.RU

Я из тех, кто еще несколько лет тому назад считал, что знают о Наска почти все. Мне знакома специальная и популярная литература, все теории и предположения. За - старонка 7

Рис. 60



Лично я не могу окончательно поверить в то, что фигурки Кабреры очень древние. Однако принять решение в этом вопросе сложнее, чем кажется на первый взгляд. Не ошибаюсь ли я в своих оценках? Что говорит о том, что вся коллекция Кабреры — фальсификат?

— Своеволие Кабреры в сочетании с определенным старческим упрямством. Он хочет быть правым и доказать миру, что располагает совершенно особенными знаниями.

— Его гнев на археологию, особенно на перуанскую.

— Его национальное самосознание: «его» страна еще во времена Ноя была чем-то необычным.

— Его убежденность, что до нас существовала намного более древняя цивилизация.

— Материал фигурок: почему прежняя цивилизация сохраняла свои знания в гранитных пещерах в форме необожженных глиняных фигурок?

— Четко определимые сегодня подделки в коллекции как глиняных фигурок, так и гравированных камней. Я имею в виду те сюжеты, которым никак не может быть 30 000 и более лет, например гравировки с изображениями бороздчатых рисунков на равнине Наска или «похожая на Моисея» глиняная фигурка с двумя «скрижалями» в руках.

Существует ли при таких жестких аргументах, свидетельствующих против Кабреры, хотя бы малейшая надежда на подлинность коллекции фигурок?

Да! Кое-что, конечно, входит в противоречие. Остальное можно объяснить, проявив немного доброй воли. Как, например, в коллекцию Кабреры могла попасть «похожая на Моисея» глиняная фигурка?

«Библией» мормонов, религиозной общины, получившей убежище преимущественно в США, служит «Книга Мормона». Она состоит из 24 листов книги Ефера, и в ней рассказывается об истории народа Иареда. В эпоху строительства Вавилонской башни — когда бы это ни происходило — иаредиты покинули Месопотамию. На двух загадочных кораблях, в которых 16 «светящихся камней» днем и ночью давали свет, они достигли Южной Америки. При этом иаредиты постоянно следовали указаниям «Господа, спускавшегося с облаков», который не только научил их строить корабли, но еще и в придачу подарил компас.

Иаредиты были предшественниками мормонов. Их переселение с нынешнего чилийского побережья сначала в Центральную, а затем в Северную Америку длилось несколько сотен лет. Вполне логично, что переселенцы знали историю Моисея — как и другие вещи далекого прошлого. Видимо, они могли изготовить и спрятать как фигурку Моисея, так и другие статуэтки. Но я не могу представить, чтобы это происходило десятки тысяч лет тому назад.

В пользу подлинности фигурок наряду с личными аргументами говорит также следующее.

— Количество объектов: одна только коллекция Кабреры содержит более 2500 экземпляров.

— Повторение таких же или очень похожих предметов: на одном стеллаже я обнаружил рядом сразу двенадцать «теннисных ракеток». На другом стеллаже было еще почти 30 таких «сковородок с ручкой». Даже если предположить, что Кабрера дал заказ на подделки, зачем ему сразу тридцать одинаковых предметов?

— Кабрера вовсе не торгует своими фигурками, а ревностно их хранит.

— Изображения хирургических операций (я сфотографировал их целую серию) не соответствуют нашим современным знаниям по хирургии. Кабрере, как отставному профессору хирургии, конечно же, известна логичная и разумная последовательность оперативного вмешательства. Почему же гипотетические фальсификаторы изготовили нечто совершенно иное?

— Сцены с гомосексуалистами. Не только среди гравированных камней, но и в коллекции фигурок встречаются несколько однополых пар (рис. 60). Кабрера ненавидит гомосексуализм. Он ни за что не заказал бы подобные сцены, не говоря уже о том, чтобы заплатить за них!

— Бракоразводный процесс Кабреры. Его жена требовала половину коллекции гравированных камней и глиняных фигурок. Кабрера дошел до верховного суда Перу, чтобы не отдать бывшей жене ничего из своей коллекции. Почему он так упрямо цеплялся за нее, если это всего лишь подделки? И почему жена настаивала на половине ничего не стоящей коллекции подделок?

