.RU

Дипломное проектирование

ВВЕДЕНИЕ


Итоговая государственная аттестация выпускника университета специальности 23020165 «Информационные системы и технологии» проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации и включает сдачу государственного междисциплинарного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы, выполненную в ходе дипломного проектирования. Итоговая государственная аттестация предназначена для определения теоретической и практической подготовленности будущего инженера к самостоятельному выполнению видов профессиональной деятельности в соответствии с государственным образовательным стандартом специальности.
^ Дипломное проектирование – процесс, осуществляемый в техническом вузе с целью итоговой государственной аттестации студента, охватывающий период от государственного экзамена до защиты выпускной квалификационной работы (дипломного проекта или дипломной работы). Дипломное проектирование является завершающим этапом высшего технического образования студента и одновременно проверкой его способности самостоятельно решать инженерно-технические задачи. В ходе дипломного проектирования продолжается самостоятельная работа студента над выбранной темой, начатая на преддипломной практике. При этом происходит дальнейшее углубление его теоретических знаний и их систематизация, развитие прикладных умений и практических навыков, повышение общей и профессиональной эрудиции.
^ Дипломный проект – выпускная квалификационная работа студента, предназначенная для объективного контроля сформированности знаний, умений и навыков решать задачи по видам профессиональной деятельности, установленным образовательным стандартом специальности, и предусматривающая проектирование и создание автоматизированных информационных систем для различных областей применения, их информационного, математического, программного и технического обеспечения. Дипломный проект включает разработанную систему, текстовую (пояснительная записка) и графическую части (чертежи и плакаты).
^ Дипломная работа – выпускная квалификационная работа студента, предназначенная для объективного контроля сформированности знаний, умений и навыков решать задачи по видам профессиональной деятельности, установленным образовательным стандартом специальности, и предусматривающая проведение всестороннего анализа или научных исследований по одному из вопросов теоретического или практического характера по профилю специальности.
Дипломная работа включает текстовую часть (пояснительная записка) и графическую часть (плакаты).
Принципиальное различие между дипломным проектом и работой заключается в том, что проект содержит результаты проектирования нового объекта, а работа – результаты исследований, анализа, испытаний уже существующего объекта. При этом дипломный проект также может потребовать проведения исследований, если они необходимы для обоснования принятых проектных решений.
Выпускные квалификационные работы студентов специальности «Информационные системы и технологии» выполняются в форме как дипломного проекта, так и дипломной работы.
Проект должен представлять собой профессионально выполненную законченную разработку, посвящённую решению конкретных производственных или учебных задач, оформленную в соответствии с действующими стандартами и настоящим пособием.
Дипломный проект выполняется студентом в течение времени, отведенного учебным планом специальности на преддипломную практику и дипломное проектирование. Длительность дипломного проектирования составляет пятнадцать недель.

^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА


Дипломное проектирование, являясь заключительным этапом пятилетнего обучения в университете студентов специальности «Информационные системы и технологии», имеет своей целью:
− систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по проектированию автоматизированных информационных систем с использованием современных информационных технологий,
− развитие навыков самостоятельной работы, чёткого и логичного формулирования своих мыслей, публичной защиты предлагаемых решений.
Достижение целей дипломного проектирования предполагает решение двух классов задач:
1) задач, приводящих к реализации дипломного проекта и заключающихся в создании необходимых видов обеспечения проектируемой информационной системы:
− информационного, включающего совокупность форм входной и выходной документации, структур данных, файлов и базы данных информационной системы;
− математического, содержащего совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, применяемых для обработки данных;
− программного, представляющего собой совокупность программ и программных документов, предназначенных для разработки, функционирования и модернизации информационной системы;
− технического, содержащего комплекс проектных решений по выбору компьютера, периферийных устройств и организации сети передачи данных (для распределённой системы).
2) задач, связанных с оформлением дипломного проекта и подготовкой к защите.
Несмотря на то, что время дипломного проектирования и объём дипломного проекта ограничены, в каждом проекте, как квалификационной работе, должны содержаться материалы, позволяющие судить о качестве подготовки специалиста. Поэтому целью студента при дипломном проектировании также является создание такого дипломного проекта, который отражал бы уровень его профессиональной подготовки.
Выпускник специальности «Информационные системы и технологии» должен

знать

:


