.RU

1. Психология труда как область реалии, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия - 12


Факт "соответствия — несоответствия" человека требованиям трудового поста имеет сложную структуру. Наиболее очевидны признаки физической тяжести работы, временных и пространственных ее ограничений, а также производные от них (требования к скорости действий, к перенесению скоростных перегрузок, недостаток движений, невесомость). Так, если приходится поднимать, опускать, передвигать очень тяжелые предметы, с трудом дотягиваться до рычагов управления или прилагать к ним большие усилия, принимать решения и действовать очень быстро, укладываясь в доли секунды, то феномены "соответствия — несоответствия" человека и работы замечаются сравнительно легко как самим работником, так и окружающими.
Менее очевидны, но не менее "коварны" по последствиям факты, относящиеся к процессам познавательной деятельности. Если, например, человеку практического склада ума приходится решать теоретические задачи, да еще находиться среди теоретиков, а человеку с недостаточно развитым "социальным интеллектом" (способностью разбираться в людях, их состояниях и взаимоотношениях) приходится решать задачи по оптимизации отношений в коллективе, если, например, шкалы приборов, показания которых надо быстро и ответственно считывать, мелки, плохо различимы, слишком удалены от глаз работника, вынужденного находиться на определенном месте, то возникающие при этом трудности могут рассматриваться и самим работником, и окружающими как нечто вполне естественное ("труд труден") и не стимулировать к оптимизации эргатической системы. В то же время объективная цена этих, казалось бы, само собой разумеющихся трудностей может быть очень высокой (низкая эффективность большой производственной системы, аварии, травмы, "развал" коллектива, сообщества и пр.).
Еще менее очевидны факты "соответствия — несоответствия" работы и работника в связи с характеристиками личностных качеств человека — его идеалами, убеждениями, потребностями, характером, хотя именно эти психические регуляторы наиболее существенным образом определяют "крутые повороты" человека на профессиональном жизненном пути. От плохой досягаемости кнопки на пульте или "тугой" рукоятки никто менять профессию не станет, а вот от разочарования в трудовом коллективе, от рассогласования тех или иных твердых взглядов (убеждений), моральных, понятий, представлений — да.
Наиболее общими признаками соответствия человека работе являются;

а)

ее успешность,

б)

удовлетворенность человека избранным трудовым путем,

в)

преобладание благоприятных функциональных состояний человека в ходе трудовой деятельности (таких, как хорошая внутренняя мобилизованность, бодрость, хорошее самочувствие, положительные эмоциональные переживания от контактов с предметной и социальной средой).

5. Основные понятия психологии труда.


5.1. Объект и предмет труда.


Объект труда – это внешне представляемая осязаемая реальность, с которой приходится иметь дело профессионалу на его трудовом посту.
Предмет труда – это набор взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, выделяемых самим субъектом и как бы противостоящих ему в труде. Этот набор свойств, признаков не обязательно совпадает с признаками и свойствами одного конкретного вещественного объекта, выделяемого неспециалистами (обыденным сознанием), а сами эти свойства, признаки могут быть очень разнообразными – явными и скрытыми, статичными и изменчивыми, связанными для субъекта труда, профессионала в некоторую систему. Например, для агронома предметом его видения может выступать растение в неразрывной системной связи с именно его средой произрастания, тогда как для неспециалиста это могут быть просто «травка», «всходы», «цветочек» сами по себе и пр.
Предмет, предметная область труда – система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно или практически оперировать на определенном трудовом посту.
Как и в отношении целей труда, здесь приходится различать заданный и субъективно принятый предмет труда.

5.2. Цели труда.


