.RU

Дипломных работ - 2



Введение


Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности «Финансы и кредит», предусматривающими разработку дипломных работ и раскрывает основы исследовательского труда, а также методические рекомендации студентам при подготовке и защите дипломных работ. Кроме того, пособие может быть использовано преподавателями при проведении консультаций и организации научного руководства работой студентов. В нем в общедоступной форме излагаются основные методологические приемы организации и планирования научного исследования, работы с научной литературой, накопления информации, написания и оформления дипломной работы, подготовки к защите и защиты работы.
Одним из элементов учебного процесса по экономическим специальностям является написание дипломных работ.

^ Дипломная работа

носит комплексный характер, непосредственно представляет собой законченное теоретическое или экспериментальное научное исследование одной из актуальных экономических проблем по специальности, в котором наиболее полно раскрываются знания студента и умения применять их для решения конкретной задачи в избранной области экономической науки. Дипломная работа – это научная работа, выполняемая студентом в соответствии с учебным планом на заключительном этапе обучения в высшем учебном заведении и имеющая

целью

систематизировать, закрепить и расширить знания, умения и навыки студентов в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, а также определить уровень их подготовленности к выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной специальностью. Дипломная работа выполняется на фактических материалах финансово-экономической деятельности конкретной организации, в которой студент проходил преддипломную практику.
Дипломная работа должна обязательно включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания основ экономической теории и специальных дисциплин по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать методы ранее изученных учебных дисциплин для решения поставленных в работе задач.

^ Задачами дипломной работы являются

:
теоретическое обоснование и раскрытие сущности экономических и финансовых категорий, явлений и процессов, проблем рыночной экономики по теме дипломной работы;
развитие навыков научного поиска, полученных при написании курсовых работ и рефератов, в процессе разработки темы дипломной работы;
развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов;
выработка умений применять полученные знания законодательных и нормативных актов по рассматриваемым вопросам, выработка навыков их использования в практической деятельности;
глубокое и всестороннее раскрытие проблем на основе анализа взглядов ученых-экономистов и специалистов-практиков данной отрасли деятельности;
критическое осмысливание теории и практики, в том числе с использованием исторического и зарубежного опыта решения экономических проблем;
закрепление умений выборки и группировки, систематизации и анализа данных, полученных из различных источников;
обобщение всего комплекса знаний, умений и навыков, полученных за время обучения в высшем учебном заведении.
Весь процесс подготовки, выполнения и защиты дипломной работы состоит из ряда последовательных

этапов

:
1. Выбор темы, обоснование ее актуальности и согласование с научным руководителем.
2. Подбор литературы и составление библиографии, плана-проспекта дипломной работы и других организационных документов.
3. Изучение литературы и подбор фактического материала.
4. Написание и оформление дипломной работы.
5. Защита дипломной работы.

Темы

дипломных работ разрабатываются кафедрой финансов и кредита, согласовываются с заказчиком кадров и выбираются студентами самостоятельно не позднее первого месяца последнего года обучения. Темы дипломных работ, предложенные различными кафедрами, равномерно распределяются между группами студентов. Работу студентов по выбору ими тем дипломных работ организуют, обеспечивают и контролируют соответствующие кафедры. При этом выбор одной и той же темы двумя и более студентами допускается в виде исключения, если планы самих работ различны.
В целях оказания студентам теоретической и практической помощи в период подготовки и написания дипломной работы каждому студенту назначается