− современные методы и средства разработки информационных систем;
− принципы описания информационных систем и их элементов на основе системного подхода;
− принципы построения аналитико-имитационных моделей информационных процессов, основные классы моделей и методы моделирования, методы формализации, алгоритмизации и компьютерной реализации моделей;
− способы записи алгоритмов и конструирования программ с использованием различных алгоритмических языков;
− принципы организации и функционирования вычислительных систем, комплексов и сетей; характеристики, возможности и области применения наиболее распространенных классов и типов средств вычислительной техники в информационных системах;
− модели и структуры сетей передачи данных, методы оценки их эффективности;
− методы и модели управления информационными системами, программные и технические средства реализации системы управления;
− принципы организации баз данных информационных систем, способы построения баз данных, баз знаний и экспертных систем;
− модели и методы формализации и представления знаний в информационных системах;
− принципы организации, структуры технических и программных средств компьютерной графики и мультимедиа технологий;
− принципы обеспечения условий безопасности жизнедеятельности при разработке и эксплуатации информационных систем;
− перспективы развития информационных систем, их взаимосвязь со смежными областями;

уметь использовать

:
− современные методы системного анализа информационных процессов и принятия решений в информационных системах;
− методы и средства информационных технологий при разработке корпоративных информационных систем;
− методы и инструментальные средства моделирования при исследовании и проектировании информационных систем;
− методы и средства разработки алгоритмов и программ, современные технологии программирования информационных систем;
− современные системные программные средства и операционные системы;
− сетевые, программные и технические средства информационных систем;
− интеллектуальные информационные системы, инструментальные средства управления базами данных и знаний;
− инструментальные средства компьютерной графики и графического диалога в информационных системах;
− методы расчета надёжности информационных систем;
− методы обеспечения информационной безопасности и защиты информации;

иметь опыт

:


− проектирования информационных систем и их элементов в конкретных областях;
− применения математических моделей и методов анализа, синтеза и оптимизации детерминированных и стохастических информационных процессов;
− компьютерного моделирования информационных систем на основе аналитико-имитационного подхода;
− выбора технологии программирования и инструментальных программных средств высокого уровня для задач проектирования информационных систем и их элементов;
− выбора архитектуры и комплексирования аппаратных средств информационных систем;
− организации работы в коллективе разработчиков информационных систем.

^ 2. ТЕМАТИКА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА


В соответствии с квалификационной характеристикой специальности и на основе анализа проектов прошлых лет, можно выделить четыре наиболее распространённых типа дипломных проектов, предполагающих проектирование и реализацию четырёх типов информационных систем:
1. Информационная система для автоматизации отдельных производственных, экономических процессов, процессов управления и документооборота, предполагающая создание и сопровождение базы данных в рамках клиент- серверной или файл-серверной технологии на основе прикладного программного обеспечения с традиционным графическим интерфейсом.
2. Информационная система аналогичного назначения, включающая создание и сопровождение базы данных в рамках Интернет-технологии на основе прикладного программного обеспечения с Web-интерфейсом.
3. Виртуальный лабораторный стенд – компьютерная визуальная модель реальных приборов, предполагающая широкое использование средств компьютерной графики.
4. Интерактивная система обучения по различным дисциплинам (прежде всего, с подсистемой моделирования).
В большинстве случаев разрабатываемые информационные системы предназначены для функционирования в рамках локальной либо глобальной сети.
Название темы дипломного проекта должно быть по возможности кратким, отражать основное содержание проекта, его отличительные особенности и указывать на результат, а не на процесс: темы, начинающиеся со слова «разработка» и других подобных характерны не для инженерных, а для научных работ.
Для систем первого и второго типов названия тем в общем случае рекомендуется начинать со слов «информационная система», «автоматизированная система», «система» или «автоматизированное рабочее место». Для систем третьего типа рекомендуется использовать сочетание «виртуальный лабораторный стенд …», четвёртого – «… система обучения …». В последнем случае широко использовавшиеся ранее в названиях дипломных проектов выражения «электронное учебное пособие», «электронное учебное издание», «электронный учебный курс», «лекционно-практический курс» и, тем более, их сокращённые варианты не раскрывают в полной мере содержание такого проекта. С другой стороны, даже при отсутствии в названии дипломного проекта явных упоминаний об ИС она и в этом случае должна выступать в роли объекта проектирования.
Примеры тем:

