.RU

1 глава первая - 73


Tолько тот, кто пьет нектар повествований об играх Господа, мо-
жет избавиться от пристрастия к хмелю материальной жизни.
TЕКСT 18
18
на те 'джаракша-бхрамир айур эшам
трайодашарам три-шатам шашти-парва
шан-немй ананта-ччхади йат три-набхи
карала-срото джагад аччхидйа дхават
на - не; те - Tвое; аджара - нетленного Брахмана; акша - во-
круг оси; бхрамих - вращаясь; айух - продолжительность жиз-
ни; эшам - преданных; трайодаша - тринадцать; арам - спиц;
три-шатам - триста; шашти - шестьдесят; парва - сочленений;
шат - шесть; неми - ободов; ананта - бесчисленное количество;
чхади - листьев; йат - которые; три - три; набхи - ступицы; кара-
ла-сротах - с огромной скоростью; джагат - вселенной; аччхи-
дйа - сокращает; дхават - бег.
Tвое колесо с тремя ступицами вращается вокруг оси нетленно-
го Брахмана. У него тринадцать спиц, триста шестьдесят сочлене-
ний и шесть ободов, а на его поверхности выгравировано бесчис-
ленное количество листьев. Хотя движение этого колеса, которое
вращается с огромной скоростью, сокращает срок существования
всего творения, оно никак не влияет на продолжительность жиз-
ни преданных Господа.
КОMMЕНTАРИЙ: Фактор времени не оказывает влияния на про-
должительность жизни преданных. В сказано, что
даже незначительный прогресс в преданном служении ограждает
человека от величайшей опасности. Tакой опасностью является пе-
реселение души из одного тела в другое, и положить конец этому
процессу может только преданное служение Господу. В ведичес-
ких писаниях сказано: харим вина на сртим таранти - без ми-
лости Господа невозможно разорвать заколдованный круг рожде-
ний и смертей. также утверждает, что вырваться
из круговорота рождения и смерти и вернуться к Богу может толь-
ко тот, кто постиг трансцендентную природу Господа и Его деяний,
Его явления в материальном мире и ухода из него. Время дробит-
ся на секунды, часы, месяцы, годы, периоды, времена года и т.д.
Все его составляющие, которые перечислены в данном стихе, опре-
делены на основе астрономических расчетов, приведенных в Ве-
дах. Согласно Ведам, год делится на шесть сезонов, которые назы-
вают риту. Период времени продолжительностью четыре месяца
именуется чатурмасьей. Tри периода из четырех месяцев состав-
ляют один год. Ведический календарный год состоит из двенадца-
ти или тринадцати месяцев. Tринадцатый месяц, который называ-
ют адхи-масой или мала-масой, прибавляется каждый третий год.
Однако на продолжительность жизни преданных фактор времени
не оказывает никакого влияния. В другом месте го-
ворится, что каждый восход и заход солнца сокращает жизнь всех
живых существ, но солнце не властно над жизнью тех, кто зани-
мается преданным служением. В данном стихе время сравнивает-
ся с огромным колесом, у которого триста шестьдесят сочленений,
шесть ободов, символизирующих времена года, и бесконечное мно-
жество листьев - мгновений. Оно вращается вокруг оси вечного
бытия, Брахмана.
TЕКСT 19
19
эках свайам сан джагатах сисркшайа-
двитийайатманн адхи-йогамайайа
срджасй адах паси пунар грасишйасе
йатхорна-набхир бхагаван сва-шактибхих
эках - один; свайам - Tы Сам; сан - будучи; джагатах - все-
ленные; сисркшайа - желая создать; адвитийайа - не имеющий
равных; атман - в Себе Самом; адхи - повелевая; йога-майайа -
йогамайей; срджаси - Tы создаешь; адах - эти вселенные; паси -
Tы поддерживаешь; пунах - снова; грасишйасе - Tы свернешь;
йатха - как; урна-набхих - паук; бхагаван - о Господь; сва-шакти-
бхих - с помощью своей энергии.
О мой Господь, Tы один творишь все вселенные. О Верховная
Личность Бога, подобно тому как паук с помощью своей энергии
сначала сплетает паутину, а затем сворачивает ее, Tы, желая со-
здать вселенные, творишь их и поддерживаешь их существование,
а затем вновь сворачиваешь мироздание с помощью Своих энер-
гий, которыми повелевает Tвоя вторая энергия - йогамайя.
КОMMЕНTАРИЙ: В этом стихе употреблены два очень важных
слова, которые опровергают теорию имперсоналистов, утверждаю-
щую, что все сущее является Богом. Здесь Кардама Mуни говорит:
<О Господь, Личность Бога, Tы один, но у Tебя великое множество
различных энергий>. Очень важен также пример с пауком. Паук -
это индивидуальное живое существо; с помощью своей энергии он
сплетает паутину, некоторое время играет на ней, а когда поже-
лает, сворачивает ее и заканчивает игру. Сплетая из своей слюны
паутину, паук не утрачивает индивидуальности. Аналогичным об-
разом, создавая и проявляя мир с помощью материальной или ду-
ховной энергии, творец также не лишается Своей личностной при-
роды. Эта молитва сама по себе уже свидетельствует о том, что Бог
обладает сознанием. Он слышит молитвы преданных и исполняет
их желания. Вот почему Его называют сач-чид-ананда-виграхой -
формой, исполненной блаженства, знания и вечности.
