
впечатлениями, двигательно-осязательным опытом, полученным в
1 См.: Элъконгт Д.Б. Размышления над проектом // Коммунист. 1984. № 3.
2 См.: Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошколь-
ника ≪Истоки≫ / Под ред. С.Л. Новоселовой, Л.Ф. Обуховой, Л.А. Парамоновой,
К.В. Тарасовой // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 64—0.
210 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...
процессе _______действия с предметом. Существует тенденция к закрепле-
нию графических образов, превращению их в графические шаблоны.
До 5 лет в рисунках изображается ограниченное число объектов.
В содержании рисунка преобладают графические шаблоны, заимст-
вованные у взрослых (домик, солнышко, цветок, машина). В воз-
расте 5 —6 лет рисунков становится гораздо больше. Прослеживает-
ся зависимость содержания рисунков от пола, места проживания,
общественной ситуации. Реальное и воображаемое, видимое и знае-
мое соседствуют в детском рисунке. В рисовании наблюдается ин-
дивидуальная приверженность: цвет и тщательность прорисовки де-
талей выражают отношение ребенка к содержанию рисунка1.
Конструирование требует специальной организации деятельно-
сти, поскольку в нем предъявляются наиболее выраженные требова-
ния к точности восприятия и пониманию соотношения частей кон-
струкции. Возникают задачи выделения опорных деталей, усвоения
способов обследования образца, приемов конструирования. В ходе
конструирования формируется одна из важнейших способностей — способность к планированию деятельности.
Развитие элементов учебной и трудовой дея-
тельности. Учебная деятельность имеет особую цель —получать
новые знания. Умение учиться предполагает умение отличать учеб-
ную задачу от практической, жизненной ситуации и принимать ее.
Важным в дошкольном возрасте является формирование мотиваци-
онной основы учения —развитие познавательных интересов (любо-
знательности). Дидактическая игра —особая форма игры, способ-
ствующая становлению собственно познавательной, учебной
деятельности.
Продуктивные виды деятельности, выполнение трудовых и
учебных заданий способствуют развитию личности дошкольника:
формируется направленность на получение результата, планирова-
ние и управление поведением, навыки самооценки, новые мотивы,
трудоспособность.
§ 4. Познавательное развитие
Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль
начинает играть память, с развитием которой появляется возмож-
ность отрыва от наличной ситуации и наглядно - образное мышле-
ние. Память в основном носит непроизвольный характер, но к кон-
1 См.: Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения
социального опыта. М., 1981.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.