Цели, представления о конечном результате, эффекте труда фиксируются в обществе посредством образцов соответствующей работы, их изображений, описаний, формулировки общих требований к ним.
В некоторых профессиях специфика труда такова, что его продукт является не заданным, а искомым. Поэтому цель может быть сформулирована лишь в виде общих требований, положений или даже пожеланий. А в некоторых областях труда цель может задаваться очень точно и жестко – требуется нечто сделать строго по заданным параметрам, область же творчества переносится в сферу способов и средств достижения цели.
Следует отличать цели, характеризующие трудовой пост, и цели, характеризующие занятого на нем определенного человека. Различают цели объективные (т.е. социально фиксированные, объектные) и субъективные (субъектные, присущие субъекту), возникающие у отдельного человека, в частности, под влиянием конкретных жизненных, производственных ситуаций, личных или групповых мотивов, побуждений, интеллекта. Общественная миссия и, следовательно, цель труда, с точки зрения общества, может быть одной, а для работника – неожиданно другой. Такие рассогласования субъективных (субъектных) и объективных целей возможны в самых разных профессиях и должны учитываться при построении систем профессионального образования, воспитания профессионала.

5.3. Средства, орудия труда и их основные разновидности.


Вещественные средства, орудия труда:

  1. Средства познания (приема, получения, «добычи», обработки информации).

  1. Средства воздействия на предметную ситуацию.

(Ручные (молоток, топор, коловорот), механизированные (пневматический молоток, электродрель), машины с ручным управлением (экскаватор, подъемный кран, бульдозер), автоматизированные и автоматические системы, аппараты для осуществления длительных, непрерывных процессов (ткацкий станок, дрожжерастительный аппарат, робототехнологический комплекс).
Внешние функциональные средства труда

  1. Выразительные средства поведения, речи человека как субъекта труда (например, в работе руководителя, педагога, актера, диктора – интонации речи, позы, жесты, выражение лица).

  2. Организм человека как субъекта труда, его некоторые системы, органы (например, в работе педагога-тренера, артиста балета, акробата).

Внутренние функциональные средства труда

  1. Невербальные (мысленные эталоны, образцы вещественных результатов или их отдельных признаков, наглядные мысленные схемы-планы трудовых процессов).

  2. Вербальные (удерживаемые в памяти правила, профессиональные «заповеди», последовательности самоинструкций).

Внутренние средства могут быть и общезначимыми, и индивидуально своеобразными, уникальными, что является одним из важных условий профессионального мастерства.
В работе каждого профессионала фактически используется целая система внешних и внутренних средств. Существует определенная непростая зависимость между составом тех и других – чем меньше при прочих равных условиях выражены внешние средства и чем они проще технически, тем более сложной оказывается система средств внутренних, тем более высокие требования к ней и, следовательно, к квалификации работников предъявляются. И наоборот, весьма сложные автоматизированные или автоматические средства труда могут настолько высвобождать человека от трудовых функций, что он мог бы сидеть "«ложа руки"»(т.е. практически может быть заменен работником с более простым арсеналом внутренних средств).

5.4. Объективные и субъективные условия труда.


Группу «предметных» условий труда можно обобщенно упорядочить в виде такого перечня:

Существуют внутренние, психологические условия труда, от которых в немалой мере зависит как успешность работы, так и удовлетворенность ею со стороны самого трудящегося. Если условиями считать те реальности, от которых так или иначе зависят функционирование и развитие человека как субъекта труда, то правомерно признать, что в функции внутренних и именно психологических условий соответствующих –явлений, процессов могут выступать все психические регуляторы и факторы труда. В этом необозримом множестве практически целесообразно обращать внимание прежде всего на относительно устойчивые особенности человека. К внутренним условиям, обстоятельствам относятся не только построение образа будущего результата деятельности и некоторое «вынашивание» представлений о путях и способах, вариантах достижения этого результата, но и эмоциональная преднастройка к работе, и все то, что психолог может назвать способностями, и общее сознание защищенности в обществе, уверенности в завтрашнем дне, и удовлетворенность ситуацией в семье, «дома», и стойкие особенности темперамента, и многое другое, включая и некоторый образ окружающего мира вообще

5.5. Трудовые действия.


