.RU

1. Понятие и экономическая сущность налога

1.Понятие и экономическая сущность налога.


Налог-представляет собой обязательный платеж , взымаемый на территории гос-ва в соотв с действующим законодат-вом.
кономич сущность налога-заключ в прямом , безэквивалентном изъятии части дохода собственника гос-вом в свою пользу для формирования централизованных госуд финансовых ресурсов т.е гос бютжета.
отличительные признаки налогов:
1. принудительно властный характер изъятия-предусматривает законноустановленную обязанность уплачивать налог и в случае ее неисполнения в добровольном порядке ее исполнение осущ-ся в принудит порядке.
2.смена формы собственности-т.е. сумма платежа из собственности налогоплательщика переходит в собственность гос-ва.
3. Денежный характер расчетов-означает что налоги должны уплачиваться в денежной форме(ПМР исключение)
4.Безэквивалентность-означ что уплачивая налоги в бютжет налогоплательщик не получает в эквиваленте из бютжета социальных благ.
5.Обезличенность-т.е. налоги формируют доходную часть бютжета в целом к-ые распределяются потом по утвержденному направлению ( заисключением специальных налогов)
Экономическая сущность налога проявляется в выполняемых им функциях. Функция налогов отражает значение налога в жизни общества. Различают следующие 5 функций налогов:
1.Регулирующая функция - т.е. с помощью налога государство воздействует на различные социально-экономические процессы в жизни общества. Данная функция подразделяется на 3 подфункции:
а) стимулирующая – с помощью налогов гос-во стимулирует модернизацию производства, научно-технический прогресс, занятость населения, инвестиции и т.д. и реализуется посредством снижения налоговой нагрузки в виде снижения налоговых ставок, уменьшения налогооблагаемой базы, освобождение от уплаты налога, снижение размеров штрафных санкций.
б)дестимулирующая – т.е. с помощью налогов гос-во сдерживает развитие определенных негативных процессов и реализуется через повышение налоговой нагрузки.
в)подфункция воспроизводственного назначения – т.е . с помощью налогов, имеющих строго целевой характер формируется фонд финансовых ресурсов необходимой для финансирования мероприятий , направленных на воспроизводство определенного вида ресурсов (платежи дорожные фонды, экологические платежи, плата за землю).
2.Фискальная - т.е. с помощью налогов формируется доходная часть государственного бюджета.
3.Распределительная – (перераспределительная, социальная) - означает, что с помощью налогов происходит перераспределение национального дохода между формами собственности, отраслями, группами населения.
4.Контрольная – т.е. с помощью налогов государство имеет возможность контролировать финансово-хозяйственную деятельность экономического агента, а так же движение финансовых потоков.
5.функция регулирования межбюджетных отношений – означает что с помощью налогов происходит перераспределение налоговой массы между бюджетами различных уровней в силу объективных различий в социально-экономическом развитии, демографической ситуации, экологической обстановки, различных регионах. данная функция реализуется через систему закрепленных налогов, т.е. налогов зачисляемых в соответствии с законодательством бюджет одного уровня, и регулирующих налогов (т.е. налогов, распределяемых между бюджетами различный уровней по нормативам, устанавливаемым законом о бюджете).

^ 2.Основные этапы развития налогообложения.


Условно выделяют 4 этапа развития налогообложения:
1 Этап относят к периоду древнего мира и средних веков. Характеризуется бессистемным, случайным характером установления налогов их размеров, уплачиваются в основном в натуральной форме;
2 Этап относят к периоду со второй половины 17 века до 2 половины 18 века. Характеризуется формированием развитых налоговых систем в европейских государствах. Налоги подразделяются на прямые и косвенные, налоги становятся основным источником дохода государственного бюджета.
3 Этап относят к периоду со 2 половины 18 века. Характеризуется развитием научно-теоретических воззрений, на сущность и роль налога, проведением после 1 Мировой войны в Европейских государствах налоговых реформ, ставших основой современных налоговых систем.
4 Современный Этап характеризуется дальнейшим развитием научной мысли в области налогообложения, налоги становятся важнейшим инструментом государственного воздействия на социально-экономические процессы в жизни общества.

^ 3.Налоговая политика цели, задачи и типы.


