.RU

170 см, 140 - Холодов Ж. К., Кузнецов B. C. X 73 Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб пособие...

170

см,

140

и 160 см и др.

Однако ряд видов профессиональной деятельности и видов спорта требует не только пространственной точности движений, но и высокоразвитого «чувства пространства» — способности вер­но оценивать пространственные условия действия (расстояние до цели, размеры препятствий, дистанцию при взаимодействиях спортсменов в играх, единоборствах и др.) и точно соразмерять с ними действия.

Для развития «чувства пространства» эффективны описанные выше методы «контрастного задания» и «сближаемого задания». Примерами их применения могут быть практикуемые в спортив­ных играх упражнения с точно заданным варьированием игровых дистанций — дистанций передачи мяча, шайбы, завершающих ударов по воротам, бросков мяча в кольцо.

Совершенствование пространственной точности движений, выполняемых в относительно стандартных условиях (упражнения спортивной гимнастики, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), осуществляется главным образом по таким методи­ческим направлениям:

а) совершенствование точности воспроизведения заданных (эта­
лонных) параметров движений, соответствующих требованиям
рациональной техники спортивно-технического мастерства. При­
меняются задания с установкой: точно и возможно стандартно
воспроизвести эталонные параметры амплитуды, направления дви­
жений или положения тела. При этом ставится задача по достиже­
нию стабильности эталонных параметров движений;

б) совершенствование точности выполняемых движений в со­
ответствии с заданными изменениями параметров. Например, уве­
личить амплитуду маха на определенное число градусов при раз­
махиваниях на брусьях или высоту взлета перед исполнением сальто.
Эти задания носят дифференцированный характер.

Совершенствование силовой точности движений предполагает раз­витие способностей оценивать и дифференцировать степень мы­шечных напряжений различными группами мышц и в различных Движениях. В качестве средств используются упражнения с раз­личными отягощениями, упражнения на снарядах с тензометри-

139

ческими установками, изометрические напряжения, развиваемые на кистевом динамометре, и др.

Для совершенствования способности управлять мышечными усилиями применяют задания по неоднократному воспроизведе­нию определенной величины мышечного усилия или ее измене­ния с установкой минимально увеличивать или уменьшать усилие в повторных попытках. Размеры отклонений (ошибок) при вос­произведении заданных параметров характеризуют степень сило­вой точности.

Примеры заданий: воспроизведение или минимальное из­менение усилия на кистевом динамометре, равного 25 и 50% от максимального.

В оценке величины мышечного напряжения наиболее труд­ные — малые усилия (25% от максимального напряжения) и сред­ние (50% от максимального напряжения), и наиболее легкие — большие (75% от максимального напряжения).

Совершенствование временной точности движений зависит от развития «чувства времени». Чувствовать время — это значит быть способным тонко воспринимать временные параметры, что со­здает возможность распределять свои действия в строго заданное время. Для совершенствования временной точности движений при­меняют задания по оценке макроинтервалов времени — 5, 10, 20 с (пользуясь для проверки секундомером) и микроинтервалов вре­мени — 1; 0,5; 0,3; 0,2; 0,1 с и др. (пользуясь электронным прибо­ром).

Способность воспринимать микроинтервалы времени возмож­но развить в процессе специальной тренировки до очень высокой степени — до 1 мсек (одной тысячной доли секунды). Это уста­новлено в специальном эксперименте с квалифицированными футболистами и бегунами-спринтерами.

Методические приемы для совершенствования статического и
динамического равновесия. Для разных типов равновесий использу­
ются следующие методические приемы: \_

а) для позностатического равновесия:

б) для динамического равновесия:

140

Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправ­данных перерывов между занятиями, так как это приводит к по­тере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

Общая установка при занятиях «на координацию» должна ис­ходить из следующих положений:

а) заниматься необходимо в хорошем психофизическом состо­
янии;

б) нагрузки не должны вызывать значительного утомления,
так как при утомлении (как физическом, так и психическом)
сильно снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состо­
янии координационные способности совершенствуются плохо;

в) в структуре отдельного занятия упражнения на развитие
координационных способностей желательно планировать в нача­
ле основной части; ^М

г) интервалы между повторениями отдельных упражнений дол­
жны быть достаточными для восстановления работоспособности;

д) воспитание различных видов координационных способнос­
тей должно происходить в тесной связи с развитием других двига­
тельных способностей.

