.RU

Нар компрос рсфср - старонка 18

сновная задача института на ближайшие годы — создать монографическое описание СССР по республикам, краям, обла­стям и районам. Подобные монографии с комплексно-географи­ческими атласами будут являться ценным вкладом института в дело социалистического строительства нашей родины.

НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ МОСКВЫ И ЛЕНИНГРАДА




ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬ­НОЙ КУЛЬТУРЫ им. акад. Н. Я. МАРРА

осударственная академия истории материальной культуры является научно-исследовательским учреждением совет­ской формации, аналогичного которому нельзя указать среди учреждений дореволюционного времени.

Организованная по декрету Советского правительства, под­писанному В. И. Лениным 18 апреля 1919 г., Академия за полтора десятка лет прошла большой путь развития. Имея в первые годы работы своей задачей «археологическое и худо­жественное изучение вещественных памятников в увязке с за­дачами их фиксации и охраны», Академия постепенно отходит от самодовлеющего и изолированного изучения этих памят­ников, все более проникаясь пониманием того, что научно-эффективное диалектико-материалистическое изучение их воз­можно лишь в органической связи с изучением всех других источников исторического знания и лишь на широкой обще­исторической основе. Тем самым вещественный памятник из единственного объекта научно-исследовательской работы ста­новился в ряд с другими источниками, дающими материал для проникновения в историческую глубь времен. Тем самым археологическое исследование становилось на свое правиль­ное место, как один из частных, хотя и исключительно важных для древнейших эпох, видов исторического исследования. Тем самым Академия превращалась из учреждения чисто археоло-

гического в учреждение историческое, заняв свое определен­ное место на линии исторического фронта и отграничиваясь от других участков последнего не специфической категорией изу­чаемых источников, а специфичностью общественно-экономи­ческих формаций. Все более четкое понимание глубокого от­личия истории докапиталистических обществ от истории капи­тализма, специфический характер и особенности методики и техники изучения этих обществ и вся вообще практика иссле­довательской работы привели Академию к усвоению в каче­стве своих основных задач — задач изучения истории докапи­талистических обществ.

Изучение истории докапиталистических обществ ведется Академией за последние два-три года на основе всех источни­ков, из которых можно получить какие-либо сведения и дан­ные о прошлой жизни и истории общества.

Исчерпывающее изучение всех относящихся к проблеме источников, независимо от их характера и формы, — одно из основных требований исторического исследования, которое, как известно, ставит своей задачей реконструкцию истори­ческих процессов прошлого независимо от того, откуда получены материал и данные для этой реконструкции, лишь бы этот материал: и эти данные были подлинным, а не мнимым или фальшивым источником для исторического иссле­дования.

К множественности исторических эпох и конкретных исто­рий отдельных обществ присоединяются таким образом много­образие и различный характер исторических источников. Это требует соответствующей организации научно-исследователь­ской работы, которая сочетала бы содержание и логическую последовательность исторических проблем со специфическими особенностями методики и техники изучения соответствующих исторических источников.

Для научно-исследовательской работы Академия разделена на четыре научно-исследовательских института: 1. Институт истории первобытно-коммунистического (доклассового) обще­ства. 2. Институт истории рабовладельческого (античного) об­щества. 3. Институт истории феодального общества. 4. Инсти­тут исторической технологии.

Первые три института являются основными научно-исследо­вательскими объединениями научных работников соответству­ющих специальностей, имеют свою тематику и производствен­ные планы, в которые входят проблемы изучения истории об­щества соответствующих общественно-экономических форма­ций. Внутри этих институтов работа ведется по 15 кафедрам, коллективно разрабатывающим ту или иную тему.

Институт истории первобытно-коммунистического (доклассо­вого) общества имеет пять кафедр: 1) кафедра становления общества (заведующий — акад. И. И. Мещанинов); 2) кафедра истории языка и мышления (заведующий — акад. Н. Я. Марр); 3) кафедра истории дородового общества (заведующий — проф. П. П. Ефименко); 4) кафедра истории родового общества (за­ведующий — проф. В. И. Равдоникас); 5) кафедра разложе­ния родового общества и возникновения классов (заведую­щий— проф. В. И. Равдоникас).