Действие - совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели.
В состав действия входят: способность представлять цель; способность произвольной регуляции; способность усвоить и осуществить исполнительные операции.
Уровни макроэлементов действия.
Способность отражения действительности на сенсорном, перцептивном, репрезентативном уровнях, способность к осуществлению исполнительных актов на познавательном, исполнительном уровне, уровне самооценки и саморегуляции параметров действия.
Аттенционные действия (свойства): профессионально важные свойства внимания - интенсивность концентрации, устойчивость, быстрота переключения, широта распределения - по-разному используются в различных профессиях.
Классификация действий.
Сенсорно-перцептивные действия: цель их сводится к получению непосредственного знания об отдельных свойствах или целостных объектах.
Мнемические действия: цель их - выбрать те связи в объекте или между объектами, которые понадобятся человеку в будущем.
Логические действия: получение новых неявных, скрытых знаний, недоступных органам чувств.
Имажинитивные действия: мысленная перестройка конкретных связей, отношений объектов с целью создания новых образов (имаго - по латыни означает “образ”, “подобие”).
Выделяют следующие разновидности мысленного преобразования представлений:
1 Комппенсирование: выделение самостоятельных узлов и объединение в одно связное целое (зерноуборочный комбайн объединил косилку и молотилку).
2 Реинтегрирование: исходя из одной важной детали, “ядра”, достраивают образ объекта (электрический двигатель (электрокар) с соответствующей конструкцией).
3 Концентрирование: сочетание объектов на основе включения одного объекта в другой (наливная ручка, встроенная мебель).
4 Расчленение и элеменирование (исключение элементов целого): вместо наборной доски - шрифт.
5 Перестановка: баржа вместо того, чтобы тянуть, толкает груз, двигатель в самолете переставили назад, что дало эффект в скорости.
6 Замещение: объект заменяется другим, сходным по назначению, дающим лучший эффект: замена металлических шестерен пластмассовыми, бензинового двигателя - электрическим в кинопроекторе.
7 Перенос: из одной целостной системы ее частей в другую целостную систему (плавка в вакууме, литье под давлением).
8 Признание сходства: подобия по форме, материалу, устройству, научно-технологическому принципу (форма судна у водоплавающей птицы).
9 Противопоставление: поиск признаков, противоположных известным.
10 Трансформация (преобразование формы).
11 Гиперболизация.
12 Миниатюризация.
Интерперсональные действия:
Осуществление межличностных отношений на виды:
1) Коммуникативные - установление и поддержание контактов.
2) Организационно-педагогическое воздейсвтие на людей.
3) Поступки - действия, выражающие позицию человека по отношению к людям, вещам.
Действия контроля и самоконтроля: направлены на избегание ошибок.
Виды ошибок:
1 Ошибки незнания (глупый).
2 Ошибки заблуждения (упрямый).
3 Ошибки отношения (ленивый).
4 Ошибки контроля (невнимательный)

5.6. Деяние как единица психологического анализа труда.


Деяние - целостный цикл трудовой деятельности, имеющий целостную психологическую структуру.
В состав деяния входят: общие способности (активность, саморегуляция); мировоззрение; профессиональные личные планы; характер; ориентировка в жизненной ситуации; ориентировка в области своей профессиональной деятельности; сознание своего Я; волевые качества, обеспечивающие исполнение замыслов; специальные способности; мотивы деятельности; общая трудоспособность; гражданская воспитанность.

5.7.Профессия и специальность (Некоторые вопросы психологии профессий).


