.RU

Бывало, мы спали, а отец проводил арати*. Динь-динь-динь, мы слышали звон колокольчика, просыпались и видели, как отец склоняется перед Кришной - 95

Глава тридцать седьмая
«Земля ваша»
Калькутта
Март 1971 года
Полночь. Шрила Прабхупада сидит на подушке за низким письменным столом. Преданные давно спят - во всем доме свет горит только у него. Перед ним на столе -дикто¬фон и том «Шримад-Бхагаватам» с комментариями на бен¬гали. Между двумя вазочками с розами и астрами небольшая фотография в рамке — его духовный учитель Бхактисиддханта Сарасвати. На полу перед столом - широ¬кая циновка, покрытая белой хлопчатобумажной тканью, на которой несколько часов назад сидели преданные и гости.
Сейчас он один. Обычно он ложится в десять, а часа через три или четыре встает и начинает переводить, но сегодня он не отдыхал, его «Бхагаватам» так и лежит нерас¬крытым, диктофон зачехлен.
Он отправил двух учеников — Тамала-Кришну и Бали-мардану — в Майяпур, чтобы они купили там землю. Про¬шло шесть дней, а от них – ни слуху ни духу. Он ве¬лел им не возвращаться, пока сделка не будет закончена, но шесть дней — срок более чем достаточный. Он уже начал беспокоиться, мысль об этих двух учениках постоянно преследовала его.
Легкий ветерок доносит через открытое окно запах дерева ним. Становится прохладно, и Прабхупада набрасывает на ¬плечи тонкий чадар. Поглощенный своими мыслями, он сидит, откинувшись на круглую белую подушку, и почти не замечает знакомой обстановки комнаты. Рядом — глиняный кувшин с водой для питья и туласи в горшке на низкой деревянной подставке. Электричества почти не бывает ни днем, ни но¬чью, а сейчас его включили, и мошкара вьется вокруг голой лампочки над головой. Потолок патрулирует ящерица, кото¬рая время от времени бросается к лампочке, чтобы схватить какую-нибудь мошку.
Почему Тамала-Кришна и Бали-мардана задерживаются? Дело не в шести днях — он пытается приобрести землю в Майяпуре уже много лет, и на этот раз все складывается как нельзя лучше. Он дал Тамала-Кришне и Бали-мардане четкие и ясные ука¬зания, и по его расчетам ребята уже должны были вернуться. Их задержка наводит на мысль о каких-то затруднениях или даже опасности.
Земля, которую они хотят купить, — это участок в 9 бигхов [2,25 га] на Бхактисиддханта-Роуд, в полутора километрах от места рождения Господа Чайтаньи Махапрабху. Братья Сек, фермеры-мусульмане, поначалу запросили очень высокую цену, и лишь недавно одному калькуттскому адвокату, хорошо знающему Навадвипу, удалось договорить¬ся с ними о приемлемой цене. Братья Сек согласились на че¬тырнадцать с половиной тысяч рупий, и Прабхупада распоря¬дился снять деньги со своего счета в банке в Кришнанагаре. Затем Тамала-Кришна и Бали-мардана отправились в Майяпур, а Прабхупада остался в Калькутте. Он продолжал заниматься делами, но мысли его то и дело возвращались к ученикам, пропавшим в Майяпуре. Он поручил им очень важную миссию, и, беспрестанно думая о них, своей заботой благословлял учеников.
Прабхупада очень хотел открыть в Майяпуре центр ИСККОН; это желание разгоралось в нем тем сильнее, чем больше становилось его Движение. Сам он без труда мог посещать Майяпур или жить там — это было не трудно. Но чтобы пригласить туда учеников, нужна была земля. Духовный учитель наказал ему проповедовать на Западе; теперь, когда Общество сознания Кришны добилось успеха, западным ученикам нужен был центр в Майяпуре, где они могли бы жить, поклоняться Господу и получать от пребывания в Святой дхаме великое благо. Бхактисиддханта Сарасвати придавал Майяпуру огромное значение, и у некоторых его учеников-санньяси здесь были храмы. Почему бы и Международному Обществу сознания Кришны не принять прибежище в Майяпуре?
Прабхупада с самого рождения знал о величии Господа Чайтаньи и Его дхамы, Шри Майапура. Во-первых, он вырос в Калькутте, где о Господе Чайтанье знает каждый, а во-вторых, отец его, Гоур-Мохан Дэ, был чистым преданным Господа Чайтаньи, и поэтому с детства Прабхупада пел бенгальские песни о Гауре и Нитае и Их играх на земле Гауды. Особенно глубоко он проникся философией и деяниями Господа Чайтаньи в 1922 году, после встречи с духовным учителем.
