.RU

Виктор Клименко «О мальчике который умел летать…» - 114

52.


Чтобы лучше понимать различие между гением и талантом, рассмотрим это на примере Моцарта и Сальери (по маленькой трагедии Пушкина). С Моцартом все ясно; как говорят, в музыке он бог (значит - творец), но поскольку до сих пор творцов и гениев не различали, не будем отступать от текста - пусть будет гений.
Что мы знаем о Сальери? Вот его самохарактеристика (творческая): «Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию». Говорит ли это о таланте? Нет. Зато дальше читаем: «Два, три дня, позабыв и сон и пищу, вкусив восторг и слезы вдохновенья, я жег мой труд и холодно смотрел, как мысль моя и звуки, мной рожденны, пылая, с легким дымом исчезали». Из этого видно, что 1) он смело шел навстречу дискомфорту и преодолевал его; 2) познал вдохновение; 3) его интересовал не результат, а процесс - сжечь рукопись для него ничего не стоило.
Значит, бесспорно, талант.
Но, может быть, выше? Быть может, все же гений? Ведь не зря же в разговоре о Бомарше Моцарт ему говорит: «Он же гений, как ты да я». А гений не ошибается! И льстить Сальери ему было ни к чему. Так где же истина?
Она и там - и там. Сальери трудился на уровне таланта - и тут правы мы; но Моцарт в его музыке гораздо больше, чем сам Сальери, музыка друга рождала в Моцарте проблемы - вот почему он их адресовал источнику. Здесь нет противоречия, как нет перегородки между талантом и гением. Они в одном диапазоне - вот почему Моцарт видит в Сальери ровню.
Кстати, по той же причине Моцарт приводит с собою из трактира старого слепого музыканта. Если б старик играл просто плохо - Моцарт бы не остановился: дискомфорт внешний, дискомфорт, рождающий задачи, - гений решает походя. А Моцарт привел старика с собою: «Из Моцарта нам что-нибудь!» Значит, в этих обломках своей - давно завершенной и всемирно знаменитой музыки («Свадьба Фигаро»!) - он ощутил проблему. Иначе говоря: потребность музыку писать.
А что же Сальери? Ведь они в одном диапазоне; отчего же он смотрит на Моцарта снизу вверх - «Священный дар», «Бессмертный гений»?
Его беда была в том, что, поверив алгеброй гармонию, он целостность гармонии разложил на элементы. Каждый из этих элементов был совершенен (например, «золотое сечение»), но, вырванные из целого, они становились шаблонами. Совершенными, но шаблонами. Следовательно, Сальери (кстати, он этого и не отрицал) именно шаблонами работал.
Напомним, что такое шаблон. Это материализованная мысль. Либо число, либо мерка - неизменные, независимые от обстоятельств (не зря ведь по ступенькам шаблонов Сальери намеревался подняться к вечности!).
Целостность гармонии разложить на элементы можно (правда, при этом исчезнет объединяющая их жизнь). Но вот обратное действие - получение целостной гармонии из элементов - еще не удавалось никому. И в этом был просчет Сальери. Утверждая: «музыку я разъял, как труп», - он имел в виду только материю музыки, ее ткань, звуки, мелодии, ритмы, тембры, темпы. При этом он надеялся, что, имея идею, он соберет вокруг нее эти элементы - и вновь получит музыку...
Не вышло.
Потому что, соединив все элементы гармонии, он получил труп.
Что разъял - то и получил.
Жизнь он не учел. Но даже если б и учитывал - мог ли бы он ею оживить совершенный труп?
Нет.
Потому что выбранный им инструмент исключил жизнь. Мысль ее исключает. Потому что мысль - это фиксация. Это конец. А жизнь текуча; она - процесс. И чтобы она жила в музыке, музыка должна строиться на материале не мысли, а чувства. Чувство, которое есть гармоническая целостность и которое целостная гармония и может материализовать.
Вот почему Сальери не мог постичь секрета Моцарта. Чувства, материализованные Моцартом, бесконечны, а мысли, на которые рассчитывал Сальери, - ограниченны.

53.


1. Талант обнаруживает - и называет - неизвестное в известности.
Гений ощущает в себе дискомфорт, рожденный совершенной гармонией, и материализует ее в веществе природы.
Творец пользуется всем веществом природы, материализуя в нем свою душу.
2.
Талант культивирует природу?
Гений работает как сама природа.
Творец создает вторую природу. Духовную.
3.
Человек обладает двумя видами памяти: родовой и видовой.
Родовая - это память генотипа. Она содержит информацию о развитии нашего тела и животном поведении. Души в ней нет.
Видовая - это память человечества. Она содержит информацию о всем опыте человечества - положительном и отрицательном; о правилах игры в жизнь; о смысле самой жизни. Душа материализуется из этой памяти.
Если бы не было второй природы, каждое поколение проходило бы путь от нуля до некой высоты - и прогресса бы не было. Благодаря второй природе мы воспринимаем опыт предыдущих поколений и имеем возможность идти дальше.
Но не всегда и не все.
Каждый из нас, родив ребенка, получает шанс стать творцом.
Если ребенок вырастет среди второй природы, но рабом - он будет владеть словом, но это будет всего лишь говорящее животное.
Если ребенок будет воспитан на идеях Истины, Добра и Красоты и слово, которое он усвоит, будет наполнено смыслом, - это будет человек.
Значит, мы творим не когда зачинаем, кормим и защищаем, - творим, когда воспитываем.
4.
Мы привели пример с творением человека, во-первых, для того, чтобы вы поняли принцип этой работы, и, во-вторых - чтоб вы знали, какая высокая миссия на вас возлагается, когда вы становитесь родителем.
Не для утешения, а так оно и есть: если вы воспитали в ребенке жажду смысла, жажду созидания - вы прожили свою жизнь не зря. Она наполнена смыслом. Вы выполнили предназначение природы.
5.
Родитель творит человека.
Созидатель на вершине своих возможностей творит вторую природу. И любой творец - в этом главная его особенность - создает антиэнтропийный процесс.
Повторяем: он одухотворяет продукт своей работы, материализует в нем свою душу.
Творец - это идеальное сочетание ЭПК при максимальном энергопотенциале.
И чтоб совсем коротко:
Творец - это человек, одухотворяющий природу.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.