Институт истории рабовладельческого (античного) общества имеет пять кафедр: 1) кафедра истории Древнего Востока (за­ведующий — проф. В. В. Струве), 2) кафедра истории древ­ней Греции (заведующий — акад. А. И. Тюменев), 3) кафедра истории древнего Рима (заведующий — проф. С. И. Ковалев), 4) кафедра истории античных колоний на территории СССР (заведующий — акад. С. А. Жебелев), 5) кафедра истории ра­бовладельческих обществ вне Средиземноморья.

Институт истории феодального общества имеет следующие кафедры: 1) кафедра истории (раннего феодализма в России (заведующий — проф. Б. Д. Греков), 2) кафедра истории позд­него феодализма в России, 3) кафедра истории Западной Евро­пы в эпоху феодализма (заведующий — проф. Э. Д. Гримм), 4) кафедра истории феодального Востока (заведующий — проф. А. Ю. Якубовский), 5) кафедра истории Византии.

Особо должна быть отмечена работа существующего в со­ставе Академии Института исторической технологии с его ка­федрами, лабораториями и мастерскими. Задачей института является изучение при помощи методов истории, естествен­ных наук и технологического анализа одного из важнейших источников изучения истории докапиталистических обществ — вещественных памятников, в целях определения их веществен-

ного состава и техники производства и реконструкции тех про­изводственных процессов, результатом которых данные веще­ственные объекты являются. Эта работа, помимо ее теоретиче­ского значения для исторического исследования, имеет подчас непосредственное значение для практики нашего социалисти­ческого строительства. Таковы, например, работы по анализам древних металлических вещей, которые ведутся в лабораториях института для соответствующих хозяйственных организаций и которые в комбинации с различными историко-географически­ми и геолого-разведочными данными являются дополнительны­ми показателями размещения естественных производительных сил и природных богатств на территории Советского Союза. Того же порядка работа института над научными проблемами реставрации и консервации всякого рода музейных объектов. Естественно, что указанная работа теснейшим образом и не­избежно связана с углубленной работой над выработкой новых методов исследования, реставрации и консервации. Институт исторической технологии имеет четыре кафедры: 1) кафедра исторической технологии (заведующий — проф. В. В. Данилев­ский, 2) кафедра методики и техники полевых (археологиче­ских) исследований (заведующий — акад. И. И. Мещанинов), 3) кафедра реставрации и консервации вещественных памят­ников (заведующий — проф. М. В. Фармаковский, 4) кафедра фотоаналитических методов исследования вещественных па­мятников (заведующий — проф. Н. П. Тихонов). Институт в своей структуре имеет также пять лабораторий (химико-анали­тическая, физико-механическая, реставрационная, фотоанали­тическая и исследования органических остатков) и пять ма­стерских (реставрационная, фотографическая, камеральной об­работки, макетно-муляжная и чертежно-рисовальная).

Объединяющей всю работу Академии коллективной формой ее научной деятельности являются периодические пленумы ее институтов и Академии в целом, на которых ставятся и кол­лективно, с участием самых широких кругов специалистов, об­суждаются важнейшие и кардинальные вопросы текущей иссле­довательской работы Академии.

Система научно-исследовательских институтов Академии до­полняется ее научно-вспомогательными учреждениями — биб-