Господь Чайтанья провел в Майяпуре и Навадвипе первые двадцать четыре года Своей жизни, однако спустя почти пять столетий места Его игр были забыты, место рождения Господа утеряно, а само Его учение стало объектом ложных толкований и злоупотреблений. Несмотря на идущую от Самого Господа ученическую преемственность чистых преданных, движение санкиртаны Господа Чайтаньи и Его чистое учение оставалось в тени, вплоть до Бхактивиноды Тхакура, отца Бхактисиддханты Сарасвати. Бхактивинода Тхакур много писал и проповедовал для того, чтобы восстановить интеллектуальную, нравственную и духовную целостность вайшнавизма Чайтаньи. В поисках точного места рождения Господа он вдоль и поперек исследовал Навадвипу, и, опираясь на свидетельства Вед, доказал, что в Навадвипе в минувшие эпохи являли свои деяния многие воплощения Вишну.
Бхактивинода Тхакур не только документально подтвердил былую славу Навадвипы, но и предсказал ее славное будущее, когда религия, основанная на учении Господа Чайтаньи, распространится по всему миру, и европейские и американские вайшнавы будут огромными толпами съезжаться сюда, чтобы вместе со своими бенгальскими братьями петь «Джая Шачинандана!» Придет время, писал Бхактивинода Тхакур, и на земле Навадвипы, на равнинном берегу Ганги, поднимется величественный храм, возвещающий миру славу Господа Чайтаньи.
Бхактисиддханта Сарасвати, исполняя желание своего отца и предшественника, Бхактивиноды Тхакура, проповедовать учение Господа Чайтаньи и славу Навадвипа-дхамы, основал Гаудия Матх. Он попросил одного своего богатого ученика пожертвовать деньги на возведение храма в месте рождения Господа Чайтаньи и построил зал для киртанов в том самом месте, где проводил Свои киртаны Господь Чайтанья. Сам он также поселился в Майяпуре. Бхактисиддханта Сарасвати построил по всей Индии шестьдесят четыре храма, но главная его мечта состояла в том, чтобы побудить примкнуть к Движению Господа Чайтаньи англо-говорящий мир, поэтому самым важным делом он считал публикацию и распространение литературы о сознании Кришны.
Теперь, сидя в своей комнате в калькуттском храме, Шрила Прабхупада размышлял о том, как осуществить великую мечту Бхактисиддханты Сарасвати и Бхактивиноды Тхакура. Для этого нужно было предпринять ряд практических шагов, и он был согласен начать даже с тех скромных возможностей, что были ему ныне доступны. Преданный не должен строить «воздушные замки», ожидая, что Кришна сотворит чудо и сделает все за него.
Прабхупада не был пассивным мечтателем. Все долгие годы упорного труда в одиночку в Индии он неуклонно стремился на Запад, и Кришна в конце концов исполнил его желание. В Америке Прабхупада проповедовал, довольствуясь теми обстоятельствами и теми скромными возможностями, которые давал ему Господь, и постепенно, шаг за шагом, достиг успеха и воплотил свою мечту, создав всемирное Общество преданных. Он всегда помнил о великой цели, и каждый шаг по направлению к ней приносил ему все более глубокое удовлетворение и приближал его к исполнению Миссии.
Прабхупада рассказывал историю о бедном горшечнике, который мечтал развить свое дело и сказочно разбогатеть. Однажды ему приснилось, что у него много земли, и много домов, и красивая жена. Предположив, что жена, возможно, будет ссориться с ним, горшечник рассердился и сказал: «Если жена будет скандалить, я пну ее!» Дернув во сне ногой, он разбил свои единственные два горшка и остался ни с чем.
Что бы ни делал Прабхупада — писал ли книги, читал или проповедовал — он непрестанно думал о том, как распространить сознание Кришны, исполнив мечту предшествующих ачарьев. Теперь ему не терпелось сделать следующий шаг, именно поэтому он и бодрствовал глубокой ночью, думая о двух учениках и их важной миссии.
Прабхупада сидел, погруженный в размышления, тишину нарушали лишь привычные ночные звуки. Скребется в стене мышь, на веранде храпит ка¬кой-то брахмачари, да где-то вдалеке ноч¬ной сторож совершает свой обход, стуча по земле палкой. Машины здесь не ездят – только деревянные рикши изредка громыха¬ют по изрытой выбоинами мостовой.
