.RU

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА - Бизнес-план можно проработать и для себя: мы видели десятки бизнес-идей, которые после детальной...

^

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА


Социальная среда состоит из демографических и социальных аспек­тов и стилей жизни.
Демографические характеристики можно разделить на несколь­ко составляющих.

^ Размер популяции.

Число людей, проживающих в конкретной гео­графической зоне.

Возрастная структура.

Число людей, входящих в разные возраст­ные группы, например от 0 до 10 лет или от 11 до 20 лет.

^ Географическое распределение

. Темпы роста численности населе­ния в пределах отдельных географических регионов и их изменения.

Этнический набор.

Состав этнических групп, их размер и темпы роста числа людей, входящих в эти группы.

^ Уровни дохода.

Величина дохода и темпы их роста в разных де­мографических группах или группах, различающихся по стилю жиз­ни, а также в типах семей, возрастных группах или среди людей, про­живающих в разных географических регионах.

^ Состав семьи

. Композиция, тип, динамика изменений и размер семьи.

Работа.

Работают люди или нет, на каких типах работ, где работа­ют, ожидания в отношении работы, насколько долго они работают.

Образование.

Тип и уровень образования.

Потребление.

Какие люди покупают и потребляют (или не поку­пают и не потребляют) ту или иную продукцию.

Отдых.

Как люди проводят свое свободное или нерабочее время.
Общественные ценности можно разделить на следующие со­ставляющие:
^ Политические ценности. Отражаются в том, как люди голосуют; как они относятся к основным политическим и социальным пробле­мам: поддержка военных действий, аборты или сохранение окружа­ющей среды.
^ Социальные ценности. Отражаются в отношениях к работе, отды­ху, участию в деятельности отдельных организаций, готовности при­нять мнения и поведение представителей других групп, готовности терпимо относиться к каким-то социальным привычкам (например, курению).
^ Технологические ценности. Отражаются в готовности принять но­вые технологии, сделать выбор между издержками на технологии и предоставляемыми ими выгодами.
^ Экономические ценности. Отражаются в стремлении добиться экономического роста и в компромиссах между экономическим про­грессом и социальными издержками на него.
Желательно иметь ответы на следующие вопросы:
1. Как демографическая структура (число людей в каждой возрастной группе) изменится в следующие 10 лет?
2. Какие изменения в стилях жизни, возможно, произойдут у тех людей, которым сейчас от 25 до 40 лет, когда они войдут в возрастную группу от 40 до 55 лет?
• Как изменится композиция семьи?
• Как изменятся образцы потребления?
• Как изменятся образцы, связанные с их работой?
• Какие изменения произойдут в том, как эти люди проводят свое свободное время?
3. Как изменятся социальные ценности?
• Будет ли наблюдаться активизация политического консерватизма?
• Будет ли больше людей демонстрировать согласие с необходимостью снизить расходы на военные цели?
• Будут ли люди с большей или меньшей готовностью нести расходы на сокращение выбросов вредных веществ в окружающую среду или вообще прекратят такую практику?

^ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА


Технологическая среда включает разработку знаний и их использо­вание в варианте «как делать вещи». В широком смысле ее можно разделить на следующие области:

Исследования.

Фундаментальные или базовые исследования, в ходе которых отыскиваются принципы и зависимости, лежащие в основе знаний; часто этот процесс называют изобретательством.

Разработки.

Преобразование знаний в некоторую прототипную форму, это также называют инновациями.

Операции.

Изложение знаний для их использования в форме, которой могут воспользоваться другие люди; это иногда называют распространением или диффузией.
Желательно иметь ответы на следующие вопросы:
1. Когда и как возможны ближайшие прорывы в основных исследованиях, в результате которых появятся новые коммерческие продукты?
2. Какие связи и между какими технологиями произойдут до наступления конкретного технологического события или прорыва (например, создания телевидения с высокой четкостью изображения)?
3. Какими могут быть некоторые новые приложения имеющихся в настоящее время технологий?
Понятно, что делать или не делать PEST анализ зависит от масштабов бизнеса, его технологичности и зависимости от вышеприведенных факторов. И для малого бизнеса по производству пончиков он не является таким уж важным. Но для системного понимания динамики окружающей среды, которая самым непосредственным образом влияет на бизнес любого масштаба, иметь представление о таком виде анализа необходимо.

3.2. SWOT-анализ

- (strengths, weaknesses, opportunities, threats) – анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для бизнеса – является ключевым методом согласования внутренних возможностей, ресурсов Компании и условий внешней среды.
SWOT-анализ проводят, как для деятельности фирмы в целом, так и для определенных продуктов, сегментов рынка, географических территорий.
К сожалению, SWOT-анализ часто используется формально, без понимания его предназначения. Люди обозначают сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, нередко путая их между собой. Например, быстро растущий рынок относят не к возможностям, а к сильным сторонам своего бизнеса.
Главное, с чего следует начать SWOT-анализ – это обозначение цели, поскольку он всегда делается под конкретные цели и не бывает абстрактным. Одно и то же может быть плюсом или минусом в зависимости от цели. В SWOTе, особенно на первых его шагах, не очень нужны точные бухгалтерские цифры и высокая степень детализации, это качественная оценка себя сегодняшнего и возможных направлений движения в будущее.
Пример SWOT-анализа для Блинной:

Сильные стороны Компании



Возможности Компании во внешней среде





Слабые стороны Компании



Угрозы внешней среды для бизнеса




Применять результаты SWOT-анализа можно по-разному. Как правило, разрабатывается несколько вариантов стратегий (планов действий, которых необходимо предпринять).



Возможности



Угрозы



^ Сильные стороны



Стратегические действия 1: как использовать сильные стороны и возможности?

