.RU

Основные этапы формирования проблемы происхождения жизни, их методологические принципы, мировоззренческие и методологические основания

Основные этапы формирования проблемы происхождения жизни, их методологические принципы, мировоззренческие и методологические основания.


Концепции происхождения жизни



Суть главных теорий происхождения жизни можно выразить в следующих тезисах:

  1. жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время (креационизм);

  2. жизнь возникала или возникает неоднократно из неживого вещества (самопроизвольное зарождение);

  3. жизнь занесена на нашу планету из вне (панспермия);

  4. жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся химическим, физическим законам (биохимическая эволюция).

Креационизм: жизнь возникла в результате сверхъестественного события в прошлом.



Креационизма придерживаются представители практически всех теистических учений.

Интерпретация креационизма менялась от буквального толкования Священного писания («каким образом?» ) до апелляции к принципу («почему?»).

Процесс божественного сотворения мира и живого мыслится как имевший место лишь единожды и поэтому недоступный для наблюдения, этого достаточно, чтобы вынести всю концепцию божественного творения за рамки научного объяснения.

Концепция самопроизвольного(спонтанного) зарождения жизни



Ранние философские взгляды на проблему происхождения имеют черты сходства с мифологией более раннего времени.

Фалес: растения развиваются из земли, увлажненной водой.

Анаксимандр: живые существа образуются из айперона по тем же законам, что и неживое;

Анаксимен: материальное начало мира – воздух, из которого все возникает.

Платон: Животные – это те формы, в которых существуют люди, будучи наказанными.

Анаксагор: первоначально организмы образовывались из соединения семян, увлажненных каплями дождя, с семенами, находившимися в земле.

Эмпедокл: о возникновении: сначала частицы 4 элементов соединились, образовав органы и части тела животных, далее в результате случайных сочетаний возникли полноценные, способные к размножению организмы.

Демокрит: земля, насыщенная влагой состояла из мягкого ила. Под действием солнечного жара возникало гниение, давшее начало образованию пузырей (оболочек), внутри которых зародились первые животные.

Аристотель: определенные «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм.

Идея самозарождения в Средневековье и в эпоху Возрождения допускала возможность самозарождения не только простых, но и сложноорганизованных существ.

В 16-17в изучении природы произошел резкий перелом – от философских рассуждений и непосредственного наблюдения к систематическим лабораторным исследованиям.

Однако развитие экспериментального исследования не поколебало представлений о спонтанном зарождении живого (Ван Гельмонт: «научный эксперимент», подтверждающий концепцию самопроизвольного зарождения)

Сторонники концепции Парацельс, Гете, Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гегель, Шеллинг. 

Критика идей спонтанного зарождения жизни была предпринята, исходя из различных философских

оснований.

  1. Философские основания: Лейбниц - ничто не возникает заново, но лишь претерпевает изменения через увеличение или уменьшение.

  2. Естественнонаучные основания: Гарвей - каждое существо возникает, в конечном счете, из яйца.

  3. Франческо Реди "опыты, касающиеся размножения животных"

Микроскопические наблюдения Антони ван Левенгука. Левенгук не вступал в споры между сторонниками биогенеза и концепции спонтанного зарождения, его наблюдения давали пищу обеим теориям и, в конце концов, побудили ученых поставить эксперименты для решения вопроса о возникновении жизни путем спонтанного возникновения.

В 1859 году Французская АН объявила конкурс "Попытаться путем хорошо поставленных опытов осветить по-новому вопрос о самопроизвольном зарождении".

Луи Пастер (27.12.1822 - 28.9.1895) доказал, справедливость теории биогенеза и окончательно опроверг концепцию спонтанного зарождения. Однако это породило другую проблему: если для возникновения живого организма необходим другой живой организм, то откуда взялся самый первый организм? В науке наступил кризис, так как постулирование жесткой демаркации живого и неживого вело к признанию в органическом мире особых факторов, наличие или отсутствие которых не могло быть проверено экспериментальным путем.

