.RU

Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека - 4

ГЛАВА III
^ МИКРОСТРУКТУРНЫИ АНАЛИЗ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
Процесс решения различных поведенческих задач, в том числе и связанных с реализацией преимущественно когни­тивных действий (например, восприятия, обнаружения сигна­ла, опознания, запоминания, принятия решений), может быть описан в терминах функциональной структуры соответствую­щего вида деятельности [52; 77; 82]. Представления о наличии структурных перестроек в системе, обеспечивающей выполне-' ние деятельности, при изменении состояния человека основы­ваются на достижениях отечественной физиологической школы Н. Е. Введенского — А. А. Ухтомского [168; 194], а также це­лом ряде психологических исследований Э. Крепелина [103], Ф. Бартлетта [223; 224], В. Н. Мясищева [135], А. П. Нечаева [141; 156] и др.
Экспериментальному развитию этого подхода может спо­собствовать ассимиляция данных, накопленных в современной психологической науке относительно строения и механизмов различных психических процессов. Разработка этих проблем интенсивно ведется в русле микроструктурного анализа психи­ческой деятельности в нашей стране и когнитивной психологии на Западе [27; 29; 95; 334]. Несмотря на обилие теоретических и экспериментальных исследований в этой области, связанных главным образом с созданием моделей процессов приема и пе­реработки информации человеком, их прикладная направлен­ность явно недостаточна. Можно назвать несколько работ, в которых концептуальный аппарат указанных исследований ис­пользуется непосредственно в диагностических целях — при оценке индивидуальных и возрастных различий, в клинической практике, при выявлении специфики воздействия наркотиче­ских средств!, Специальных исследований, направленных на использование когнитивных методик для диагностики функцио­нальных состояний человека, мы пока не знаем. В некоторой степени этот недостаток компенсируется работами, посвящен-, ными изучению влияния разных уровней активации и стресса на эффективность процессов переработки информации [256; 274]. Весьма информативные в содержательном плане резуль­таты этих исследований носят все же предварительный харак­тер в связи с нерасчлененностью исходных представлений о специфике моделируемых состояний и преимущественно иссле­довательской установкой авторов. В то же время мнение о не­посредственной диагностической ценности этого класса методик
Обзорные материалы по этим работам можно найти в [263; 276; 291].
54
я возможности их использования в самых разнообразных си­туациях в последние годы звучит все отчетливее [291; 337].
В наших исследованиях, проводящихся с начала семидеся­тых годов, предпринята попытка создания на базе микрострук­турного анализа психической деятельности батарей психомет­рических методик, пригодных для оценки функциональных со­стояний человека, прежде всего утомления. Знание о содержа­нии психических процессов, анализируемых с помощью тех или иных экспериментальных методик, делает применение по--следних более осмысленным и помогает дать содержательную интерпретацию получаемых данных. Без этого невозможна и разработка адекватных количественных показателей, отражаю­щих качественное своеобразие внутренних способов выполне­ния стоящей перед субъектом задачи. Эту работу мы рассмат­ривали в качестве необходимого этапа подготовки прогности­чески ценных диагностических процедур, позволяющих отра­зить подчас скрытые на внешнем (макро-) уровне сдвиги эф­фективности анализируемых психических процессов.
^ 3.1. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
Первоначально экспериментальная реализация пред­лагаемого подхода была осуществлена в цикле работ, посвя­щенных анализу изменений выполнения задач на кратковре­менное запоминание зрительно предъявляемого цифрового ма­териала под влиянием утомления2. Микроструктура решения этих задач может быть представлена в виде гипотетической модели, включающей последовательность функциональных бло­ков, соответствующих основным этапам процесса переработки информации. Строение каждого функционального блока опи­сывается с помощью системы психологических операций, реа­лизующихся на данном этапе. Для описания процесса реше-яия задач, связанных с обработкой буквенно-цифровой инфор­мации, адекватной является модель Р. Аткинсона и Р. Шиф-фрина [218; 219], одна из модификаций которой была исполь­зована в нашей работе [80]. Несмотря на далеко не универ­сальный характер блочных моделей подобного типа [27; 137], для анализируемого нами класса экспериментальных ситуаций их применение вполне обосновано и продуктивно.