руководитель

дипломной работы из числа профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения, при этом за одним руководителем закрепляется не более шести студентов. Назначение руководителей приказом ректора производится в начале учебного года.
Дипломник периодически по согласованию со своим научным руководителем информирует его о ходе подготовки дипломной работы и консультируется по вызывающим затруднение вопросам. Кроме того, в соответствии с графиком написания и оформления дипломной работы студент представляет на проверку отработанные материалы.
Следует иметь в виду, что разработка дипломной работы носит сугубо самостоятельный характер, и студент не должен рассчитывать на то, что научный руководитель исправит имеющиеся в дипломной работе теоретические, методологические, редакционные и другие ошибки.
На различных этапах подготовки и выполнения дипломной работы задачи научного руководителя изменяются. На первом этапе подготовки дипломной работы научный руководитель консультирует и дает рекомендации при выборе темы, рассматривает и корректирует план-проспект работы и другие организационные документы и дает рекомендации по списку литературы. В ходе выполнения работы научный руководитель выступает оппонентом, указывая дипломнику на недостатки аргументации, композиции и стиля изложения, нарушения установленных требований, предъявляемых к оформлению произведений печати, и рекомендует, как их лучше устранить.
К рекомендациям и замечаниям научного руководителя дипломник должен относиться критически. Он может учитывать их или отклонять по своему усмотрению, так как теоретически и методологически правильная разработка и освещение темы, а также качество содержания и оформления дипломной работы целиком и полностью лежат на ответственности дипломника, что отвечает принципу самостоятельности научного исследования.
Законченная дипломная работа, подписанная студентом, представляется научному руководителю не позднее, чем за 10 дней до предзащиты. После получения окончательного варианта дипломной работы научный руководитель выступает в качестве эксперта. Научный руководитель подписывает дипломную работу и составляет

письменный отзыв

, в котором всесторонне характеризует качество дипломной работы, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на устранение ранее отмеченных недостатков, дает заключение о степени достижения поставленной цели, мотивирует возможность или нецелесообразность представления дипломной работы в ГАК. При этом руководитель не выставляет оценку дипломной работе, а только рекомендует или не рекомендует к представлению ее к защите в ГАК.

^ 1. Понятие об исследовании и его методах


Одной из целей написания дипломной работы является привитие навыков самостоятельного проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений. На вопрос, что изучать в научном смысле, исчерпывающий ответ дал Д.И. Менделеев в своем фундаментальном учебном руководстве «Основы химии». Он выделил из ряда научных заданий в первую очередь следующие: а) определять и выражать количество неизвестного при помощи известного; б) измерять все то, что может подлежать измерению, показывать численное отношение изучаемого к известному; в) определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями [4, с.353].
Современное научно-теоретическое мышление стремится познать сущность предметов и явлений объективного мира. Это представляется возможным, если в основе исследований применяют подлинно

научные методы

,

в том числе диалектический, который требует: а) целостного подхода к объекту познания; б) применения синтеза как общей черты современной науки; в) рассмотрения объекта в его возникновении и развитии, т. е. исторического подхода к изучению объекта.
Так, например, рассматривая вопросы финансового контроля, необходимо учитывать, что, с одной стороны, он является составным элементом контроля вообще в любом обществе, а с другой – обладает известной самостоятельностью, спецификой. Ему присущи своя организация, форма и методы осуществления, взаимосвязь с другими экономическими категориями и элементами финансового обеспечения потребностей со стороны государства. Финансовый контроль, осуществляемый на любом уровне управления финансами, претерпел существенные изменения в ходе развития государственного устройства и его экономики постоянно совершенствуется с учетом решаемых задач.
Давая понимание целостному подходу к объекту познания, В.И.Ленин разъяснял: «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостерегает нас от ошибок и от омертвения. Это, во-первых. Во-вторых, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении» (как говорил Гегель), изменении. ... В-третьих, вся человеческая практика должна пойти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В-четвертых, диалектическая логика учит, что «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна...» [Полн. собр. соч. – Т. 42. – С. 290].
Изучить в научном смысле – это значит вести поисковое исследование, то есть преодолевать познавательный барьер, встающий на пути понимания сути дела. Научное познание движется в рамках трех категорий, выражающих основные ступени всякого познания вообще, а следовательно, научно-поискового исследования. Эти категории таковы: единичное, особенное, всеобщее. Переход от одной категории к другой, более высокой, связан с процессом обобщения, так как особенное выступает общим по отношению к единичному.
Изучать в научном смысле – значит размышлять, проводить мысленный эксперимент, использовать виды изображения, учитывать широкий комплекс условий, в том числе и так называемые сторонние (косвенные) факторы. Важными направлениями научных исследований являются: поиск противоречий в существующих научных представлениях и пересмотр уже решенных вопросов и задач с новых методологических позиций.
В процессе исследований используются различные

методы

, которые можно подразделить на две группы:

эмпирические

(эксперимент, наблюдение, описание) и

теоретические

(анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, объяснение, систематизация, классификация и ряд других).