лиотекой, фототекой и архивом. Библиотека Академии, содер­жащая около 160 000 томов, является одной из крупнейших специальных библиотек Советского Союза и содержит в себе огромную историческую литературу на многих языках по во­просам истории и. истории культуры, особенно по истории пер­вобытного общества и античной древности. В фототеке Акаде­мии собраны и продолжают собираться снимки памятников и остатков прошлого, музейных объектов Советского Союза. Фо­тотека в настоящее время располагает 169 000 единиц хране­ния, из них около 71 000 негативов, и представляет собою одно из самых больших фотособраний в Европе. Наконец, в архиве Академии собраны рукописные материалы по истории архео­лого-раскопочной работы в России более чем за сто лет, начи­ная с 1819 года. Архив, далеко еще не систематизированный до конца, содержит в себе весьма ценные материалы по исто­рии науки и российской научной общественности. Не так дав­но в архиве были обнаружены подлинные письма знаменитого расшифровкой древнеегипетских иероглифов Шамполиона к А. А. Оленину. В архиве Академии имеются такие ценнейшие картотеки, как картотека А. А. Спицына (несколько сот тысяч карточек по памятникам истории России) и А. И. Маркевича (несколько десятков тысяч библиографических карточек по истории Крыма). В 1934 году в архив Академии поступил цен­нейший фонд покойного профессора А. Е. Преснякова, заклю­чающий в себе рукописи читанных им лекций и ряд неиздан­ных работ, часть которых Академией подготовляется в настоя­щее время к печати.

Все работы Академии по их окончании оформляются как рукописи научных монографий и печатаются в «Известиях» Академии, являющихся основной, из года в год продолжаю­щейся серией изданий Академии.

Кроме «Известий» научная работа Академии находит отра­жение на страницах ежемесячного журнала — «Проблемы исто­рии докапиталистических обществ».

Среди наиболее крупных работ, выпущенных Академией за последний год, можно отметить в качестве наиболее актуаль­ных и имеющих значительный теоретический интерес, следую­щие труды: «Из истории докапиталистических формаций»,

15*

сборник статей по проблемам доклассового, рабовладельче­ского и феодального, общества к 45-летию научной работы председателя Академии Н. Я. Марра, сборник «Карл Маркс и проблемы истории докапиталистических формаций»; «Маркс — Энгельс, Ленин—Сталин о первобытном обществе»; «Раскопки в Ани» Н. Я. Марра; «Избранные работы» Н. Я. Марра; «Ан­тичный способ производства в источниках» под ред. С. А. Же­белева и С. И. Ковалева, «Высшая художественная школа в России», «Проблема социальной революции в античном обще­стве» С. И. Ковалева, А. И. Тюменева и др., «Дородовое обще­ство» П. П. Ефименко, «Очерки по истории феодализма в России» и «Рабство и феодализм в древней Руси» Б. Д. Гре­кова. «Основные вопросы генезиса феодализма» Е. Н. Некра­совой, А. Д. Удальцова и др., «Из истории античного обще­ства» Б. Л. Богаевского, Р. В. Шмидт, О. О. Крюгера, С. А. Жебелева, С. И Ковалева и А. И. Тюменева, «Из исто­рии западно-европейского феодализма» Е. К. Некрасовой, А. Д. Удальцова, Н. А. Грацианского, «Бургундская деревня XI—XIII вв.» Н. А. Грацианского, «Из истории Боспора» С. А. Жебелева, Ю. Ю. Марти и др., «Погребение варварского князя» Л. А. Мацулевича и т. д.

В журнале Академии за 1934 год напечатан ряд значительных исследовательских работ; отметим из них лишь некоторые: «Общее учение о языке и памятники материальной культуры» Н. Я. Марра и И. П. Мещанинова. «О диалектике развития до­классового общества» В. И. Равдоникаса, «О некоторых про­блемах рабовладельческой формации» С. И. Ковалева, «Ленин и история народов Советского востока» А. Н. Бернштама, «Ленин и проблема родового строя» Е. Ю. Кричевского, «Ленин и проблема самодержавия в России» И. И. Смирно­ва, «Крестьянская железоделательная промышленность в Рос­сии в XVI в.» В. Н. Кашина, «К 400-летию Министерской ком­муны» А. М. Розенберга, «Земледелец и землевладелец в Пскове XV в.» Б. Д. Грекова, «Националистическая контр­революция на Украине под маской исторической науки» — И. И. Смирнова, «Язык и мышление доклассового об­щества» — И. И. Мещанинова, «Источники изучения рабских восстаний в древнем мире» — С. А. Жебелева, «Астраханское

восстание 1075—1706 гг.» — В. И. Лебедева, «Восстание Доль­чино»— М. А. Тихановой, «Исторический источник в русской историографии XVIII века» — С. Н. Валка, «О периодизации истории: доклассового общества» — В. И. Равдоникас, «Га­бриель де Мортилье» П. И. Борисковского и С. Н. Замятина и многие другие.

