.RU

Инновационная деятельность в процессе обучения немецкому языку c использованием проектной, компьютерной технологий и организацией обменов группами учащихся со школами фрг

Инновационная деятельность в процессе обучения немецкому языку

c

использованием проектной, компьютерной технологий и организацией обменов группами учащихся со школами ФРГ



Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние 3 года.



С самого начала своей трудовой деятельности старалась заинтересовать учащихся своим предметом, постоянно ищу пути повышения у школьников мотивации и устойчивого интереса к изучению немецкого языка.

За все годы моей работы у меня не было ни одного неуспевающего ученика. Качество знаний составляло от 60 до 68%. В последние годы оно значительно повысилось, и это было достигнуто путем применения инновационных образовательных технологий в преподавании немецкого языка: проектной, информационно-коммуникационной, обучении в сотрудничестве.

Результатом явилось повышение качества знаний до 75,9% в 2004-2005 учебном году и до 78,8% в 2005-2006 году. Позитивная динамика учебных достижений прослеживается по таблице сводных данных по успеваемости.

Учебный год

Количество обучающихся детей

Количество обучающихся, успевающих на «4» и «5»

Количество выпускников, окончивших ОУ с золотой и серебряными медалями

Успеваемость по предмету

2003-2004

83

61

2

100%

2004-2005

108

82

2

100%

2005-2006

90

71

-

100%

Мои учащиеся ежегодно принимают участие в олимпиадах и конкурсах. За последние 3 года они были победителями и занимали призовые места в районных олимпиадах и дважды были победителями международного конкурса школ - партнёров «Встреча с Восточной Европой», учреждённого министерством образования Земли Северный Рейн-Вестфалия ФРГ. В результате применения новых образовательных технологий расширилась лингвистическая компетенция учащихся. У них появилось желание заниматься научно-исследовательской деятельностью, писать творческие работы на немецком языке.

Одна из работ исследовательского характера, посвящённая 60-летию Курской битвы, выполненная ученицами 10 класса Колесниковой Юлией и Гориной Ольгой под названием «Frieden ist besser» («Мир лучше») была опубликована в 2003 году в немецком городе Херне в книге «Wir in unseren Stadten Belgorod – Herne». Эта же книга в 2003 году была издана на русском языке в городе Белгороде – побратиме г. Херне.

Ученица 10 класса Погребняк Ольга участвовала в областном языковом конкурсе «Наш край» (2004 год). Её работа была признана одной из лучших и рекомендована к публикации.

Ученик 7 класса Михайлов Павел в 2005 году написал исследовательскую работу, посвящённую великому польскому учёному Николаю Копернику. Он собирал материал на основе различных справочников, энциклопедий, в Интернете. Павел смог применить полученные на уроках немецкого языка знания по интересующей его теме. Михайлов Павел стал в 2005 году победителем международного конкурса школ - партнёров «Встреча с Восточной Европой» за проект, посвящённый Николаю Копернику. Он был награждён бесплатной поездкой в Германию вместе с учителем.

Обучаясь уже в 8 классе, Павел принял участие в конкурсе «Встреча с Восточной Европой» и в 2006 году. Он работал над проектом «Путешествие на «Белом флоте» по рекам и морям Европы». Ученик исследовал и изучал культуру и обычаи 10 европейских стран. Собранный им материал нашёл отражение в его научно - исследовательском проекте. Павел Михайлов, ученик 8 класса, стал победителем международного конкурса «Встреча с Восточной Европой» (2006).

За последние три года мои ученики принимали участие в районных олимпиадах по немецкому языку и становились призёрами и победителями.

Победители и призёры олимпиад за последние 3 года







Ф.И.О.

класс

год

название олимпиад

занятое место

уровень олимпиады (муниципальный, областной, всероссийский, международный)



Погребняк Ольга Сергеевна

10

2003-2004

олимпиада по немецкому языку

1

муниципальный



Погребняк Ольга Сергеевна

11

2004-2005

олимпиада по немецкому языку

2

муниципальный



Чичков Игорь

Юрьевич

9

2005-2006

олимпиада по немецкому языку

3

муниципальный


Позитивные результаты внеурочной деятельности по немецкому языку за последние 3 года.