Концепция стационарного состояния



Вселенная существовала вечно, всегда обладала способностью поддерживать жизнь. Концепция вечности жизни, основана на идеях гилозоизма (Фалес), согласно которым жизнь - внутреннее свойство материи, но материи неразвитой, неструктурированной.

Фехнер и Прейер 40-50 годы 19 века: необязательно, чтобы жизнь была представлена существами, сходными с земными организмами.

Концепция панспермии



Идея ненаправленной панспермии: земная жизнь – производная от космической жизни; причина возникновения жизни на нашей планете – случайное попадание в земную среду неких частиц жизни. Шведским физиком и химиком, лауреатом Нобелевской премии С.Аррениусом и немецкий физик и физиолог Гельмгольц.

Идея направленной панспермии: переселение жизни с планету на планету могло происходить в результате сознательного «посева» жизни космическими «пришельцами». высказана Английский биофизик и генетик лауреат Нобелевской премии Ф.Крик.

Эти гипотезы не могут наметить четкую программу решения проблемы происхождения жизни.

Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена прекращается и жизнь»

Подход к определению сущности жизни, исходя из субстрата, носит название субстратного подхода.

Концепция биохимической эволюции



Отечественный биохимик А.И. Опарин (1894 – 1980), «Жизнь есть закономерный результат эволюции материи во Вселенной и естественного отбора, спонтанно образующихся в ходе химической эволюции веществ обособленных термодинамических открытых многомолекулярных систем – пробионтов».

Основные положения:

  1. Жизнь есть закономерный результат эволюции материи во Вселенной.

  2. На Земле имелись условия, значимые для возникновения жизни: разнообразие простых соединений в океанах, большая площадь поверхности Земли, доступность энергии и разнообразие ее источников, а также огромные масштабы времени.

  3. Невозможно возникновение жизни в результате химической эволюции, протекающей на молекулярном уровне. Для перехода от химической эволюции к биологической необходимо образование особых микроструктур. Коацерваты (от латинского coacervus - сгусток, куча).

Опарин считает, что роль случая велика, но к случаю не сводится все решение проблемы. При рассмотрении вопроса на более высоком уровне, когда сама атмосфера есть часть целого, Опарин постулирует необходимый характер возникновения. Опарин по общим методологическим посылкам отвергает абсолютизацию роли лучая.

Основная заслуга Опарина в том, что он указал путь экспериментального решения проблемы происхождения жизни.

В 1953 году американский исследователь С. Миллер подверг воздействию электрического искрового разряда смесь простейших газов (водорода, метана, аммиака и паров воды). В реакционной смеси им были обнаружены аминокислоты и другие органические соединения.

Гипотеза Опарина - Холдейна

Общность взглядов:

Различие:

Функциональный подход к проблеме происхождения жизни



1.естественноисторический подход с позиций эволюционного катализа (концепция Руденко А.П.);

2.теоретический подход к проблеме с позиций неравновесной термодинамики, молекулярной биологии и теории информации (Пригожин И., Эйген М., Чернавский Д.С.).

Различие в трактовке первичного в возникновении биологического организма:

1.   химические субстратные процессы;

2. взаимодействие (в какого типа движении проявляется жизнь).

Естественноисторический подход с позиций эволюционного катализа



Основная идея - самоорганизация существует, развивается во времени и пространстве не в виде структуры, а в виде процесса.

Реакционная среда выступает основным претендентом на роль промежуточного звена между живым и неживым. Его главная черта - отсутствие жесткой структуры.

Ограниченность: выделен только химический аспект, не объяснен экологический аспект.

Теоретический подход с позиций неравновесной термодинамики



М. Эйген: существование молекулярного хаоса, без функциональной организации разнообразных химических систем.

Возникновение самоорганизующихся предбиологических систем ставится в причинно-следственную связь с существованием неравновесности и соответствующих нелинейных регуляторных связей на молекулярном уровне, при этом используется понятийный аппарат термодинамики открытых систем.