Мы указали далеко не все выпущенные работы Академии; среди многих не указанных работ имеются работы Н. Я. Map­pa, И. И. Мещанинова, А. И. Тюменева, С. А. Жебелева. В. В. Струве, Б. Д. Грекова, В. И. Равдоникаса, Е. Ю. Кри­чевского, И. И. Смирнова, Н. Н. Воронина, Е. К. Некрасовой, А. И. Удальцова и многих других работников Академии.

Ряд работ Академии выпускается на английском, француз­ском и немецком языках. За последнее время Академией вы­пущены на английском языке — «Раскопки в Монголии» К. В. Тревер, «Терракоты из Афросиаба» — ее же; на немец­ком языке— «Царица ваз» О. Ф. Вальдгауера, «Херсонесское погребение» А. П. Манцевич; на французском языке — «Га­гаринская стоянка» С. Н. Замятнина; печатается «Керамика Триполья» — Т. С. Пассек.

Экспедиционная деятельность Академии за последние годы получила широкое развитие. Если за все 15 лет существова­ния Академии было проведено 64 экспедиции, то только за один истекший год организовано 28 экспедиций. На экспеди­ционную работу в 1934 году Академией израсходовано около 244 000 руб.

В числе наиболее крупных экспедиций Академии в истек­шем году следует упомянуть экспедицию в с. Костенки близ Воронежа; здесь работы проводятся уже целый ряд лет под­ряд на месте поселения охотников на мамонтов, давшие цен­нейшие материалы для изучения истории палеолита; экспеди­цию в с. Мальта (Восточная Сибирь), давшую интересный мате­риал для изучения бытовой обстановки древнейших поселении в Сибири; Саркельскую экспедицию, представляющую интерес для изучения единственного из известных нам по местонахо­ждению городов хозарского царства — г. Саркела; Керченскую экспедицию, объединившую все основные научные силы СССР, занимающиеся изучением античного периода этого края. ан-

тичных поселений на территории СССР; Крымскую экспеди­цию по изучению техники водоснабжения древнего Крыма и др.; организованную совместно с Институтом истории мате­риальной культуры Всеукраинской Академии наук экспедицию для изучения так называемой трипольской культуры. Ряд экс­педиций был организован Академией совместно с Институтом антропологии и этнографии Академии наук СССР, с Совет­ской секцией международной ассоциации по изучению четвер­тичного периода Европы, с Государственным историческим музеем и др.

К работам экспедиций Академия привлекала и работников местных музеев, краеведческих обществ и т. д.

В процессе своей теоретической работы Академия нашла формы живой и непосредственной увязки этой работы с прак­тикой социалистического строительства.

Уже не первый год Академия ведет археолого-раскопочную работу по договорам с новостроющимися предприятиями. В истекшем году Академия заключила ряд договоров (в об­щей сумме свыше 250 тыс. руб.) с хозяйственными организа­циями, ведущими наше капитальное строительство, о научно-археологическом обслуживании новостроек, всегда связанных с большими земляными работами и неизбежным вскрытием по­гребенных под землею остатков исторического прошлого. Та­кие договоры имеются со строительством Средней Волги, строительством канала Москва—Волга, Чирчикстроем, Маныч­строем, строительством метрополитена и т. д.