Налоговая политика государства представляет собой комплекс мероприятий государства в области налогообложения и отражает тип, степень и цель вмешательства государства в социально-экономические процессы в обществе. Налоговая политика является важнейшим инструментом государственного регулирования и преследует достижения следующих целей:

  1. Создание условий для стабильного экономического роста;

  2. Обеспечение стабильности цен на основные социально-значимые товары;

  3. Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

  4. Обеспечение минимального уровня доходов населения;

  5. Создание системы социальной защиты населения, особенно малоимущих граждан;

  6. Обеспечение внешнеэкономической безопасности;

Основными задачами налоговой политики являются:

  1. Экономическая – обеспечение устойчивого экономического роста;

  2. Фискальная - формирование доходов государственного бюджета;

  3. Контрольная – обеспечение контроля за деятельностью экономических агентов и движений финансовых потоков;

Условно выделяют следующие 3 типа налоговой политики:

  1. С высоким уровнем налогообложения – приводит к сдерживанию развития экономики, практически не применяется;

  2. С низким уровнем налогообложения – способствует активизации предпринимательской деятельности, при этом в виду ограниченности средств бюджета социальные программы урезаны.

  3. С достаточно высоким уровнем налогообложения, как для юридических, так и физических лиц, которые компенсируются физическим лицам высоким уровнем социальной гарантии и программы;

^ 4.Классификация налогов.


Виды налогов:


1.По субъекту налогооблажения:
1.Налоги с юридич лиц
2. налоги с физич лиц
2. По объекту налогооблажения:
1. Налоги с дохода( прибыль капитал)
2.Налоги с имцщества, собственности.
3. Налоги за пользование природными ресурсами.
3.По способу формирования:
1.Прямые налоги, взымаемые с владельцев имущества, получателей дохода и тд.
2. Косвенные налоги, взымаемые в сфере реализации или потребления но в конечном счете потребителя
а)косвенные индивидуальные- ими облагаются строго опред группы товаров(акцизы)(виноконьячн табачн)
б)косвенные универсальные (НДС)
в)фискальные монополии- ими облагаются все товары производство и реализации к-ых сосредоточена в гос структурах.
г)таможенные пошлины- которыми облагаются товары при совершении экспортно-импортных опираций.
4 По принадлежности уравням управления и власти(в зависимости от органа, кот имеет право устанавливать , изменять и конкритизиировать налоги)
В ПМР налоги делятся на :
1.республиканские (общегосуд налоги)
2.Местные налоги.
В РФ выделяются 3 вида налогов:
1.Федеральные
2.Региональные.
3.Местные.
5.По полноте прав, использования налоговых сумм:
1. законодательные- к-ые в соотв с дейст-им законод-ом на постоянной или долговременной основе закреплены за соотв видом бютжета или вне бютжетного фонда.
2.Регулирующий -это налоги, подлежащие распределению м/у бютжетами различных уравней в соотв с действующим бютжетным законодат-ом на соотв бютжетный год.
6. в зависимости от источника уплаты:
- Налоги оплачены за счет прибыли
- Налоги оплачены за счет себестоимости
- За счет выручки;
- За счет заработной платы.
7. В зависимости от назначения:
- Целевые налоги;
- Общие налоги;
8.В зависимости от взаимосвязи субъекта и объекта налогообложения:
- Резидентские налоги, в которых субъект определяет объект налогообложения. Предполагают, что государство распространяет свою юрисдикцию на все доходы президента. (Постоянное место пребывания в государстве), получены как из источников расположенных на территории государства, так и из источников расположенных за пределами государства.
- Территориальные налоги – предполагающие, что объект определяет субъект налогообложения.
Резидентские налоги выгодны для экономики развитых стран, субъекты, хозяйствования которых получают значительные доходы от вложения капитала за пределами государства.
Территориальные налоги выгодны в развивающихся государствах привлекающих иностранные инвестиции.
9. По методу налогообложения:
- равные;
- пропорциональные;
- прогрессивные;
- регрессивные;
10. По способу налогообложения
- декларационный;
- кадастровый;
- взымаемые у источника выплаты;
- уплачиваем в виде авансовых платежей;
- налично-денежные налоги;
- безналичные;
- оплачиваемые в натуральной форме;
- в зависимости от механизма взымания
- налог – это обязательный платеж, взымаемый государством с юридических и физических лиц
- пошлина – это денежная сумма, взымаемая специально уполномоченная на то государственными органами с юридических и физических лиц в интересах, которых совершаются определенные, в том числе юридически значимые действия.
- сборы – это платежи, устанавливаемые органами местного самоуправления и поступающие в местные бюджеты, а также платежи, взимаемые соответствующими органами с юридических и физических лиц за оказание определенного вида услуг.
12.По месту уплаты налога:
1.Уплачиваемые в безналичном порядке.
2.Уплачиваемые наличными через кассы кредитных учреждений.
3.В ПМР также выплачиваемые в натуральной форме и посредством зачета взаимных требований.
13. По средствам платежа:
1.Выплачиваемые в национальной валюте.
2.Уплачиваемые в иностранной валюте.
3.В ПМР также выплачиваемые товарами ,работами, услугами , ценными бумагами.