Понимание сущности живого: механицизм



Понимание сущности живого: витализм



Целое > (а1 +а2 +…аn)

Целое = (а1 +а2 +…аn)+X

X - «жизненная сила», «жизненный порыв», энтелехия, душа.

Витализм - совокупность биологических теорий, объясняющих жизненные явления действием присутствующего в организмах особого нематериального начала: "жизненной силы", "души" или "энтелехии".

Современное понимание сущности живого



Исходя из биохимии: понимание жизни как процесса активного и целесообразного поддержания специфической материальной структуры, формой проявления которой является сама эта активность.

Исходя из генетики: понимание жизни как формы существования дезоксирибонуклеиновых кислот, задача расшифровки механизмов взаимодействия двух важнейших классов биополимеров - белков и нуклеиновых кислот.

Исходя из кибернетики: определения жизни как формы существования информации и кодируемых ею структур, которая обеспечивает воспроизводство этой информации в подходящих условиях внешней среды.

Вывод:



Анализ истории науки показывает, что поиск ответа на вопрос о происхождении жизни не был и не может быть результативным ни на уровне абстрактного философствования, ни на уровне естественнонаучного эксперимента. Сущность явлений жизни невозможно понять без решения вопроса о происхождении.

Проблема происхождения и сущности жизни является одной из важнейших философских проблем биологии. Необходимо различать философский и биологический подход к решению этой проблемы. С одной стороны, познание живого – это специфический предмет биологии. Биология раскрывает существенные признаки живого и конкретные механизмы зарождения жизни. С другой стороны, данная проблема имеет важное мировоззренческое значение, т.к. с нею связаны другие вопросы мировоззрения. Человек издавна пытался познать тайну жизни, чтобы понять своё место в мире. Философия связывает проблему происхождения и сущности жизни с решением основного вопроса философии и ряда других вопросов мировоззрения. Что первично: материя или сознание? И, следовательно, является ли жизнь в основе своей материальным или духовным явлением? Стала ли она продуктом саморазвития материи или сотворена высшими нематериальными силами? Познаваем ли мир, а, следовательно, и тайна жизни? Случайно или закономерно появилась во Вселенной жизнь? В чём единство и различие живой и неживой природы?
Т.о. философский поход к решению проблемы происхождения и сущности жизни отличается от биологического большей степенью обобщения и связью с мировоззренческими вопросами. В тоже время, философский подход тесно связан с биологическим, что проявляется в следующем: 1) В основе конкретных биологических теорий происхождения жизни лежит то или иное философское мировоззрение. Философские взгляды учёных влияли на создаваемые ими теории. За дискуссией биологов скрывалось столкновение материализма с идеализмом, диалектики с метафизикой. 2) Открытия в области биологии вели к уточнению философских теорий, доказывали или опровергали их.
По мере развития философии и биологии менялись представления о сущности и происхождении жизни. Сторонники идеалистического подхода считают жизнь творением или проявлением каких-либо нематериальных сил (Пифагор, Сократ, Платон, Шопенгауэр). Наибольшее распространение получил религиозный вариант идеалистического подхода, в основе которого лежат принципы креационизма и телеологии. Креационизм – это религиозный принцип, согласно которому жизнь является творением бога. Телеология – это религиозное учение о целесообразности в природе. В частности, телеологи утверждают, что сложность и целесообразность живой природы доказывают наличие творца.
Сторонники материалистического подхода считают жизнь результатом саморазвития неживой материи. Но до начала ХХ века не удавалось достоверно объяснить механизм зарождения жизни. Уже в античной философии возникла материалистическая гипотеза самопроизвольного зарождения жизни. Её сторонники утверждали, что живые существа могут постоянно возникать из неживой материи. Эта гипотеза противостояла идеализму, доказывала связь живой и неживой природы, но соответствовала крайне примитивному уровню науки и была опровергнута в  60-х гг. XIX века. 
