.RU

Работа над собой в творческом процессе воплощения - 12

.. .. .. .. .. 19 . . г.
   Сегодня Аркадий Николаевич продолжал объяснять то, что не успел досказать на прошлом уроке. Он говорил:
   -- В первую очередь нужно выбрать среди всей фразы одно самое важное слово и выделить его ударением. После этого следует сделать то же с менее важными, но все-таки выделяемыми словами.
   Что же касается неглавных, невыделяемых, второстепенных слов, которые нужны только для общего смысла, то их надо отодвинуть на задний план и стушевать.
   М_е_ж_д_у в_с_е_м_и э_т_и_м_и в_ы_д_е_л_я_е_м_ы_м_и и н_е_в_ы_д_е_л_я_е_м_ы_м_и с_л_о_в_а_м_и н_а_д_о н_а_й_т_и с_о_о_т_н_о_ш_е_н_и_е, г_р_а_д_а_ц_и_ю с_и_л_ы, к_а_ч_е_с_т_в_а у_д_а_р_е_н_и_я и с_о_з_д_а_т_ь и_з н_и_х з_в_у_к_о_в_ы_е п_л_а_н_ы и п_е_р_с_п_е_к_т_и_в_у, д_а_ю_щ_и_е д_в_и_ж_е_н_и_е и ж_и_з_н_ь ф_р_а_з_е.
   В_о_т э_т_о г_а_р_мо_н_и_ч_е_с_к_и у_р_е_г_у_л_и_р_о_в_а_н_н_о_е с_о_о_т_н_о_ш_е_н_и_е с_т_е_п_е_н_е_й с_и_л_ы у_д_а_р_е_н_и_й, в_ы_д_е_л_я_е_м_ы_х о_т_д_е_л_ь_н_ы_х с_л_о_в м_ы и и_м_е_е_м в в_и_д_у, к_о_г_д_а г_о_в_о_р_и_м о к_о_о_р_д_и_н_а_ц_и_и17.
   Так создается гармоническая форма, красивая архитектура фразы.
   Подумав немного, Аркадий Николаевич продолжал:
   -- Подобно тому как из слов складываются предложения, так и из предложений образуются целые мысли, рассказы, монологи.
   В них выделяются не только слова в предложении, а целые предложения в большом рассказе или монологе.
   Все то, что было сказано по поводу акцентуации и координации ударных слов в предложении, относится теперь к процессу выделения отдельных предложений в целом рассказе или монологе. Это достигается теми же приемами, что и акцентуация отдельных слов. Можно выделять наиболее важное предложение ударным способом, произнося важную фразу более акцентиро-ванно по сравнению с другими второстепенными предложениями. При этом ударение на главном слове в выделяемой фразе должно быть сильнее, чем в остальных, невыделяемых предложениях.
   Можно выделять ударную фразу постановкой ее между паузами. Можно достигать того же с помощью интонации, повышая или понижая звуковую тональность выделяемой фразы или вводя более яркий фонетический рисунок интонации, по-новому окрашивающий ударное предложение.
   Можно изменять темп и ритм выделяемой фразы по сравнению со всеми другими частями монолога или рассказа. Наконец, можно оставлять выделяемые предложения в обычной силе и краске, но затушевывать всю остальную часть рассказа или монолога, ослабляя их ударные моменты.
   Не мое дело передавать вам все возможности и тонкости выделения слов и целых предложений. Я могу только уверить вас, что эти возможности, так точно, как и приемы пользования ими, многочисленны. С их помощью можно создавать самые сложные координации всевозможных, ударений и выделения слов и целых предложений.
   Так образуются разные п_л_а_н_ы и их перспективы в речи.
   Если они тянутся по направлению к с_в_е_р_х_з_а_д_а_ч_е п_р_о_и_з_в_е_д_е_н_и_я по линии п_о_д_т_е_к_с_т_а и с_к_в_о_з_н_о_г_о д_е_й_с_т_в_и_я, то их значение в речи становится исключительным по своей важности, потому что они помогают выполнению самого главного, основного в нашем искусстве: с_о_з_д_а_н_и_я ж_и_з_н_и ч_е_л_о_в_е_ч_е_с_к_о_г_о д_у_х_а р_о_л_и и п_ь_е_с_ы.
   От опыта, знания, вкуса, чутья и таланта зависит та или иная степень пользования всеми этими речевыми возможностями. Те из артистов, которые хорошо чувствуют слово и свой родной язык, виртуозно владеют приемами к_о_о_р_д_и_н_а_ц_и_и, создания п_е_р_с_п_е_к_т_и_в_ы и ее п_л_а_н_о_в в речи.
   Эти процессы совершаются ими почти интуитивно, подсознательно 18.
   У людей менее талантливых эти процессы выполняются более сознательно и требуют большого знания, изучения своего языка,, законов речи, требуют опыта, практики и искусства.
   Чем многочисленнее средства и возможности в распоряжении артиста, тем речь его живее, сильнее, выразительнее и неотразимее.
   Учитесь же пользоваться всеми законами и приемами словесного общения и, в частности, координации, созданием планов и перспективы речи.
  
