.RU

1 понятие о предмете психологии - 5

Глава 3 СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
^ 14 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И МЕТОДОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ Наука возникает не мгновенно. Ее становление-длительный процесс исторического развития. В современных научных знаниях синтезировано все то положительное, подтвержденное практикой, что собрано учеными за многие столетия. Некоторые сведения из истории психологии и знакомство с современными научными концепциями помогут глубже разобраться в предмете и методах общей психологии.
Развитие представлений о психике. Попытки понять и объяснить психические явления возникли в первобытном обществе. Представления первобытных людей о психике получили в науке название анимистического взгляда на мир. Анимистическое мировоззрение наделяет каждый предмет душой. Животные, явления природы имеют душу, которая выступает источником движения и развития. Сновидения, галлюцинации, смерть - все эти факты натолкнули первобытных людей на мысль о сосуществовании души как тела в теле.
Душа существует независимо от физического тела и может оказывать влияние на судьбу человека, успех или неуспех в деятельности, болезнь и здоровье. Развился сложный культовый ритуал отношений с душами умерших, воздействия на души людей и животных, общения с духом - покровителем племени
. Зарождение науки как самостоятельной области духовной жизни связано с возникновением классового общества. Психические явления стали предметом философских работ. В философии Древней Греции сложились две диаметрально противоположные, ясно выраженные точки зрения на психику: материалистическая и идеалистическая, "линия Демокрита и Платона".
Демокрит (ок. 460-ок. 370 гг. до н. э.) считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. Тончайшие, невидимые слепки отделяются от вещей и проникают в душу, оставляя на ней свой отпечаток.
По мнению Платона (ок. 427-ок. 347 гг. до н. э.), душа не имеет ничего общего с материей. В отличие от материального мира душа идеальна. Познание-это не взаимодействие психики
49 с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном
мире до того, как попала в тело человека. Объективный
мир-лишь повод, а не объект познания.
Развитие психологических знаний шло по пути уточнения предмета
психологических исследований.. Аристотель (384-322 гг. до н.
э.), величайший древнегреческий ученый, выделил растительную,
животную и разумную души. Этим разделением была подчеркнута
специфика психики человека, и психическое стало соотноситься
с внутренним миром человека: его познанием, переживаниями,
поступками.
Несмотря на то что в античной науке основным методом всех наук
было наблюдение, древнегреческие и римские философы и врачи
высказывали мысль о связи психики с мозгом, выдвинули идею,
хотя и наивно обоснованную, о зависимости психики от окружающей среды, выделили типичные и устойчи вые особенности поведения (учение о темпераментах).
Таким образом, в античной науке были уточнены знания о круге
явлений, которые изучает психология, и были заложены основы
двух различных методологических подходов к интерпретации психических явлений: материалистического и идеалистического. Метод сбора фактического материала оставался на уровне систематизации житейских наблюдений и мысленного теоретического эксперимента. И нужно удивляться не тому, как наивно иногда
представляли древнегреческие ученые механизмы психики, а тому, сколько ценного сумели они получить в своих наблюдениях.
Период средних веков не способствовал развитию психологических
знаний. В философии господствовало идеалистическое учение о
душе как независимой от тела нематериальной сущности. Религия
запрещала изучение человека. Лишь в наблюдениях некоторых философов и врачей были получены факты, несколько продвигающие
знание об отдельных психических явлениях. В эпоху Возрождения
философами был написан ряд трудов, где на основании самонаблюдения описывалась психическая жизнь человека, его поведение, делались выводы о причинной зависимости одних явлений от
других.
Разработка методологических предпосылок возникновения психологии. Начиная с XV века философами формулируются методологические предпосылки понимания психики, которые явились основой становления психологии как самостоятельной науки. Рассмотрим различные подходы к изучению психики, заложенные в трудах выдающихся философов.
Р. Декарт (1596-1650) наметил различные подходы к психике животных и человека. Согласно его взглядам животные не обладают душой, а их поведение-ответ на внешнее воздействие. Иначе говоря, психика животного строго детерминирована (определена) внешними условиями. Позже мысль Де карта о механической детерминиро-ванности, машинообразности
50 поведения животных была распространена и на человека
до-марксовскими
материалистами. Само название одной из работ французкого философа Ж. Ламетри (1709-1751) "Человек-машина" ярко демонстрирует эту тенденцию. В психологии детерминизм на уровне его
понимания в механике не мог глубоко объяснить сложную картину
зависимости в психике.
Человек, по Декарту, в отличие от животных обладает сознанием.
В процессе мышления он устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Сознание неразрывно связано с мышлением. Не отрицая происхождение знаний из внешнего мира, Декарт считал,,
что самые общие идеи являются врожденными.
