.RU

Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций - старонка 26

ГЛАВА 15. ПРАВИЛА БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ?

Очень часто гораздо важнее знать,

какая личность подверглась заболева-

нию, чем то, какому заболеванию эта

личность подверглась.

Уильям Оуслер

В высказывании специалиста, которого называют от-

цом британской медицины, содержится основная идея

дифференциальной клинической психологии. На знании

-шчности человека, обнаруживающего то или иное пато-

логическое расстройство, безусловно, будет построена

терапия будущего, третьего, тысячелетия. Но каково со-

"Ifllhll:": JA 1Р411И11ЕИ ОКЫЧНОГП

319

временное состояние топ части клинической психоло-

щи, которая связана с дифференциально-психологичес-

ким анализом. Данная 1лава предназначена тем, кто ин-

тересуется ответом на этот вопрос.

В текущей главе движение по уровням иерархии озна-

чает переход от рассмотрения наиболее тяжелых форщ

психической и личностной патологии к описанию более

"легких", проявляющихся в различных видах дезадапта-

ции, пограничных состояний и акцентуаций личности.

Приведенные концепции и факты будут рассмотрены

через систему координат основных векторов поведения

- деконструктивного (патологического), дезадаптивнсц

го (проявляющегося в нарушении структуры процесса)"

девиантного (отклонение от принятой нормы поведе-

ния) и субъектно-неадекватного (нарушение обратно,

связи). Этот подход дополняется анализом природы на>

рушения механизмов, порождающих позитивные интем

ральные эффекты функционирования индивидуальное

ти - компенсаторность, адаптивность, оптимальность и

продуктивность. .;

15.1. ИНОЙ - "НЕ ВРАЖДЕБНЫЙ, А ПРОСТО

ОТЛИЧНЫЙ ОТ ТЕБЯ" \

Люди с теми или иными формами психических и лич?

ностных расстройств существовали всегда. Отношение к

"иным" было разным и зависело от совокупности разных

факторов - особенностей исторической эпохи, установок

по отношению к отклонениям от нормы и уровня развития

психологической культуры в данном обществе. С появлением

первых профессиональных психологов различные человечес-

кие аномалии становятся важнейшим предметом особого раз-

дела науки о душе. Лайтнер Унтмер (Lightner Witmer), от-

крывший в 1896 году первую психологическую клинику в

Пенсильванском университете (США), считается основа-

телем нового направления - клинической психологии

{Gai field. 1984). Трудноуловимая граница между клиничес-

кой психологией и психиатрией не является сейчас пред-

метом нашего анализа. Отметим лишь несколько важных-

для целей дифференциальной психологии особенностей В -

p;ViI

пчралигмальных установок.

13 конце прошлого века Джеймс Кэттелл, окончив работу

у Вильгельма Вундта is Лейпциге и посетив на своем пути

фп анонса Гальтона в Кэмбриджском университете, возвра-

щается в Соединенные Штаты и разрабатывает концепцию

ментального теста, а также вводит в психологическое обра-

щение и сам термин {Cattell, 1890), особенно отмечая необ-

ходимость практического использования тестов в качестве

инструмента отбора людей для обучения, а также как инди-

катора различных расстройств. Под влиянием психоанализа,

широкое распространение в клинике получает тест словес-

ных ассоциаций, отвечающий по своей сути содержанию

превалирующей среди клиницистов психодинамической мо-

дели. Создатели последней - Месмер, Льебо и Шарко во

Франции и Брэд в Англии - делали акцент на силе влия-

ния бессознательного на развитие человека (Belloch, 1997).

Психологическая же особенность модели заключалась в ис-

пользовании противостоящей иррациональным образам силы

речи. С развитием в дифференциальной психологии методов

измерения способностей и интеллекта, клинические психо-

логи начинают все больше внимания уделять процедурам

измерения эмоций и личности. Психоаналитическая основа

интерпретаций начинает удивительным образом сочетаться

с психометрическим подходом к анализу черт и состояний.

С появлением работ Ганса Юргена Айзенка в Европе,

особенно с выходом его книги Handbook of Abnormal

Psychology (Учебник по аномальной психологии) (Eysenck,

1960), а также работ А.Йетса (Yates, 1958) и А.Остина (Austin,

1961) в Северной Америке, клиническая психология, уже

с новым содержательным оттенком abnormal (англ. - ано-

малия) psychology, вытесняет концепцию поведенческих

отклонений, возникшую под влиянием бихевиоризма. В но-

вой парадигме психологи уже имеют дело с взаимовлияни-

ем физических и психических расстройств, а в терапевти-

ческих подходах терминология ментальных болезней сменя-

ется концепцией ментального (психического) здоровья.