Эксперимент

– научно подготовленная проверка искусственно вызванного явления в точно учитываемых условиях, что позволяет следить за его развитием, ходом, управлять им и воссоздавать каждый раз при повторении условий.
Наиболее частыми формами эксперимента являются лабораторная и производственная проверки каких-то теоретических положений, что позволяет определить степень их достоверности и точности, прикладное значение. Например, эксперимент внедрения в практику банковских учреждений и финансовых органов новых форм документов и пакета прикладных программ по их обработке.

Наблюдение

– важный теоретический метод общенаучного значения, обычно сопутствует всякому эксперименту (например, фотография рабочего дня для упорядочения распределения времени по видам работ, установление соблюдения графика документооборота в бухгалтерии или выполнения должностных инструкций и т. д.). Роль наблюдения состоит в том, чтобы каждый начинающий исследователь развивал наблюдательность, то есть умение смотреть и видеть, замечать в предметах и явлениях такие существенные стороны, которые обычно ускользают от внимания.

Описание

– общенаучный метод, применяется при изучении единичных, индивидуальных объектов для определения их существенных и несущественных сторон, чтобы получить наиболее полные и точные сведения.
Кроме рассмотренных эмпирических методов исследования широкое применение также находит ряд теоретических методов.

Объяснение

– форма логического умозаключения при анализе и обобщении фактов. Научное объяснение освещает связи между предметами, явлениями и фактами, чтобы выяснить законы и принципы, которым они подчиняются, или определить причинные отношения изучаемых объектов. Количественная характеристика фактов помогает усиливать доказательность аргументов объяснения.

^ Анализ и синтез

– являются наиболее распространенными методами научного исследования. Формой взаимосвязи анализа и синтеза служит классификация или распределение предметов, понятий, явлений по классам и группам в зависимости от их общих признаков, а иногда и по наличию их несходства. Метод теоретического синтеза, в свою очередь, позволяет объединить предметы или конкретные свойства их, поставить их в определенном порядке, логической взаимосвязи, применить систематизацию.

Абстрагирование

– как логический общенаучный метод состоит в мысленном отбрасывании тех свойств или сторон изучающего объекта, которые препятствуют рассмотрению его в «чистом виде», то есть существа предмета. «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, – отмечал В.И. Ленин, – не отходит, если оно правильное... от истины, а подходит к ней. Абстракция материи..., все научные (правильные, серьезные, невздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» [Полн. собр. соч. – Т.29. – С. 152 – 153].

^ Индуктивный метод

позволяет от единичных, частных утверждений переходить к выводам, а метод дедукции, наоборот, путем рассуждения от общего к частному позволяет получать достоверные выводы в сфере различных наук.
Всякая наука есть прикладная логика. Начинающий исследователь, постепенно накапливая знания в области общеметодологических приемов и методов познания, расширяет свой теоретический кругозор и подготовку к самостоятельному проведению научных исследований и обоснованию принимаемых решений.

