.RU

Глава 147 ЗАКОНЫ ХУПЫ - Законы утреннего пробуждения

Глава 147



ЗАКОНЫ ХУПЫ



1.

Принято устраивать хупу под открытым небом, чтобы напомнить о благослове­нии: «Таким будет потомство твое – как звезды небесным». И также принято же­ниться непременно в полнолуние, чтобы это было добрым знаком (и см. ниже, глава166, параграф 3).

2.

Кошерно было бы не устраивать свадьбы, пока женщина не очистится. Сей­час же принято не следить за этим (и см. ниже, глава 159, параграф 10). И в любом случае хорошо было бы предупредить жениха перед хупой, что невеста в состоянии ниды (и см. ниже, глава 149, параграф 11).

3.

В наших странах принято, если замуж выходит девушка, чтобы уважаемые жители города накрывали голову невесты платком, благословляли ее и говорили ей: «Сестра на­ша, от тебя произойдут тысячи десятков ты­сяч!» Хупой же называют то полотнище, ко­торое затем растягивают на шестах, и под него вводят жениха и невесту при всех, и там он посвящает ее себе в жены, и там произносят благословения обручения и свадьбы. Однако главное в хупе – это уединение, как будет разъяснено, с Божьей помощью, в следующей главе.

4.

Друзья жениха одевают его в китл, чтобы он вспомнил день смерти и обра­тился к раскаянию. Также принято посы­пать пеплом голову жениха в месте нало­жения тфиллин (и см. выше, глава 126, параграф 2). Также принято, чтобы роди­тели и родственники, люди видные, благо­словляли жениха и невесту и молились за них, чтобы их брак был удачным.

5.

После этого вводят жениха под xyпу (то есть под то растянутое на шестах полотнище, которое мы называем хупой), ставят его лицом на восток, и хазан произносит бла­гословения на принятую в данном месте мелодию. Подруги приводят невесту, а дру­зья жениха и важные люди идут ей навст­речу и, когда они приблизятся к ней, воз­вращаются, пятясь, под хупу. Подруги вводят невесту под хупу и вместе с ней об­ходят жениха семь раз, хазан же произно­сит свой текст на принятую в данном месте мелодию. После этого ставят невесту спра­ва от жениха, и произносящий благослове­ния поворачивается лицом к востоку.

Глава 148



УЕДИНЕНИЕ ПОСЛЕ ПОСВЯЩЕНИЯ ЖЕНЫ



1.

Главное в хупе - это то, что после по­священия жениха и невесту отводят в от­дельную комнату, и они устраивают там совместную трапезу в уединенном месте. И следует проследить, чтобы никто не входил туда, чтобы их уединение было полным, - и это та хупа, которая делает жену принадле­жащей мужу, а свадьбу - происшедшей.

2.

Если замуж выходит девушка, то после этого уединения свадьба считается состо­явшейся, даже если во время этого уедине­ния осуществление супружеской близости было невозможно, как, например, в слу­чае, если невеста находится в состоянии ниды или если люди все время входят и выходят. (Если она находится в состоянии ниды, в любом случае люди должны вхо­дить и выходить, поскольку в противном случае им было бы запрещено уединяться до того, как супружеская близость осуще­ствлена в первый раз.)

3.

Если же замуж выходит вдова (то есть не девушка. - Перев.), после уединения свадьба считается состоявшейся только в случае, если во время него могла быть осу­ществлена супружеская близость, то есть в случае, если невеста не находится в состо­янии ниды И никто не входит к ним.

4.

Не осуществляют приобретения (в том числе приобретения жены, то есть свадьбы) в Шаббат. Поэтому, если свадьба происходит в пятницу, необходимо тща­тельно проследить за тем, чтобы уедине­ние, совершающее свадьбу, произошло до Шаббата. И если было сделано так, то есть если уединение, после которого свадьба считается состоявшейся, произошло до Шаббата, первое осуществление супруже­ской близости может быть и в Шаббат, вне зависимости от того, идет ли речь о девуш­ке или о вдове. Если же этого уединения не произошло до Шаббата, то мужу запреще­но в первый раз осуществлять супружес­кую близость в Шаббат

1

, поскольку тогда супружеская близость делает приобрете­ние жены, то есть свадьбу, состоявшейся, а приобретения в Шаббат не делают (каким образом осуществляется супружеская бли­зость с девушкой - см. ниже, глава 157).

