.RU

12. Этнограф и историк Ф.А. Фиельструп в баянаульской степи - Ю. Г. Попов Баян-Аульские страницы: 1826-2006. Санкт-Петербург,2006....

12. Этнограф и историк Ф.А. Фиельструп в баянаульской степи.


Федор Артурович Фиельструп (1889 – 1933) известен как участник многочисленных экспедиций этнографического плана. Его научный путь наиболее полно раскрыт в работах Б.Х.Кармышевой

1,2

, поэтому не буду останавливаться на многих этапах деятельности ученого. Отмечу только географические координаты его путешествий.

Свое первое путешествие Ф.А. Фиельструп совершил уже будучи студентом историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, куда он поступил в 1908 году. В качестве переводчика сопровождал американских исследователей на Кавказ и в Монголию в 1913 году. В апреле 1914 года отправился в Южную Америку изучать индейские племена; за свою работу был отмечен серебряной медалью Императорского Русского Географического общества.

После окончания университета в 1916 году Ф.А. Фиельструп – сотрудник Музея антропологии и этнографии, Комиссии по изучению племенного состава России и сопредельных стран (КИПС) АН СССР, Русского музея. Почти ежегодно до 1933 года. выезжал на полевые исследования в Казахстан, Крым, Киргизию, Кавказ; собрал обширный материал по этнографии тюркоязычных народов, который частично был опубликован еще при его жизни

3,4,5

. Из последних публикаций необходимо отметить его труд «Из обрядовой жизни киргизов начала XX века» (М, «Наука», 2002, 300с.).

Пребывание Ф.А. Фиельступа в Казахстане в 1926 и 1927 годах связано с его участием, как сотрудника КИПС и этнографического отдела Русского музея, в работах Казахстанской экспедиции АН СССР. Экспедиция была создана Особым Комитетом по исследованию союзных и автономных республик (ОКИСАР) при АН СССР по решению правительства Казахской АССР. Планировалось комплексное изучение края, в том числе хозяйства, быта и традиций казахов. В составе экспедиции был учрежден антропологический отряд, который разделялся на два подотряда: этнографический и медико-антропологический. Первым подразделением руководил Ф.А. Фиельструп. Под его началом в 1927 году подотряд преодолел тысячекилометровый маршрут от Павлодара через Куянды, Сергиополь, Талды-Курган до Алма-Аты

6

. Работа началась 22 июня в Павлодаре и завершилась 10 сентября в Алма-Ате.

Автор переписывался с доктором исторических наук Б.Х.Кармышевой, сотрудницей Института этнологии и антропологии РАН. Из переписки стала ясна методика работы исследователя. Ф.А. Фиельструп выделял разделы по землепользованию, скотоводству, охоте, типам и обстановке летних и зимних жилищ, духовной культуре и пр. Собираемые данные заполняли полевую тетрадь. Параллельно велись записи в отдельном дневнике, где фиксировались имена корреспондентов и примечательные события. И если полевые тетради исследователя в той или иной степени введены в научный оборот, то дневники совершенно неизвестны современным ученым. Имена тех, кто открывал для Ф.А. Фиельструпа народные сокровищницы, остаются закрытыми для широкой публики.

В процессе переписки с Б.Х.Кармышевой у автора появилось желание проследить судьбы казахстанцев, с которыми судьба свела Ф.А. Фиельструпа летом 1927 года. Присланные Б.Х.Кармышевой выписки из дневников Ф.А. Фиельструпа с 22 июня по 31 июля фиксируют некоторые встречи ленинградского этнографа

7

.

Во вторник

28 июня

Ф.А. Фиельструп остановился на привал в поселке Алексеевка Баян-Аульского района Павлодарской области. От Кабыша и Жами Чормановых узнал о смерти их деда Садвокаса Чорманова.

