.RU

Тема 1. Социологии как наука об обществе - Учебно-методический комплекс учебной дисциплины социология направление...

Тема 1. Социологии как наука об обществе


Общество как объект исследования, его дифференциация и интеграция. Предмет исследования, познавательные методы социологии, уровни научного знания и их преломление в социальных науках.
Социология

как наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Понятийный аппарат социологии, его роль в концептуализации предметной области.
Структура социологического знания. Фундаментальные и прикладные аспекты социологической теории. Макро- и микросоциология.
Общетеоретическая социология. Специальные социологические теории и прикладная социология.
Специфика методов и средств социологии. Функции социологии. Роль социологического знания в жизни личности и общества. Проблемы формирования социологического мышления. Состояние социологического образования в России и за рубежом.

^ Тема 2. История зарубежной и отечественной социологии


Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Становление социологической науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Социологический позитивизм: его характерные черты и представители (Г.Спенсер, Дж. Ст. Милль, Э.Дюркгейм и др.
Психоаналитическая социология З. Фрейда. Психологические направления в социологии. Социологическая мысль в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, Г.В.Плеханова, В.И.Ленина. Социал-дарвинистские концепции в социологии. Понимающая социология М.Вебера и «веберовский ренессанс» в современной социологии. Социологическая система В.Парето.
Периодизация социологии ХХ века. Основные школы современной западной социологии: структурный функционализм, психоаналитическая социология, символический интеракционизм, теория конфликта, этнометодология. Постмодернизм и социология.
Специфика развития социологии в России. Этико-социологическая школа (Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев). Учение П. Сорокина. Социологические взгляды М.М. Ковалевского. Развитие концепции социально-исторических типов Н.Я. Данилевского.
Кризис и восстановление социологии в 90-е годы ХХ века. Современное состояние и перспективы развития социологических исследований в Российской Федерации.

^ Тема 3. Общество как целостная социокультурная система


Общество как продукт взаимодействия людей. Понятие общества и его важнейшие элементы.

Специфика общества как социальной системы, его структура, функции, цели и средства. Социологические теории общества. Цивилизационный и формационный подходы к рассмотрению типов общества.
Социальные элементы общества. Социальные законы функционирования и развития общества, его стадии и механизмы. Структура социального процесса. Функции общества как социокультурной системы.
Типология общества с точки зрения наличия письменности, уровней управления и степени социальной дифференциации, способа производства.
Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Гражданское общество как реальность и как идеал. Правовое и тоталитарное государство.
Социальные изменения. Специфика социокультурных изменений в обществе. Социальный прогресс и регресс. Тенденция социального прогресса. Социальные революции и реформы. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

^ Тема 4 . Социальная структура общества и ее эволюция в России


Формирование и развитие взглядов на социальную структуру общества. Касты, сословия и социальные классы. Теория классов К. Маркса. Понятие социальной стратификации и классовой структуры. П.А.Сорокин о понятиях стратификации и мобильности. М.Вебер о трех аналитически разделенных аспектах (ярусах) стратификации: социальном, экономическом и юридическом. Основания определения социальной структуры общества.
Понятие социального статуса. Доход, образование, власть и социальный престиж как показатели социоэкономического статуса субъекта. Основные концепции классовой структуры общества, их связь с политическими системами. Понятие социального неравенства, его показатели. Проблема соотношения высшего, среднего и низшего классов в обществе. Современная тенденция роста среднего класса. Компьютерная революция и выравнивание доходов.
Социальные движения. Понятие социальной мобильности. Типы социальной мобильности (горизонтальная и вертикальная), ее движущие силы. Виды социальной мобильности (межпоколенная и внутрипоколенная). Индивидуальная и групповая мобильность. Возможности институционального регулирования процессов социальной мобильности.
Динамика изменений социальной структуры современного российского общества. Кризис структуры доходов в России и тенденция к маргинализации низших классов. Структура и основные тенденции нищенства. Пути предотвращения маргинализации и криминализации, рост жизненного уровня населения.

^ Тема 5. Социальные институты, их типология и эволюция


Общество и социальные институты. Понятие социального института. Формирование социальных институтов и их институционализация. Признаки социального института. Социальный институт как относительно устойчивый тип деятельности и поведения людей.
Типология социальных институтов. Основные и неосновные институты, социальные практики. Функции и дисфункции социальных институтов. Институт как нормативная система и социальная организация. Обычаи, нравы, условности, этикет, традиции, предписанные нормы в формировании и функционировании социальных институтов.
Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Роль социальных институтов в обществе. Динамика социальных институтов и их жизненный цикл.
Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.
Экономические институты, их типология и функции. Развитие и функции семьи в обществе. Государство и политическая система общества. Политические институты, агенты и группы. Религия как социокультурный институт. Образование как социальный институт общества, его эволюция и формы.