Основным в рассматриваемой модели процесса переработки информации (рис. 8) является выделение трех блоков хране­ния информации: сенсорной (или иконической) памяти, крат­ковременной (вербально-акустической) памяти и долговремен­ной (семантической) памяти [349]. Перевод информации из од­ного блока хранения в другой осуществляется с помощью так называемых «контролирующих» операций [219]—-фильтрации
2 Подробно результаты данного цикла исследований в настоящем разде­ле не рассматриваются, поскольку им посвящена специальная моногра­фия [80].
55
локализация нарушении
хараыер (окализованного нарушения
Рис. 8. Локализация эффектов утомления в структуре процесса переработки буквенно-цифровой информации

нли селекции поступившего сенсорного материала, его переко­дирования (в данном случае в вербально-акустическую форму) „ повторения, используемого как средство удержания инфор­мации в кратковременной памяти и перевода ее на более про­должительное хранение. Операциональная структура блока организации ответа зависит от типа решаемой задачи и пред­полагает наличие этапов принятия решения и подготовки соб­ственно моторной реакции. В описанной системе существуют достаточно сложные и не только прямые связи между отдель­ными блоками. Так, например, нередко указывается на воз­можность непосредственного доступа сенсорной информации в долговременную память [77; 95], которая в свою очередь опре­деляет эффективность осуществления операции кодирования [346]. Последняя выполняет регуляторную функцию по отноше­нию к блоку сенсорной памяти — по мере перекодирования устраняется необходимость непосредственного обращения к сенсорным следам, которые, интерферируя между собой, могут служить помехой для успешного запоминания материала [327; 345]. Следовательно, непосредственно сенсорная обработка ин­формации должна быть своевременно прекращена. Связь меж­ду блоками кратковременной и долговременной памяти осуще­ствляется с помощью так называемого «вербального кольца» ,[346] — при работе со знакомым символическим материалом операция повторения выполняется в форме внутреннего прого-варивания [95; 349]. При этом к функциям повторения отно­сится не только циркуляция информации между блоками па­мяти, но и осуществление активных преобразований удержан­ной информации, имеющих семантическую окраску [246]. В по­следнем случае повторение непосредственно связано с осущест­влением таких операций, как поиск в памяти, упорядочение и сравнение материала, организация стратегий восстановления информации и др. [346]. Операциональный состав на уровне отдельных блоков и характер актуализируемых связей между ними во многом определяются содержанием решаемой когни­тивной задачи.
Различные задачи, основывающиеся на кратковременном .запоминании поступающей информации — обнаружение, опо­знание, частичное и полное воспроизведение, преимущественно .нагружают отдельные блоки описанной выше системы. На этом основан главный методический принцип построения раз­работанного комплекса методик: каждая из них предназначе­на для оценки эффективности работы определенных групп операций, позволяя тем самым как бы «прозвонить» разные звенья процесса переработки информации. Анализируя ха­рактер влияния нагрузки, приводящей к развитию утом- . ления, можно локализовать его эффекты и описать вызывае­мые им нарушения в терминах изменений на уровне органи­зации функциональной структуры определенного когнитивного .акта.
57
После предварительного отбора [80; 115] в базовый ком­плекс были включены четыре методики.
Методика «поиск сигнала в шуме» (или обнаружение сиг-нала) предполагает преимущественную нагрузку на операции, обеспечивающие сенсорное хранение, перекодирование и иден­тификацию стимула. Экспериментальная процедура состоит в предъявлении испытуемому сначала тестовой цифры, а затем стимульной последовательности цифр. Просмотрев последова­тельность, испытуемый должен сделать вывод, присутствовала ли тестовая цифра в стимульном ряду, и ответить «да» или «нет». Выполнение этой задачи не требует запоминания всего предъявленного материала и удерживания его с помощью по­вторения. Можно сопоставлять образ тестовой цифры с непо­средственно поступающей информацией, что служит основа-> нием для выполнения операции идентификации.