^ 5.Функции и признаки налогов.


. Налог пред-ет собой обязательный платеж, взимаемый на территории гос-ва в соответствии с действующим законодательством. Экономическая сущность налога закл-ется в прямом безэквивалентном изъятии части дохода соб-ка гос-вом в свою пользу для формирования централизованных гос-ных фин-вых ресурсов, т.е. гос.бюджет
Отличительные признаки налогов:
1)принудительно-властный хар-р изъятия предусматривает законоустановленную обязанность уплачивать налог и в случае неисполнения в добровольном порядке, исполнение осуществляется в принудительном
2) смена формы соб-ти, т.е.сумма платежа из соб-ти налогопл-ка переходит в соб-ть гос-ва
3)денежный хар-р расчета
4)безэквивалентность
5)обезличенность, т.е. налоги формируют доходную часть бюджета в целом, к-я распределяется потом по утвержденным направлениям(искл.спец.налоги)
Экономическая сущность налога проявляется в выполняемых им функциях. Функция налогов отражает значение налога в жизни общества. Различают следующие 5 функций налогов:
1)^ Регулирующая функция - т.е. с помощью налога государство воздействует на различные социально-экономические процессы в жизни общества. Данная функция подразделяется на 3 подфункции:
а) стимулирующая – с помощью налогов гос-во стимулирует модернизацию производства, научно-технический прогресс, занятость населения, инвестиции и т.д. и реализуется посредством снижения налоговой нагрузки в виде снижения налоговых ставок, уменьшения налогооблагаемой базы, освобождение от уплаты налога, снижение размеров штрафных санкций.
б)дестимулирующая – т.е. с помощью налогов гос-во сдерживает развитие определенных негативных процессов и реализуется через повышение налоговой нагрузки.
в)подфункция воспроизводственного назначения – т.е . с помощью налогов, имеющих строго целевой характер формируется фонд финансовых ресурсов необходимой для финансирования мероприятий , направленных на воспроизводство определенного вида ресурсов (платежи дорожные фонды, экологические платежи, плата за землю).
2)Фискальная - т.е. с помощью налогов формируется доходная часть государственного бюджета.
3)Распределительная – (перераспределительная, социальная) - означает, что с помощью налогов происходит перераспределение национального дохода между формами собственности, отраслями, группами населения.
4)Контрольная – т.е. с помощью налогов государство имеет возможность контролировать финансово-хозяйственную деятельность экономического агента, а так же движение финансовых потоков.
5)функция регулирования межбюджетных отношений – означает что с помощью налогов происходит перераспределение налоговой массы между бюджетами различных уровней в силу объективных различий в социально-экономическом развитии, демографической ситуации, экологической обстановки, различных регионах. данная функция реализуется через систему закрепленных налогов, т.е. налогов зачисляемых в соответствии с законодательством бюджет одного уровня, и регулирующих налогов (т.е. налогов, распределяемых между бюджетами различный уровней по нормативам, устанавливаемым законом о бюджете).

^ 6.Элементы налога.