1 Если речь идет о девушке и они почему-то не ус­пели устроить уединение до Шаббата, не следует за­прещать им супружескую близость в Шаббат; и один из мудрецов пишет, что то же относится и ко вдове.

Глава 149.



ЗАКОНЫ БИРКАТ ГА-МАЗОН СВАДЕБНОЙ ТРАПЕЗЫ



И ЗАПОВЕДЬ РАДОВАТЬ ЖЕНИХА И НЕВЕСТУ



1.

Перед Биркат га-Мазон, произносимым в присутствии десяти человек, тот, кто чи­тает благословение, произносит: «Отведи скорбь и гнев...», и произносят: «Благосло­вен Бог наш, ибо веселье в жилище Его...». И следует в этом отрывке читать: «Ему принадлежащую пищу мы ели...», без сою­за «и», то есть не так: «...и Ему принадлежа­щую пищу мы ели...». После Биркат га-Ма­зон благословляющий берет второй стакан и произносит на него шесть благословений, а после этого произносит благословение над стаканом, над которым читал Биркат га­-Мазон: сотворивший плод виноградной лозы». И лучше не наполнять стакан для ше­сти благословений до произнесения Бир­кат га-Мазон.

Нужно следить за тем, чтобы мужчины и женщины не ели в одной комнате, потому что, если они едят в одной комнате, не произносят: «...ибо веселье в жилище Его...», поскольку, если злое начало власт­вует, нет радости.

2.

Если юноша (тo есть вступающий в первый брак) берет в жены девушку или вдову, а также если вдовец (то есть вступающий не в первый брак) берет в жены девушку, благословения произносят та­ким образом в первой трапезе, которую устраивают сразу после свадьбы, однако не следует делать эту трапезу днем, а имен­но ночью после дня свадьбы или даже наследующий день (поскольку первая трапе­за - это как будто трапеза, на которой присутствуют «новые лица»). А после пер­вой трапезы, и также во все остальные семь дней праздничного пира, благослов­ляют таким образом, если присутствуют «новые лица».

3.

Если же нет «новых лиц», то, если вместе с женихом в трапезе участвуют мужчины, не являющиеся членами его семьи, пришед­шие ради дружеской радости, не произно­сит: «Отведи скорбь и гнев...», а произносят: «Возблагодарим Имя Твое...», «...ибо веселье в жилище Его...», а после Биркат га-Мазон бла­гословляющий берет второй стакан и про­износит над ним благословение: «...сотворивший веселье и радость…», а после этого берет стакан, над которым произносился Биркат га-Мазон, и произносит на него благословение: «...сотворивший плод виноград­ной лозы». И для всего этого не обязательно присутствие десяти человек, а можно произ­нести все это, если есть трое; если же жених устраивает трапезу только с членами своей семьи, ничего этого не читают.

4.

Если вдовец взял в жены вдову, то, если они устроили первую трапезу в день свадьбы, даже если она затянулась до ночи, про­износят все те благословения, которые ука­заны в параграфе 1; если же до ночи они не начали есть, то, если в трапезе участвуют люди, пришедшие на нее ради дружеской радости, произносят благословения так, как описано в параграфе 3, даже если при­сутствуют «новые лица». И так делают во все трапезы в три первых дня.

5.

Присутствие «новых лиц» означает, что некий человек пришел на трапезу ради дру­жеской радости и ради него ставят на стол несколько больше угощений, даже если они не ест. А в Шаббат, а также в первый и вто­рой Йом-Тов считается, как будто присутст­вуют «новые лица», но только если речь идет о вечерней или утренней трапезах; однако третья трапеза считается трапезой в при­сутствии «новых лиц» только в случае, если жених произносит речь, посвященную тол­кованию какого-либо отрывка Торы (драш).

6.

Если кто-то приглашает жениха и неве­сту поесть у него, то, если им у него в доме отводится отдельная комната, в которой они могут находиться наедине и радовать­ся, эта комната рассматривается как их ху­па, и можно произнести «семь благослове­ний»; если же нет, то не произносят даже благословения: «...сотворивший веселье и радость...» и не читают отрывка: «ибо весе­лье в жилище Его...».