^ Тема 6. Социология семьи


Понятие «брак» и «семья». Семья как биосоциальная система, малая группа и социальный институт. Структура семьи, отношение полов, родителей и детей. Связь семьи с другими социальными общностями и сферами жизни.
Жизненный цикл семьи. Родство и родственные системы. Роль и функции семьи в обществе. Ролевая структура семьи и поведение ее членов в обществе. Исторические формы и типы брачно-семейных отношений.
Распределение ролей в семье. Проблема лидерства в семье. Развод. Последствия развода для взрослых и детей.
Специфика семейно-брачных отношений в современной России. Взаимосвязь родственных и социокультурных отношений в семье.
Демографическая политика государства и значение семьи в росте народонаселения. Демографический кризис, пути его предотвращения и возобновление нормального демографического роста.

^ Тема 7. Социология культуры


Культура как социальное явление и фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа.
Основные компоненты культуры: ценности, верования, обычаи, нормы, язык и техника. Роль данных компонентов в жизнедеятельности общества и человека, в развитии остальных аспектов культуры (искусства, науки, философии, политики, образования и др.).
Функции культурных ценностей: утилитарная, эстетическая, информационная, символическая. Место и значение культурных ценностей в социально-историческом развитии общества и личности.
Типология культуры по основаниям и признакам. Субкультуры, контркультуры, культурный релятивизм. Культурное развитие и культурная деградация.

^ Тема 8. Социально-этнические общности. Этносоциология


Этнос, нации, национальные группы. Взаимосвязь этнического и социального. Современное состояние национальных отношений в стране и в мире. Институализация этносоциальных процессов. Мировой опыт национально-государственного устройства.
Этнонациональные конфликты. Роль социальных, экономических, политических, религиозных, психологических факторов в их обострении. Этносоциологический анализ международного терроризма.
Типы конфликтов: территориальные споры, борьба этнических меньшинств за самоопределение против дискриминации языка, образа жизни, культурных норм, традиций и ценностей.
Социально-этнические проблемы беженцев и вынужденных переселенцев; противоречия исторического характера – последствия войн, ошибки в национальной политике. Пути урегулирования межнациональных конфликтов.

^ Тема 9. Личность как субъект социальной жизни. Социология личности


Биологическое и социальное в развитии человека. Индивид, личность, индивидуальность. Социальный стандарт и проблема индивидуальности. Личность как социальная система, процесс ее развития и взаимодействия с различными общностями. Личность как социальный тип.
Факторы, оказывающие влияние на формирование личности. Тенденции социализации, адаптации, интернализации, идентификации аномии, конформности и маргинальности.
Социализация личности. Личность как деятельный субъект. Становление своего «Я». Индивидуальная социализация (семейное, дошкольное, школьное воспитание личности). Ценности и оценки. Самоуважение личности. Стадии социализации как процесса освоения ролей.
Социализация в процессе развития общества. Потребности, интересы, ценностные ориентиры, социальные установки деятельности и поведения личности. Значение социальных статусов и ролей в развитии общества. Агенты и институты социализации. Досоциализация и ресоциализация.

^ Тема 10. Социология девиантного поведения


Девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, выработанных в обществе. Соотношение девиантного и делинквентного поведения.
Социальные нормы и ценности. Функции социальных норм. Социальная дезориентация, отклоняющееся поведение и преступность. Аномия и девиантность. Социальный контроль, его функции и структура. Механизм социального контроля.
Формы девиантного поведения. Культурный релятивизм как характерная черта девиантного поведения. Преступность как социальная аномалия. Проблемы борьбы с преступностью в современном российском обществе.
Социальный контроль и девиация. Основные способы социального контроля девиантного поведения.