Элементы налогов отражают его сущность и их понятия используются для характеристики налога для … Различают:
1 – обязательные элементы, в том числе :
а) налогоплательщик
б) объект налогообложения
в) налогооблагаемая база
г) налоговая ставка
д) порядок исчислений и сроки уплаты налога
2 – факультативные, в том числе:
а) налоговые льготы
б) порядок взыскания платежей
в) порядок возврата и зачета излишне уплачиваемых платежей
г) меры ответственности за налоговые правонарушения (смотри тему налоговый контроль).
Налогоплательщиками признаются юридические и физические лица , на которых в соответствии с действующие законодательством возложена обязанность уплаты налогов. Различают так же понятия налогового агента и носителя налога. Налоговый агент это лицо, на которое действующем законодательством возложена обязанность исчислить, удержать с налогоплательщика налог и перечислить его в бюджет.
Носитель налога – это лицо , которое уплачивает сумму налога налогоплательщику, а не в бюджет. При косвенном налогообложении.
Объектами налогообложения признаются доход, прибыль, опред. Перечень товаров, добавленная ст-ть, отдельн виды деятельности, операции с ценными бумагами, имуществом, передачей имущества, пользованием природн. рес-сами, иные объекты, установленные законодательством.
Различают понятия предмет налога, который хар-ся признаками фактического, а не юридического характера.
Источником уплаты налогов представляет собой доход налогоплательщика, либо носитель налога, из которого выплачивается сумма налога.
База налогообложения представляет собой денежное или наличное выражение объекта налогообложения (НО). По подоходным налогам различают 2 метода опред-я налогооблагаемой базы: кассовый и накопительный. Различают налогооблагаемую базу: а) со стоймостными показателями; б) объемными показателями; В) объемно-стоймостными показателями;
Ставка налога- размер налога на ед. объекта НО. Ед. НО – единица измерения объекта НО (рубли, га,л)
По форме установления различают ставки: 1. Адвалорные – т.е. установленные в % налогооблагаемой базе. 2. Специфические – установленные в денежн. выр-и на ед. объекта НО. 3. Комбинированные – сочетают первые 2 формы.
По эк. Содерж-ю различают: 1. Маржинальные – установленные законом; 2. Фактические – отражают фактический уровень уплаты налогов и опред-ся как отн-я начисленной суммы налога к налогооблагаемой базе. 3. Экономич-е – отражают % изъятия у налогоплательщика(уровень налоговой нагрузки) и опред-ся как отн-е исчисленной суммы налога ко всему полученному доходу.
Порядок исчисления и уплаты налогов вкл понятия: методы исчисления, способы уплаты, срок уплаты, средства и механизм платежа, адрес перечисл-я налога.
Исчисление налога в соот-и с законодательством в осн производиться налогоплательщиком самост. В случаях, установленных законодательством, обязанность по исчислению может быть возложена на налогового агента или налоговый орган. Исчисл-е налога может производиться по кумулятивной системе( нарастающим итогом с нач налогового периода) и по некумулятивной системе(за кажд отдельный период по частям).
Зависимость между ставками налога и величиной налогооблагаемой базы опред-ют метод исчисления налога. Различают 4 метода: 1.Равное НО(равная сумма налога); 2. Пропорциональное НО (равная ставка налога); 3. Прогрессивное НО (когда с увелич налогооблагаемой базы ставка налога увелич); 4. Регрессивное НО ( когда с увелич. налогооблагаемой базы ставка налога уменьшается).
Способ уплаты налога представляет собой способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет. Различают 4 способа:
1. Уплата налога по декларации. Предусматривает подачу налогоплательщиком заявления в налоговый орган (налогового расчета) о размере НО базы, на основании которого производится исчисление суммы налога.
2. кадастровый. Предлагает ведение реестра объекта, но исходя из важнейшей хар-ки объекта с указанием соответствующей суммы налога.
3. уплата налога источником выплаты дохода. Предусматривает, что налогоплательщик получает доход за минусом удержанного с него налога.
Уплата налога авансовыми платежами предусматривает, что налог уплачивается исходя из предполагаемого объекта НО с последующей уплаты по фактически полученному объекту НО и зачетом уплаченных авансовых платежей.
Срок уплаты – срок, установленный законодательством, в который вносится сумма налога.
Средства платежа и механизм платежа(след. Классификация).
Адрес перечисления налогов – консолидированный бюджет (респ, местный), вкл целевые бюджетные фонды, а также госуд. внебюджетные фонды (пенсионный, фонд занятости, фонд соц страхования).
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.