Термин "профессия" в специальной литературе употребляется в наши дни по крайней мере в четырех разных значениях, и поэтому приходится всякий раз определять, о чем идет речь. Рассмотрим типичные высказывания: "Эта профессия требует от человека усидчивости", "Представители данной профессии должны быть общительными", "У него есть профессия", "Чтобы описать профессию, нужно наблюдать профессионала на его рабочем месте".
В приведенных утверждениях интересующее нас слово употреблено соответственно в следующих значениях. 1. Область приложения сил человека, или, если избежать слова "силы", область, в которой человек осуществляет свои трудовые функции. 2. Общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями. 3. Подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация), присущая человеку, благодаря которой он оказывается в состоянии выполнять определенного рода трудовые функции. 4. Деятельность, работа профессионала, т. е. сам "живой" распределенный во времени процесс реализации трудовых функций.
Все эти варианты понимания термина правомерны в том смысле, что каждому из них соответствует вполне определенная реальность. Более того, все обозначаемые рассматриваемым термином реальные многопризнаковые системы взаимосвязаны, и, таким образом, термин всякий раз употребляется "по делу".
Профессия как социально фиксированная область возможного осуществления определенных трудовых функций существует в виде множества трудовых постов, распределенных в обществе. Каждый такой трудовой пост может быть и вакантен, т. е. может существовать как бы "без человека", но даже и в этом случае он потенциально предъявляет некоторый комплекс требований к тому человеку, который намеревается этот пост занять, или к тому, кем хотят заместить соответствующую вакансию, скажем, руководители трудового сообщества.
Профессия как общность людей относительно независима от соответствующей системы трудовых постов в том смысле, что отдельные люди не перестают быть представителями данной общности профессионалов как в свободное от работы время, так и при перемене места работы. Они характеризуются определенным самосознанием, складом личности, ума (менталитета) с соответствующими социально типичными, профессионально типичными и индивидуально своеобразными чертами. У каждого из нас есть интуитивное представление о типичном биологе, инженере, учителе, бухгалтере, музыканте и т.д. Психологические проблемы профессиональных общностей изучены в нашей науке пока еще мало. Разработка этих проблем имеет важное значение для информационно-психологического обеспечения практики руководства профессиональным самоопределением, воспитания будущих профессионалов. Выбрать профессию — это не только облюбовать себе будущую работу, но и влиться в определенную общность людей с их специфической субкультурой, принять и соответствующий образ мыслей, и образ жизни.
Вопросы подготовленности, профессиональной квалифицированности человека разрабатываются прежде всего в профессиональной педагогике (обычно — в нормативном плане, т. е. как бы безотносительно к определенным людям, — в ответ на вопрос: "как должно быть?"). Психологический подход к этому делу должен давать ответы на вопросы такого рода: "Какова психологическая структура профессионального мастерства, профессионализма, каковы условия его формирования в зависимости от личных качеств человека?" Соответствующие проблемы ставятся и решаются в контексте психологических основ трудового обучения, профессионального образования, индивидуального стиля деятельности [61], [71], [109], [217], [283], [293], [305], [325], [331], [348], [355], (365], [373]; особое внимание вопросам профессионализма человека в возрасте зрелости уделяется в относительно новой отрасли знания — акмеологии [2], [9], [33], [34], [80], [167].
Психологические проблемы деятельности на материале разных профессий представлены в нашей науке относительно полно. При этом наиболее повезло в последние десятилетия различным видам операторского труда, в связи с анализом которых возникла и бурно развилась инженерная психология (см., например, [27], [45], [81], [101], [102], [130], [172], [188], [260 - 262], [343], [350] и др.). Она иногда даже противопоставлялась психологии труда. По верному утверждению Ю.К. Стрелкова, "инженерная психология сосредоточена на проектировании, изучении и преобразовании сложных человеко-машинных систем" [318].
В тех случаях, когда профессия понимается как деятельность, распространенным подходом часто оказывалось рассмотрение деятельности как самостоятельной сущности: бессубъектных информационных процессов, функций или функций, выполняемых как бы неким стандартным (усредненным) субъектом. Важной и нелегкой задачей здесь являются, в частности, культивирование так называемого личностного подхода, рассмотрение проблем деятельности и личности в их единстве. Необходимым звеном профессиональной культуры работника, занятого в сфере человеческих факторов труда, производства, является обзорная ориентировка в мире профессий. В связи с этим ниже будет кратко изложена одна из возможных классификаций профессий. В основание первого яруса классификации положен признак предмета (предметной области) труда. Принимая во внимание не вызывающее особых споров понимание развития форм материи и представление о типах объектных систем, с которыми взаимодействует в профессиональном труде человек, можно выделить пять типов профессий. А принимая во внимание основные уровни профессиональной подготовки в каждом случае, можно в пределах каждого типа выделить по три разновидности.В результате мы получим некоторое общеориентирующее системное представление мира профессий, упорядоченного в виде пятнадцати подтипов, или зон (табл. 2.1). С остальными ярусами рассматриваемой классификации можно ознакомиться по литературе [140], [149], [156].
Приведем краткие примеры описаний профессий — профессиограмм (для целей общего профессионального просвещения молодежи), представляющих первые пять подтипов в соответствии с табл. 2.1.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.