^ 2. Выбор темы и оформление организационных документов


по написанию дипломной работы


Студентам представляется право выбора темы дипломной работы. При выборе темы студент руководствуется перечнем тем, утвержденным в установленном порядке. Он может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки, если она соответствует специальности и специализации, по которой он обучался, и согласовать ее с заведующим кафедрой.
Выбор темы осуществляется исходя из интереса к проблеме, в том числе научного интереса студента, определившего тематику его предыдущих рефератов, докладов и курсовых работ, а также накопленного опыта при их разработке, возможности получения фактических данных и наличия специальной научной литературы. Кроме того, необходимо учитывать знания нормативно-правовой базы по избранной проблеме и специальной экономической литературы, в том числе по смежным учебным дисциплинам.
Выбор темы целесообразно обосновывать исходя из ее актуальности и значимости в решении экономических проблем, имеющегося опыта практической работы, а также своего дальнейшего предназначения и особенно возможностей использования в дипломной работе конкретного фактического материала, собранного в период прохождения войсковой стажировки.
Студент может выбрать и такую тему, которая им была мало изучена в процессе обучения в вузе, с целью расширить свои знания в соответствующей области. При этом всегда следует иметь в виду, что выбор темы должен быть обоснован.
В период выбора темы целесообразно установить контакт с преподавателем, проводящим по данной или схожей теме занятия, поскольку, как правило, этот преподаватель будет выступать в качестве научного руководителя (консультанта, рецензента). Такой подход позволит студенту близко познакомиться с характером будущей работы и избежать случайного выбора темы.
Комплексный подход при разработке дипломной работы достигается при условии, если избранная тема является дальнейшим развитием вопросов, рассмотренных предшествующими курсовыми работами по общеэкономическим и другим дисциплинам. В случае избрания студентом темы, материал которой по учебной программе еще не изучался, он самостоятельно углубленно изучает соответствующие главы учебника, учебного пособия и рекомендованную литературу, после чего приступает к разработке выбранной темы.
Практика написания дипломных работ свидетельствует, что процессу выбора темы в обязательном порядке должно предшествовать предварительное ознакомление со специальной литературой для выявления и оценки степени состояния теоретического и практического решения данной проблемы, критического отношения специалистов к законодательной и другой нормативно-правовой базе, регламентирующей данную сферу.
После выбора и предварительного согласования темы работы подготавливаются и оформляются соответствующие организационные документы, составляемые в двух экземплярах, из которых первый остается у руководителя, а второй – у студента. Как правило, научный руководитель поручает студенту оформить черновой вариант каждого документа, который им редактируется в ходе внесения дополнений и изменений. В окончательном варианте студент оформляет «чистовой» экземпляр, который подписывается и утверждается соответствующими лицами.
После выбора темы дипломной работы студент оформляет заявление по установленной форме (приложения 1 и 2). После этого на каждой кафедре составляется

список тем дипломных работ, выбранных студентами, и их руководителей.

Данный список составляется по установленной форме (приложения 3 и 4). В нем напротив каждого дипломника и выбранной им темы указываются ученая степень, ученое звание, воинское звание, фамилия и инициалы руководителя дипломной работы, который определяется решением заведующего кафедрой.
Не позднее чем в недельный срок после назначения приказом ректора руководителей дипломных работ ими оформляются

задания на дипломные работы

(приложения 5 и 6). Цель разработки задания – уяснение замысла работы и поставленных в ней основных проблем, определение целевой установки достижения конечных результатов и сроков их выполнения, составление под контролем научного руководителя плана-проспекта дипломной работы и списка основной литературы.
Для придания целенаправленности разрабатываемой тематики рекомендуется составление краткой аннотации – перечня основных вопросов, которые будут решены в дипломной работе, с указанием объекта и предмета решения, материалов, предлагаемых для использования. Аннотация объемом

0,5 страниц рукописного текста разрабатывается научным руководителем.
Исходные данныеперечень инструкций, документов и литературных источников, используемых студентом при выполнении дипломной работы. Перечень составляется студентом, при необходимости

дополняется научным руководителем и заведующим кафедрой.
При оформлении задания определяется срок представления законченной работы.
В задании на дипломную работу, кроме того, указываются исходные данные к работе, перечень графических материалов и перечень разделов, выполняемых с применением ЭВМ.
Задание является основанием для разработки графика написания и оформления дипломной работы и плана работы. В недельный срок со дня получения задания студент составляет

график написания и оформления дипломной работы,

который согласовывается с научным руководителем и утверждается заведующим кафедрой (приложение 7). В графике должны найти отражение следующие этапы:
а) составление плана-проспекта дипломной работы;
б) подбор литературы, ее изучение и обработка, составление библиографии по основным источникам;
в) выборка и группировка, накопление, систематизация и анализ фактических данных;
г) разработка и представление на проверку 1 – 3 глав дипломной работы;
д) доработка дипломной работы, ее оформление и представление на кафедру;
е) ознакомление с отзывом и рецензией;
ж) разработка тезисов доклада для защиты и раздаточного материала;
з) подготовка к защите и др.
График содержит конкретную привязку к объекту исследования, времени работы и составляется в зависимости от выбранного студентом и согласованного с научным руководителем метода написания дипломной работы: последовательного или параллельного, смешанного.

