.RU

ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ - Приказ №100 д от «01» сентября2011 г. М. П. рабочая программа учебного предмета...

Раздел IV

ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

(36 ч)



Тема 15.

Организмы и окружающая среда

(14 ч)

      Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы.

Демонстрации


      Схемы и таблицы, иллюстрирующие экологические факторы и их влияние на организмы.

Тема 16.

Сообщества и экосистемы

(12 ч)

      Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм.
      Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.

Демонстрации


      Схемы и таблицы, иллюстрирующие: различные экосистемы; трофические уровни экосистемы; пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; межвидовые отношения; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; сукцессии. Динамические пособия «Типичные биоценозы», «Агроценоз».

Тема 17.

Биосфера

(6 ч)

      Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

Демонстрации


      Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение биосферы; круговороты углерода, азота, фосфора и кислорода.

Тема 18.

Биологические основы охраны природы

(4 ч)

      Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация.

Демонстрации


      Схемы и таблицы, иллюстрирующие: биоразнообразие; последствия деятельности человека в окружающей среде; редкие и исчезающие виды. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Биосфера и человек».

Примерный список лабораторных работ



  1. Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек.

  2. Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию (гербарии, коллекции насекомых).

  3. Выявление изменчивости у особей одного вида (гербарные образцы, наборы семян, коллекции насекомых и т. п.).

  4. Изучение разнообразия мелких почвенных членистоногих в разных экосистемах.

  5. Воздействие человека на водную среду и берега водоемов (полевая работа).

  6. Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).

  7. Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).

  8. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Примерные темы для изготовления


наглядных пособий (схемы, плакаты, стенгазеты)



  1. Биотехнологии и их применение в селекции микроорганизмов, растений и животных.

  2. Многообразие приспособлений к среде обитания у растений и животных.

  3. Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию.

  4. Сравнение процессов симпатрического и аллопатрического видообразования.

  5. Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.

  6. Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции.

  7. Ароморфозы у растений и животных.

  8. Идиоадаптации у растений и животных.

  9. Приспособление животных и растений к влиянию различных экологических факторов.

  10. Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей).

  11. Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.

Примерные темы экскурсий



  1. Способы размножения растений в природе (окрестности школы).

  2. Изменчивость организмов (окрестности школы).

  3. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы, местный краеведческий музей, зоопарк).

  4. Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).

  5. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

  6. Изменчивость у животных (жуки, бабочки) (коллекции краеведческого музея).

Примерные темы дискуссий



  1. Различные гипотезы возникновения жизни на Земле (А. И. Опарин, Дж. Холдейн, В. И. Вернадский, С. Аррениус).

  2. Трансгенез — опасность реальная или мнимая?

  3. Клонирование человека как этическая проблема.

  4. Можно ли предотвратить глобальную экологическую катастрофу? (Спасет ли нас Киотский протокол?)

Примерные темы рефератов и докладов



  1. Жизнь в экстремальных условиях (экстремофильные археи).

  2. Что такое прионы.

  3. Как была разгадана структура ДНК.

  4. Эволюция генетического кода: помехоустойчивость.

  5. Что такое «белки теплового шока».

  6. Что вращается в клетке: протон-зависимая АТФсинтаза — электрический мотор бактерий.

  7. Хемоавтотрофные животные — вестиментиферы.

  8. Фотодыхание.

  9. Динамичный геном: мобильные генетические элементы.

  10. Знаменитые овечки Долли и Полли.

  11. Трансгенные растения.

  12. Сможет ли человек восстанавливать «испорченные» или утраченные органы? Перспективы использования стволовых клеток.

  13. «Самурайская этика» клеток — апоптоз.

  14. Сиамские близнецы.

  15. Как «нокаутируют» гены.

  16. Направленный мутагенез.

  17. Трансгенные животные. Для чего они нужны?

  18. Сюрпризы митохондриального генома.

  19. Молекулярная биология и криминалистика: как идентифицировали останки царской семьи.

  20. Молекулярная биология и история: расселение человека по Земле, происхождение аборигенов Америки.

  21. Как победить рак.

  22. Перспективы лечения наследственных болезней.

  23. Что может естественный отбор: удивительные приспособления у орхидей, насекомых и птиц.

  24. Родословное древо всего живого: результаты молекулярно-генетических исследований.

  25. Как изменился климат на Земле за 4,5 миллиарда лет.

  26. Существует ли внеземная жизнь?

  27. Роль симбиоза в эволюции.

  28. Что такое геномика.

  29. Глобальные катастрофы в истории Земли.

  30. Меловой экологический кризис: удар из космоса или вулканическое извержение?

  31. Животный мир вендского периода.

  32. Первопроходцы суши.

  33. Первые завоеватели воздуха.

  34. Живые ископаемые.

  35. Археоптерикс.

  36. Молекулярная палеонтология.

  37. Чем обезьяна отличается от человека.

  38. «Митохондриальная Ева»: молекулярная биология и происхождение человека.

  39. Как жил неандертальский человек.

  40. Маугли — сказка и реальность.

  41. Культурные растения и их дикие предки.

  42. «Зеленая революция».

  43. Почему надо сохранять биоразнообразие.

  44. Животные, уничтоженные человеком.

Примерные темы докладов на исторические темы



  1. «Храм природы»: эволюционные идеи в поэме Эразма Дарвина.

  2. Эволюция эволюционных идей.

  3. Жизнь и творчество Ж. Б. Ламарка.

  4. Жизнь и творчество Л. Пастера.

  5. Жизнь и творчество Г. Менделя.

  6. Жизнь и творчество Ч. Дарвина.

  7. Кругосветное путешествие Ч. Дарвина на корабле «Бигль».

  8. Жизнь и творчество Н. И. Вавилова.

  9. Судьба генетики в России.

  10. Русские биологи — нобелевские лауреаты.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.