Таким образом, Декарт описал содержание фундаментальных для
современной психологии понятий рефлекса и сознания, но разорвал их. Рефлекс в его концепции связан с возможностью материалистического изучения поведения животных и исключает' сознательную психическую деятельность. Сознание рассматривается
как замкнутое в себе и доступное лишь для интроспекции (самонаблюдения) явление. Независимость явлений сознания от внешнего мира и исключительная возможность изучения их лишь в самонаблюдении остались основой понимания сознания для многих
психологов-идеалистов.
К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали: "Настоящий родоначальник английского материализма и всей современной экспериментирующей
науки-это Бэкон"'. Ф. Бэкон (1561-1626) разработал методы научного изучения мира. Материалистами была высказана идея о
неотделимости мышления от материи, которая мыслит. В английском материализме возникла идея об ассоциациях как материальном механизме психического. Идеи чувствен ного происхождения
знаний обосновывал выдающийся представитель английского сенсуализма Д. Локк (1632-1704). Сенсуализм - направление в теории познания, которое утверждает, что в разуме нет ничего,
что не прошло бы через органы чувств. Психика новорожденного,
согласно учению Д. Локка,- это "чистая доска" (tabula rasa),
на которой опыт пишет свое содержание. Механизм психической
деятельности ученый видел в ассоциациях, т. е. в связях между
отдельными представлениями и идеями. Локк полемизировал с
учением о врожденных идеях, выдвигая принцип атомистического
анализа сознания, согласно которому психические явления могут
быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов
(ощущений), и на их основе через ассоциацию сформированы более сложные образования. Это положение разрабатывалось в психологической теории вплоть до XX века, но пришло в противоречие с полученными экспериментальными фактами: представления и
понятия - важнейшие формы сохранения опыта в сознании - оказались чрезвычайно обедненными. Абстрактные понятия, как,
' Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Соч. 2-е изд. т. 2,
с. 142. 51 например, честность, мужество, не связаны в сознании
с яркими и
одинаковыми для всех людей чувственными образами, однако
именно абстрактные понятия дают нам возможность глубоко познать причинноследственные связи в мире.
На развитие психологии и понимание механизмов психики оказала
влияние философия Г. Лейбница (1646-1716). Он ввел в психологию, наряду с понятием "сознание", понятие бессознательного.
Работы Лейбница по дифференциальному исчислению повлияли на
его представления о механизмах психического. Лейбниц допускал; что существуют бесконечно малые перцепции (восприятия),
которые возникают бессознательно. Сознание возникает тогда,
когда наше "я" воспринимает те представле ния, которые до
этого протекали бессознательно.
Разделяя учение Декарта о врожденных идеях, Лейбниц учел критику Локком этого учения. Позиция Лейбница в этом вопросе изложена в следующем образном сравнении: "В самом деле, если бы
душа походила на такую "чистую доску", то и истины заключались .бы в нас так, как фигура Геркулеса заключается в глыбе
мрамора, когда она способна безразлично принять форму данной
фигуры или какой-нибудь иной. Но если бы в этой глыбе имелись
прожилки, которые бы намечали фигуру Геркулеса предпочтительно перед другими фигурами, то она была бы более определенной
к этому, и Геркулес был некоторым образом как бы врожден ей,
хотя потребовался бы труд, чтобы открыть эти прожилки и чтобы
отполировать их, удалив все то, что мешает им выступить наружу" '.
Широкое развитие идеи Декарта и Локка нашли во французском материализме XVIII века и в работах английских философов Д.
Гартли (1705-1757) и Д. Пристли (1733-1804), которые исследовали ассоциативные механизмы познания как реальные процессы
деятельности мозга.
Французские философы и естествоиспытатели Д. Дидро (1713-1784),
Я. Гольбах (1723-1789), К. Гельвеций (1715- 1771) и Э. Кон-дильяк (1715-1780) разработали впервые идею о социальной де-терминированности психики человека. Развитие психических качеств под влиянием социальной среды является важнейшим положением научной психологии. Однако связь индивида с обществом
была раскрыта впервые основоположниками марксизма.
Создание научной материалистической диалектики К. Марксом и Ф.
Энгельсом обобщило передовые идеи, высказанные философамима-териалистами. Таким образом, к началу XIX века были разработаны методологические предпосылки для возникновения психологии как науки. Идеалистическая методология понимала сознание
как замкнутую в себе сущность. Единственным
' Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. М. - Л., 1936,
с. 49 52
адекватным для его изучения методом являлась интроспекция. Марксистская методология рассматривала сознание как свойство мозга, свойство материи, а содержание сознания как отражение в сознании реальной жизни людей. Для изучения психического приемлемы все те методы, которые используют естественные науки.