^ Последовательный метод

требует сравнительно больших затрат времени, так как предполагает переход к следующему вопросу только после завершения предшествующего. А так как написание вопроса требует иногда разработки нескольких вариантов и выбора оптимального, работа над очередным вопросом не может быть начата.

^ Параллельный метод

более эффективен и требует меньших затрат времени, так как основывается на одновременной работе по ряду вопросов исходя из наличия источников и времени для черновой обработки. В последующем, написав всю работу целиком и ознакомив с ней научного руководителя, студент возвращается к уточнению каждой составляющей части с учетом отмеченных недостатков и данных рекомендаций и всей работы в целом.
При

смешанном способе

сочетаются элементы последовательного и параллельного метода в зависимости от более удобной для автора последовательности. При использовании каждого метода могут применяться различные способы написания составных частей работы: синтетический (индуктивный) или аналитический (дедуктивный).

^ Синтетический (индуктивный) способ

предполагает первоначальную работу по созданию мелких фрагментов каждого вопроса, которые последовательно объединяются в более укрупненные фрагменты и так далее до создания единого текста. При использовании

аналитического (дедуктивного) способа

тема работы разбивается на задачи, которые в свою очередь подразделяются на идеи (цели) 1, 2 и N-ого порядка (формирование «дерева целей»).
Тема дипломной работы раскрывается в главах, количество которых строго не регламентируется. Однако практика свидетельствует, что в работе должны быть рассмотрены, как правило, три направления (три главы): во-первых, теоретические вопросы исследуемой проблемы и их решение с использованием исторического и зарубежного опыта; во-вторых, практические аспекты раскрываемой темы, основывающиеся на анализе применения законодательно-нормативной базы и количественных и стоимостных показателей плановых, фактических и отчетных данных; в-третьих, определены направления и меры по совершенствованию и повышению эффективности экономической деятельности.
При составлении задания формулировки глав дипломной работы должны быть краткими, не содержать излишней информации, и в то же время полностью раскрывать содержание темы. Названия глав работы не должны содержать формулировок, выходящих за тему, или раскрытия не относящихся к ней проблем, а также дублировать название работы.
На основании задания и после составления графика написания и оформления работы составляется ее

план

, отражающий структуру, содержание, логическую связь составных частей дипломной работы. Он включает введение, основную часть (главы дипломной работы с детализацией их на параграфы), заключение, список использованной литературы и приложений. План исполняется по типовой форме (приложение 8) и в последующем выступает основой оформления содержания дипломной работы.
План по мере необходимости может корректироваться, что требует согласования изменений с научным руководителем, а при необходимости и с заведующим кафедрой.
График написания и план дипломной работы являются рабочими документами, определяющими совместную работу студента и научного руководителя, и впоследствии к дипломной работе не прилагаются. План является основой для составления раздела дипломной работы «Содержание».