7.

Если участники свадьбы разделились на несколько компаний, даже если они едят в разных домах, не имеющих выхода в то помещение, в котором находится жених, все равно в каждой группе произно­сят все эти благословения, поскольку все они участвуют в трапезе, устроенной в честь свадьбы. Однако слуги, которые едят после свадебной трапезы, не произносят всех этих благословений.

8.

Если человек снова женится на жен­щине, с которой однажды развелся, не чи­тают отрывка: «...ибо веселье в жилище Его...». В первой трапезе, которая устраи­вается в первый день, произносят «семь благословений», а в последующий трапе­зах не читают уже ничего.

9.

Заповедь требует веселить жениха и невесту, плясать перед ней и сказать ей, что она красивая и милосердная (как ска­зано про Эстер: «И оказалась красивой и милостивой для него»). И мы встречаем в Талмуде рассказ о том, как рабби Йегуда бар Илай плясал перед невестой.

10.

Запрещено рассматривать невесту, Но можно рассматривать ее украшения и фату, покрывающую ее голову.

11.

У некоторых принято, если невеста во время семи дней праздничного пирше­ства была нечиста, после этого, в день ее окунания в микву, также устраивать трапе­зу и приглашать других людей; и этот обы­чай неправильный, и следует отменить его по соображениям скромности. Если же ус­траивают небольшую трапезу для домо­чадцев и произносят отрывок: «...ибо весе­лье в жилище Его...» - этого обычая можно не отменять. Однако «семь благословений» не произносятся ни в каких других случаях, кроме описанных выше.

12.

Тот, кто берет в жены девушку, дол­жен радоваться вместе с ней семь дней, ко­торые называются семью днями пиршест­ва. В это время не следует ни заниматься ремеслом, ни торговать на рынке, а только есть и пить и радоваться вместе со своей женой, независимо от того, идет ли речь о первом браке или о последующих. Даже если жена не настаивает, чтобы ее молодой муж не занимался ремеслом, это все равно запрещено, и запрещено ему выходить на улицу в одиночку. Если же человек берет в жены не девственницу, то, если у него самого это не первый брак, он по всем мнениям не обязан радоваться больше трех дней. Если же у него это первый брак, то, по некоторым мнениям, он должен радовать­ся со своей женой семь дней, поскольку все эти семь дней для него произносят «семь благословений»; и, как бы то ни было, в дан­ном случае жена может сказать, что не на­стаивает, чтобы муж эти дни не работал.

(Что делать молодому мужу, если на один из семи дней его пиршества выпал общественный пост, - см. выше, глава 121, параграф 7, и глава 141, параграф 2.)

13.

Женившийся должен оставаться в своем городе целый год, чтобы радоваться вместе со своей женой, как сказано: «Не пойдет в армию... чистым будет для дома своего один год, и будет радоваться со своей женой». Однако женщина имеет право ска­зать, что не настаивает на этом (и ее разре­шением можно воспользоваться. - Перев.).

Глава 150



ЗАКОНЫ СКРОМНОГО ПОВЕДЕНИЯ



1.

Подобает человеку приучить себя в мо­менты половой близости проявлять ис­ключительную святость, чистоту мыслей и спокойствие духа. Не следует проявлять легкомыслие, общаясь с женой, и не сле­дует осквернять свои уста суетными реча­ми, даже в интимной беседе. Вот ведь и Писание говорит: «...и сообщает Он чело­веку беседу его», и сказали учителя наши благословенной памяти: «Даже пустяко­вый разговор мужа с женой пересказыва­ют ему во время Суда».

Следует разговаривать с женой во время половой близости, а также до нее только о том, что необходимо для ее осуществления. Если же они были в ссоре, а в этом случае су­пружеская близость им запрещена, мужу разрешается поговорить с женой, чтобы по­мириться с ней и чтобы она не сердилась.

Осуществлять половую близость следу­ет со всей возможной скромностью. Если она сверху, а он снизу - это «наглый» спо­соб; если они делают это вдвоем одновре­менно - это «извращенный» способ. Рас­сказывает Талмуд о рабби Элиэзере, что он исполнял супружескую обязанность с та­ким ужасом и трепетом, что казалось, что черт принуждает его.