Экспедиции Академии, проведенные в 1934 г. в самых разнообразных местностях Советского Союза, идут рука об руку со строительством, ведут наблюдение и учет встречающихся памятников, вскрывают и извлекают их из земли, тем самым спасая для советских музеев подчас объ­екты исключительной ценности, не говоря уже о значении этой работы для исторической науки. Вот как организована, напри­мер, работа Академии на московском Метрострое: вся терри­тория работ метро разделена на участки, к которым прикре­плены в качестве ответственных уполномоченных специалисты-археологи, которые систематически обходят шахты своих участ­ков, фиксируют и собирают все находимые при земляных ра-

ботах памятники и остатки исторического быта старой Москвы, производят в случае надобности и возможности дополнитель­ные раскопки. Собираемый материал составит затем экспонаты организуемого музея Метростроя, частью пойдет в Государ­ственный исторический музей, Московский коммунальный му­зей и т. д. Одновременно с работой археологов специалисты-архивисты по заданиям Академии изучают параллельно в ар­хивах, по тем же участкам трассы метро, все архивные мате­риалы, относящиеся к истории соответствующих районов Мо­сквы. Оба вида работы — археологическая и архивная — за­тем смыкаются в единое историческое изучение. Получаемый богатейший материал закладывает серьезную основу для доку­ментального изучения истории Москвы с самых ранних вре­мен ее исторического существования.

Но не только в этом заключается прямая и непосредствен­ная увязка научной работы Академии с практикой социалисти­ческого строительства. Много внимания Академия уделяет за­даче подготовки новых научных кадров. Свыше сорока аспи­рантов — такова цифра воспитываемых Академией в настоя­щий момент историков докапиталистических обществ, такова та смена, среди которой уже сейчас есть еще не окончившие аспирантуры молодые ученые, имеющие не одну печатную работу. Академия готовит аспирантов по следующим спе­циальностям: 1) история первобытно-коммунистического (до­классового) общества, 2) история древнего мира, 3) история средних веков, 4) история СССР, 5) история Византии, 6) исто­рия колониальных и зависимых стран и 7) историческая тех­нология.

По предложению Института массового заочного обучения при ЦК ВКП(б) Академия разработала цикл лекций по эконо­мике докапиталистических формаций; эти лекции передавались по радио всем заочникам СССР и изданы Академией в каче­стве краткого введения в изучение истории докапиталистиче­ских формаций. Академия поставила перед собою как одну из важнейших задач создание учебников для высшей школы по истории докапиталистического общества, выделив для этой ра­боты группу высококвалифицированных специалистов и наи-

более сильных, наиболее методологически подготовленных мо­лодых работников.

В течение осенних месяцев истекшего года Академия по просьбе Ленинградского городского отдела народного образо­вания провела специальный цикл эпизодических лекций для преподавателей-историков ленинградских школ по история древнего мира и средних веков. Были прочитаны лекции: Германия X—XV вв. и борьба империи и папства — Э. Д. Гримм, Италия XIV—XV вв. и так называемое Возрождение — А. М. Розенберг, Рим — эпоха империи — В. И. Недельский, Христианство и ереси — Л. Л. Раков, Реформация и гуманизм в Германии — Е. К. Некрасова, Крито-микенская культура — Б. Л. Богаевский, Образование варварских государств — Н. Н. Роэенталь и др.

В журнале Академии «Проблемы истории докапиталистиче­ских обществ» введен специальный отдел «В помощь исто­рику-преподавателю средней школы», в котором даются попу­лярные статьи и всякого рода справочные сведения и материа­лы по истории древнего мира и средних веков, долженствую­щие помочь учителю конкретным материалом.

В целом ряде университетов культуры при ленинградских высших учебных заведениях Академией проводятся силами своих научных работников циклы по истории докапиталисти­ческого общества (университеты культуры при Медицинском институте, Горном институте, Электротехническом институте, Холодильном институте, Институте связи и др.); организованы выезды в университет культуры при Пединституте в г. Витеб­ске, по заданиям областного дома работников просвещения — в гг. Боровичи, Псков и др. Кроме того небольшой цикл лек­ций по истории докапиталистических обществ читается Ака­демией по предложению Ленинградского комитета по радио­вещанию два раза в месяц по радио.

Академия сделалась основным центром, откуда черпаются лекторские силы по темам истории докапиталистических об­ществ.

В порядке помощи преподавателям-историкам ленинградских школ бригадой научных работников Академии, по просьбе Ленгороно, произведено обследование преподавания истории

в 6-х и 7-х классах образцовых школ, прикреплен ряд работни­ков для постоянной консультации к отдельным школам. Ака­демией подготавливаются к изданию в качестве учебных посо­бий исторические карты, диапозитивы и пр.