^ Тема 11. Социология управления как отрасль социологического знания


Сущность и содержание социального управления. Субъект и объект управления. Предмет социологии управления и ее взаимосвязь с другими дисциплинами. Взаимосвязь социологии управления и менеджмента.
Основные этапы формирования социологии управления. Школа научного управления. Доктрина «человеческих отношений». Научная организация труда в России. Анализ новых форм организации труда.
Лидеры и лидерство в управлении. Процесс возникновения лидера. Функции лидерства. Классификация типов лидера.
Конфликты в управлении и управление конфликтами. Причины возникновения конфликтов. Социальные, политические, национально-этнические, экономические, религиозные, культурные конфликты. Классификация конфликтов по масштабам, соотношению статусов конфликтующих, степени вовлечения в конфликт. Стадии протекания конфликта. Проблемы формирования культуры управления.

^ Тема 12. Методология и методика социологического исследования


Понятие социологического исследования, его цели, этапы и задачи. Значение анализа в конкретно-социологическом познании. Методология, методика, техника и процедура как органические составные части социологического исследования.
Место и роль методики в социологическом исследовании. Понятие процедуры. Типы процедур. Особенности техники социологического исследования.
Методы сбора социологической информации: наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование, анализ документов, метод экспертных оценок. Социальный эксперимент, социально-психологический тренинг, игровые методы (деловые, организационно-деятельностные, инновационные игры).
Программа социологического исследования. Выборка в социологическом исследовании (генеральная и выборочная совокупность, объем выборки, репрезентативность). Сбор, обобщение, способы представления социологических данных (таблицы, графики). Виды многомерности статистического анализа – корреляционный, факторный, кластерный.
Интерпретация результатов социологического исследования. Статистика, количественный и качественный анализ в современной социологии.

^ 3. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


План занятия № 1


Вопросы:


1. Социология, ее предмет и место в системе социогуманитарного знания.
2. Становление социологической науки.
3. Классические социологические теории.
4. Нетрадиционный тип научности. Материалистическое учение об обществе К.Маркса и Ф.Энгельса.
5.Специфика развития социологии в России.
6. Основные школы современной западной социологии.

Литература



  1. История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов /Отв. ред. Г.В. Осипов.-М.: Норма, Инфра-М, 1999.

  2. Капитонов Э.А. История и теория социологии: Сочинения XIX века: Учеб. пособие.- М.: ПРИОР, 2000.

  3. Коломейцев В.Ф. Из истории социологической мысли: Учеб. пособие. - М., 1999.

  4. Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции: Учебник для студентов социологических факультетов. - М.: Союз, 2000.

  5. Курбатов В.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учеб. пособие.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

  6. Новикова С.С. Социология: История. Основы. Институционализация в России. -М.:Изд-во «Институт практич. психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

  7. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии /Рец. Ю.Н. Давыдов, В.В. Тангер.- Минск.: ЗАО «Экономпресс», 2000

  8. Социология в России (под ред. В.А. Ядова. – 2-е издание, перераб. и дополн., - М., изд. ИС РАН, 1998

^ Методические рекомендации:


В первом вопросе

следует отметить, что социология как наука начала развиваться с середины Х1Х века. На протяжении истории ее предмет, функции, структура постоянно менялись.

Как учебная дисциплина социология сформировалась с 90-х годов Х1Х века.
Социология

это наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, его институтов, социальных отношений и социальных общностей. Основанием, на котором выстраивается «здание» социологии выступают такие понятия как «статус» и «роль». Статус определяет статическое положение человека, а роль – это динамическая характеристика статуса. Любой статус состоит из ролей, а те – из прав и обязанностей.
Основой любого общества является его социальная структура

как

совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов. Социальными институтами выступают семья, производство, религия, образование, армия, государство, собственность.
Особое внимание следует уделить раскрытию такого ключевого понятия для социологии как социального. Социальное

это совокупность свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в их деятельности и проявляющаяся в их отношениях друг к другу в общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного человека оказывается под влиянием другого или их группы (общности).
Далее необходимо определить объект и предмет социологии как науки, дать характеристику методов, используемых данной наукой, определить ее основные функции: познавательную, методологическую, идеологическую, критическую, прикладную, гуманистическую и прогностическую.

^ Второй вопрос

посвящен становлению социологической науки. Подобно тому, как математика, построенная на абстракциях, начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов, так и социология находит свое начало в философских советах по различным житейским проблемам. Примером служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условий для деятельности с наибольшей пользой. Индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.
Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы. Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов (государства, семьи, права). Они впервые поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу.
Новый этап – эпоха Возрождения. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – далеко не полный перечень великих средневековых ученых. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл весьма незначительную роль.
Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место человека в нем. Клод Гельвеций, Дени Дидро, Ж.Ж.Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки неравенства, выявлять роль религии в социальных процессах.
Следует проанализировать социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии.