Примечание: Садвокас Чорманов, 1894 г.р., сын царского полковника Мусы Чорманова, до революции один из самых образованных и влиятельных людей своего времени среди казахов. Устроитель и почетный блюститель Аккелинской русско-киргизской (русско-казахской) волостной школы. В 1907 году в Казани издал книгу «Аншы» («Охотник»). 15 июля 1891 года в Омске Садвокас Чорманов преподнес цесаревичу Николаю Александровичу богатое седло сиванского образца. Садвокас Чорманов неоднократно встречался и переписывался с Г.Н.Потаниным.

29 июня, среда.

Встреча у озера Караколь с семьей Шахизинды Мусина Чорманова из рода Каржас.

Примечание: Шахизинда Чорманов, 1863г.р., в прошлом народный судья, волостной управитель. Удостоен за усердно-полезную службу благодарности Императора Николая II

8

. В 1928 году имущество Шахизинды Чорманова конфисковано, изъято 1148 голов скота, деревянный дом, три юрты, сенокосилка, 7 повозок. Выслан за пределы Казахстана и умер в ауле Карабас Марьяновского района Омской области.


30 июня, четверг.

«Познакомился с председателем исполкома Семипалатинского уезда Мухтаром, уроженцем этого аула, энергичным партийцем…»

Примечание: Здесь упоминается Мухтар Саматов (1894-1938). Русское образование получил в Омске, где вместе с С.Сейфуллиным создал молодежную организацию «Бирлик» («Единство»). Член Омского комитета партии «Алаш-Орда». Член КПСС с 1920 года. В 1921-1937г.г. работал наркомом продовольствия Казахской СССР, директором Казгосиздата, председателем Семипалатинского Губисполкома (а не уезда, как записал Ф.А. Фиельструп). Делегат ряда краевых партийных конференций, II и III съезда Советов Казахстана, член президиума ЦИК Казахской ССР. Расстрелян как «враг народа», реабилитирован.

Со 2-го по 4-ое июля

Ф.А. Фиельструп пребывал в ауле Чормановых на озере Караколь, где отмечались сороковины со дня смерти Садвокаса Чорманова. Наблюдал за поминками и «записал кое-что у Асфандияра».

Примечание: Асфандияр Эмирович Чорманов (1894-1971) получил образование в Семипалатинске и Омске, по специальности агроном. В начале 1920-х годов работал в Каркаралинском уездном земельном управлении, преподавал в Каркаралинском педагогическом техникуме, позже переведен в Павлодар. Из Павлодара в связи с начавшимися гонениями выехал в Новосибирск, где устроился на работу по специальности. В 1935 году был арестован и три года провел в тюрьме. В 1938 году высылка в Канский район Краснодарского края на 5 лет. После войны переехал в Алма-Ату, где работал в Казгоссемфонде.

5 июля.

Проводником был нанят Нукуш (Нуркуш) Чорманов.

9 июля, суббота.

Кружили вокруг горы Семиз-Бугы. Привал сделали в ауле у реки Ащысу. «Приехали повидаться со стариком 93-х лет, бывшим певцом. Информатор неважный, в основном, говорил о себе».

Примечание: Ф.А. Фиельструп беседовал с казахским композитором, певцом и акыном Мусой Байжанулы из рода Айдабол. Он был известен в народе еще и как Жаяу Муса (пеший Муса). Последние годы жил в родной Далбинской волости, где в 1929 году похоронен в урочище Акшокы. Родился певец в 1835г., и на момент встречи с Ф.А. Фиельструпом ему действительно шел 93-й год. Принимал участие в походе генерала Черняева против Кокандского ханства. Жизнь Мусы богата разными событиями. Он самостоятельно выучился русскому языку еще в 1851 году в Петропавловске. В Омске два года учился в Азиатской школе. Был знаком с газетами, издаваемыми в Петербурге, Москве, Казани, Оренбурге. В 1860 году приговорен к ссылке на 12 лет, которая по просьбе поэта заменена службой в армии. Был зачислен в отряд поручика Султангазы Валиханова, двоюродного брата Чокана Валиханова. В составе этого отряда участвовал в подавлении польского восстания. В 1863 году был в Риге и Вильно. Автор многих песен, таких, как «Аксиса», «Шолпан», «Баян-Аул», «Суюндык», «Каршига», «Улытыу» и других. Рукописи Жаяу Мусы найдены в архивах Омска, Санкт-Петербурга, Казани, Алма-Аты. Нотные записи его песен и кюев сделаны А.В.Затаевичем, А.К.Жубановым, Б.Г.Ерзаковичем. Песни Жаяу Мусы исполняли казахские певцы К.Бабаков, К.Байжанов, А.Кашаубаев, К.Лекеров, Е.Серкебаев, К.Байбосынов. Образ певца воссоздан в ряде книг, среди которых выделяется труд З.Коспакова «Жаяу Муса Байжанов», изданный в 1974г. в Москве.

