.RU

Программа по философии для студентов состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены в истории человечества типов познания, - старонка 2


Совпадение логики и онтологии в системе Гегеля. Онтологические категории Гегеля.

Онтология диалектического материализма. Единство диалектики, логики и теории познания.

"Мистико-онтологический реализм" (А.Ф. Лосов) русского религиозного философствования. Воцерковление разума ("метафизика сердца" П.Д. Юркевич) и экзистенциальное (тоническое) "вхождение" в истину. Бытие как то, что откровенно дано и постигается непостижением.

Бытие, понятое как Всеединство и "безусловное бытие" (С.Л. Франк).

"Незавершенный проект" создания онтологической гносеологии, синтезированный с экзистенциально-персоналистским, смысложизненным и религиозно-метафизическим подходом. Попытка осознания внерациональных (интуитивных), "трансрациональных" (С.Л. Фрак) форм человеческого духа. "Вселенское сознание" и неопределенный первичный хаос "трансфинитного" (индивидного).

Тема 10. Проблема субстанции в философии

Бытие как субстанция. Проблема субстанции в истории философии. Понятия монизм, дуализм, плюрализм. Субстанция и субстрат. Учение Аристотеля о субстанции и акциденции. Декарт о субстанции. Субстанция в учение Спинозы. Бытие как единство сущности и существования, материального и духовного.

Онтологическое понимание субстанции как предельное основание бытия (Бэкон, Декарт, Лейбниц). Гносеологическое понимание субстанции, его возможность и необходимость для обоснования научного знания (Локк, Юм, Беркли, Кант). Субстанция как ступень развития "идеи", а не бытия (Гегель). Диалектико-материалистическое учение о субстанции. Субстанция как одна из универсально-логических характеристик материи.

Мировоззренческое и идеологическое значение категории "субстанция".

Бытие как материя. Этимология слова "материя" в истории философии. Разные концепции материи. Материя как объективная реальность. Категория материи в марксистской философии. Материя в аспекте единства всех форм ее движения.

Революция в естествознании на рубеже 19-20 вв. и проблема материи. Роль философии и естествознания в формировании современного понимания материи. Современная научная картина мира и системная организация материи. Основные виды материальных систем. Геоцентрические типы материальных систем. Неисчерпиваемость материи.

Живая материя и социально-организованная система. В.Н. Вернадский: учение о ноосфере. Социо-культурная детерминированность научной картины мира. Роль деятельности общества и личности в создании новой картины мира. Хаос и неопределенность в качестве характеристик бытия.

Тема 11. Атрибуты бытия

Понятие атрибута как имманентного свойства бытия. Движение как способ существование материи. Проблема движения в античной философии. Проблема логической адеквации движения в апория Зенона. Ограниченность механических представлений о движении. Диалектическое понимание движения в немецкой классической философии. Диалектико- материалистическое понимание движения. Движение как изменение и неоднородный способ связи. Проблема источника движения. Движение и покой. Покой как качественно определенное движение. Ограниченность релятивизма. Основные формы движения материи. Принципы классификации форм движения и их взаимосвязь. Ограниченность редукционизма и механицизма в объяснении специфики высших форм движения материи.

Современные представления о движении. Основные типы движения. Движение, развитие, изменение. Качественное и количественное изменение. Технологическая, геологическая, информационная формы движения материи. Специфика социальной формы движения.

Пространство и время как атрибуты материи. Развитие взглядов на пространство и время в истории философии. Специфика пространства и времени в микромире, макромире, мегамире, живой и социальной материи. Понятие "человеческого пространства" и вторая природа. Социо-культурная зависимость образов пространства и времени.

Амбивалентность пространства и времени. Практическое и ментальное в представлениях о пространстве и времени. Пространство и время как бессознательные структуры, содержащиеся в любом частном опыте.

Представление о пространстве как о пустом вместилище вещей и времени как о пустом вместилище событий. Универсальная геометрия Евклида.

Представления о пространстве как сосуществовании тел и о времени как сосуществовании событий. Позиции Ньютона и Лейбница о пространстве и времени и их критика Кантом.

Диалектика конечного и бесконечного. Граница, определенность, конечное. Онтологический статус бесконечного. Трудности постижения бесконечного. Парадоксы, антиномии, апории как средства бесконечных возможностей познания. Анализ версии соотношения конечного и бесконечного в позитивизме.

Единство мира. Историческое развитие представлений о единстве мира. Критика метафизических концепций единства мира, дуализма и эклектики. Идея единства в русской философии: "соборность", "всеединство", "единство тварного бытия". Принципы современное решение проблемы единства мира: генетический, субстанциональный, функциональный.