Социология в качестве самостоятельной науки об обществе как целостной системе окончательно сформировалась в середине Х1Х века. История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах Х1Хвека после опубликования французским философом, социологом, основателем школы позитивизма

О.Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.
О.Конт сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. Его «позитивный метод» означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании. Причем данных надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.
Конт в соответствии со своими представлениями о развитии делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. Здесь он рассматривает основные общественные институты: семью, государство, религию с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамики развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.
Наиболее крупным представителем классического типа научности был французский социолог Э.Дюркгейм. В своих работах он разрабатывал новый социологический подход в понимании общества как социальной реальности. Его центральная категория – социальная солидарность.

Все связи между людьми в обществе должны базироваться на ней. На поддержание социальной солидарности должно быть направлено разделение труда в обществе (под ним понимал профессиональную специализацию). Социальная солидарность может существовать лишь в высокоразвитом обществе, поскольку в нем возникает необходимость не только обмениваться результатами деятельности, но и выполнять взаимодополняющие функции.

^ Четвертый вопрос

связан с рассмотрением «понимающей социологии» Г.Зиммеля и М.Вебера. В основе нетрадиционного типа научности лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества. Отсюда признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознание) и наук о культуре (гуманитарного знания).
Они отвергали в качестве предмета исследования такие понятия как «общество», «народ», «человечество», «коллективное» и считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид. Именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением.
Вебер различает понятия «ценностное суждение» и «отнесение к ценностям». Ценностное суждение всегда личностно и субъективно. Это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой. Отнесение к ценности

это процедура и отбора, и организации эмпирического материала.
Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей. Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отличным от законов материального мира. Целью социологии является изучение ценностей самих по себе, как чистых форм.
Главным инструментом познания у М.Вебера выступают «идеальные типы». Они не имеют эмпирических прообразов в самой реальности, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые самим исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения наиболее типических черт реальности. По его мнению, такими идеальными типами выступают понятия «капитализм», «бюрократизм», «религия» и другие. М.Вебер разграничивает идеальный тип на исторический и социологический. Исторический идеальный тип отражает живую историю и на его основе формирует понятия, социологический же создает понятия как продукт деятельности ученого.
Таким образом, предметом понимающей социологии становится осмысленное социальное действие. Оно выступает в нескольких видах, главным из которых является целерациональное действие. Оно направлено на достижение личностью ясно осознаваемых целей и использования для этого соответствующих средств. Чем меньше рациональности в действиях, тем оно становится менее понятным. Рационализация социального действия – главное направление исторического процесса.
Материалистическое учение об обществе К.Маркса и Ф.Энгельса представляет собой своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии. Предметом социологии в марксизме является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и институтов.
Наиболее важными принципами материалистического учения об обществе Маркса и Энгельса являются: признание закономерности общественного развития; открытие принципа детерминизма, т.е. признание существования причинно-следственных связей и зависимостей; утверждение о поступательном прогрессивном развитии общества; выдвижение концепции развития общества как естественноисторического процесса; утверждение тезиса о том, что в обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей.
В

пятом вопросе

раскрывается специфика развития социологии в России. В России возникновение социологии было вызвано процессами, происходившими прежде всего в экономической сфере и потребовавшими знания об обществе как целостной взаимосвязанной системе.
Можно выделить три основных этапа в ее становлении:
1-ый этап – с середины Х1Х века до 1918 года,
2-ой этап – с начала 20-х годов до конца 50-х годов,
3-й этап – с начала 60-х годов до наших дне.
На первом этапе своего становления социология в России развивалась в рамках натуралистического и психологического направлений. К первому можно отнести школы географического детерминизма (Л.И.Мечников), органицизма (А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд). Географическая школа выделяла значимость географического фактора (климата, ландшафта, системы рек). Ведущего положения это направление не заняло, как и другое – органицизм. Это направление представляло общество («социальное тело») в качестве живого целостного организма и отождествляло социальное с биологическим. Считали социальную структуру общества аналогичной органам живого организма. Общество живет той же жизнью, что и все биологические организмы.
Психологическое направление связано с развитием субъективной социологии (П.Л.Лавров и Н.К.Михайловский).