Считаю, что в повышении у учащихся мотивации и устойчивого интереса к иностранному языку большую роль играет внеурочная деятельность по предмету. В своей работе стараюсь использовать самые разнообразные её формы: дни и недели немецкого языка, КВН, часы поэзии, «литературно-музыкальные салоны», конференции и т.д.

В течение многих лет являюсь руководителем школьного интернационального клуба «Факел», спектр деятельности которого чрезвычайно разнообразен. Это и организация обменов группами учащихся с немецкими школами городов Шверина, Верля, Херне, и привлечение школьников к научно-исследовательской деятельности.

В течение 14 лет мы имеем тесные контакты со школой вальдорфской педагогики Хибернияшуле немецкого города Херне. Учащиеся переписываются, в последнее время по E- mail, ежегодно происходит обмен группами школьников, что даёт возможность непосредственно общаться друг с другом, развивать речевые навыки в реальных ситуациях.

Весёлолопанские школьники обучаются в немецкой школе от 2-3 недель до 2-3 месяцев (по договорённости обеих сторон), и соответственно, такие же условия для немецких школьников создаёт Весёлолопанская средняя школа.

Каждой поездке предшествует интенсивная работа над лексическим и грамматическим материалами, «культурный и речевой тренинг» (как вести себя в семье, на улице, в транспорте, как делать подарки и т.д.), подготовка информаций о жизни села, школы, интерклуба, своей семьи.

Ежегодно составляется программа сотрудничества школьных клубов, которая носит название «От друга к другу». Программа очень динамична, она меняется, дополняется новым содержанием, подчиняясь требованиям времени. Программа «От друга к другу» включает в себя:

  1. Переписку с друзьями.

  2. Обмены группами школьников, предусматривающие обучение в школе, проведение экскурсий, знакомство с достопримечательностями обеих стран.

  3. Проведение совместных акций, например, составление проектов, совместный отдых в летнее время.


По собранным материалам и наблюдениям, сделанным во время пребывания в ФРГ, учащиеся обязаны составить на немецком языке информационные тексты:

  1. Хибернияшуле – школа вальдорфской педагогики.

  2. Мои немецкие друзья

  3. Город Херне – побратим города Белгорода.

  4. Достопримечательности немецких городов.

  5. Класс, в котором я учился.

  6. Семья, в которой я жил.

Немецкие школьники освещают идентичные темы на русском языке. Эти работы затем используются на уроках и внеклассных мероприятиях. В обязательном порядке подводятся итоги пребывания в принимающей стране, которые широко освещаются в средствах массовой информации: в школьных газетах, хрониках, а также в районных и областных газетах. Примером подведения итогов взаимных визитов служат выпущенные обеими сторонами буклеты в 2003 году. Эти буклеты зачитываются и анализируются на классных ученических и родительских собраниях.

(Приложение №1)

Подобные контакты дают новые импульсы к изучению немецкого языка и способствуют созданию лингвострановедческой компетенции у учащихся как одного из важнейших компонентов коммуникативной компетенции.

Мотивация к изучению немецкого языка резко возросла.

Учащиеся стали более активно принимать участие в международном конкурсе школ-партнёров «Встреча с Восточной Европой».

В результате за три последних года мои учащиеся 14 раз стали призёрами и победителями этого конкурса.

Списки призёров и победителей Международного конкурса «Встреча с Восточной Европой».




