.RU

Научно-исследовательский институт и музей - 4

Рисунок 6

. График сочетания средних значений первых двух канонических переменных, полученных при анализе 221 выборки народов Кавказа. Обозначения: 1 - картвельцы, 2 - абхазо-адыги, 3 - тюрки, 4 - иранцы, 5 - нахско-дагестанц ы, 6 - армяне, 7 - греки, ^

8 - семиты.


1984), мы будем в дальнейшем изложении пользоваться этим понятием в соответствии с его традиционным определением (Рогинский, Левин, 1978) с тем, чтобы в конце исследо-вания попытаться оценить его обоснованность.
Наконец, каноническим анализом объективно выявляется объединение четырех групп адыгейцев, к которому можно добавить и группу лазаревских адыгейцев-шапсугов, рас-положенную на графике (рис.6) поблизости от них и географически локализованную весь-ма далеко от ареала распространения каспийского антропологического типа, в зону кото-рого на рисунке 6 она попадает. Этот третий кластер хорошо соответствует выделенному В.В.Бунаком (1946) среднекубанскому антропологическому типу понтийской расы.
Правда, М.Г.Абдушелишвили (1964) выделил адыгский тип, к которому он отнес кроме адыгейцев, также и кабардинцев, абазин, черкесов, ингушей и некоторые группы грузин. Но на рисунке 6 хорошо видно, что адыгейцы достаточно обособлены от кластера, объединяющего брахикефальные группы балкано-кавказского облика, к которому, в частности, относятся и остальные адыги. Иными словами, результаты канонического анализа хорошо соответствуют точке зрения В.В.Бунака и не подтверждают возможность объективного выделения адыгского антропологического варианта, объединяющего наряду с мезокефальными адыгейцами суббрахикефальных абазинов и остальные брахикефальные группы народов Северного Кавказа. Аналогичным образом, полученные результаты противоречат также точке зрения В.П.Алексеева (1974), в соответствие с которой понтийцы должны быть объединены с кавкасионцами в рамках балкано-кавказской расы.
Нетрудно видеть, что на графике канонического анализа (рис.6) нахско-дагестанские группы, среди которых распространен кавкасионский антропологический тип, размеща-
- 24 -
ются преимущественно в нижней зоне балкано-кавказского кластера (в области малых значений второго дискриминатора) и, следовательно, полярно разделяются от адыгейцев, для которых характерны как раз большие величины этой канонической переменной. И да-же если считать, что к понтийцам следует кроме адыгейцев отнести другие адыгские груп-пы Северного Кавказа, для чего, как мы видим по рисунку 6, нет особых оснований, то и в этом случае можно обнаружить очень большие различия между ними и кавкасионцами по значениям второго дискриминатора.
^ Индо-средиземноморские варианты в населении Кавказа
Результаты проведенного анализа позволили выявить три кластера, из которых два включают большое количество групп населения и могут иметь внутреннюю структуру, что требует проведения специального рассмотрения. Каспийский и среднекубанский ан-

Таблица 3

.Коэффициенты у исходных признаков для первых двух канонических
переменных, найденных при анализе среднекубанского и каспийского
антропологических типов

Признаки

1

2

1.Длина тела

0.021

-0.085

2.Продольный диаметр головы

-0.187

0.191

3.Поперечный диаметр головы

0.357

-0.226

4.Наименьшая ширина лба

-0.136

0.086

5.Морфологическая высота лица

0.195

-0.141

6.Скуловой диаметр

-0.107

0.388

7.Нижнечелюстной диаметр

0.210

-0.072

8.Высота носа (от бровей)

-0.289

0.405

9.Ширина носа

0.092

-0.008

10.Высота верхней губы

-0.178

-0.018

11.Цвет глаз

-0.415

0.039

12.Цвет волос

-0.058

0.018

13.Доля прямых волос

0.686

0.026

14.Рост бороды

-0.042

-0.208

15.Горизонтальный профиль лица

0.196

0.545

16.Высота переносья

-0.024

-0.528

17.Доля вогнутых спинок носа

0.153

0.125

18.Доля выпуклых спинок носа

0.015

-0.136

19.Кончик носа

-0.123

0.023

20.Профиль верхней губы

0.261

0.133

21.Наклон лба

0.081

0.507

22.Развитие надбровья

-0.072

0.541
^

Процент учитываемой вариации


30.5

20.5
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.