14 июля, четверг.

«Приехали к Магат-хаджи. Он принял нас в маленькой походной юрте, потом ушел и вернулся к чаю. Тут он сразу заявил, что ничего о старине и прочем рассказывать не будет, слишком обеспокоен и выбит из колеи заключением своего брата, который сидит в Семипалатинской тюрьме, и гонениями со стороны коммунистов».

Примечание: Магат-хаджи Акаеву в 1927 году было под 70 лет. В начале ХХ века он совершил паломничество в Мекку. Его родовые земли располагались на территории Кувской волости Каркаралинского уезда. Магат со своим братом Хасеном были степными магнатами, одними из авторитетных жителей региона. Незадолго до встречи Магат-хаджи с Ф.А. Фиельструпом Хасен был арестован под предлогом покровительства конокраду Кскашу, вскоре освобожден и выехал в Петропавловск. В 1928 году имущество Магат-хаджи было конфисковано, сам он сослан в Кустанай, где умер в 1929 году. Наиболее полные данные о Магате и Хасене Акаевых сосредоточены в делах КНБ РК в г. Караганде.

15 июля, пятница.

«Отправились налегке к почтенному и знающему человеку Мухаметали. Хорошего роста, энергичный, с громким голосом, поэт и увлекающийся в речи. Он принял нас хорошо, охотно отвечал на мои вопросы».

Примечание: В дневнике идет речь о Мухаметгали Толыбаеве (Толубаеве). Это поэт, акын, импровизатор, знаток обычаев своего народа. До революции – общественный деятель Аксаринской волости Каркаралинского уезда. В 1909 году аул М.Толыбаева посетил писатель М.М.Пришвин. Ф.А. Фиельструп встретился с Мухаметгали в местечке Такыргак, где находились летние пастбища последнего. Скончался Мухаметгали в возрасте 76 лет 30 мая 1936 года в Алма-Ате. Среди потомков Мухаметгали известен Мурат Магазулы Толыбаев, певец, заслуженный артист Республики Казахстан

9

.


23 июля, суббота.

«Когда стемнело, подъехали к аулу балхашских киреев, где я думал принять Демесина».

Примечание: Демесин Меирманов – влиятельный аксакал Дагандельской волости Каркаралинского уезда. До революции волостной управитель, народный судья, меценат. В аульной школе оплачивал обучение пяти детям из беднейших семейств. Зимовал на северном берегу озера Балхаш.

25 июля, понедельник.

«Утром Демесин отправился в путь вслед за своим аулом к Балхашу, не попрощавшись с хозяевами. Половину дня провели в кибитке, разговаривая. Главная хозяйка – человек энергичный и знающий. Пришел человек, обещавший сделать вчера сыбызгы, и сделал его из обрезка ука. Потом играл на нем и, в конце концов, поехал с нами проводником.

Выпив кумыс в богато обставленной кибитке скрытного и нерадушного архибогача Акылбая (тобыкты), поехали под углом к востоку. Снова через волнистые горы перекатывается ходок, и внизу за морем холмов виден аул. Туда мы направились. Вблизи аула есть ряд древних могильников.