^ 3. Последовательность выполнения работы


3.1. Подбор литературы и составление библиографии


Для разработки дипломной работы подбор и оформление списка литературы студенты осуществляют самостоятельно. Рекомендуется следующая последовательность работы: первоначальная подборка литературы, общее ознакомление с ней, составление библиографического описания отобранных изданий.
При подборе литературы следует использовать списки рекомендованных первоисточников по темам курсовых работ и методических указаний по соответствующей учебной дисциплине. Одновременно по учебной программе и структурно-логической схеме, находящейся на кафедре, студенты устанавливают смежные темы других учебных дисциплин в целях более глубокого раскрытия содержания темы и использования рекомендованной к этим темам литературы.
Рекомендованная к темам литература не охватывает всех источников, которые можно привлечь при разработке дипломной работы. С этой целью подбор литературы необходимо осуществлять самостоятельно, используя алфавитный и предметно-алфавитный каталоги учебной библиотеки ЯрГСХА и других публичных библиотек, каталожный ящик кафедры, в которых помещены предметные и алфавитные указатели, а также тематические сборники, содержащие выдержки из трудов. Это значительно ускоряет подбор необходимой литературы и возможность написания работы на высоком научном и теоретическом уровне.
При уяснении терминологии содержания глав темы и формулировки различных категорий следует использовать тексты прочитанных лекций по теме, энциклопедические и другие справочные издания, глоссарии учебников и пособий, которые тоже могут быть использованы при написании дипломной работы. При подборе необходимой литературы из периодических изданий лучше всего использовать последние номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год.
Особенность дипломных работ по специальным дисциплинам заключается в необходимости использования нормативно-правовых актов, являющихся источниками финансового права. Динамизм законодательства требует руководствоваться при подборе нормативно-правовых актов имеющимися справочными изданиями и использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.).
Статистический материал, характеризующий экономические процессы и явления, можно получить при анализе данных, опубликованных в ежегодных статистических сборниках, официальных изданиях Банка России («Вестник Банка России», «Бюллетень банковской статистики», «Годовой отчет Банка России»), а также специальных изданиях периодической печати («Профиль», «Финансы и инвестиции» и др.). Текущую информацию о деятельности Банка России можно получить по соответствующему адресу в Интернете (http://www. сbr. ry; www.orgresbank.ry и др.). Фактический материал, характеризующий финансово-экономическую деятельность конкретного объекта исследования, получается с разрешения его руководителя (руководителя учреждения, организации и т. п.)
При формировании списка литературы необходимо придерживаться принципа включения только тех источников, которые содержат информацию, относящуюся к предмету дипломной работы, которая будет использована при ее разработке и потребует соответствующих ссылок на источники.
При подборе литературы необходимо сразу же составлять библиографическое описание отобранных источников.
При работе с учебно-тематическим каталогом необходимо посмотреть не только разделы, строго совпадающие с темой дипломной работы, но и разделы по темам, близкие к избранной теме. При этом следует подбирать литературу, освещающую как общетеоритическую сторону проблемы, так и действующую практику финансово-экономического обеспечения отраслей народного хозяйства.
Работая с литературой, надо обращаться к изданиям последних лет, так как в них наиболее полно отражена действующая практика ведения учета и анализа, показано все то новое и прогрессивное в финансах и экономике, что следует использовать при разработке основных вопросов избранной темы. При этом студент-дипломник должен отследить последние изменения, произошедшие в методологии и практике бухгалтерского (бюджетного) учета, налогообложения, экономического анализа и других финансово-экономических вопросах.
С самого начала работы по подбору литературы запись отобранных литературных и законодательных источников целесообразно вести на каталожных карточках. Их описание следует производить в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати. Для этого необходимо руководствоваться предъявляемыми требованиями ГОСТа 7.1-2003 и его описанием в каждом издании, рекомендованными настоящими рекомендациями (приложение 9).
Составленный список литературы предварительно согласовывается с руководителем, который проверяет его и дает рекомендации по доработке.
Первоначальное ознакомление с рекомендованной и подобранной литературой даст студенту возможность разобраться в важнейших вопросах темы и приступить к составлению плана работы.
План является исходным этапом написания дипломной работы и должен всесторонне отражать структуру, содержание и логическую связь глав и параграфов. План – важный показатель того, насколько глубоко студент изучил необходимый материал и отобрал из него главное, существенное.