Прабхупада боится, как бы ребят его не ограбили. Отправляя их в Майяпур, он показал Тамала-Криш¬не, как хранить деньги в самодельном матерчатом поясе. Но сумма большая, а грабеж в Навадвипе — не такая уж и редкость. А может, их задержало что-то другое? Иногда при за¬ключении крупной земельной сделки суд требует, чтобы чиновник зарегистрировал каждую купюру: ее достоинство, серию и номер. А может, поезд сошел с рельсов...
Вдруг на лестнице послышались шаги. Кто-то открыл входную дверь и теперь шел по веранде. В дверь тихонько постучали.
— Кто там?
Вошел Тамала-Кришна и распростерся перед Шрилой Прабхупадой ниц.
— Ну, какие новости?
Тамала-Кришна поднялся и торжествующе посмотрел на него:
— Земля ваша!
Прабхупада со вздохом облегчения откинулся назад.
— Слава Богу, — сказал он. — Можете идти от¬дыхать.
* * *
Лондон, август 1971 года
Прабхупада попросил верховного комиссара Индии в Великобритании пригласить премьер-министра Индиру Ганди на церемонию закладки первого камня храма ИСККОН в Майяпуре. Прабхупада уже распорядился, чтобы на церемо¬нию прибыли все секретари Джи-Би-Си и попросил предан¬ных пригласить на нее многих известных людей Калькутты. Он написал своим ученикам в Индии, что если Индира Ган¬ди не согласится присутствовать на церемонии, они должны уговорить приехать, по крайней мере, губернатора Бенгалии Шри С.С. Дхавана.
Тем временем в Лондоне Прабхупада встретился с несколькими учениками — профессиональными архитек¬торами и проектировщиками. Он хотел, чтобы они занялись проектом будущего майяпурского храма. Нара-нараяна строил колесницы для Ратха-ятры и разрабатывал дизайн храмовых интерьеров, Раначора изучал архитектуру, а Бхавананда был профессиональным дизайнером. Но, поскольку Прабхупада уже продумал план застройки Майяпура, ученикам его оставалось только сделать чертежи и макет. Сам он намеревался немедленно начать собирать деньги и обеспечить этому проекту поддержку в Индии. Преданные, которым доводилось слышать о планах Прабхупады, считали их самым грандиозным начинанием ИСККОН.
На утренних прогулках по Рассел-Сквер Прабхупада, ука¬зывая то на одно, то на другое здание, спрашивал, какой они высоты. Наконец, однажды утром он объявил, что главный храм в Майяпуре должен быть не менее 90 метров высотой! Наводнения во время муссонных дождей и песчаные почвы Майяпура — все это создаст большие трудности, сказал он. Здание придется строить на специальном фундаменте, напо¬добие плавучей платформы. Впоследствии это подтвердил и инженер-строитель.
Прабхупада сказал, что в первую очередь необходимо по¬строить большую четырехэтажную гостиницу. Его замысел не укладывался в рамки какого-то определенного архитек¬турного стиля, но по внешнему виду будущее здание больше всего напоминало строения, характерные для Раджастхана. Он хотел, чтобы оно было розовато-красного цвета, со множеством арок и широкими мраморными верандами на всех этажах, кроме первого. Здание должно было протянуться с востока на запад, по хо¬ду солнца – так, чтобы прямые солнечные лучи никогда не падали на фасад. В летний зной ветер с юга принесет сюда приятную прохладу. В доме должно быть проведено электри¬чество и установлены вентиляторы. Просторные, хорошо проветриваемые комнаты будут оборудованы совре¬менными туалетами, душами и обставлены мебелью.
Гостиницу нужно построить как можно скорее, говорил Прабхупада, а затем сразу приступать к строительству дру¬гих зданий. Он хотел построить жилые помещения на пять¬сот преданных, огромный, на несколько тысяч человек, зал для принятия прасада, большую кухню и гошалу для коров, которые будут пастись на окрестных лугах. Со временем ИСККОН приобретет прилегающие участки земли и разо¬бьет там парки с клумбами, деревьями и кустарниками, фонтанами, аллеями и беседками.