Настоящая революция в классификации и диагности-

психических расстройств происходит с появлением

гретьей и четвертой версии Диагностического и Статис-

320

"Я/Уй//:": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОТП |

тического Руководств;! но Психическим Заболеваниям (а |

глииская аббревиатура - DSM). Реализуемый в Руководст..

ве (АРА. 19
постановке диагноза и выборе метода лечения совокупь2.

ность факторов - текущую симптоматику, индивиду.!:

альный анамнез, уровень адаптации, степень расстрой<--а

ства, паттерн личностных характеристик и связанных,.R

ним физических заболеваний. Однако, хотя психиатры, дЦ

клинические психологи получили наконец-то возмоя|1

ность говорить на одном языке, язык этот продолжаед>|

оставаться по преимуществу психиатрическим. Терм>

"психические расстройства", исчезнувший в 1937 го;

из обихода, вновь сменяет бытующие "функциональщ

расстройства", "поведенческие девиации" и "анома

ное поведение", определяясь, тем не менее, как "кли:

чески значимый поведенческий или психологичес!

синдром или паттерн, обнаруживающийся у субъек

{АРА, 1994). Серьезная критика некоторых принцип(1

Руководства (например, разделяющего все психическявИ

расстройства на "клинические" и "личностные" - а

Clarke, Watson Reynolds, 1995) позволяет надеяться-i

ближайшие коррективы в этом перспективном по CBQI

сути подходе. К такому же выводу приводит и продолжав

ющийся процесс дифференциации клинической психввЦ"

логии, в которой выделяется теперь психология здорй"!

вья, согласно основному тезису которой, "здоровье Щ

есть просто отсутствие болезни". Существующий же эпй>

стемологический разрыв между клинической психолорЯ-

ей с психологией здоровья (см. Belioch, 1997), мы остав>-

ляем на этот раз за рамками анализа. t



15.2. ПСИХОПАТОЛОГИЯ: ВРОЖДЕННЫЕ ОГРАНИЧЕН!

На протяжении многих столетий люди с тяжелыми ф(

мами психических, в первую очередь интеллектуальньй>Ц

расстройств резко выделялись на фоне остальных. Выступа

под разными названиями - "идиотия", "умственная OTCJSI

лость", "задержка в развитии", "неспособность к обуче

нию" - этот симптомокомплекс индивидуальных свойс

всегда рассматривался как преграда на пути формироЕ

ПГАКП.! hl-3 ИСКЛЮЧЕНИИ:

321

ния нормальной личности. Но далеко не всегда - как

преграда к нормальной, по мере возможности, челове-

чески" жизни. В Декларации ООН о Правах нетрудоспо-

собно" личности (United Nations, 1975) отмечается, что

-независимо от источников, природы и серьезности"

заболевания нетрудоспособные люди имеют "такие же

фундаментальные права, как и их сограждане... включая,

прежде всего, право на нормальную и полноценную,

насколько это возможно, личную жизнь".

Причиной наиболее тяжелых, "безвозвратных", форм

психических расстройств являются генетические нарушения.

В настоящее время выделяется два основных подхода к изу-

чению влияния наследственности на врожденные компо-

ненты симптомокомплекса, вызывающего психологические

проблемы (Plomin, 1994). Традиционный подход, назван-

ный OGOD (one gene, one disorder - один ген, одно

расстройство), основан на концепции, предполагающей

выделение отдельного гена, связанного с конкретным

видом нарушения. В одном из семейных исследований в

Дании, например, выявлено влияние частной биохими-

ческой мутации на проявление актов импульсивного на-

силия (Brunner, 1993). Альтернативный подход, получив-

ший название QTL (quantitative trait locations - количе-

ственное накопление признаков), нацелен на поиск мно-

жества генов (путем картирования, то есть определения

их локализации), порождающих комбинированный эф-

фект, вызывающий расстройство. Этот подход уже по-

зволил частично объяснить причины возникновения

болезни века - болезни Альцгеймера, появляющейся у

людей с определенным генетическим паттерном в возра-

сте от семидесяти до девяноста лет (Skoog, 1993).