Стратегические действия 3: как отразить угрозы за счет сильных сторон?

^ Слабые стороны



Стратегические действия 2: как использовать возможности рынка для нейтрализации слабых сторон?

Стратегические действия 4: что делать, если совпадут слабые стороны и угрозы? Может кардинально изменить бизнес?

По факту заполнения матрицы SWOT-анализа необходимо разработать план действий, который следует предпринять, например, в рамках использования возможностей и сильных сторон или для того, чтобы отразить угрозы и сделать слабые стороны сильными.
Первая из граничных стратегий призвана ответить на вопрос: что мы собираемся делать для реализации возможностей, опираясь на свои сильные стороны (в предположении, что нет ни слабых сторон, ни угроз)? Эту стратегию можно назвать агрессивной или стратегией предельного оптимизма.
Соответственно, четвертая стратегия разрабатывается в предположении, что у нас есть только слабые стороны и угрозы, нет ни возможностей, ни сильных сторон, это стратегия действий в условиях, близких к катастрофическим. Часто в этой стратегии можно найти нетривиальные ходы – загнанному в угол человеку уже нечего терять.
Вторая стратегия «скрещивает» возможности и слабые стороны (сильными сторонами и угрозами в этом случае пренебрегаем), называется конкурентной. Третья стратегия может считаться консервативной – сильные стороны используются для защиты от внешних угроз. Обе эти стратегии можно назвать «реалистическими» (по отношению к «оптимистической» и «парадоксальной»).
В заключении, следует отметить, что все рассмотренные инструменты анализа рынка не является алгоритмом, который можно применять бездумно. И подстановка исходных данных, и толкования результатов требуют творческого осмысления. Такой анализ не является также единичной процедурой, а требует периодического повторения с учетом реальных изменений и результатов практики его применения.

^ 3.3. ПЯТЬ СИЛ ПОРТЕРА


И снова уже известное нам слово «сегментация». На этот раз сегментация рыночных сил, которые могут угрожать нам или которые с выгодой для себя можем использовать мы.
Первая сила, которая может на нас влиять, -

существующие конкуренты

. Силы конкуренции, действующие на фирму в отрасли, эволюционируют в течение жизненного цикла отрасли. Быстрый рост отрасли ослабляет конкурентные силы. На этой стадии имеются благоприятные возможности для экспансии и захвата рыночных сфер. Угроза конкуренции, особенно ценовой, возрастает в период замедления роста. В стадии зрелости угрозы конкуренции спадают, и имеется возможность ограничить ценовую конкуренцию за счет согласия ценовых лидеров. Поэтому в этой стадии наблюдается относительно высокая прибыльность. Неценовая конкуренция может играть большую роль на этой стадии, и она важна для компаний, использующих преимущества дифференциации продукции. Ситуация меняется в стадии спада. Конкуренция особенно растет, если высоки барьеры выхода, прибыль падает и существенна опасность ценовой войны.
Обычно рекомендуется оценивать возможную силу влияния в балльной системе от 0 до 6:
Балльная система:

Баллы



Расшифровка



0



мы вообще не ощущаем давления и, более того, вполне можем надавить сами

1



минимальное и нерегулярное давление, не представляющее никакой опасности для нас

2



давление есть, можно отслеживать его динамику, но серьезных угроз пока нет

3



нормальная конкурентная борьба, отслеживать ситуацию нужно регулярно, но «прогнуть» не можем ни мы их, ни они нас

4



это уже серьезно, конкуренты активнее, агрессивнее, быстрее нас, они обходят, демпингуют, пытаются диктовать условия, отбивают клиентов

5



конкурентное давление становится очень сильным, мы быстро теряем позиции и нужно что-то срочно предпринимать, пока ситуация не стала критической

6



мы полностью зажаты конкурентами, сделать уже ничего не можем и ждать больше нечего

Аналогично по такой же системе оцениваем вторую рыночную силу –

клиентов

и третью –

поставщиков

. Нужно понимать, что сила давления той или иной группы зависит от многих факторов – от уровня и темпов развития рынка, наличия или отсутствия у поставщиков и клиентов реальных альтернатив и т.п.
Второй портеровской силой является возможность покупателей «торговаться». Она представляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучших качестве или сервисе. Слабые покупатели, наоборот, допускают рост цен и повышение прибыли. Покупатели наиболее сильны в следующих ситуациях:

Третьей конкурентной силой выступает давление со стороны поставщиков. Оно заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а следовательно, и прибыль. Альтернативно - слабые поставщики дают возможность снизить цены на их продукцию и требовать более высокого качества. Наиболее мощным является давление со стороны поставщиков в следующих случаях:

Четвертая сила –

новые конкуренты

, рыночные новички. К которым, собственно, вы и относитесь сами. Они разделяются на два основных типа: малые фирмы, только выходящие на рынок, с большими амбициями, но без значительных активов и опыта, и фирмы, уже имеющие большой опыт работы в других секторах рынка. Конкурентная сила этого фактора сильно зависит от высоты барьеров входа (стоимости входа в отрасль). Имеется три основных источника таких барьеров:

Пятая сила –

товары-заменители

или товары-субституты. Это группа товаров, спрос на который меняется в противоположном направлении со спросом на схожий, другой товар, цена которого изменилась. К товарам – субститутам относятся товары, заменяющие привычные, но отличающиеся от заменяемых товаров, например, низкокалорийный заменитель сахара, концентрат сока, порошок молока.
Угрозу со стороны возможных новых конкурентов или товаров-заменителей тоже оцениваем от 0 до 6. Следующий этап – вы должны разработать стратегию ваших действий, исходя из полученных выводов.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.