Методика «опознание» позволяет главным образом анали­зировать операции, осуществляющие хранение информации в кратковременной памяти. Испытуемому предъявляется после­довательность цифр, после которой следует тестовая цифра. Удерживая в кратковременной памяти всю предъявленную информацию и осуществляя операцию сравнения, испытуемый должен дать двоичный ответ («да» или «нет») относительно того, присутствовала ли тестовая цифра в предъявленном ра­нее стимульном ряду. Операция сравнения осуществляется на уровне кратковременной памяти, что отличает эту методику от предыдущей. Выполнение операций, связанных с воспроизве­дением, сведено к минимуму, поскольку развернутый ответ о всей сохраненной информации не предполагается.
Методика «полное воспроизведение» направлена на более полное тестирование операций по активному удержанию ин­формации и организации ответа. Испытуемому предъявляете» последовательность цифр, которая должна быть полностью» воспроизведена в порядке поступления стимулов. Для того что­бы выполнить эту задачу, информация должна быть не только переведена в кратковременную память, но и постоянно удер­живаться там до реализации ответа с помощью операции по­вторения. С помощью повторения информация переводится и на более продолжительное хранение, что повышает эффектив­ность воспроизведения. Специальная работа должна осущест­вляться на этапах принятия решений, поскольку должен быть' сделан вывод относительно присутствия каждого элемента в стимульном ряду, и подготовки развернутого ответа. Таким образом, в процесс реализации данной задачи включены прак­тически все блоки системы переработки информации.
Методика «определение отсутствующей цифры» направлена на анализ операций, осуществляющих элементарные семанти­ческие преобразования на уровне взаимодействия кратковре­менной и долговременной памяти. Испытуемый работает с по­следовательностью цифр, представляющей собой отрезок нату-
58
рального ряда чисел (например, 1, 2, 3, 4, 5). В предъявляе­мой испытуемому последовательности одна из цифр этого на-бора пропускается, а остальные цифры расположены в случай-ном порядке. Задача испытуемого состоит в том, чтобы опре­делить, какая из цифр указанного отрезка натурального ряда отсутствовала. Помимо запоминания всего предъявленного материала испытуемый должен осуществить простейшие се­мантические операции по упорядочению предъявленной инфор­мации и сравнению ее с хранящимися в долговременной памя­ти эталонами.
Таким образом, описанный комплекс методик представляет .собой иерархию задач разной степени сложности по отноше­нию к процессу переработки информации одного и того же типа. Внешне экспериментальная ситуация для всех методик очень похожа — она состоит в очень быстром (сопоставимом со скоростью актуального восприятия3) предъявлении после­довательностей цифр. Однако различия в содержании когни­тивных задач трансформируют функциональную структуру операций, реализующих их выполнение.
Проведение экспериментов по данным методикам автомати­зировано на базе ЭВМ, которая обеспечивает тахистоскопиче-ское предъявление информации на электролюминесцентных индикаторах, регистрирует ответы испытуемых и проводит пер­вичную обработку данных на линии эксперимента [79; 113]. Для проведения исследований на производстве был разработан лортативный стенд, позволяющий воспроизводить необходимые условия предъявления информации [112].
Организация эксперимента по каждой методике состоит в предъявлении испытуемому серии отдельных проб. Каждая из проб представляет собой предъявление одной цифровой после­довательности и ответа испытуемого. Условия предъявления информации определяются двумя основными количественными величинами:
а) длиной последовательности (для всех методик она варь­ировала на двух уровнях — 3 и 5 цифр);
б) величиной межстимульного интервала. На начальных этапах подготовки методик этот параметр варьировал в широ­ких пределах:
для методики поиска сигнала в шуме — от 40 до 180 мс (с шагом 20 мс);
для методик опознание и полное воспроизведение — от 60 до 270 мс (с шагом 30 мс);
для методики определение отсутствующей цифры — от 60 до 360 мс (с шагом 60 мс).
В качестве стимульного материала используются последо­вательности однозначных цифр, выбираемые из набора 2—9,
3 Время, отведенное на обработку одного стимула, в разных задачах колеблется в пределах от 60 до 300 мс.
59
или двузначные числа. Время экспозиции одного стимула для; всех методик одинаково и составляет 20 мс.