Академия организует длительные командировки квалифици­рованных научных работников на места в помощь местным ра­ботникам музеев. Оставаясь на месте в течение одного-двух ме­сяцев, работник Академии включается в работу местных музеев и оказывает всю возможную помощь и содействие в разработке планов организации исторических отделов музеев, экспозиции соответствующего материала и т. д., привлекая к этой работе также весь научный аппарат Академии. Такую же помощь местным музеям оказывают научные работники Академии и во время работы экспедиций. По возвращении в Академию этот научный работник остается в дальнейшем постоянным консуль­тантом того музеи, в котором он работал вместе с его местными работниками. Небольшой еще опыт Академии » этом; отноше­нии (музеи Новгорода, Пскова, Херсонеса и др.) показывает исключительную эффективность, и целесообразность такого рода работы.

Изо дня в день растут международные связи Академии. Уже в прошлом году Эски-Керменская экспедиция Академии была организована совместно с Филадельфийским музеем.

Академия состоит в обмене изданиями и в научной переписке более чем со ста научными учреждениями за границей, в том числе с такими отдаленными, как многие учреждения Соеди­ненных штатов Америки, Австралии, Египта, Японии и т. д. В ряде солидных заграничных научных изданий имеются от­клики и рецензии на многие напечатанные работы Академии.

Академия имеет в Москве свое отделение, работающее на правах особого института.

За последний год напряженная и эффективная работа Ака­демии выдвинула ее на одно из первых мест среди историче­ских научно-исследовательских учреждений Советского Союза.

Работа Академии находит все более широкое и все более авторитетное общественное признание. В начале истекшего года доклад Академии был заслушан на заседании коллегии Народного комиссариата просвещения, которая приняла по

докладу специальное постановление, в котором отмечена боль­шая положительная работа, проведенная Академией.

Центральный орган партии «Правда» в специальной статье об Академии 31 марта 1934 г. писала: «Академия истории матери­альной культуры в Ленинграде — крупнейший научно-исследова­тельский центр по изучению истории докапиталистических об­ществ. Академия является детищем Октябрьской революции, где под руководством ее бессменного председателя Н. Я. Марра на основе марксистско-ленинской методологии с привлечением всех видов источников (вещественных, этнографических, линг­вистических, письменных) изучаются проблемы прошлого, имеющие вместе с тем актуальное политическое значение... Задача конкретного показа исторического развития общества, процесса материального производства, классовой борьбы с жи­выми ее участниками, их идеологии на каждом качественно но­вом этапе — является основной задачей Академии в области изучения истории древнего мира и средних веков… Гениаль­ная формулировка т. Сталина (о революции рабов), показываю­щая скрытые пружины такого сложного общественного явле­ния, какое представляет собою переход от рабовладельческого общества к крепостническому, послужила для Академии пово­ротным моментом при разработке указанных проблем. Так, в результате теоретической работы т. Сталина и дальней­ших исследований Академии, предпринятых по инициативе Н. Я. Марра, революция рабов нашла свое определенное ме­сто наряду с революцией крепостных крестьян и революцией пролетариата. Академией разработана также не менее сложная проблема возникновения западноевропейского и русского фео­дализма… Академия на большом конкретном материале не только разоблачила антинаучность буржуазных и меньшевист­ских теорий в этой области, но и показала развитие феода­лизма в главных странах Западной Европы и в России».

Об изданиях Академии «Правда» писала: «Среди огромного количества научной продукции Академии (за последние три года вышло около 60 научных работ) заслуживают особенного внимания выпущенные за последние три месяца два крупных сборника: «Из истории докапиталистических формаций» (сбор­ник статей к 45-летию научной деятельности Н. Я. Марра) и

«Карл Маркс и проблемы истории докапиталистических фор­маций» (сборник к 50-летию со дня смерти Маркса). Оба труда являются несомненно ценнейшими вкладами в науку».

Т 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.