— Сюжеты близки сюжетам коллекций, которые хранятся в сходных условиях, но в тысячах километров от г. Ика. Вот эти коллекции:

а) коллекция из Акамбаро в Мексике. Сотни глиняных фигурок с такими же сюжетами, как у Кабреры, включая виды ящеров;

б) коллекция покойного патера Креспи в г. Куэнка в Эквадоре. Комнаты, заполненные фигурками из дерева и глины (рис. 61, 62), а также гравированные металлические пластины. Похожие сюжеты, в том числе ящеры;

в) фигуры в «пещере Бэрроуза»: в 1982 г. «где-то» в штате Иллинойс Рассел Бэрроуз обнаружил систему пещер, о точном местонахождении которых знают лишь несколько человек [20]. Изображения найденных там фигурок показаны в двух книгах [21, 22]. Зачастую они похожи на предметы из коллекции Кабреры;

г) по всей Японии находили тысячи «антропоморфных» каменных и глиняных фигурок, зачастую в виде сочетания «человек и животное». Они разбросаны по разным японским музеям, их изображения собраны в недавно изданном томе фотографий. Многие из них сходны с предметами из коллекции Кабреры [23];


Рис. 61





Рис. 62



д) в нескольких городах Эквадора (Вальдивия, Агуа-Бланка, Чирихе, Сан-Исидоро, Ла-Толита) за прошедшие годы были найдены глиняные фигурки, какие можно увидеть в коллекции Кабреры, в том числе фигурки «животное и человек» [24];

е) ящеры и следы ног человека в одном и том же слое горной породы найдены на Пэлакси-ривер у городка Глен-Роуз в Техасе [25].

Что-то в этом смущает, хотя мне лично известно о целом ряде частных коллекций в Южной и Центральной Америке, в которых то и дело встречаются похожие сюжеты. Такие частные коллекции не стоит перечислять, поскольку — не важно где! — каждый владелец убежден в подлинности своих фигурок, и, к примеру, Кабрера не желает, чтобы власти начали приставать с расспросами. Наверное, где-то по свету бродит целая шайка фальсификаторов, которые постоянно создают похожие сюжеты. Наконец, эта мафия мошенников, видимо, заключила тайное соглашение с индейцами в Эквадоре, Перу, Мексике, США и многими частными коллекционерами, чтобы сюжеты их подделок более или менее совпадали. В том числе сочетания «человек и животное» и виды ящеров.

Споры о возрасте различных коллекций в данный момент едва ли имеют смысл. Меня лишь удивляет, что за последние четыре года были обнаружены различные находки, которые ставят под сомнение непрерывное развитие человечества.

1. Белый Медведь, индеец хопи, рассказывает об истории своего племени, которая, по его словам, началась сотни тысяч лет тому назад [26]. То же утверждает Белый Волк, вождь индейцев сиу. Белый Волк, которому сейчас 94 года, говорит даже о том, что история коренного населения Северной Америки уходит в прошлое на четыре миллиона лет [27].

2. Доктор Ричард Л. Томпсон и доктор Майкл Кремо своими разоблачительными книгами вызвали в США сенсацию. В двух томах своей «Запретной археологии» они доказывают, что культурное наследие человечества уходит в прошлое на 100 000 лет и более [28].

3. В 1994 г. в долине Роны во Франции были открыты «пещеры Шове», а в них картинная галерея, относящаяся к каменному веку, в которой наряду с животными показаны также «сюрреалистические монстры». А еще «головы, напоминающие динозавров» и «птицелюди» [29]. Датируются эти произведения 32 000 годом до н. э. По этому поводу французский археолог Мишель Лорбланше говорит следующее: «Шове — вершина айсберга. Видимо, была некая предыстория, которой мы еще не знаем».

4. Румынский спелеолог Кристиан Ласку нашел в горах Бихор в сталактитовой пещере остатки святилища, которому вроде бы от 70 000 до 85 000 лет [29]. Под ним он обнаружил кости, крестообразно сориентированные по странам света.