^ 3.2. Изучение литературы и подбор


фактического материала


Чтобы глубоко и всесторонне разобраться в исследуемой теме, изучение материала необходимо начинать с учебников и учебных пособий, брошюр и журнальных статей по рассматриваемой проблеме, в том числе с обязательным использованием энциклопедий и словарей, с тщательным изучением в последующем всей отобранной литературы. Для углубленного изучения состояния теоретической разработки рассматриваемой экономической проблемы целесообразно просмотреть за предшествующие 2–3 года специальные журналы по соответствующим отраслям: «Банковское дело», «Финансы», «Деньги и кредит», «Страхование», «Статистика» и другие, которые содержат раздел «Библиография: новые издания» и публикации по актуальным и проблемным направлениям экономической деятельности.
Опыт показывает, что основные источники лучше читать дважды. Как правило, первое чтение должно быть сплошным, а повторное – выборочным. Сплошное чтение предполагает углубленное изучение литературы, что, как известно, является творческим процессом.
Существует ряд методических приемов, помогающих почерпнуть главное в любой книге, не читая ее целиком. Отработку каждого первоисточника целесообразно осуществлять по следующим этапам: общее ознакомление с произведением в целом по оглавлению и аннотации; изучение введения или предисловия; выборочный просмотр по первым предложениям абзацев и иллюстративному материалу представляющих интерес глав; выписка необходимых материалов и данных; критическая оценка выбранного материала, его редактирование и запись как фрагмент будущей работы. В последующем из таких фрагментов формируется черновой вариант работы, являющий собой логически увязанное и краткое самостоятельное изложение обработанного материала.
При изучении литературы в первую очередь следует выявить дискуссионные вопросы по изучаемой теме. При нахождении таких вопросов следует привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения и высказать собственное суждение по данному вопросу. Изложение взглядов по изучаемой теме других исследователей и формирование собственной позиции повышает научную ценность работы, способствует более глубокому усвоению избранной темы.
При изучении рекомендованной литературы необходимо ее конспектировать, делать выписки и рабочие заметки. При этом полученную информацию следует группировать и систематизировать в соответствии с планом дипломной работы, что позволит более полно проанализировать собранный материал и избежать повторения.
Такая систематизация материала способствует формированию в сознании студента конкретного плана по целенаправленному подбору теоретического и практического материала, который оформляется в тетради или на карточках в форме выписок, таблиц и схем, диаграмм и графиков.
Теория и практика научной организации труда позволяет выделить и рекомендовать рациональные приемы работы с научной литературой, так как она является повседневным занятием каждого студента и по своему содержанию имеет вид своеобразного творческого труда. Поэтому особую важность имеет твердое овладение навыками и умениями работать с научной литературой регулярно, сосредоточенно, целеустремленно.
Как известно, технике чтения и объяснению прочитанного люди обучаются с раннего возраста. Искусству чтения, то есть умению глубоко понимать и толковать смысл прочитанного

учатся многие годы. Здесь играет важную роль накопление личного профессионального и житейского опыта, создание запаса новых слов и специальных терминов.
Основой научного исследования и написания дипломной работы является предварительное изучение основ библиографии – области деятельности, основной общественной функцией которой выступает целенаправленная передача читателям информации о произведениях печати.
Одним из первых условий работы с научной литературой служит умение отыскать ее. Работая в библиотеках, читатели обычно обращаются за справками и консультациями к библиотечным работникам или ищут ориентировочные сведения в библиотечных каталогах.
«Каталог» как термин означает перечень или список книг и других публикаций. Различают два вида каталогов: читательские (справочно-рекомендательские) и служебные (литература для служебного пользования, другие публикации, содержащие коммерческую или иную тайну), в которых содержатся полностью сведения обо всех книгах и других произведениях печати, находящихся в фондах данной библиотеки, а также в журналах, газетах, отдельных публикациях и т.п. По группировке материалов читательские каталоги подразделяются на алфавитные, систематические, предметные и др.

Алфавитный каталог

содержит описание книг, расположенных в порядке алфавита авторов или заглавий книг (авторы которых не обозначены).

Систематический каталог

является основным в библиотеках, в нем помещается библиографическое описание книг по отраслям знаний в соответствии с их содержанием.