2.

Во время исполнения супружеской близости мужу следует размышлять о сло­вах Торы и о других вещах, связанных со святостью. И хотя запрещено повторять их вслух, размышлять о них разрешается, и заповедь требует этого, поскольку в дан­ном случае размышление о словах Торы не приравнивается к их произнесению. Хотя в грязных местах запрещено даже размышлять о том, что связано со святос­тью, этот запрет связан с тем, что сказано: «...и будет стан твой свят»; однако в том случае, когда это запрещено из-за срама, как сказано: «...что-либо срамное», вывели учителя наши благословенной памяти: именно произносить запрещено, размыш­лять же разрешено.

3.

Запрещено осуществлять половую близость при свете свечи, хотя она и зате­нена талитом. Но если поставить перед све­чой перегородку высотой десять тефахов, то это разрешено (и см. выше, глава 80, параграф 76). И также запрещено осуще­ствлять половую близость днем, но это разрешено в темном доме. Ночью же, если на них светит прямой свет луны, это за­прещено; однако, если луна не светит пря­мо на них, хотя ее свет проникает в дом, можно затенить его талитом, и половая близость разрешена. И также если в дру­гой комнате горит свеча, свет которой проникает в ту комнату, где происходит половая близость, необходимо затенить этот свет талитом

2

.

4.

Запрещено человеку осуществлять половую близость в присутствии любого другого человека, если он бодрствует, даже если он отделен от них перегородкой вы­сотой десять тефахов

3.

А в присутствии ре­бенка, не умеющего разговаривать, это разрешено.

5.

Запрещено смотреть на то место, по­скольку тот, кто смотрит туда, лишен стыд­ливости и нарушает требование: «...и ходи скромно...», и убирает стыдливость со сво­его лица - а ведь всякий, кто стыдится, не грешит, как сказано в Писании: «...и для того, чтобы был страх Его на лицах ваших, - речь идeт о стыдe, - чтобы вы не грешили». И еще это запрещено потому, что он сам усиливает в себе злое начало. И тем более тот, кто целует это место, нарушает все эти за­преты и еще запрет «...и не оскверняйте душ ваших».

6.

Если в доме есть свиток Торы

4

, в нем запрещено осуществлять супружескую близость, требуется же вынести его в дру­гую комнату. Если же другой комнаты нет, следует сделать перед ним перегородку высотой в десять тефахов, чтобы она была сплошной, то есть через нее свиток Торы не был виден. Полог перед кроватью не считается перегородкой, поскольку он ко­лышется, однако он будет перегородкой, если привязать его снизу (и см. выше, гла­ва 80, параграф 76). Тфиллин же, Хумаши и остальные святые книги, такие как Талмуд, Мидраши и комментарии на них, рукопис­ные они или печатные

5

, можно закрыть «покрытием внутри покрытия». И это дей­ствует только в том случае, если второе по­крытие

6

не предназначено специально для этих вещей; если же эти покрытия предназначены специально для этих за­крываемых вещей, то, даже если их десять, они все считаются одним покрытием. Ес­ли же накрыть чем-либо сундук с книгами, это будет считаться «покрытием внутри покрытия». И также мезузу, если она уста­новлена внутри комнаты, следует покрыть двумя покрытиями, чтобы она оказалась в «покрытии внутри покрытия», и Имя Бога, написанное на ней, также должно быть закрыто. Прозрачное же покрытие для этих целей не помогает, оно должно быть не­прозрачным

7

.

7.

Не следует бывать с женой слишком часто, а следует делать это только в те пери­оды, когда он должен выполнить супружес­кие обязанности, как сказано: «...и сожития с нею не будет ее лишать». Если речь идет о здоровом мужчине, ведущем здоровый об­раз жизни, предприятие которого распо­ложено в его же селении и приносит доста­точно прибыли и который не платит налога, - временем его супружеских обя­занностей является каждая ночь. Рабочие, нанимающиеся на работу в своем же горо­де, должны выполнять супружеские обя­занности дважды в неделю; если же они работают в другом городе, должны делать это раз в неделю. И также торговцы, ходя­щие со своими ослами по деревням, чтобы привезти оттуда продукты на продажу, и все люди, занимающиеся такого рода дея­тельностью, должны выполнять супружес­кие обязанности один раз в неделю. Те, кто привозят товары на верблюдах из отдален­ных мест, должны выполнять супружеские обязанности один раз в тридцать дней. Для мудрецов же, занимающихся изучением Торы, время выполнения супружеских обя­занностей - ночь Шаббата

