.RU

Образовательная программа «основы журналистики»

Государственное образовательное учреждение


дополнительного образования детей


Центр технического творчества


Невского района Санкт-Петербурга «Старт+»







ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол педагогического совета №__
от _________________________2011г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор ГОУ ДОД ЦТТ «Старт+»
_____________________С.П. Захаров
















Образовательная программа

^ «ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ»


Возраст учащихся: 13 - 16 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Харламова Маргарита Валерьевна
педагог дополнительного образования
Санкт – Петербург
2011

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Образовательная программа «Основы журналистики» культурологической направленности рассчитана на 3 года обучения.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Сегодня от школьников требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания. Особенно это касается подростков, которые в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни. А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления (к примеру, приобретении вредных привычек). Журналистика позволяет почувствовать подростку вкус «взрослой» жизни и самому поучаствовать в процессе создания СМИ.
Программа «Основы журналистики» нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, а также на анализ, понимание, изложение устного и печатного слова, что подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа широка по охвату учебно-развивающего материала. В курс журналистики входят и теория журналистики, и история печати, и компьютерная верстка, и основы телевидения, и общеразвивающие блоки.
Настоящая программа предполагает овладение навыков оформления газет, работа с мультимедиа, работа с презентациями, написания отзывов, статей, воспитание интересов к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.
Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 13-16 лет. Количество учащихся в учебной группе 15 человек в первый год обучения, 2 год обучения – 12 человек, 3 год – 12 человек.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, работу с презентациями включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Благодаря занятиям в студии журналистики «Стиль» школьники учатся работать в коллективе, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся; учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.

^ Новизна программы

состоит в том, что ребята, занимающиеся по образовательной программе «Основы журналистики» приобретают навыки газетной и телевизионной журналистики, посредством изучения компьютерных программ с активным использованием компьютерных технологий. Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую среду является главным направлением образовательной программы «Основы журналистики». По программе предусмотрено наибольшее количество часов для практических занятий.

Актуальность

разработки данной программы обусловлена как отсутствием типовых программ по данному профилю, так и необходимостью обновления содержания форм деятельности, литературных объединений в соответствии с современными требованиями, а также взросшим интересом у подростков к журналистской деятельности. Занятия по образовательной программе журналистики позволит ориентировать подрастающее поколение на выбор будущей профессии. Освоение допрофессиональных навыков, открывает широкие возможности в профессиональной ориентации учащихся.

^ Педагогическая целесообразность

программы «Основы журналистики» обуславливается тем, что проходя обучение, обретая опыт общения и создания молодёжной газеты, подростки смогут реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить творческую активность. Положительный эффект работы студии журналистики, её продуктивность усилится благодаря тому, что интересно и плодотворно проводя досуг, общаясь друг с другом, с представителями местной прессы и литераторами, школьники будут расширять область применения своих творческих способностей участием в конкурсах, в конференциях.

^ Цель программы

– познакомить учащихся с журналистикой как профессией с областью литературного творчества, а также формирование активной жизненной позиции, развитие творческих и интеллектуальных способностей посредством включения в журналистскую деятельность.

^ Задачи программы:



Развивающие:



Обучающие:



Воспитывающие:



Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Формы и режим занятий.


Виды занятий:

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
^ Продолжительность занятий – 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по расписанию (144 часа в год).
Программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

^ Учебно-тематический план


I год обучения


2 занятия в неделю по 2 часа


4 часа в неделю у одной группы


Курс рассчитан на 144 часа





^ Наименование разделов



Количество часов



теория



практика



всего



1



Вводное занятие. Журналистика – профессия и призвание.

4

4

8

2



Виды журналистской деятельности.

4

8

12

3



Виды, жанры, типология журналистики.

6

10

16

4



Виды СМИ.

6

10

16

5



Газета. Специфика газетного жанра.

12

14

26

6



Формы подачи информации

4

4

8

7



Художественно-техническое оформление издания

8

12

20

8



Верстка и макетирование газеты. Оформление газеты.

8

28

36

9



Итоговое занятие.



2

2



Итого







144 часов




^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


I год обучения


1. Вводное занятие. Журналистика – профессия и призвание.


Теория

.
Ознакомление с планом работы студии «Стиль» (цели, задачи). Правила поведения на занятиях. Предмет и задачи обучения. История российской журналистики. Журналистика как наука. Возникновение журналистики. История мировой журналистики. Роль и функции журналистики в современном мире. Журналистика в России.

^ Практическое занятие.


Подготовка информации «О первых печатных издания». Анализ газетных материалов «Главные темы первой полосы», «Хронология событий в мире» и др. Творческое задание «Сочиняем заголовки». Игры для интенсивного обучения («Самое главное», «Опорные сигналы», «По ролям»). Тест «Быть или не быть журналистом». Тест «Как стать журналистом».

^ 2. Виды журналистской деятельности.


Теория.


Журналист, как профессия. Цель журналиста, его функции. Профессиональные качества журналиста (морально-этические качества, объективность, добросовестность, уважение, достоинство, осторожность, солидарность). Виды журналистской деятельности. Репортер. Редактор. Комментатор. Интервьюер. Обозреватель. Ведущий программ. Интернет-журналист и фотожурналист.

^ Практическое занятие.


Сообщения учащихся на темы: «История создания Кодекса чести журналистов». Ролевая игра «Я все умею». Участие учащихся в роли репортера, комментатора, интервьюера, ведущего и т.д. Коллективный просмотр медиатекста массовой (популярной) культуры: выделение эпизодов, которые вызвали у учащихся положительные и отрицательные эмоции с целью определения степени эмоционального воздействия конкретного произведения; разбивка данного медиатекста на крупные сюжетные блоки с присвоением им соответствующих знаков (эпизод вызывает отрицательные эмоции страха, ужаса и т.д., эпизод вызывает положительные - радостные, успокоительные эмоции и эпизод эмоционально нейтрален; цель, показать на конкретном примере, как построена система «эмоциональных перепадов» («эмоционального маятника») медиатекста, добиться, чтобы учащиеся поняли, что его воздействие нередко основано не на глубоком проникновении в характеры героев, в суть проблемы и т.д., а на своего рода знаковой системе чередования эпизодов-блоков с полярным эмоциональным наполнением.

      1. Виды, жанры, типология журналистики.



Теория

.
Виды журналистики. Газетно-журнальная журналистика. Тележурналистика. Радиожурналистика. Интернет-журналистика. Фотожурналистика. Жанры журналистики. Информационные. Аналитические. Художественно-публицистические. Шоу-жанры. Типология журналистики.

^ Практическое занятие.


Учащимся подобрать примеры на виды журналистики. Анализ и коллективное обсуждение найденных примеров. Проба пера во всех видах журналистики. Найти примеры в периодической печати информационных жанров, аналитических, художественно-публицистических. Деловая игра «Определяем журналистский жанр».

      1. Виды СМИ.


2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.