.. .. .. .. .. 19 . . г.
   Сегодня я опять читал монолог Отелло.
   -- Работа не прошла бесследно! -- одобрил меня Аркадий Николаевич.
   -- В отдельности все хорошо. Местами даже сильно. Но в целом речь топчется на месте и не развивается: два такта вперед, два -- назад... и так все время.
   От постоянного повторения одних и тех же фонетических фигур последние становились назойливы, как однообразный и крикливый рисунок обоев.
   Надо иначе пользоваться на сцене данными вам выразительными возможностями; не просто, как бог на душу положит,, а с известным расчетом.
   Вместо объяснения своей мысли я лучше сам прочту монолог, но совсем не для того, чтоб показывать свое искусство, а только для того, чтоб при произнесении текста, попутно, все время объяснять вам секреты речевой техники, так точно, как и разные расчеты, соображения артиста, касающиеся сценического воздействия на себя самого и на партнера.
   Я начинаю с выяснения стоящей передо мной задачи,-- говорил Аркадий Николаевич, обращаясь к Шустову.
   -- Она в том, чтоб заставить вас, исполнителя роли Яго, почувствовать и поверить стихийному стремлению мавра к ужасной мести. Для этой цели, согласно требованию Шекспира, я буду сопоставлять яркую картину несущихся вперед и вперед водяных громад "понтийских вод" с душевной бурей ревнивца. Чтоб добиться этого, лучше всего заразить вас своими внутренними в_и_д_е_н_и_я_м_и. Это трудная, но доступная задача, тем более что у меня заготовлен для нее достаточно яркий, возбуждающий зрительный и иной материал.
   После небольшой подготовки Аркадий Николаевич вонзился глазами в Пашу, точно перед ним стояла сама изменница Дездемона.
   -- "К_а_к в_о_л_н_ы л_е_д_я_н_ы_е п_о_н_т_и_й_с_к_и_х в_о_д"... -- прочел он негромко, сравнительно спокойно и тут же пояснил лаконически:
   -- Не даю сразу всего, что есть внутри! Даю меньше того, что могу!
   Надо беречь и накоплять эмоцию!
   Фраза непонятна!
   Это мешает чувствовать и видеть то, что она рисует!
   Поэтому мысленно для себя заканчиваю ее:
   "К_а_к в_о_л_н_ы л_е_д_я_н_ы_е п_о_н_т_и_й_с_к_и_х в_о_д... н_е_с_у_т_с_я в П_р_о_п_о_н_т_и_д_у и в Г_е_л_л_е_с_п_о_н_т..." Страхую себя от торопливости: после слов "вод" делаю звуковой загиб! Пока ничтожный: на секунду, терцию, не больше!
   При следующих загибах запятой (впереди их будет много) начну сильнее повышать голос, пока не дойду до самой высокой ноты!
   По вертикали! Отнюдь не по горизонтали!
   Без вольтажа! Не просто, а с рисунком!
   Взбираться надо не сразу, постепенно!
   Слежу, чтобы второй такт был сильнее первого, третий сильнее второго, четвертый сильнее третьего! Не кричать!
   Громкость -- не сила!
   Сила -- в повышении!
   "В т_е_ч_е_н_и_и н_е_у_д_е_р_ж_и_м_о_м..."
   ("...н_е_с_у_т_с_я в П_р_о_п_о_н_т_и_д_у и в Г_е_л_л_е_с_п_о_н_т").
   Однако если каждый такт поднимать на терцию, то для сорока слов фразы потребуется диапазон в три октавы! Его нет!
   Потом опять четыре ноты вверх и две -- оттяжка вниз!
   Пять нот -- вверх, две -- оттяжка!
   Итого: только терция!
   А впечатление, как от квинты!
   Потом опять четыре ноты вверх и две -- оттяжка вниз!
   Итого: только две ноты повышения. А впечатление -- четырех!
   И так все время.
   При такой экономии диапазона хватит на все сорок слов!
   Пока экономия и экономия!
   Не только в эмоции, но и в регистре!
   И дальше, если б нехватило нот для повышения, усиленное вычерчивание загибов! Со смакованием! Это дает впечатление усиления!
   Однако загиб сделан!
   Вы ждете, не торопите!
   Ничто не мешает ввести п_с_и_х_о_л_о_г_и_ч_е_с_к_у_ю п_а_у_з_у, в добавление к л_о_г_и_ч_е_с_к_о_й!
   Загиб дразнит любопытство!