8

. И супружес­кие обязанности необходимо выполнять и в том случае, если жена беременна или кормит. И пренебречь выполнением су­пружеских обязанностей можно только с согласия женщины, если она не настаивает на этом и если муж уже выполнил заповедь плодиться и размножаться. Если же муж воздерживается от исполнения супружес­ких обязанностей, чтобы причинить стра­дание своей жене, он нарушает запрет, сформулированный в стихе: «...и сожи­тельства с ней не будет ее лишать».

8.

Всякий должен вспомнить о своей жене в ночь, когда она окунается в микву, и в ночь перед отправлением в путь, если он пускается в путь не для выполнения за­поведи. И всегда, когда человек видит, что жена поощряет его, обращает на себя его внимание и украшает себя ради него, что­бы он ее заметил, муж должен вспомнить ее, даже не во время, определенное ему для выполнения супружеских обязаннос­тей, и тогда у него будут хорошие сыновья. Если же она просит его об этом прямо сказанными словами, то она распущенная и считается развратной, и с ней запреще­но жить дальше.

9.

И даже когда человек со своей женой, он не должен действовать ради собствен­ного удовольствия, а должен быть как человек, который выплачивает долг, так как он должен ей выполнить супружеские обя­занности, а также выполнить заповедь сво­его Творца, Который хотел, чтобы у него были сыновья, занимающиеся изучением Торы и выполняющие заповедь среди ос­тальных евреев. И также если он делает это для того, чтобы ребенок был лучше, как сказали мудрецы наши благословенной памяти: «Первые три месяца (беременнос­ти) половая близость вредна женщине и вредна ребенку; средние - вредна женщи­не и полезна ребенку; последние - полез­на женщине и полезна ребенку», посколь­ку из-за этого ребенок рождается белым и подвижным, - это также годится. Если же он хочет оградить себя с помощью супру­жеской близости, чтобы не желать запрет­ного, так как видит, что его злое начало становится все сильнее и все больше жела­ет этого, - также за это человек получает награду; только лучше было бы ему оттолк­нуть свое злое начало и смирить его, по­скольку сказано в Талмуде: «Маленький ор­ган есть у человека: моришь его голодом и он сыт, насыщаешь его - и он голоден». Если же человеку вообще это не нужно, а он просто пробуждает в себе плотское жела­ние, чтобы потом удовлетворить его, - он действует по совету своего злого начала.

10.

Тому, для кого то нетрудно, следует воздержаться от супружеской близости в начале ночи и в конце ее, а делать это в ее середине. Не следует касаться половых ор­ганов даже ради исполнения супружеских обязанностей, не омыв рук согласно зако­ну, то есть три раза попеременно, как разъ­ясняется в параграфе 2.

11.

Запрещено выполнять супружеские обязанности на площадях, на улицах, в са­дах и огородах, а только в доме, где они живут, чтобы это не выглядело развратом.

12.

Если в стране, Боже упаси, наступил голод, то есть еда

9

подорожала вдвое, даже если у данного человека есть дома еда, или если, Боже упаси, страну постигло другое несчастье

10

, запрещено осуществлять су­пружескую близость, кроме как в ночь оку­нания жены в микву

11

. Бездетным

12

же су­пружеская близость разрешена каждый раз, когда приходит время ее выполнить.

13.

Выполнять супружеские обязаннос­ти можно только с согласия жены. Если же она не хочет, выполнение супружеских обязанностей запрещено, и тем более за­прещено принуждать ее. И также не следу­ет выполнять супружеские обязанности, если жена ненавистна мужу или если он ненавистен ей, то есть если она говорит ему: «Я тебя не хочу», - даже если она же­лает выполнения супружеских обязаннос­тей. И также если муж твердо решил разве­стись с женой, даже если она еще не знает об этом, и даже если она не ненавистна ему - супружеская близость с ней запре­щена. Также не следует выполнять супружеские обязанности, когда жена полностью спит. Также не следует мужу выполнять су­пружеские обязанности, когда он пьян или когда пьяна она.