2003-2004 учебный год



2004-2005 учебный год



1. Горина Ольга 11кл. призёр

1. Погребняк Ольга 11 кл. призёр

2. Голешов Данил 11 кл . призёр

2. Кашанова Юлия 11 кл. призёр

3. Кашанова Юлия 10 кл . призёр

3. Чичков Игорь 8 кл. призёр

4. Крюкова Валентина10 кл. призёр

4. Михайлов Павел 7кл. победитель

5. Погребняк Ольга 10 кл. призёр




6. Колесникова Юлия 10кл. призёр






2005-2006 учебный год



1. Лопатин Илья 3 кл. призёр

2. Рукавицина Марина 7 кл. призёр

3. Чичков Игорь 9 кл. призёр

4. Михайлов Павел 8кл. победитель


В конкурсе начали принимать участие ученики не только старших, но и младших классов. Например, Лопатин Илья – ученик 3 класса стал призёром конкурса 2006. Школьник работал над проектом «Мой сказочный мир». Он прочитал на русском и немецком языках сказку братьев Гримм «Госпожа-метелица». Его друзья, третьеклассники из дружественной школы города Херне Хибернияшуле познакомились с русской сказкой С.Я. Маршака «12 месяцев». Вместе учащиеся создали новую сказку под названием «Как добро победило зло» на русском и немецком языках. Эти три сказки школьники проиллюстрировали своими рисунками. Данный проект является результатом сотрудничества школьников двух стран.

Школьные обмены позволяют нашим ученикам видеть практическую пользу изучения немецкого языка, осознавать, что знание немецкого языка открывает большие возможности для познания другой культуры. Весёлолопанские школьники получают возможность иметь больше информации о жизни немецкой молодёжи. В декабре 2003 года наши учащиеся побывали в здании парламента Земли Северный Рейн – Вестфалия на

конференции представителей студенческой молодежи, где узнали, что немецкие студенты и ремесленники участвуют в разработке и осуществлении международных проектов по восстановлению памятных мест, разрушенных фашистами во время второй мировой войны.

Была проведена акция под девизом «Розы для Лидице!», в ходе которой представители немецкой молодёжи вместе с чешскими студентами восстановили мемориал в Лидице и посадили там 25 тысяч роз.

Полученная нашими учащимися информация вызвала адекватную реакцию. Ученица 10 класса Кашанова Юлия составила проект под названием «Значение исторического здания – дома Мухановых для села Весёлая Лопань». В этом проекте она исследовала родословную семьи дворян Мухановых – основателей Весёлолопанского спиртзавода и составила план своей мечты – реконструкции дома Мухановых, в котором она хотела бы в будущем видеть центр интернациональных встреч молодёжи. Её проект был послан на международный конкурс Земли Северный Рейн – Вестфалия. Она стала призёром конкурса (2004 г.)

Во время пребывания немецких школьников в Весёлой Лопани мы обязательно включаем в программу посещение ими других сельских школ Белгородского района (Краснооктябрьской, Политотдельской, Разуменской), чтобы большее число школьников, изучающих немецкий язык, смогли общаться с носителями языка, познакомиться с их речью, музыкой, песнями, стихами известных немецких поэтов во время проведения совместных концертов.

Таким образом, происходит настоящий диалог культур представителей двух стран.

Решением главы местного самоуправления Белгородского района и Белгородского районного совета за многолетний плодотворный труд по воспитанию и обучению школьников и большую работу по развитию сотрудничества школ района со школьниками Германии мне присвоено звание Почётный гражданин Белгородского района (1998 г).

За годы проведения обменов в Германии побывало более 250 детей и взрослых жителей нашего села. Возникли дружеские отношения не только между школьниками, но и между их родителями.

Семьи Першиных, Агафоновых, Черепанских, Демченко дружат с немецкими семьями городов Херне, Зоста, Бохума, переписываются, ездят друг к другу в гости. Заметно взаимопроникновение культур в процессе дружеских контактов.

Нашим школьникам, например, импонируют типичные для немцев качества, как пунктуальность и любовь к порядку, а немецких школьников восхищает гостеприимство, душевность и щедрость русских людей.

Прекрасно, что достигнуто такое взаимопонимание. Более 60 лет народы России и Германии живут мирно, не воюют. «Мир лучше» - называлась творческая работа моих учениц, и это убеждение разделяют молодые люди обеих стран.



Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

Конечно, урок в процессе обучения играет особо важную роль. Я вижу основную задачу учителя в том, чтобы обеспечить на уроке максимальную мыслительную и речевую деятельность ученика.