Успешность выполнения методик оценивается по двум ос­новным параметрам — правильности и скорости ответов. При этом особое значение придается не усредненным данным по каждому экспериментальному условию, а анализу позицион­ных зависимостей — так называемым позиционным кривым правильных ответов и позиционным кривым латентных времен. В форме позиционных кривых отражаются особенности исполь­зуемых испытуемыми внутренних способов (или стратегий) вы­полнения задания [77; 317; 338].
При апробации методик в лабораторных условиях утомле­ние моделировалось в процессе продолжительного решения* различного рода интеллектуальных задач. Проверка диагности­ческой пригодности этого комплекса методик в реальных усло­виях проводилась в ситуациях учебной деятельности, а также на примере деятельности операторов-микроскопистов (см. раз­дел 5.3, а также [116]).
Полученные данные свидетельствуют о существовании устойчивого влияния утомления на микроструктуру процесса переработки зрительной информации. Это выражается в изме­нении разнообразных показателей выполнения перечисленных выше методик, наступающем в конце рабочего дня или после воздействия моделируемой в эксперименте нагрузки. Более вы­раженной чувствительностью к утомлению обладают методики полного воспроизведения, опознания и определения отсутствую­щей цифры. В явном виде чувствительность методики поиска сигнала в шуме высока только для испытуемых определенной возрастной группы (дети и подростки). Однако в косвенной форме эффекты, выявляемые с помощью этой методики, про­являются и в результатах выполнения других задач. Это де­лает целесообразным ее включение в диагностический ком­плекс.
Выраженные эффекты утомления наблюдаются в случае до­статочно интенсивной нагрузки на память, как правило, при предъявлении последовательностей, состоящих из пяти одиноч­ных цифр или трех двузначных чисел. Однако если субъектив­ная сложность задания велика, то влияние утомления ярко проявляется и при меньшей длине последовательности, напри-' мер в методике определения отсутствующей цифры при длине последовательности, равной трем цифрам. Критическим пара­метром является скорость предъявления информации. Наибо­лее информативными являются значения межстимульных ин­тервалов, обеспечивающих нормальные условия выполнения необходимых психологических операций. Для методики поиска сигнала в шуме они располагаются в диапазоне 60—80 мс, для методик опознания и полного воспроизведения—150—180, для методики определения отсутствующей цифры—180—300 мс.
Качественная характеристика протекания соответствующих
60
психологических операций может быть получена на основе-анализа формы позиционных кривых обоих типов. Для описан-ного класса экспериментальных задач в нормальных условиях обычно имеют место £/-образные позиционные кривые правиль­ных ответов с выраженными эффектами первичности и недав­ности [95; 259; 306]. Влияние утомления имеет ряд типичных проявлений. Для методики поиска сигнала в шуме характерно возникновение нетипичных «зубчатых» позиционных кривых правильных ответов, обусловленное усилением интерференции следов в сенсорной памяти. Кроме того, при утомлении увели­чивается правильность идентификации цифр, в первую очередь сканирующихся в сенсорной памяти (первая цифра при пря­мом самооканчивающемся поиске и последняя — при обратном самооканчивающемся поиске). Это свидетельствует об исполь­зовании испытуемыми неадекватной стратегии, базирующейся на сличении непосредственно сенсорных следов стимулов при затруднении протекания процессов кодирования. Для методик опознания и полного воспроизведения типично ухудшение пра­вильности ответов на первых позициях последовательности. Наблюдается уменьшение эффекта первичности и углубление позиционных кривых, что связано со снижением успешности вербально-акустического хранения. Главную роль при этом играют нарушения операции повторения. Для методики опре­деления отсутствующей цифры помимо общего массивного сдвига уровня выполнения на всех позициях характерна тен­денция к снижению правильности ответов на первой позиции. Это можно объяснить затруднением взаимодействия кратко­временной и долговременной памяти, в данных условиях реа­лизуемого на основе неэффективного повторения. Страдает и выполнение собственно семантических преобразований.