Отражение как всеобщее свойство материи. Отражение как взаимопроникновение. Виды отражения. Особенности отражения в неживой и живой природе. Специфика психического отражения высших животных. Процесс отражения в человеческом обществе.

Проблема опережающего отражения (Анохин, Кругликов). Отражение и информация. О многообразии социальной формы отражения.

Тема 12. Учение о развитии (диалектика)

Идея развития и ее исторические изменения. Хаос и порядок; упоря­доченность и гармоничность. Диалектика и метафизика — два противо­положных подхода к развитию. История метафизического метода. Догма­тика и эклектика как разновидности метафизики. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Взаимодействие диалекти­ки и метафизики. Софистика, схоластика, формализм. Категории, прин­ципы и законы развития. Самоорганизация. Устойчивость и изменчи­вость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и посту­пательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс, завершенность, конец. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообу­словленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Детерми­низм и закономерность.

Тема 13. Проблема сознания в философии

Происхождение и сущность сознания. Соотношение материи и сознания. От понятия "души" к понятию "сознанию". Сознание как отражение бытия, субъективный образ объективного мира (Маркс).

Проблема антропосоциогенеза. Предпосылки возникновения сознания. Роль "интеллектуальной деятельности" высших животных, зачатки орудийной деятельности. "Архаический интеллект". Роль межгрупповой оппозиции и соперничества в антропогенном процессе (Абаев, Грушевский).

О значимости общения и языка в формировании человека и сознания. Сознание как очеловеченная трудом психика. Трудовая деятельность и создание артефактов как условие становления социальности. Роль общества и табу в возникновении сознания. Мышление и сознание. Сознание, мозг и внешний мир. Генетическая программа и социальные нормы, наследственность и преемственность.

Язык как знаковая реальность. Биологические предпосылки языка формы сигнальной деятельности животных. Язык как небиологическая система кодировки социально значимых вещей. Функции языка. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки. "Диалог" человека и компьютерных систем.

Структура сознания. Трудности в исследовании сознания. Роль системно-структурного метода в изучении сознания. Эмпирические характеристики сознания: интенциональность, активность, рефлексивность, целесообразность, мотивационно-ценностный характер, разная степень ясности. Структурные компоненты сознания: ощущение, восприятие, представление, эмоции, память, воля. Знание как способ существования сознания. Место интуиции в структуре сознания. Единство объективного и субъективного в сознании.

Основа и формирование самосознания. Уровни проявления самосознания: индивидуальный и коллективный. Специфика национального самосознания. Формы самосознания: самопознание и саморегуляция. Диалектика "Я-интимного" и "другого-Я". Роль и значение самосознания в структуре сознания.

Функции сознания: Отражательная, ориентировочное, преобразовательное.

Понятие идеального. Диалектика объективного и субъективного, материального и идеального. Природа идеального. Опредмечивание и распредмечивание в сознательной деятельности. Анализ идеального как субъективной реальности. Проблема материального носителя идеального.

Сознание и бессознательное. Проблема бессознательного в историческом развитии. Платно "мир идей" как поэтический образ бессознательного ("даимоний", "сафростина"). З. Фрейд психоанализ и проблематика бессознательного. Теория установки и школа Д.Н. Узнадзе. К.-Г Юнг коллективное бессознательное как "врожденные возможности представления". Сознание и бессознательное поведенческие стандарты. Мозг, мышление, сознание бессознательное. Функциональное разделение мозга (Р. Сперри). Виды бессознательного: подсознательное, надсознательное, алогическое. Проблема качественно нового знания и надсознательные процессы мышления. Диалектика сознательного и бессознательного в процессе самореализации человека.

Тема 14. Познание (гносеология)

Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рацио­нальный этапы познания и их формы. Роль абстракций в процессе позна­ния. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в исти­не. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, «экономия мышления», практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др. Истина, оценка, ценность.

Логика как наука о принципах правильного мышления. Этапы ее раз­вития и современное состояние. Понятие, суждение, умозаключение. За­коны формальной логики. Аналогии. Доказательство, опровержение. Спор, полемика, дискуссия.

Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религи­озное, паранаучное, художественное.

Тема 15. Восприятие как источник знания и вид познания. Сенсуализм, эмпиризм

Выделение ощущений и восприятий как источников опыта в классическом эмпиризме. Ощущения, восприятия, представления и общие идеи с точки зрения эмпиризма. Эмпиризм и сенсуализм. Трудности в осуществлении змпиристской программы. Эмпиризм как способ критики наличной системы знания, как нормативная программа.