5. В 60 км восточнее Карсон-Сити в Неваде, США, в «Пещере духов», будто бы найдена древнейшая мумия Северной Америки. Находке 10 000 лет. Там, где есть мумия, должен существовать и соответствующий культ [30].

6. В пещере Каверна-де-Педра-Пинтада вблизи г. Сантарем на севере Бразилии найдены наскальные изображения, время их возникновения — 12 000 лет до н. э. Среди изображений — человеческая фигура с головой насекомого. Похожая есть у Кабреры.

7. В сентябре 1996 г. доктор Лесли Хед из университета Уоллонгонг (Австралия, 150 км южнее Сиднея) сообщил, что найдены инструменты и выцарапанные на камне знаки и рисунки, которым 176 000 лет. Место находки расположено на краю высокогорного плато Кимберли на северо-западе Австралии, восточнее города Кананурра. Газета «Сидней Морнинг Геральд» даже сообщила, что обнаружены огромные каменные скульптуры, напоминающие Стоунхендж в Англии [31]. А еще там несколько тысяч надписей, возраст которых определяется в 75 000 лет. В горах Кимберли и без того полным-полно доисторических наскальных рисунков, среди них «мифические существа» и фигуры с «ореолами» вокруг голов.

8. В Музее падре Ле-Пежа в городке Сан-Педро-де-Атакама в Чили можно любоваться глиняными фигурками, которые с таким же успехом могли принадлежать коллекции Ханвьера Кабреры. Возраст их неопределенный и по меньшей мере в некоторых случаях весьма спорный. Покойный падре Ле-Пеж всю свою жизнь посвятил чилийской археологии. За полгода до смерти в одном из интервью он сказал, что нашел подземные склепы со скелетами и фигурками, которым более 100 000 лет. Далее привожу дословно: «Я думаю, что в могилах погребены также и инопланетные существа. У некоторых из найденных мной мумий были формы лица, неизвестные на Земле. Мне не поверят, если я расскажу, что еще я нашел в захоронениях!» [32]

Это лишь краткий перечень сообщений, включенных за прошедшие годы в мой архив. При этом в замешательство приводят не только датировки, восходящие к прошлому, которые до сих пор никогда не принимались во внимание, но и загадочные сюжеты. Почему на расстоянии десятков тысяч километров находят изображения «птицелюдей», «сочетания человек и животное» и даже нескольких видов ящеров, хотя никто из людей не мог видеть ящера? О чем думали наши предки в каменном веке? Таких, как я, уже не могут удивить зачастую наивные ответы археологов. Они блуждают в своих шаманских и психологических дебрях, которые устраивают их, но не меня. Так, французский археолог Мишель Лорбланше, изучающий рисунки в пещерах Шове, считает, что художники каменного века «могли придумать такие фантастические видения только в состоянии транса» [29]. Он полагает, что рисунки исходили «прямо из подсознания».

Глиняные фигурки Кабреры могут быть как подделками, так и «смесью» из фальшивок и древних, подлинных сюжетов. Я не могу об этом судить. Однако остается вопрос: почему в последнее время во множестве разных коллекций фигурок встречаются родственные сюжеты? И откуда, собственно говоря, черпают свои идеи фальсификаторы? В конце концов, перуанские индейцы не могли ориентироваться на наскальные рисунки во Франции, которым десятки тысяч лет. И едва ли французские художники каменного века отправлялись на поиски сюжетов в Австралию.

В случае с Кабрерой я могу предположить, что все фигурки являются произведениями одной школы. Дети изучали историю и лепили из глины то, чему их учили, отсюда бесчисленные повторения с небольшими отличиями. Вполне могло быть, что в доисторическом Перу существовали и другие художественные формы, кроме глиняных фигурок: к примеру текстильные изделия или нечто вроде «бумаги», которую применяли майя в Центральной Америке. На текстильных изделиях, переживших тысячелетия, действительно видны сюжеты, часто похожие на фигурки. А гипотетическая «бумага» не сохранилась. Осталось несколько пещер, которые заполнены глиняными фигурками, изготовленными группой детей и подростков — «слушателями» одной школы. Рисунки в приложении к этой книге должны подогреть интерес к обсуждению коллекции Кабреры. Возможно, это позволит сравнить ее с другими коллекциями, о которых я не знаю.