Приняли нас хорошо – молодой хозяин и его друзья оказались словоохотливыми и толковыми, но гостей было много, и расспрашивать методически не пришлось. Вечер был музыкальный, завершившийся обильным барашком».

Примечание: Сыбызгы – казахский народный духовой инструмент, род флейты с 3-4-мя игровыми отверстиями. Длина инструмента 600-650 мм. Изготовлялся из камыша или дерева. Сыбызгы был широко распространен среди народных артистов.

26 июля, вторник.

«Поехали к тобыктинцам и там сменили лошадей, думая ехать прямо к известному Шахкариму. Встречные давали сбивчивые показания о его местопребывании. Ночевали у встречного парня Есимбека Аталыкова».

27 июля, среда.

«Были в ауле баксы. Смотрел, описал и фотографировал кобыз. Баксы зовут Исламбек. Это горы Чингизтау, урочище Тайузен, казахи рода тобыкты. Исламбек – баксы должен был куда-то уехать, поэтому мы решили ехать к Шахкариму-хаджи. Взяли у аксакала аула новых лошадей с проводником. Наш вчерашний хозяин Есимбек с нами. Шажком ехали долиной. Скалы местами красивы, покрыты ржавым мхом. Снова попали в Шокпартас и нашли старца на летовке. Принял нас ласково, отвел в юрту отсутствующего сына, усидчиво провел с нами вечер, экзаменуясь по моей программе. Он известный историк, поэт и переводчик «Дубровского» на казахский язык. Говорит хорошо по-русски, а понимает еще лучше, так, разговор шел с перебоями: прямо или через Нукуша».

Примечание: Чингизтау – горный хребет на восточной окраине Сарыарки, некоторым образом отделяет Карагандинскую область от Семипалатинской. Вытянут в северо-западном направлении на 250 км. Встречаются осиново-березовые леса. Долины Чингизтау используются круглогодично в качестве пастбища. Гора Шокпартас имеет отметку 1139 м.

28 июля, четверг.

«Весь день в работе. Со второй половины дня принялись за описание свадьбы, и, разумеется, не кончили сегодня. Удивляюсь терпению хаджи. Приехал его младший сын (Ахат – Ю.Г.Попов). Учится в городе. Все они народ рослый, крепкого сложения. Сын, как и отец, сочиняет стихи. У хаджи в 1911 году вышла книга по истории и генеалогии казахов на казахском языке. По ней он справлялся, «что он знал раньше», по его выражению. Шахкарим Худайбердин – его полное имя и фамилия».

Примечание: Шахкарим Кудайбердин (1858-1931) – крупный поэт и мыслитель, воспитывался в семье Абая Кунанбаева. Самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким и русским языками. Изучал труды западных философов Спенсера, Шопенгауэра, Канта и др. Переводил на казахский язык Л.Толстого, А.Пушкина. В 1905-1906 г.г. совершил хадж в Мекку. По некоторым сведениям был в Париже. Автор ряда книг, в том числе «Летописи истории тюрков, киргиз, казахов и их ханств», изданной в Оренбурге в 1911 году. Эта книга и упоминается в дневнике Ф.А. Фиельструпа. Убит без суда и следствия в период коллективизации. Реабилитирован в 1959 году

10

.


29 июля, пятница.

«Утром я ходил на горку снять общий вид аула, рассматривал обстановку, пока не встал и не пришел к нам хаджи. Потом продолжали работу и только во втором часу ночи ее кончили. Я почувствовал: надо ехать, хотя с пользой можно было пробыть здесь и очень долгое время. Дали лошадей, и нас провожал второй сын хаджи, а сам он вежливо подержал стремя при посадке. Дома узнал – баксы справлялся обо мне, послал сообщить о своем возвращении».

30 июля, суббота.

«Ждал баксы и занимался по аулу. Исламбек приехал днем, и я вторую половину дня расспрашивал старика и еще двоих. Не очень удовлетворительно. Потом Исламбек поехал за кобызом и вернулся к ночи. После чая был сеанс, длившийся 2–2,5 часа. На ночь он остался здесь…».