Во второй половине XIX века кризис материалистического подхода привёл к распространению витализма – разновидности идеалистического учения в биологии. Сторонники витализма считали жизнь проявлением особых, нематериальных жизненных сил. Виталисты отрывали живую природу от неживой и противопоставляли их.
В 60-х гг. XIX века возникает новая материалистическая гипотеза, согласно которой жизнь могла быть занесена на Землю из космоса («панспермия»). Эта гипотеза сохраняется и в настоящее время, но имеет мало сторонников, т.к. не объясняет происхождение жизни во Вселенной.
Во второй половине XIX века формируется диалектико-материалистическая философия, которая, с одной стороны, доказывала генетическую связь живой и неживой природы, физико-химическую основу биологических процессов, а с другой стороны, подчёркивала специфику биологической формы движения, качественно несводимой к физико-химическим процессам в неживой природе. Принципы диалектико-материалистической философии легли в основу теории биохимической эволюции, возникшей в биологии в 20-х гг. ХХ века (А.И. Опарин). В настоящее время данная теория продолжает развиваться, корректируясь и пополняясь новыми данными.
  1. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  2. Контрольная работа
  3. Контрольная работа
  4. Контрольная работа
  5. Контрольная работа
  6. Контрольная работа
  7. Контрольная работа
  8. Контрольная работа
  9. Контрольная работа
  10. Контрольная работа
  11. Контрольная работа
  12. Контрольная работа
  13. Контрольная работа
  14. Контрольная работа
  15. Контрольная работа
  16. Контрольная работа
  17. Контрольная работа
  18. Контрольная работа
  19. Контрольная работа
  20. Контрольная работа
  21. Контрольная работа
  22. Контрольная работа
  23. Контрольная работа
  24. Контрольная работа
  25. Контрольная работа
  26. Контрольная работа
  27. Контрольная работа
  28. Контрольная работа
  29. Контрольная работа
  30. Контрольная работа
  31. Контрольная работа
  32. Контрольная работа
  33. Контрольная работа
  34. Контрольная работа
  35. Контрольная работа
  36. Контрольная работа
  37. Контрольная работа
  38. Контрольная работа
  39. Контрольная работа
  40. Контрольная работа
  41. Контрольная работа
  42. Контрольная работа
  43. Контрольная работа
  44. Контрольная работа
  45. Контрольная работа
  46. Контрольная работа
  47. Контрольная работа
  48. Контрольная работа
  49. Контрольная работа
  50. Контрольная работа
  51. Контрольная работа
  52. Контрольная работа
  53. Контрольная работа
  54. Контрольная работа
  55. Контрольная работа
  56. Контрольная работа
  57. Контрольная работа
  58. Контрольная работа
  59. Контрольная работа
  60. Контрольная работа
  61. Контрольная работа
  62. Контрольная работа
  63. Контрольная работа
  64. Контрольная работа
  65. Контрольная работа
  66. Контрольная работа
  67. Контрольная работа
  68. Контрольная работа
  69. Контрольная работа
  70. Контрольная работа
  71. Контрольная работа
  72. Контрольная работа
  73. Контрольная работа
  74. Контрольная работа
  75. Контрольная работа
  76. Контрольная работа
  77. Контрольная работа
  78. Контрольная работа
  79. Контрольная работа
  80. Контрольная работа
  81. Контрольная работа
  82. Контрольная работа
  83. Контрольная работа
  84. Контрольная работа
  85. Контрольная работа
  86. Контрольная работа
  87. Контрольная работа
  88. Контрольная работа
  89. Контрольная работа
  90. Контрольная работа
  91. Контрольная работа
  92. Контрольная работа
  93. Контрольная работа
  94. Контрольная работа
  95. Контрольная работа
  96. Контрольная работа
  97. Контрольная работа
  98. Контрольная работа
  99. Контрольная работа
  100. Контрольная работа
  101. Контрольная работа
© Помощь студентам
Образовательные документы для студентов.