А что с пуквиос, подземными водопроводящими каналами вблизи Наска? Существуют ли они? Можно ли хотя бы их окончательно считать древними? И если да, то какие горные инженеры построили их?


Рис. 63



Первым, кого я в Наска спросил о пуквиос, был Эдуардо Эрран, старший пилот фирмы «Аэро кондор». Я знаком с ним более 30 лет и знаю, что ему известно обо всем в окрестностях Наска.

— Ты хочешь посмотреть пуквиос? Давай, садись!

Мы сделали разворот над долиной Наска с ее скудным, стекающим с Анд водостоком. Эдуардо указал на круглые отверстия, сходящиеся рядами с двух сторон. Они напомнили мне огромные глаза, возникающие в форме спиралей из земли (рис. 63).

— Вот твои пуквиос, — улыбнулся Эдуардо. — Из них 29 находятся в долине Наска, два — в долине реки Таруга и четыре — в долине реки Лас-Транкас. Как ни странно, все они функционируют, подают свежую воду, хотя сотни лет в них ничего не менялось.

— Это промоины, что-то вроде глубоких колодцев?

— Их много, — объяснил Эдуардо. — Отверстия, которые ты видишь сверху, — всего лишь проходы к свежей воде. Под ними находятся каменные трубы, по которым течет вода. Никто не знает, на сколько километров тянутся эти трубы под землей.

— А когда они возникли? — поинтересовался я.

Эдуардо сказал, что это мне лучше узнать из специальной литературы. Насколько известно ему, о времени их возникновения идет горячая дискуссия и у каждого исследователя своя датировка. У индейцев же вообще свои взгляды на все, о чем вещают специалисты. Так, местное население считает, что под Серро-Бланко — возвышающейся поблизости от Наска горой высотой почти 2500 м, которая известна огромной песчаной дюной, занимающей всю ее верхнюю часть, — простирается огромное озеро. Оттуда якобы и поступает вода впуквиос. Возникновение пуквиос легенда приписывает богу-творцу Виракоче. Давным-давно, во время жестокой засухи, когда народ голодал, индейцы стали молить Виракочу. Они плакали и выкрикивали слово «нана», что на языке кечуа означало «боль» (от слова «нана» и произошло название «Наска»), Все население побрело к подножию Серро-Бланко, потому что это была их священная гора, там они всегда молились богам. Тут в пламени и клубах дыма на гору спустился Виракоча. Видя страдания своего народа, он заплакал. Его слезы собрались в огромное озеро под горой Серро-Бланко, и от них образовались подземные водопроводящие каналы и пуквиос.

Это, конечно, только легенда. И все же она заставляет вспомнить иудеев и их спустившегося на Синай бога. К тому же никто из тех, кого я спрашивал, не понимает, почему гору Серро-Бланко венчает самая большая на Земле песчаная дюна. Выбросы такого большого масштаба обычно не встречаются на высоких горах. Их сдувает ветром или покрывает корка снега и льда. Песок превращается в песчаник или начинает покрываться растительностью. На Серро-Бланко вблизи Наска все иначе. Возможно, в самом деле существуют какие-то водостоки, по которым талая вода с Серро-Бланко попадает в подземную пещеру?

На следующий день мы — мне помогали мои друзья Ульрих Допатка и Валентин Нусбаумер — взяли напрокат джип и отправились на поиски пуквиос. Как обычно, солнце немилосердно жгло иссушенный ландшафт и дорог почти не было. Крайне измученные после продолжительных блужданий и пеших пробежек, мы стояли перед первым пуквиос. Вниз вела тщательно выложенная спираль. В самом широком месте ее диаметр составлял 12,7 м. Обломки камней разной величины образовывали аккуратный уступ, который, в свою очередь, служил путем к следующей, лежащей ниже спирали. В самом глубоком месте (-5,3 м ниже уровня поверхности) в искусственном водоводе, накрытом монолитом из гранита, журчал ручей (рис. 64–66).


2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.