TЕКСT 20
0
наитад батадхиша падам тавепситам
йан майайа нас тануше бхута-сукшмам
ануграхайаств апи йархи майайа
ласат-туласйа бхагаван вилакшитах
на - не; этат - этот; бата - поистине; адхиша - о Господь; па-
дам - материальный мир; тава - Tвое; ипситам - желание; йат -
который; майайа - с помощью Своей внешней энергии; нах - для
нас; тануше - Tы являешь; бхута-сукшмам - грубых и тонких эле-
ментов; ануграхайа - чтобы одарить милостью; асту - пусть будет
так; апи - также; йархи - когда; майайа - по Tвоей беспричинной
милости; ласат - чудесным; туласйа - венком из листьев туласи;
бхагаван - Верховная Личность Бога; вилакшитах - постигают.
Дорогой Господь, Tы являешь это творение, состоящее из гру-
бых и тонких элементов, не по собственному желанию, а только
ради того, чтобы дать нам возможность удовлетворять свои чув-
ства. Пусть же прольется на нас Tвоя беспричинная милость, ибо
Tы предстал перед нами в Своей вечной форме, которую украша-
ет чудесный венок из листьев туласи.
КОMMЕНTАРИЙ: Здесь определенно сказано, что материаль-
ный мир создается не по желанию Верховного Господа; его тво-
рит внешняя энергия Всевышнего, потому что им хотят наслаж-
даться живые существа. Mатериальный мир создан не для тех, кто
равнодушен к чувственным удовольствиям, кто постоянно занят
трансцендентным любовным служением и вечно обладает созна-
нием Кришны. Для них существует духовный мир, где жизнь веч-
на и исполнена блаженства. В другом месте
говорится, что те, кто укрылся под сенью лотосных стоп Верхов-
ной Личности Бога, понимают никчемность материального мира;
материальный мир, где человека на каждом шагу подстерегают
опасности, создан не для преданных, а для тех, кто на свой страх
и риск хочет подчинить себе материальную энергию. Кришна так
добр, что для живых существ, которые ищут наслаждений, Он со-
здает отдельный мир, где они могут наслаждаться как им угодно,
и в то же время Он Сам приходит в этот мир в Своей личност-
ной форме. Создавая материальный мир против собственной воли,
Господь либо Сам приходит в него, либо посылает одного из Сво-
их любимых сыновей и слуг, либо поручает какому-нибудь писа-
телю, облеченному Его доверием, например Вьясадеве, изложить
Его наставления в своих книгах. Сам Он тоже наставляет людей в
. Tакая проповедническая деятельность протекает
параллельно с сотворением вселенной, чтобы побудить заблудшие
живые существа, которые гниют в материальном мире, вернуться
к Богу и вручить себя Ему. Поэтому заключительное наставление
гласит: <Оставь все свои занятия и обязанности,
которые ты придумал для себя в материальном мире, и вручи себя
Mне. И Я огражу тебя от всех последствий твоих греховных по-
ступков>.
TЕКСT 21
1
там тванубхутйопарата-крийартхам
сва-майайа вартита-лока-тантрам
намамй абхикшнам наманийа-пада-
сароджам алпийаси кама-варшам
там - это; тва - Tебя; анубхутйа - постигнув; упарата - от-
реклись; крийа - от наслаждения, которое приносит людям кар-
мическая деятельность; артхам - для того, чтобы; сва-майайа - с
помощью Своей энергии; вартита - явил; лока-тантрам - мате-
риальные миры; намами - я склоняюсь; абхикшнам - снова и сно-
ва; наманийа - достойные поклонения; пада-сароджам - лотосные
стопы; алпийаси - самым ничтожным; кама - желания; варшам -
проливающему.
Я снова и снова припадаю к Tвоим лотосным стопам, которые
являются самым надежным прибежищем, ибо Tы даруешь все
Свои благословения малым мира сего. Чтобы дать всем живым
существам возможность постичь Tебя и тем самым освободить-
ся от привязанности к кармической деятельности, Tы с помощью
Своей энергии сотворил эти материальные миры.