   Психологическая пауза -- творческую природу, интуицию... и воображение... и подсознание!
   Остановка дает время мне и вам разглядеть видения... досказать их действием, мимикой, лучеиспусканием!
   Это не ослабит! Напротив! Активная пауза усилит, возбудит меня и вас!
   Как бы не уйти в голую технику!
   Буду думать только о задаче: во что бы то ни стало заставить вас увидеть то, что вижу сам внутри!
   Буду активен! Нужно продуктивно действовать!
   Но... нельзя перетягивать остановку!
   Дальше!
   "...н_е в_е_д_а_я о_б_р_а_т_н_о_г_о о_т_л_и_в_а"... ("...н_е_с_у_т_с_я в П_р_о_п_о_н_т_и_д_у и в Г_е_л_л_е_с_п_о_н_т").
   Почему глаза сильнее раскрываются?!
   Энергичнее излучают?!
   И руки медленно, величаво тянутся вперед?!
   И все тело и весь я тоже?!
   В темпе и ритме тяжелой перекатывающейся волны?!
   Вы думаете это расчет, актерский эффект?
   Нет! Уверяю вас!
   Это делается само!
   Я осознал эту игру потом, когда она уже была окончена!
   Кто же это делает?
   Интуиция?
   Подсознание?
   Сама творческая природа?
   Может быть!
   Знаю только, что п_с_и_х_о_л_о_г_и_ч_е_с_к_а_я п_а_у_з_а помогла этому!
   Создает настроение!
   Дразнит эмоцию!
   Заманивает ее в работу!
   Подсознание тоже помогает!
   Сделай я это сознательно, с актерским расчетом, вы бы приняли за наигрыш!
   Но сделала сама природа... и всему веришь!
   Потому что -- естественно!
   Потому что -- правда!
   "...в_п_е_р_е_д, в_п_е_р_е_д
   н_е_с_у_т_с_я в П_р_о_п_о_н_т_и_д_у и в Г_е_л_л_е_с_п_о_н_т".
   Опять post factura понял, что во мне создалось что-то зловещее!
   Сам не знаю, отчего и в чем!
   Это хорошо! Это мне нравится!
   Задерживаю п_с_и_х_о_л_о_г_и_ч_е_с_к_у_ю п_а_у_з_у!
   Не все выразил!
   Как задержка дразнит и разжигает!
   И пауза стала действеннее!
   . . . . . . . . . . . . . . . .
   Опять дразню природу!
   Завлекаю в работу подсознание!
   Есть много манков для этого!
   Подхожу к высокой ноте: "Геллеспонт"!
   Скажу и потом опущу звук!..
   Для нового последнего разбега!
   "Т_а_к з_а_м_ы_с_л_ы м_о_и к_о_в_а_р_н_ы_е
   Н_е_и_с_т_о_в_о п_о_м_ч_а_т_с_я, | и у_ж н_а_з_а_д
   Н_е в_с_т_у_п_я_т н_и_к_о_г_д_а | и к п_р_о_ш_л_о_м_у
   О_н_и н_е в_о_р_о_т_я_т_с_я, |
   А б_у_д_у_т в_с_е н_е_с_т_и_с_ь н_е_у_д_е_р_ж_и_м_о..."
   Сильнее вычерчиваю загиб. Это самая высокая нота всего монолога.
   "...а б_у_д_у_т в_с_е н_е_с_т_и_с_ь н_е_у_д_е_р_ж_и_м_о..."
   Боюсь ложного пафоса!
   Сильнее держусь задачи!
   Внедряю свои видения!
   Интуиция, подсознание, природа -- делайте, что хотите!
   Полная свобода! А я сдерживаю, дразню паузами.
   Чем больше сдерживаешь, тем больше дразнит.
   Пришел момент: ничего не жалеть!
   Мобилизация всех выразительных средств!
   Все на помощь!
   И темп, и ритм!
   И... страшно сказать! Даже... громкость!
   Не крик!
   Только на два последних слова фразы:
   "...н_е_с_т_и_с_ь н_е_у_д_е_р_ж_и_м_о" и...
   Последнее завершение! Финальное!
   "...п_о_к_а н_е п_о_г_л_о_т_я_т_с_я д_и_к_и_м в_о_п_л_е_м".
   Задерживаю темп!
   Для большей значительности!
   И ставлю т_о_ч_к_у!
   Понимаете ли вы, что это значит?!
   Точка в трагическом монологе?!
   Это конец!
   Это смерть!!
   Хотите почувствовать, о чем я говорю?
   Вскарабкайтесь на самую высокую скалу!
   Над бездонным обрывом!
   Возьмите тяжелый камень и...
   Шваркните его вниз, на самое дно!
   Вы услышите, почувствуете, как камень разлетится в мелкие куски, в песок!
   Нужно такое же падение... голосовое!
   С самой высокой ноты -- на самое дно тесситуры!
   Природа т_о_ч_к_и требует этого.
   Вот так {Здесь и в дальнейшем приводятся рисунки К. С. Станиславского иа текста рукописей (Ред.).}