Полученные факты говорят о локализации эффектов утом­ления, выражающихся в избирательном снижении эффектив­ности определенных психологических операций в структуре процесса преобразования информации — своеобразных «сла­бых мест» в звеньях этой системы. Содержательная характери­стика обнаруженных эффектов представлена на рис. 8. Под­верженные влиянию утомления операции относятся к классу" контролирующих операций, обеспечивающих внутренний кон­троль за прохождением информации в анализируемой системе. Другими словами, при утомлении не просто снижаются некото­рые количественные характеристики кратковременного запо­минания, а происходит дезорганизация в работе системы на уровне взаимодействия основных функциональных блоков и реализующих их психологических операций, что определяет снижение эффективности решения когнитивной задачи в целом.
Описанная закономерность проявляется и при анализе других состояний человека. В качестве иллюстрации можно привести результаты нашего исследования о влиянии умерен­ных доз алкоголя на выполнение описанного класса задач.
В опытах, проведенных на небольшом числе испытуемых (5 че­ловек), изучалась динамика эффективности кратковременного запоминания по методикам полного воспроизведения (при МСИ=120 и 150 мс), опознания (при МСИ=100 и 120 мс), поиска сигнала в шуме (при МСИ = 80 и 100 мс). Длина зри­тельно предъявляемых последовательностей во всех случаях равнялась пяти цифрам, время экспозиции одного стимула со­ставляло 20 мс. Техническое обеспечение и процедура прове­дения опытов полностью соответствовали описанным выше. Анализ результатов проводился отдельно для каждого испы­туемого. Эксперимент состоял из двух серий — тренировочной и основной. Целью тренировки являлось достижение каждым испытуемым стабильного и достаточно высокого уровня выпол-нения по каждой из методик. Затем с каждым испытуемым проводилось по два экспериментальных сеанса, включавших фоновый замер, принятие определенной дозы разведенного спирта (из расчета 0,52 г алкоголя на 1 кг веса тела) [14; 214] и последующее (через 20 мин) тестирование измененного состо­яния субъекта.
По мере обучения наблюдалось улучшение точностных и временных характеристик ответов. Это обусловлено формиро­ванием некоторых устойчивых внутренних способов обработки, обеспечивающих полноценное сохранение и извлечение инфор­мации. При этом, несмотря на разнообразие индивидуально вырабатываемых стратегий выполнения, типичным является: увеличение объема кратковременной памяти за счет более эффективного повторения;
освоение относительно постоянной стратегии поиска в па­мяти по типу последовательного исчерпывающего поиска [339];
выполнение операций по подготовке ответа до начала мо­торной реакции, что проявляется в отсутствии спорадиче­ских колебаний на позиционных кривых латентных времен (рис. 9 и 10).
Влияние алкоголя на характер ответов также индивидуаль­но. Однако для каждого испытуемого существуют временные режимы предъявления информации, при которых эффектив­ность решения каждой из задач значимо ухудшается. Это в большей степени выражено для методик полного воспроизве- • дения и опознания, выполнение которых определяется сохран­ностью материала в кратковременной памяти. Отмеченное об­стоятельство, а также характер изменения позиционных кри­вых правильных ответов (см. рис. 9, а и 10, а) свидетельствуют о нарушениях выполнения операции повторения — механизма удержания информации в кратковременной памяти и перевода ее в долговременную. Полученный факт хорошо согласуется с данными относительно клинических проявлений корсаковского синдрома и его психофизиологических механизмов [75; 123; 214].
«2
Рис. 9. Динамика опознания в процессе тренировки и под влиянием незначительных доз алкоголя: начало тренировки
(--------), конец тренировки (--------) и после принятия дозы
алкоголя (-------)
а) Позиционные кривые процента правильных ответов (ППО), б) По­зиционные кривые латентного времени ответов (ЛВО). Данные испы­туемого Д О., длина последовательности — 5 цифр, величина меж-стимульного интервала — 150 мс, п — номер позиции.
Рис. 10. Динамика полного воспроизведения в процессе трени­ровки и под влиянием незначительных доз алкоголя: начало тренировки (-------- ), конец тренировки (--------) и после при­нятия дозы алкоголя (-------)
а, 0 — то же, что на рис. 9.
Данные испытуемого Ф. Е., длина последовательности — 5 цифр, величина межстимульного интервала — 150 мс, п — номер позиции.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.