Поэтому постоянно ищу эффективные методы обучения иностранному языку и осваиваю новые педагогические технологии. В моей практике находил и находит место интенсивный метод обучения (когда группа школьников готовится к поездке в Германию) и, разумеется, метод обучения в сотрудничестве. В последние годы принимаю участие в опытно-экспериментальной работе. Применяю метод проектов на уроках и во внеклассной работе.

Проектная методика развивает у школьников творчество, активность, высокую коммуникативность.

Проект даёт возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований, составление планов поездок, встреч.

Важным моментом в работе является создание проблемных ситуаций и нахождение способов их решения. При изучении в 8 классе темы «Готовимся к встрече гостей» учащиеся продуманно составляют план пребывания немецких школьников в Весёлой Лопани: размещение в семьях, учёба в школе, проведение экскурсий по Белгородскому краю.

В проектах доминирует творчески-информационная направленность, основной целью которой является сбор информации по теме.

Учащиеся пользуются при сборе информации различными справочниками, энциклопедиями, а также Интернетом. Некоторые проекты они выполняют, обмениваясь информацией со своими немецкими друзьями по E-mail.

На всех этапах урока стараюсь инициировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность учащихся.

В 2005-2006 уч.г. в 8 классе изучались темы: « Wir bereiten uns auf eine Deutschlandsreise vor» и «Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland» («Мы готовимся к путешествию по Германии» и «Путешествие по ФРГ».) Я предложила учащимся выбрать себе цель путешествия и составить проект по данной теме. Опираясь на имеющиеся знания, полученные на уроках немецкого языка, географии, истории, обсуждаем, какую страну можно выбрать

целью путешествия. Желания были самые разнообразные: Франция, Китай, США, Англия, Германия, Швеция. Затем учащимся предлагается объяснить, почему они выбрали именно эту страну.

Исследуя источники информации, школьники находят интересующие их аспекты в странах: географическое положение, язык, нравы, обычаи, культуру, биографии великих людей.

В ходе исследования между школьниками постоянно осуществляется речевое взаимодействие, обмен информацией, которые происходят в различных формах: диалог, дискуссия, заметка в газету. Таким образом, в течение работы над проектом происходит формирование дискурсивной компетенции учащихся.

Школьники подготовили проекты, на итоговом занятии состоялась их презентация. Ярко выражена роль дискурса как образца реализации определённых коммуникативных намерений в проекте ученика Михайлова Павла. Его проект на компьютерном диске прилагается.

Использование метода проектов находит в моей работе практическое применение. Стараюсь создать на уроке активную речевую практику в разных учебных ситуациях. Например, при изучении темы «Das Gesicht einer Stadt – Visitenkarte des Landes» («Лицо города – визитная карточка страны») из урока в урок накапливается лексический и грамматический материал, речевые выражения для монологического и диалогического высказываний о своём городе или селе. В конце прохождения данной темы школьники выполняют проекты «Экскурсия по нашему селу для немецких школьников», «Город Белгород – промышленный и культурный центр Белгородской области», используя полученные на уроках знания.

Я принимала участие в эксперименте «Раннее обучение иностранному языку в средней общеобразовательной школе». Изучение иностранного языка со второго класса является признанием объективно существующего социального интереса к иностранным языкам. Систематическое обучение детей иностранному языку в младшем школьном возрасте оказывает:

1)бесспорное положительное влияние на развитие памяти, внимания, мышления ребёнка;

2)стимулирующее влияние на общие речевые способности ученика;

3)формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.




Из личностно – ориентированных технологий обучения в младших классах использую « обучение в сотрудничестве», когда у учащихся развиваются умения взаимодействия друг с другом в различных формах работы: парной, групповой, коллективной. Учащимся предлагаются речевые опоры, которые могут быть использованы для характеристики своих друзей, животных.

Много внимания уделяется рефлексии – самоанализу.