Наибольшая группа (60%) среди интеллектуально

неполноценных людей страдает от синдрома Дауна,

вызванного дополнительной двадцать первой хромосо-

мой. Расстройства психики в остальной 40% части выборки

вызваны материнской инфицированностью в период

беременности, злоупотреблением диетой и лекарствами,

преждевременными родами и детской инфицированнос-

ю (Mental Health Foundation, 1993). Другими словами,

Їин обусловлены средовыми факторами. Однако даже

I А. Либин

322

"ИНЫ1;": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО

сформированные под влиянием врожденных факторов

синдромы по-разному проявляются в период онтогенеза

На основе анализа развития двухсот младенцев с синдро-

мом Дауна английский психолог Каннингем (Cunningham

1982) установил, что до двухлетнего возраста одна

шестая часть этой группы развивалась в среднем нарав-

не со своими здоровыми сверстниками, обнаруживая

лишь некоторые признаки заболевания, в то время как

другая, одна шестая, часть группы с трудом освоила к

двум годам навыки развития шестимесячных младен-

цев. С годами пропасть между этими двумя подгруппа-

ми увеличилась. .:,

Это и многие другие исследования (Nosal, 1990-

McConkey, 1996, 1997) дают основания для выделения тре-

тьего (самого мощного?!) фактора, или источника вариа-

тивности внутри популяции - субъективного жизненного

опыта, который мы обозначили как фактор самодетерм№-<

нации. Внутрисемейное взаимодействие, обстоятельства со-,

циальной и биологической среды обитания, обуславлива-

ющие возможности индивидуального развития, субъект-

ная специфика формирующихся черт и другие компоненты.

жизненного опыта оказывают в своей комбинации влия-

ние, природа которого пока еще мало изучена.

15.3. КЛАССИФИКАЦИЯ И ИЗМЕРЕНИЕ НАРУШЕНИЙ

В дохристианской Ирландии пятого века был издан спе-

циальный закон, устанавливающий необходимость разли-

чать между собой следующие категории: идиоты, дурачки и

выжившие из ума; люди без рассудка и сумасшедшие. Эти

группы граждан были освобождены от некоторых видов

наказания и были защищены от эксплуатации. Наиболее

близкую к современным воззрениям классификацию пред-

ложил немецкий психиатр Эмиль Крепелин, рассматриваю-

щий проявление психических заболеваний как следствия

нарушений в структуре нейробиологических механизмов

(КгаереГт, 1902). В соответствии с распространенной в пси-

хиатрической практике классификацией неврозов выделяют

три основные формы нарушений нервной деятельности

психастению, неврастению и истерию.

323

/-/у .)/,//./-) ыз исключений?

Можно с4)ормулировать следующие положения, ле-

/KailUL в основе современной клинической психологии и

позволяющие проводить дифференциацию различных ви-

дов расстройств:

1. Хотя поведение всех субъектов с наличием психопа-

тологических нарушений является девиантным, далеко

не за каждым видом девиантного поведения скрывается

психопатология.

2. Расстройства психики (то есть нарушения в функ-

ционировании когнитивных, эмоциональных и регуля-

ционных процессов) не обязательно предопределяют

патологию личности.

3. Роль органических факторов в формировании целого

ряда нарушений не исключает возможности обучения деза-

даптивным реакциям.

Традиционно в анализе аномального поведения выделя-

ется четыре раздела - детские заболевания, неврозы, пси-

хозы и расстройства личности.

Для изучения природы расстройств важны два вида

статистических измерений. Распространенность опреде-

ляется на основе выявления части популяции, страдаю-

шей от данного вида расстройства в течение определен-

ного периода времени. Показатель заболеваемости (англ.

incidence) показывает число вновь заболевших на дан-

ный момент времени. По данным на 1989 год в западных

странах число детей с различными расстройствами со-

ставляет 15-22% от общего количества. Агрессивность и

тревожность являются наиболее частыми нарушениями

среди детей, включая подростков (McGee et al., 1990).

15.4. СИМПТОМОКОМПЛЕКСЫ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

При разработке моделей психопатологических устой-

чивых состояний отмечается связь последних с тремя ос-

новными формами нарушений: в энергетическом обме-

не. в характере поведенческой регуляции и в способах

переработки информации. Существует предположение

(enables, 1986), что шизофрения характеризуется откры-

тостью к средовому (точнее, биофизическому) влиянию.

гакже дезорганизацией и отсутствием интеграции сре-

324

"Hllbll:": ЗА ГРАН И ЦК И ОКЫЧНОГО

ли систем индивидуальной регуляции. Вполне возможно

также, что источником нарушений в функционирова-

нии индивидуальности при шизофрении является сбой в

самои системе регуляции, которая становится неспособ-

ной к интеграции работы систем "входа" и "сохранения"
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.