Основополагающие идеи были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П.Л.Лаврова. П.Л. Лавров

считал, что социология самым тесным образом связана с историей. История изучает формы проявления солидарности в обществе, социология – прогресс смены неповторяющихся явлений. Социологическому наблюдению подлежат: «животные общества», в которых выработалось индивидуальное сознание; существующие формы человеческого общежития; общественные идеалы как основа солидарности и справедливого общества; практические задачи, вытекающие из стремления личности осуществить свои идеалы. Значительное внимание он уделял разработке теории общественного прогресса. По мнению Лаврова сущность общественного развития состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкостью и динамичностью. Личность не только главная движущая сила общества, но и мерило общественного прогресса. Идеалом общественного развития является создание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки для ее всестороннего развития.
Н.К. Михайловский считал, что нельзя относиться к обществу как к агрегату физических тел и явлений. По его мнению, история управляется стабильными законами, ведающими порядком и сменой фаз исторического движения. Внутри исторических фаз личность «ставит цели в истории» и двигает к ним события.
Наряду с субъективной социологией, заметное место в этот период занимают работы М.М. Ковалевского, крупнейшего российского социолога и правоведа

.

Ковалевский активно использовал и развивал сравнительно-исторический метод. С его помощью он стремился выявить общее и особенное в социальных явлениях, определить главные причины изменений в различных сферах жизни общества. Ковалевский отстаивал положение о преходящем характере частной собственности. Происхождение классов он никак не связывал с возникновением государства. В его основе – рост плотности населения и возникающее на этой основе разделение труда.
Параллельно с субъективной социологией и в борьбе с ней в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями: ортодоксальным марксизмом (Г.В.Плеханов и В.И.Ленин ) и «легальным марксизмом» (П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский, Н.А.Бердяев и др.).
Второй период

развития социологической мысли в России связан с приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена степень по социологии. В 1919 году был учрежден Социологический институт. Развивается теоретическая социология в работах: П.Сорокина «Основы социологии» в 2-х томах (1922), Хвостова В.М. «Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса» (1928), Бухарина Н.А. «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии» (1922) и др. В них выявляются соотношение истории русской социологической мысли и социологии марксизма…
Наиболее яркими представителями этого периода были П.Б.Струве и П.А.Сорокин. П.Б.Струве

являлся представителем «легального марксизма». Он считал, что цель развития – всесторонне развитая личность, а общественная организация – средство достижения этой цели, если «современное культурное человечество» хочет идти путем прогресса. Примат экономики над социологией, политикой, правом является неверной точкой зрения, хотя значение экономики чрезвычайно велико. При решении любых политических вопросов необходимо исходить из признания естественных, неотъемлемых прав личности. Единственно возможной формой общественного прогресса является путь реформ. Революции меняют только политическую надстройку, несут насилие, а реформы решают вопросы хозяйственной и экономической жизни страны.
П.А.Сорокин выделяет три типа культуры, лежащих в основе исторического процесса: чувственную, где преобладает непосредственное чувственное восприятие; идеациональную – в основе рациональное мышление; идеалистическую – господствует интуитивный вид познания. Каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений.
Основой социального анализа считал социальное поведение, социальное взаимодействие. Сами социальные группы делятся им на организованные и неорганизованные. Главное внимание сосредоточил на иерархии организованных групп. Внутри групп находятся страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Считал, что общество без расслоения и неравенства – миф. Формы стратификации, расслоение людей можно смягчать или ужесточать, но нельзя отменить. П.А.Сорокин значительное внимание в своем творчестве уделил рассмотрению проблем социальной мобильности.
Третий этап – этап возрождения социологии как науки, начинается с конца 50-х годов на волне «хрущевской оттепели». Следует остановиться на развитии социологических взглядов в СССР и России.

^ В шестом вопросе

анализируются основные школы современной западной социологии. Наибольшее развитие социологические исследования получили в США. Исследователи социологии считают, что если в Х1Х веке центром социологической мысли была Западная Европа, то начиная с 20-х годов ХХ века США прочно удерживают позиции лидера в мировой социологии. Целесообразно подготовить фиксированные сообщения с характеристикой современных западных социологических школ и направлений.

План занятия № 2


Вопросы:


1. Общество как целостная социокультурная система.
2.Социальная структура общества: типы и основные элементы.
3.Понятие и содержание социальной стратификации и социальной мобильности.
4.Социальная структура современного российского общества, динамика его изменений.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.