   -- Как?! -- воскликнул я. -- В такие моменты артисты живут какими-то техническими и профессиональными расчетами?!
   А вдохновение?! Я убит и обижен!
   -- Да... одной половиной своей души артист весь уходит в сверхзадачу, в сквозное действие, в подтекст, в видения, в линии элементов самочувствия, а другой -- артист живет психотехникой, приблизительно так, как я вам это сейчас демонстрировал.
  
.. .. .. .. .. 19 . . г.
   Набравшись храбрости, я хотел высказать Аркадию Николаевичу все, чем жил эти дни, после его последнего урока.
   -- Поздно!-- остановил он меня и, обратившись к ученикам, объявил:
   -- Моя миссия в области речи кончена! Я вас ничему не научил, так как и не собирался этого делать. Но я подвел вас к сознательному изучению нового и очень важного предмета.
   Я дал вам понять на маленькой практике, сколько технических приемов голосовой разработки, звуковых красок, интонаций, всевозможных фонетических рисунков, всякого вида ударений, логических и психологических пауз и проч. и проч. надо иметь и вырабатывать в себе артистам, чтоб ответить на требования, которые предъявляет наше искусство к слову и речи.
   Я все сказал, что мог. Остальное лучше меня доскажет вам Владимир Петрович Сеченов, ваш будущий преподаватель "законов речи" по "Выразительному слову".
   Аркадий Николаевич представил нам его после того, как тот появился из темноты зала. Потом он сказал ему несколько милых приветственных слов и объявил, что после небольшого перерыва Владимир Петрович даст свой первый урок.
   Аркадий Николаевич начал уже поворачиваться, чтоб уходить, но я задержал его.
   -- Не уходите! Умоляю вас! Не оставляйте нас в такую минуту, не досказав самого главного!
   Паша поддержал меня.
   Аркадий Николаевич смутился, покраснел, отвел нас обоих в сторону, сделал нам выговор за бестактность по отношению к новому преподавателю и, наконец, спросил:
   -- В чем дело? Что случилось?
   -- Это ужасно! Я разучился говорить! -- захлебываясь в словах, изливал я ему душу.
   -- Я старательно ввожу при чтении и речи все, что узнал от вас, но в конце концов путаюсь и не могу связать двух слов. Я ставлю ударение, а оно, точно на смех мне, не становится туда, где нужно по правилам, а отскакивает! Я добиваюсь обязательных интонаций, требуемых знаками препинания, а мой голос выворачивает такие фонетические фигуры, которые меня же самого приводят в полное недоумение. Стоит мне начать говорить какую-нибудь мысль, и я перестаю думать о ней, так как поглощен законами речи и ищу по всей фразе, куда бы их применить.
   В конце концов от всей этой работы у меня точно вывихиваются мозги и делается головокружение.
   -- Все это происходит от нетерпения, -- говорил мне Аркадий Николаевич.--Нельзя так торопиться! Надо итти по программе!
   Чтоб успокоить вас двоих, мне пришлось бы нарушать последовательность, забегать вперед. Это спутает всех остальных учеников, которые ни на что не жалуются и не торопятся, как вы.
   Подумав немного, Торцов велел нам придти к нему на дом сегодня в девять часов вечера. После этого он ушел и начался урок Владимира Петровича.
   Есть ли смысл стенографировать то, что уже напечатано в книге "Выразительное слово"? Легче купить ее! Я решил не записывать уроков Сеченова.
  
^ IV. ПЕРСПЕКТИВА АРТИСТА И РОЛИ
  
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.