Предметный каталог

содержит описание первоисточников, в которых имеется однородная информация по экономическим проблемам.
При работе с предметно-тематическим каталогом необходимо просмотреть не только разделы, строго совпадающие с темой работы, но и разделы по темам, близким к избранной теме. При этом следует подбирать литературу, освещающую как общетеоретическую сторону проблемы, так и действующую практику финансов предприятий и организаций, бухгалтерского (бюджетного) учета и аудита, налогообложения и страхования.
Работая с литературой, надо обращаться к изданиям последних лет, т. к. в них наиболее полно отражена практика финансово-хозяйственной деятельности, а также развитие и внедрение теории.
Работа с научной литературой обычно состоит из ряда приемов:
1. Общее ознакомление с произведением в целом по оглавлению и беглый просмотр книги, статьи, рукописи, архивного материала и т. п.
2. Выборочное чтение материала, применительно к тематике работы.
3. Чтение в порядке последовательного расположения материала и глубокого изучения наиболее важного текста.
4. Составление плана (плана-проспекта) прочитанного материала, конспекта или тезисов, систематизация сделанных выписок.
5. Оформление новой информации на различных носителях.
6. Повторное чтение материала и сопоставление его с другими источниками информации. Так как существует «золотое правило»: «Повторение – мать учения».
7. Чтение с одновременным использованием различных справочных материалов: энциклопедий, картотек и т. п.
8. Осмысливание прочитанного материала; критическая оценка его, записи своих мыслей по поводу новой информации.
Чтение научной литературы всегда трудоемкая работа, требующая сосредоточения и большого внимания. Чтобы понять суть новой научной информации, необходимо уметь «вчитаться» в изучаемый материал, то есть целиком овладеть текстом, материалом книги, ее строением (структурой), направленностью, стилем изложения. Накопление навыков работы с книгой, овладение техникой чтения и усвоения содержания материалов, умение делать выписки и конспектировать необходимые сведения из литературы, ориентирование в каталогах и библиографических изданиях должно вестись планово и систематически. Выработка рациональных приемов и навыков работы с первоисточником – это большая экономия времени и сил читателя.
Наиболее распространенной и приемлемой формой накопления научной информации являются записи различного рода при чтении книг, журналов, газет и других источников письменной информации. Формы таких записей, целевое назначение и техника их оформления крайне разнообразны, но цель едина – сохранить интересующие читателя литературные материалы, сведения, необходимые для разработки дипломной работы.
Приемы записей, выполняемых при чтении книг и других публикаций, включают:
а) записи в виде дословной выдержки из какого-либо текста с указанием источника информации и автора цитаты;
б) записи в свободном изложении, с точным сохранением содержания источника и автора;
в) ксерокопирование текста или перенесение на вкладные чистые листы прозрачной бумаги чертежей, таблиц, схем, графиков и т. д.;
г) составление плана-проспекта прочитанного произведения;
д) составление конспекта по материалам прочитанной книги или статьи;
е) выделение и подчеркивание смысловых выражений, цитат, фраз на собственном экземпляре книги, журнала, газеты;
ж) запись цитат из нескольких литературных источников на определенную тему;
з) дословные записи с собственными комментариями применительно к теме исследования;
и) дословные записи в виде цитат, примеров образной речи, литературных оборотов, афоризмов;
к) записи, оформленные в тетрадях, блокнотах, карточках и т. п. путем условных обозначений и т. д.;
л) изложение своих замечаний по прочитанному материалу в виде конспективных записей.
Записи по материалам чтения научной литературы могут делаться в обычных общих тетрадях, на листах бумаги произвольных размеров, библиографических и других карточках. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки. Записи в тетрадях затрудняют подборку выписок по одной теме, проблеме или рассматриваемому вопросу, нахождение выписок среди серии других. Карточная система, хотя и вызывает определенный расход бумаги, но значительно облегчает систематизацию выписок в личной картотеке и быстрое нахождение нужных материалов. Эта система имеет неоспоримые преимущества по сравнению с традиционной формой записи в общих тетрадях. Систематизированный на карточках материал с учетом его последующей доработки и изложения с точки зрения и в редакции автора дипломной работы выступает основным источником чернового варианта работы. Рациональные приемы с выборкой и группировкой материала на бумажных носителях требуют соблюдения определенных правил и приемов.
Учитывая преимущества карточной системы, рекомендуется делать выписки на карточках следующих видов:
1.

Карточки библиографические

– стандартного размера (125 х 75 мм) из тонкого белого картона. На них выписываются общие сведения о научной литературе для подбора картотеки по теме работы.

Деньги, кредит, банки:

Учеб./Под ред. О.И.Лаврушина. –3 -е изд., перераб. и доп. –М.: Финансы и статистика, 2007.– 487 с.
Глава 17. Возникновение и развитие банков (с. 325–359).
^ Глава 19. Центральные банки (с. 397–417).
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.