14.

В гостях запрещено выполнять су­пружеские обязанности. Если же им с же­ной отвели отдельный дом, тогда это раз­решено

13

, при условии, что они не будут спать на постельном белье хозяина дома.

15.

Согласно медицинской науке, не сле­дует выполнять супружеские обязанности ни на сытый, ни на голодный желудок, а де­лать это тогда, когда пища в его внутренно­стях усвоится. И не следует осуществлять половую близость ни стоя, ни сидя, ни в день, когда человек ходит в баню, ни в день, когда он подвергался кровопусканию, ни в день выхода в дорогу или возвращения с дороги, если человек идет пешком, ни в предыдущий день, ни в последующий.

16.

Не следует осуществлять половую близость на кровати, на которой в ногах ле­жит ребенок, если ему еще не исполнился год. И если человек выходит из постоянно­го туалета, пусть не осуществляет половую близость до истечения часа

14

. Кормящей женщине следует осуществлять супружес­кую близость только тогда, когда ребенок спит, а после этого не следует кормить его до истечения трех четвертей часа, кроме как в случае, когда ребенок плачет

15

.

17.

Семя - это сила тела и свет глаз, и, когда оно изливается слишком часто, сила тела уменьшается и человек теряет жизнь. И всякий, кто слишком часто осуществля­ет половую близость, внезапно стареет, сила его слабнет, глаза его слепнут, и дур­ной запах идет из его рта, и волосы на его голове, брови и ресницы выпадают, а во­лосы его бороды, подмышек и на ногах становятся гуще, и зубы его выпадают, и он болеет еще многими другими болезня­ми, кроме этих. Сказали мудрецы, занима­ющиеся медициной: «Только один из тыся­чи умирает от болезней, а тысяча – от чрезмерно активно половой жизни». По­этому следует человеку остерегаться.

1 Если перегородка прикреплена и снизу, чтобы ветер не качал ее. Если же через эту перегородку пробивается свет, необходимо затенить его тали­том. Некоторые же говорят, что и в этом случае зате­нение талитом не помогает.

2 И это запрещено даже тем, кто следует закону, указанному в примечании 1. Однако, если свет пада­ет прямо на них, то, по мнению, приведенному в примечании 1, есть сомнение, помогает ли затене­ние талитом разрешить половую близость.

3 Если же перегородка сделана так, что находя­щиеся за ней вообще не замечают, что происходит с другой стороны, разрешено заниматься этим за этой перегородкой. Если же в комнате присутствует спящий, лучше, если это возможно, поставить заго­родку вокруг кровати.

4 Или если там есть один Хумаш (раздел Пятикни­жия) или книга Пророков или Писаний, написан­ные в виде свитка.

5 Что делать в тяжелой ситуации - см. МБ, глава 40, параграф 4.

6 И то же самое будет в случае, если первое (внут­реннее) покрытие не предназначено специально для них. То есть в случае, когда любое из двух покры­тий не предназначено специально для этих вещей, оно помогает.

7 Если же на стеклянное покрытие накинута какая-либо тряпка - это помогает.

8 См. БГ.

9 То, что она должна подорожать именно вдвое, в МБ не сказано.

10 Некоторые говорят, что имеются в виду только бедствия, похожие на голод, то есть болезни урожая и т.д.

11 Некоторые же запрещают и это. Но другие со­гласны, что можно это разрешить, в особенности когда речь идет не о голоде, а о других несчастьях.

12 То есть если у человека еще не родились сын и дочь или если они не соблюдают Шаббат (и еще см., какие дополнительные разрешения дает МБ, глава 240, параграф 46, и «Шаар га-Цийун», глава 574, па­раграф 9).

13 То есть отдельную комнату, в которую хозяину дома нет никакой нужды входить.

14 В МБ написано, что, но меньшей мере, столько времени, сколько нужно для прохождения полови­ны мили (километра).

15 Если же он плачет, она должна прождать по крайней мере столько времени, сколько требуется для прохождения мили.

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.