Примечание: Баксы Исламбек – известный колдун, знахарь, обладал чудесной силой заговаривать болезни, угадывать будущее. Исполнял шаманскую врачевательную песню «Баксы сарыны» («Мотив баксы»), которую перенял у своего отца – тоже баксы Берикбая. По некоторым данным Исламбек умер в том же 1927 году. В Семипалатинском музее имени Абая есть его фотография и кобыз, на котором он играл. Казахский кобыз – это двухструнный инструмент, напоминающий прообраз скрипки и виолончели.

31 июля, воскресенье.

«Утром упаковка, чай. Кое-что Исламбек рассказал дополнительно. Затем кумыс, снимок семьи, и мы поехали снова в ходке к найманам. Нас провожали сын хозяина и Исламбек на короткое расстояние. Все остались довольны денежным вознаграждением. Остановились по дороге сделать снимок. Потом покатили по дороге…».

В Сергиополе Ф.А. Фиельструп распрощался со своим верным спутником, переводчиком Нукушем Чормановым, разделявшим с ним все тяготы долгого пятисотверстного пути. Через Нукуша шли все переговоры ученого с жителями Сары-Арки и осуществлялась запись этнографических материалов.

Отец Нукуша Чорманова, как и все Чормановы, из баянаульского края. Нукуш Чорманов родился в 1892г. в урочище Шадра. Учился в Семипалатинской учительской семинарии со своим земляком К.И.Сатпаевым, но преподавателем не стал. До революции и после нее избирался в разные общественные органы типа волостного правления и волостного исполкома. В 1928 г. прошел через конфискацию имущества. Скитался по Барабинской степи, жил в Омске. В 1948 году прибыл с семьей в Караганду, где работал на мясокомбинате в Старом городе. Затем семья переехала в село Вольское, впоследствии совхоз «Коммунар» Молодежного района Карагандинской области. Здесь он руководил конторой «Заготскот». Умер Нукуш Чорманов в 1970г. в Караганде, похоронен на родовом кладбище Чормановых в Тендыке Баянаульского района Павлодарской области

11

.

К сожалению, объем публикации ограничивает перечень лиц – собеседников Ф.А. Фиельструпа. Ценность его дневников не ограничивается только раскрытием имен и судеб встречавшихся ему жителей казахстанской степи. Остались в стороне упоминаемые им географические пункты и исторические события, расшифровка и описание которых еще впереди.

Примечание:



  1. Кармышева Б.Х. Этнографическое изучение народов Средней Азии и Казахстана в 20-ые годы: Полевые исследование Ф.А. Фиельструпа. // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. Выпуск 10, М., 1988, С.38-62.

  2. Кармышева Б.Х. От тропических лесов Амазонии до центральноазиатских степей: Жизненный путь Ф.А. Фиельструпа. // Репрессированные этнографы. Составитель Д.Д.Тумаркин, М., 2002, С.152-163.

  3. «Кара космос» Рубрука // Этнография, 1926, №1-2, с.259-261.

  4. Скотоводство и кочевание в части степей Западного Казахстана // Материалы ОКИСАР, 1927, выпуск 11, с.78-107.

  5. Молочные продукты турков – кочевников // Казахи. Сборник статей антропологического отряда Казахстанской экспедиции АН СССР. М., 1930, с.263-301.

  6. Отчет о деятельности АН СССР за 1927 год, выпуск 2, Л., 1928, с.128-129.

  7. Письма и документы Кармышевой Б.Х. находятся в Карагандинском областном государственном архиве Республики Казахстан в личном фонде Ю.Г.Попова (№1487).

  8. «Семипалатинские областные ведомости», 1904, №28.

  9. Письмо Г.М.Толыбаевой от 18 июня 1994г. Личный архив автора.

  10. Абай. Энциклопедия (на казахском языке), Алматы, 1995, с.367.

  11. Запись беседы с Р.Н.Чормановым от 10 апреля 1994г. Личный архив автора.



2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.