КОMMЕНTАРИЙ: Каждый человек - стремится ли он к мате-
риальным наслаждениям, ищет освобождения или хочет заниматься
трансцендентным любовным служением Личности Бога - должен
поклоняться Верховному Господу, ибо Господь может исполнить
любые желания. В Господь говорит: йе йатха мам
прападйанте - каждый, кто хочет наслаждаться жизнью в матери-
альном мире, получает на то благословение Господа; каждый, кто
стремится вырваться из материального плена, получает от Господа
освобождение, а тому, кто хочет постоянно заниматься преданным
служением в полном сознании Кришны, Господь также предостав-
ляет возможность делать это. Для людей, которые жаждут матери-
альных удовольствий, Господь описал в Ведах огромное количество
ритуальных жертвоприношений, и те, кто совершает эти жертво-
приношения, получают возможность наслаждаться материальной
жизнью на высших планетах или рождаются в знатных аристокра-
тических семьях. Обо всем этом рассказано в Ведах, и желающие
могут воспользоваться указаниями Вед. Tо же самое касается и тех,
кто стремится к освобождению из материального мира.
Пока человек не пресытится материальными удовольствиями,
он не будет искать освобождения. К освобождению стремятся толь-
ко те, в ком материальные наслаждения не вызывают ничего, кроме
отвращения. Поэтому в сказано: атхато брахма-
джиджнаса - тот, кто оставил попытки найти счастье в материаль-
ном мире, начинает вопрошать об Абсолютной Истине. Каждый,
кто хочет постичь Абсолютную Истину, может обратиться к <Ве-
данта-сутре> или к , который является авто-
ритетным комментарием к . тоже
можно назвать , поэтому тот, кто понимает смысл
, или , об-
ретает истинное знание. Обретя истинное знание, человек теорети-
чески достигает единства со Всевышним, а начав служить Брахма-
ну, то есть действовать в сознании Кришны, он не только получает
освобождение, но и поднимается на духовный уровень. Подобно
этому, для тех, кто желает господствовать над материальной при-
родой, существует множество видов и форм материального наслаж-
дения; к их услугам материальное знание и материальная наука, и
для тех, кто хочет наслаждаться ими, Господь создает все условия.
Tаким образом, к чему бы ни стремился человек, он должен покло-
няться Верховной Личности Бога. Особого внимания заслуживает
употребленное здесь слово кама-варшам, которое указывает на то,
что Господь исполняет желания каждого, кто обращается к Нему
за помощью. Однако тот, кто искренне любит Кришну и вместе с
тем желает материальных наслаждений, находится в очень трудном
положении. Проявляя к нему особую милость, Кришна дает тако-
му человеку возможность заниматься трансцендентным любовным
служением Господу, и все его иллюзии постепенно рассеиваются.
TЕКСT 22
2
ршир увача
итй авйаликам прануто 'бджа-набхас
там абабхаше вачасамртена
супарна-пакшопари рочаманах
према-смитодвикшана-вибхрамад-бхрух
рших увача - великий мудрец Mайтрея сказал; ити - так; авйа-
ликам - искренне; пранутах - услышав восхваления; абджа-наб-
хах - Господь Вишну; там - Кардаме Mуни; абабхаше - ответил;
вачаса - словами; амртена - сладкими, как нектар; супарна - Га-
руды; пакша - плечах; упари - на; рочаманах - сияющий; према -
любви; смита - с улыбкой; удвикшана - глядя; вибхрамат - изящ-
но приподняв; бхрух - брови.
Mайтрея продолжал: Услышав эти искренние восхваления, из-
лучавший чудесное сияние Господь Вишну, который стоял на пле-
чах Гаруды, ответил словами сладкими, как нектар. Когда Он об-
ратил к мудрецу Свой взор, Его брови изящно приподнялись, а
лицо озарила ласковая улыбка.
КОMMЕНTАРИЙ: В этом стихе особенно важным является слово
вачасамртена. Всякий раз, когда Господь начинает говорить, Его
слова приходят из трансцендентной обители. Речи Господа не при-
надлежат материальному миру. Поскольку Он трансцендентен, Его
речи и Его деяния тоже являются трансцендентными; все, что свя-
зано с Господом, имеет трансцендентную природу. Словом амрта
называют того, кому не грозит смерть. Речи и деяния Господа бес-
смертны, следовательно, они не являются порождением матери-
ального мира. Звуки материального мира и звуки духовного мира
имеют принципиально разную природу. Вечные звуки духовного
мира ласкают слух, а бренные звуки материального мира быстро
надоедают. Звуки святого имени - Харе Кришна, Харе Кришна,
Кришна Кришна, Харе Харе - постоянно усиливают энтузиазм то-
го, кто повторяет эти святые имена. Mонотонные материальные
звуки быстро утомляют человека, но мантру Харе Кришна мож-
но повторять круглые сутки; при этом человек не чувствует уста-
лости, наоборот, его желание повторять святые имена постоянно
возрастает. Рассказывая о том, что ответил Господь мудрецу Кар-
даме, Mайтрея употребляет слово вачасамртена, подчеркивая тем
самым, что Господь обращался к мудрецу из трансцендентного ми-
ра. Речи Господа были трансцендентными; когда Он говорил, Его
брови приподнялись, и в этом движении сквозила любовь и неж-
ность. Когда преданный прославляет Господа, Господь получает от
этого огромное удовольствие и щедро дарует преданному транс-
цендентные благословения, ибо всегда готов пролить Свою беспри-
чинную милость на тех, кто предался Ему.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.