Обучать иностранному языку – это значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Интернет даёт большие возможности для коммуникации, которая значительно облегчается и ускоряется. В Интернете имеется много информации, которую можно применять на начальном этапе обучения иностранному языку. Я часто использую в работе материалы сайта http://grundschule.nubis.de. Там всегда можно найти оригинальные упражнения, задания - материал, необходимый для учителя.

Стараюсь использовать компьютер и Интернет, интегрируя их в учебный процесс. Заранее определяю, в каком объёме его использовать. В младших классах, например, просматриваем компьютерные диски: «Школа в ФРГ», «Города Германии». Учащиеся описывают с помощью наводящих вопросов, что они видят на экране, сравнивают, учатся высказывать своё мнение. Компьютер используется также при аудировании.


  1. Между Волгой и Доном

    (2003г.)

Задание по этой теме включало в себя составление карты, населённых пунктов, связанных с историческими событиями и

жизнью знаменитых людей. Чтобы составить карту, нужно было провести исследование и найти ответы на 25 вопросов. Эту работу выполняли две группы учащихся 10 класса. Одна из них занималась исследованием, другая – составляла карту.

  1. Мой окружающий мир – я покажу его тебе (2005г.)



По этой теме работали учащиеся 7 класса. Они также вначале провели исследование, а затем оформили работы, проиллюстрировав их своими рисунками.

  1. Чернобыльская катастрофа (

    2006г)

Ученица 7 кл. Сороченко Марина сочинила к этой теме стихотворение на немецком языке «Моя просьба», в нём содержится обращение девочки к людям с просьбой сохранить Землю и всё живое на ней.

Так как мы давно контактируем с немецкими гражданами - школьниками, преподавателями, общественными и политическими деятелями, расширяется сеть Интернет, вопрос преподавания немецкого языка ставится на новый уровень, а именно, предусматривается владение школьником прагматической компетенцией.

Учащиеся начинают осознавать, что существуют разные культуры, общества с различными национальными традициями в сфере коммуникации. Поэтому стараюсь внедрить в свою педагогическую деятельность метод межкультурной коммуникации. С членами интернационального клуба проводим «круглые столы», конференции со студентами БелГУ, немецкими преподавателями и школьниками. На основе метода межкультурной коммуникации было проведено заседание интерклуба на семинаре директоров школ Белгородского района в декабре 2004 года на тему «Интернациональный клуб «Факел» в диалоге культур России и ФРГ».

Проводимая работа по эксперименту позволила многим учащимся достигнуть хорошего уровня коммуникативной

компетенции в области немецкого языка. Учащиеся, включённые в разнообразную коммуникативную деятельность, довольно свободно говорят по – немецки и стараются совершенствовать свои знания путём участия в конкурсах и Интернет – проектах.

В результате внедрения новых образовательных технологий, учащиеся активно пишут творческие работы, участвуют в международном конкурсе «Встреча с Восточной Европой», более качественно выполняют проекты, пользуясь сетью Интернет.

В 2003 году мною была написана книга «Один год из жизни Весёлолопанской средней школы», (Белгород: Издательский центр «Логия», 2003г.) основанная на результатах исследования, где на отдельных страницах я делюсь опытом по применению проектного метода обучения немецкому языку и организации школьных обменов с вальдорфской школой Хибернияшуле г. Херне (стр. 27-32, 104-106).

Книга находится в школьной и сельской библиотеках. Её с интересом читают и школьники, и учителя, и родители. Они являются живыми действующими лицами книги, которые принимали активное участие в школьной жизни, в составлении проектов и в организации обменов группами учащихся.

Пишут о нас и немецкие газеты.

  1. Russischer Revier – Besuch ( газета WAZ Herne.)

  2. О прибытии Весёлолопанских школьников в Херне («Sonntagsnachrichten)



  1. «Юные гости в Хиберния.» ( газета WAZ Herne.)

  2. О чествовании победителей международного конкурса

( «Senden» май 2005 год)

5.Аustausch Vessjolaja Lopan-Hiberniaschule.(2003)



Дадаць дакумент у свой блог ці на сайт 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.