Главное сооружение — величественный Майяпур-Чандродая-мандир — будет достигать в высоту более 90 метров и, веро¬ятно, обойдется в десятки миллионов долларов. Своими мас¬штабами проект Прабхупады поразил как архитекторов, так и преданных: будущий храм затмит американский Капито¬лий и Собор Св. Петра в Риме. В центральном куполе храма разместится трехмерная модель Вселенной, в основу которой ляжет описание, взятое из Вед. Модель будет изображать не только материальную Вселенную, но и духовный мир.
Войдя в главный зал и взглянув наверх, человек увидит планеты, расположенные в соответствии с описанием, приведенным в «Шримад-Бхагаватам»: сначала низшие, затем средние, к числу которых относится и Земля, за¬тем райские, и, наконец, Брахмалоку — высшую планету материального мира. Над Брахмалокой по¬сетители увидят обитель Господа Шивы, а над ней — духов¬ное небо, брахмаджьоти. В духовном сиянии брахмаджьоти парят излучающие свет планеты Вайкунтхи, на которых жи¬вут вечно освобожденные души. А на самом верху будет высшая планета, Кришналока, где Господь в Своей изначальной вечной форме наслаждается играми со Своими ближайшими спутниками.
В храме также будет сооружен миниатюрный дворец, где среди шелков и колонн, украшенных серебром, золотом и драгоценными камнями, будут стоять Божества Радхи и Кришны. Майяпур-Чандродая-мандир и город Майяпур ста¬нут штаб-квартирой ИСККОН.
Но почему это невиданное архитектурное чудо должно появиться в такой глуши? Потому, объяснял Прабхупада, что Майяпур — вовсе не глушь. Он лишь ка¬жется глухим и удаленным местом. Материалистам все важ¬ное представляется чем-то далеким и незначительным. Душа и следующая жизнь кажутся им необыкновенно далекими, а тело и сиюминутные чувственные наслаждения — самым важным и существенным. Построив Храм Ведического пла¬нетария в Майяпуре, Шрила Прабхупада привлечет внима¬ние людей, зараженных болезнью материализма, к истинной основе бытия.
Любой непредубежденный гость будет очарован красотой города ИСККОН в Майяпуре и ощутит, что попал в духовный мир. А живущие в Майяпуре пре¬данные, благодаря постоянному пению Святых имен и об¬суждению философии сознания Кришны, смогут убедить любого мыслящего посетителя в том, что учение Господа Чайтаньи Махапрабху – высшая истина. Преданные расскажут гостям о философии Абсолютной Истины, и те смогут сопри¬коснуться с подлинным духовным знанием, не ограниченным узкими рамками сектантской религиозной догмы. Более того, непрерывные киртаны, пение «Харе Кришна» и светящиеся ра¬достью лица преданных, занятых разнообразным служением Господу, убедят их в том, что бхакти-йога – самый простой и естественный метод медитации на Верхов¬ную Личность Бога. Даже короткого пребывания в городе ИСККОН в Майяпуре будет достаточно, чтобы человек стал преданным Господа и начал в экстазе петь Свя¬тые имена и танцевать.
Шрила Прабхупада хотел показать, как с помощью бхакти-йоги можно одухотворить мир, связав материальные цен¬ности с Верховной Личностью, Кришной. Так почему бы этому духовному проекту не затмить все достижения мате¬риалистов?
* * *
Услышав от верховного комиссара Индии, что премьер-министр не сможет участвовать в церемонии закладки первого камня в Маяпуре, Прабхупада расстроился. Тем не менее, он принял это как волю Кришны и сказал, что для проведения церемонии пригласит какого-нибудь влиятельного вайшнава – в крайнем случае, сделает это сам. «В целом, — писал он, — таково было желание Господа Чайтаньи, чтобы священный акт закладки первого камня проводился не каким-нибудь мирянином, но вайшнавом».
Наступил сезон дождей, и Ганга вышла из берегов, затопив всю землю ИСККОН. Ачьютананда Свами построил хижину из бамбука и соломы, где вскоре предстояло остановиться Прабхупаде, но вода поднялась так высоко, что Ачьютанаде Свами пришлось жить на балочных перекрытиях. Он написал Прабхупаде, что, если бы не дорога Бхактисиддханты , урон был бы намного больше. Прабхупада ответил:
Да, дорога Шрилы Бхактисиддханты спасла нас. Мы всегда должны уповать на спасительную помощь Его Божественной Милости Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Махараджа Прабхупады. Всегда молитесь Его лотосоподобным стопам. Какого бы успеха в проповеди миссии Господа Чайтаньи по всему миру мы не достигли, это только по Его милости.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.