Первичные и вторичные качества у Локка. Критика этой теории со стороны Беркли. Тезис Беркли о том, что "существовать значит быть воспринимаемым", его обоснование Беркли и его современная оценка. Сенсуализм Беркли и критика им с этих позиций традиционной метафизики и классической науки (идеи об абсолютности пространства и времени классической механики и исчисления бесконечно-малых величин в математике). Критика Юмом понятия причинности. Юм об основных видах ассоциации идей, влияние Юма на развитие ассоциативной психологии. Мысленный эксперимент Кондильяка с одинокой статуей и его современный смысл. Особая роль осязания в отнесении ощущений к внешнему миру с точки зрения Беркли и Кондильяка. Элементы опыта по Маху. Способы отличения иллюзии от реальности по Маху. Критика Махом классической физики с позиций сенсуализма и его роль в становлении неклассической физики и в развитии психофизики.

Изучение ощущений и восприятий в экспериментальной ассоцианистской психологии. Некоторые факты, полученные в этом изучении: пороги чувствительности, взаимодействие экстеро- и интерорецепторов, ассоциации ощущений, взаимодействие ощущений разной сенсорной модальности.

Тема 16. Мышление как проблема теории познания. Возможность априорного знания

Мышление и восприятие. Восприятие как вид интеллектуальной деятельности. Визуальное мышление. Общие представления и понятия.

Понятия и категории. Примеры категорий. Кант о роли категорий в восприятии и мышлении. Гуссерль об "эйдетической" структуре восприятия и о роли "эйдосов" в мышлении. Современная психология о категоризации восприятия и о роли категорий в мышлении. Эволюционный подход к пониманию категорий: развитие категориальной структуры мышления в процессе онтогенеза (Ж.Пиаже), в процессе исторического развития культуры (сравнение категориальных структур обыденного знания, мифа, научного знания, изменение категориальных структур мысли в историческом развитии науки).

Индукция и дедукция как процедуры мышления. Несводимость мышления к индукции и дедукции. Абстракция и идеализация. Мышление как продуктивное воображение. Роль аналогии и наглядных моделей в мышлении.

Научное мышление и обыденное мышление: их отличие и взаимосвязь. Понятие научной теории. Теория и гипотеза. Теоретическое и эмпирическое знание. Эмпирическое знание и восприятие.

Мышление и опыт. Эмпиристские концепции отношения мышления и опыта: мышление как особый способ описания данных опыта (сенсуализм), как гипотетико-дедуктивная конструкция, сопоставляемая с опытом (логический эмпиризм), как конструкция, принципиально опровергаемая в опыте (Поппер). Рационализм как понимание отношения мышления и опыта, как исследовательская программа. Понятие априорного знания в программе рационализма. Математика, логика и метафизика как исторические примеры априорного знания. Априорное знание как знание мира идеальных объектов (Платон). Априорное знание и теория "врожденных идей" (Декарт). Априорность как сознание структуры трансцендентального сознания (Кант, Гуссерль). Априорное знание как аналитическое знание (логический эмпиризм). Аналитические и синтетические суждения. Аналитические суждения и тавтологии. Логика и математика как примеры аналитического знания. Программа аналитической философии. Критика дихотомии суждений на аналитические и синтетические (Куайн). Возможность понимания отношения мышления и опыта как их взаимной критики. Концепция исследовательских программ Лакатоса и возможность ее применения не только к научному мышлению, но также к математике, философии и обыденному опыту.

Понятие существования. Реальное и идеальное существование. Применимость понятия существования к абстрактным объектам (кривизна, прекрасное, справедливость, истина), к идеальным объектам (математическая точка, идеально-твердое тело), теоретическим объектам (атом, электрон, кварк). Идеи чистого разума по Канту и невозможность заключения от их идеального существования к их реальному существованию. Кант о невозможности метафизики в традиционном смысле. Критика Кантом онтологического доказательства бытия Бога. Кант об антиномиях чистого разума.

Тема 17. Научное познание

Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социаль­ный институт, особая сфера культуры. Идеалы, нормы и критерии науч­ного познания в истории человеческой культуры. Системность как фун­даментальный принцип научного познания. Парадигма (Т. Кун), исследо­вательская программа (И. Лакатос), картина мира, научная революция.

Этапы и уровни научного познания. Представление о методах науч­ного познания и их классификация. Значение эвристических методов ис­следования. Формы научного познания. Научный факт, проблема, гипоте­за, теория. Научное предвидение.

Специфика социального познания. Модели исторического объясне­ния (К. Гемпель, Г. Нагель, У. Дрейк). Социальное прогнозирование; его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное модели­рование, сценарии будущего, экспертные оценки).

Рост научного знания. Научные революции и смены типов рацио­нальности. Свобода научного поиска и социальная ответственность уче­ного.

Научное познание и инженерия: общее и особенное. Технические

науки: фундаментальные и прикладные. Структура технической теории.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.