7.6.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей



Многообразие видов двигательных координационных способ­ностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

  1. время, затрачиваемое на освоение нового движения или ка­кой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координацион­ные способности;

  2. время,' необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;

  3. координационная сложность выполняемых двигательных за­даний (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве за­даний-тестов рекомендуется применять упражнения с асиммет­ричным согласованием движений руками, ногами, головой, ту­ловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в дви­гательном опыте человека;

  4. точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, простран­ственным);

141



142

  1. сохранение устойчивости при нарушении равновесия;*

  2. стабильность выполнения сложного в координационном от­ношении двигательного задания (по конечному результату и ста­бильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности — количеству попа­даний при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных пред­метов в мишень и т.п.

Некоторые контрольные упражнения для определения уровня координационных способностей приведены на рис. 16: 1) бег «змей­кой» (7, 2); 2) челночный бег 3 х 10 м (3); 3) челночный бег 4x9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта (4); 4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений (5, 6, 7).

Глава 8. ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

8.1. Классификация форм занятий в физическом воспитании

Под

формами занятий физическими упражнениями

понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (вза­имодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

По особенностям организации занимающихся и способам ру­ководства ими занятия по физическому воспитанию подразделя­ются на две группы — урочные и неурочные (рис. 17).

Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним отно­сятся:

  1. уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждени­ях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);

  2. спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в из­бранном виде спорта.

Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалис­тами (организованно), так и самими занимающимися (самостоя­тельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановле­ния здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:

143



144

  1. малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнас­тика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используе­мые для оперативного (текущего) управления физическим состоя­нием. В силу своей кратковременности эти формы, как правилр, не решают задач развивающего, тренирующего характера;

  2. крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продол­жительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содер­жанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланети-кой (см. главу 24), атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоро­вительно-реабилитационного или рекреационного характера;

  3. соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультур-но-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая под­готовленность и т.п. (например, система официальных соревнова­ний, отборочные соревнования, первенств^, чемпионаты, конт­рольные прикидки или соревнования и др.).

8.2. Характеристика форм занятий физическими упражнениями

8.2.1. Урочные формы занятий

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимаю­щихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и вза­имосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организа­ции занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к пред­стоящей основной работе. I

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного сниже­ния нагрузки на организм и организованного окончания занятия.

По признаку основной направленности

различают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки профессионально-приклад-

145

ной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность — это всесторонняя физичес­кая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообра­зие средств и методов, комплексность, средние и умеренные на­грузки на организм.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки про­водятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность — формирование ведущих для конкрет­ных профессий двигательных умений и навыков, а также разви­тие физических качеств.

Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.

Методико-практические занятия проводятся в основном в сред­них специальных и высших учебных заведениях. Их основная на­правленность — операциональное овладение методами и способа­ми физкультурно-спортивной деятельности для достижения учеб­ных, профессиональных, жизненных целей личности.

По признаку решаемых задач

различают следующие типы уро­ков:

  1. уроки освоения нового материала. Для них характерны ши­рокое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность;

  2. уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

  3. контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими зна­ний, умений и навыков и т.п.;

  4. смешанные (комплексные) уроки направлены на совмест­ное решение задач обучения технике движений, воспитания, фи­зических качеств, контроля за уровнем физической подготовлен­ности занимающихся и др.

По признаку вида спорта

различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содер­жание, структурное построение и т.д.

8.2.2. Неурочные формы занятий



Как уже говорилось выше, в массовой физкультурно-спортив­ной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа.

Для малых форм занятий характерны:

1) относительно узкая направленность деятельности занимаю­щихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи: а) умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем

146

организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, ввод­ная производственная гимнастика); б) текущая оптимизация ди­намики оперативной работоспособности во время работы и про­филактика ее неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отды­ха); в) поддержание отдельных сторон, приобретенной трениро- ■ ванности и создание предпосылок для повышения эффективнос­ти основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте);

  1. незначительная продолжительность занятий (от 2—3 до 15— 20 мин);

  2. отсутствие или невыраженность структуры построения заня­тия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части, например оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физ­культурные минутки и т.п.;

  3. невысокий уровень функциональных нагрузок.

Следует отметить, что малые формы занятий играют дополни­тельную роль в общей системе занятий физического воспитания. К крупным формам занятий неурочного типа относятся:

  1. самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия (например по ОФП, атлетической гимнастике и др.). Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля;

  2. занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реа­билитационного или рекреационного характера. К ним можно от­нести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, тур­походы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п. Основные харак­терные черты этих занятий: умеренность нагрузки без кумулятив­ного утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения.

К соревновательным формам организации занятий относятся:

  1. собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.;

  2. соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, прису­щие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены.

В зависимости от численного состава занимающихся физичес­кими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий.

Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществля­ются на основе полной добровольности.

147

Выбор конкретной неурочной формы занятий в значитель­ной степени определяется интересами и склонностями занима­ющихся.

Глава 9. ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

9Л. Планирование в физическом воспитании

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.