Возникновение психологии как самостоятельной науки. Разработка методологических основ еще недостаточна для возникновения науки как самостоятельной области знаний. Для этого необходимо, во-первых, развитие ряда смежных с этой наукой областей знаний, на которые может опираться вновь возникающая наука, а во-вторых, разработка вариантов экспериментального метода, который позволит собирать научно-достоверные факты, отделять круг фактических данных, подлежащих анализу |в данной науке, от круга близких к нему явлений. | Первый трактат под названием "Психология" появился в |1590 г., т. е. за 300 лет до выделения психологии в самостоятельную науку.
Рассмотрим отрасли науки, развитие которых подготовило Епочву для возникновения психологии. { К концу XVIII-началу XIX века изменяется взгляд на | душевнобольных. До этого времени душевнобольной считался |либо "божьим человеком", либо одержимым дьяволом. И при |том и при другом взгляде больного не лечили. Идея о том, что |психическое расстройство-болезнь, что ее нужно лечить, что |она имеет свои причины, позволила начать сбор большого числа | фактов о психических расстройствах. Начинают сравниваться норма и патология в психике. | Психика как свойство мозга не могла быть глубоко изучена |до того, как сложились физиологические и анатомические зна-|ния о ее субстрате.
Развитие анатомии и физиологии привело в начале XIX века к открытию чувствующих и двигательных нервов и формулировке на основе анатомо-физиологических данных понятия о |рефлекторной дуге.
L В конце XVIII века и в первые два десятилетия XIX века [широкую популярность завоевала френология, созданная Галем (1752-1822). Анатом по специальности, Галь выдвинул идею |о том, что способности заданы структурой мозга и зависят от количества клеток, находящихся в данной структуре. Он считал, |что по очертаниям черепа можно судить о развитии мозга, а [следовательно, и способностях человека. Ни одна из конкретных |идей френологии не выдержала проверки. Но широкое распространение френологии привлекло внимание физиологов к изучению роли мозга в психической деятельности. 1 Работы Флуранса (1794- 1867), Клода Бернара (1813- 1878), а позже Фритче и Гитцига позволили значительно уточнить знания о функциях мозга. Фритче и Гитциг открыли чувствую-53 щие и двигательные зоны в коре мозга. Брока (1824-1880)
открыл
моторные центры речи. Вернике (1848-1905) открыл чувствующие
центры речи. Таким образом, на протяжении XIX века мозг из
непонятной и мало дифференцированной массы, "седалища души",
превращался в орган, регулирующий психическую деятельность.
В XIX веке параллельно с исследованием мозга широко развилось
изучение закономерностей функционирования органов чувств.
Несмотря на то что методологической основой этих исследований
был физиологический идеализм ' - учение о специфической энергии органов чувств, в науке был собран обширный круг фактов
об анатомическом строении и принципах функционирования зрения, слуха, обоняния, вкуса и других форм чувствительности.
Вопрос о возникновении знаний о внешнем мире начал разрабатываться научно.
В XIX веке был научно решен и важнейший для естествознания вопрос о происхождении человека. Обосновав происхождение видов
животных путем естественного отбора, Ч. Дарвин (1809-1882)
доказал естественное возникновение человека из животного мира. Человек был включен в единую систему развития органического мира. Психическая жизнь выступала как результат эволюции. Параллельно с Дарвиным эту мысль высказал и развил Г.
Спенсер (1820-1903).
Так, во второй половине XIX века в медицине, физиологии и биологии - науках, на основе которых могла сформироваться научная психология,- был накоплен большой запас знаний о природе
человека как биологического индивида.
Развитие естественнонаучных взглядов в общей биологии и физиологии стимулировало поиски экспериментальных методов изучения
психики. Становлению эксперимента в психологии способствовала
и практика. Например при проведении наблюдений в астрономии и
физике возник вопрос о том, насколько точно считывают различные исследователи показания приборов. Было обнаружено, что
разные наблюдатели фиксировали время прохождения звезды через
линию телескопа с разницей до одной секунды. Это значительная
ошибка для астрономических расчетов. Возникла настоятельная
потребность оценить индивидуальные возможности наблюдателей.
Исследование скорости зрительно-моторных реакций в разных условиях явилось несколько позже основным направлением психологического лабораторного эксперимента.
В 1834 г. вышла книга Э. Вебера (1795-1878) "Об осязании". Он
провел экспериментальное исследование кожной чувствительности
и подошел к установлению одной из центральных закономерностей
ощущений - порогу различения. Несколько
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.