Рассмотренные типы ИС и соответствующие им формулировки тем не исчерпывают всю тематику дипломного проектирования студентов специальности «Информационные системы и технологии». «Нетипичные» проекты, связанные, в частности, с разработкой программного обеспечения для специализированных аппаратных платформ и устройств, автоматизацией проектирования, обработкой аудио- или видеоматериалов обычно составляют примерно пятую часть от общего числа дипломных проектов.
При выборе темы необхо­димо максимально учитывать учебные цели, но без ущерба для интере­ сов базового предприятия. Темы формулируются таким образом, чтобы дипломник при выполнении проекта имел возможность в полном объеме проявить основные знания, умения, навыки, компетенции, предусмотренные ГОСом специальности, в частности, в обязательном порядке:

Темы, предлагаемые дипломникам с высоким творческим потенциалом, в том числе претендующим на диплом с отличием, должны предоставить им возможность продемонстрировать некоторые из следующих умений:

^ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ


3.1. Выбор руководителя и темы дипломного проекта


Выбор руководителя и темы дипломного проекта является для студента достаточно ответственным шагом, определяющим его работу в течение завершающего периода учёбы. Он производится в течение восьмого семестра, который предшествует первому этапу преддипломной практики.
Руководителем дипломного проекта может быть, как правило, только преподаватель выпускающей кафедры. В течение восьмого семестра руководители формулируют темы дипломных проектов, предлагаемые студентам (с учётом направленности преподаваемых ими специальных дисциплин и области профессиональных и научных интересов). Общий список предлагаемых тем может вывешиваться на кафедральной доске объявлений, размещаться на сервере кафедры либо доводиться до сведения студентов преподавателями лично. Однако студент вправе сам предложить предполагаемому руководителю интересующую его тему и согласовать её название. При этом работающие студенты могут предложить тему дипломного проекта, связанную с их служебными обязанностями, если она соответствует профилю специальности.
Процесс выбора и закрепления за студентами руководителей и тем дипломных проектов должен завершиться за месяц до начала первого этапа преддипломной практики, ориентировочно к середине ноября. Данные о темах и выбравших их студентах передаются руководителями заведующему кафедрой для составления общего списка. Темы дипломных проектов рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры.
Не позднее, чем за месяц до окончания преддипломной практики издаётся приказ по университету о закреплении тем и руководителей дипломных проектов. В дальнейшем при необходимости тема может быть скорректирована, но не позднее, чем за месяц до защиты. Уточнённый вариант темы оформляется дополнительным приказом.
Как правило, руководитель набирает студентов-дипломников в пределах установленного для него количества мест. В отдельных случаях допускается набор сверх этого количества, однако общее число дипломников, закреплённых за одним руководителем, не может быть больше десяти.
Тема дипломного проекта должна быть актуальной и обладать признаками новизны, исключающими тиражирование разработанных ранее проектов, должна соответствовать профилю специальности. Желательно, чтобы проект был связан с содержанием будущей или текущей профессиональной деятельности студента.
Результаты дипломного проектирования должны носить законченный характер, обеспечивающий возможность их практического использования, хотя внедрение и не является обязательным. Но даже если проект носит учебный характер, он должен основываться на реальных данных.
Поскольку в ходе преддипломной практики и дипломного проектирования единственной учебной нагрузкой студента является выполнение дипломного проекта, разрабатываемая система должна быть достаточно объёмной и сложной.
Не допускается выбор тем дипломного проекта, связанных с решением заведомо простых задач, для которых достаточно использования встроенных средств среды разработки: мастеров, конструкторов таблиц, форм, отчётов и т. п.
Тема дипломного проекта обычно является индивидуальной, однако, допускается разработка комплексного дипломного проекта группой студентов.
При этом для каждого из студентов формулируется собственная тема, соответствующая его части комплексного проекта. Защита таких дипломных проектов должна производиться в один и тот же день в порядке последовательного изложения содержания комплексной темы.
Ни одна из тем дипломного проекта не может совпадать с темой другого проекта в пределах одного года выпуска. При повторении формулировки темы по отношению к предыдущим годам выпуска должны быть определены другие параметры технического задания.
В рамках дипломного проектирования допускается доработка проекта, созданного ранее, к примеру, при выполнении курсового проекта. Однако эта доработка должна быть существенной, сопоставимой с объёмом работ, выполняемым в случае реализации какого-либо проекта «с нуля». При этом разработка, проводимая в рамках такого проекта, должна иметь безусловную практическую значимость и внедрение. Также обязательным является упоминание о факте доработки в ходе защиты, с указанием на функциональность, реализованную непосредственно в ходе дипломного проектирования.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.