.RU

Первичные - вторичные Группы членства - референтные - Учебно-методический комплекс минск Изд-во миу 2005

^

Первичные - вторичные

Группы членства - референтные

Формальные - неформальные

ложилась и определенная классификация малых групп.

Первичные группы

– группы непосредственных контактов (семья, друзья, соседи и т.д.).

Вторичные группы

– группы без непосредственных контактов. Для общения используются посредники, средства связи.

Формальные малые группы

– четко заданные позиции членов групп. Они прописаны групповыми нормами, строго распределены роли (спортивная команда, школьный класс и др.). Форма власти – руководство.

Неформальные

– как правило, возникают внутри формальных на базе общности межличностных интересов и потребностей. В них отсутствуют взаимоотношения по вертикали. Форма власти – лидерство.

Группы членства

– малые группы в которые индивид входит реально.

Референтные малые группы

– группы в которые индивид реально не включен, но групповые нормы которых он принимает как свои и сравнивает свой статус со статусом членов этой гшруппы.
В

Взаимоотношения


^

Групповое устремление


Групповое мнение


Групповое настроение

Традиции

.Г. Крысько выделяет следующие компоненты психологической структуры малых групп.

Под взаимоотношениями

он понимает межличностные отношения членов группы. Он предпринял попытку выделить основные виды и принципы взаимоотношений.





Под групповым мнением

понимается интегрированность оценочных суждений большинства членов группы, на проблему затрагивающую их интересы. Групповое мнение выполняет определенные функции, может быть формальным, неформальным, позитивным и негативным.

Сигнальная



Оценочная



Стимульная



Групповые устремления –

совокупность целей, задач, потребностей, мотивов, интересов, основных ценностных ориентаций членов группы определяющих основные виды и направления групповой деятельности. Групповые устремления могут быть узко корпоративными и общественно значимыми, также позитивными и негативными. Они также как и общественное мнение выполняют ряд функций.

^ Г

Повышают эффективность групповой деятельности



Снижают эффективность групповой деятельности


рупповое настроение
– интегрированная совокупность эмоциональных переживаний свойственная большинству членов группы и влияющая как на все стороны функционирования группы, та и каждого ее члена. Следует подчеркнуть, что коллективное настроение динамично и обладает большой силой воздействия.

Традиции -

исторически сложившиеся и принимаемые большинством группы стереотипы и правила поведения, которые стали внутренней потребностью каждого члена группы. Традиции свидетельствуют о стабильности и уровне развития группы. Традиции могут носить позитивный, либо негативный характер. Негативную традицию устранить административными методами практически невозможно, ее можно заменить позитивной традицией. Традиции воплощают в себе определенные групповые ценности. Семейные традиции – являются воплощением семейных ценностей.

^ 3. «Динамические социально-психологические процессы в малых группах».


Под групповой динамикой понимается совокупность динамических процессов происходящих одновременно в группе в определенный период ее существования.

Групповое


давление



Групповое


сплочение



Принятие группового решения



Лидерство



Процессы


образования


Способы образования реальных естественных малых групп весьма различны определяются как внутренними, так и внешними факторами. Параметры малой группы задаются определенными потребностями общественного разделения труда. Основной причиной объединения людей в малые группы удовлетворение потребности в совместной деятельности.
Феномен группового давления обуславливает феномен конформизма (приспособления). Конформность – конформное поведение результат социального влияния т.е. социального давления. Она появляется тогда – когда возникает конфликт между мнением индивида и групповым мнением и это противоречие разрешается в пользу последнего. Мера конформности – это мера подчинения индивида группе в том случае когда противопоставление мнений воспринимается индивидом субъективно и возникает конфликтная ситуация, как специфическая форма группового взаимодействия. Сходным понятием выступает единообразие - но его отличие заключается в том, что принятие определенных стандартов не является результатом группового давления. Конформость тесно связана с таким понятием, как внушаемость.
В

^ Социальные статус и роль индивида



Социальный опыт группы и индивида



Уровень


самооценки



Дефекты


восприятия



Состав


группы



Значимость объекта, к которому формируется отношение



Характер


ситуации



Значимость для индивида самого мнения


нушаемость наиболее ярко проявляется в ходе обсуждения какой то проблемы, в ходе чего возникает групповая норма которой подчиняются индивиды – аутокинетический эффект (позиции совпадают но необязательно норма (решение) будет верным), что и является предпосылкой возникновения конформности.

Уровень


самосознания



^ Внутригрупповая внушаемость



Коллективистское


самоопределение



Конформность



Внутригрупповая внушаемость

– бесконфликтное принятие мнения группы.

Конформность

– осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.

Коллективистское самоопределение

- относительное единообразие в результате сознательной солидарности индивида с оценками группы.
Следует отметить, что групповое давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство.
Когда давление оказывает большинство группы это нормативное влияние и индивид воспринимает мнение группы как норму.
Информационное влияние – давление меньшинства группы – индивид рассматривает это мнение как информацию на основании которой он может сделать для себя тот или иной выбор. Психологический механизм влияния большинства и меньшинства различен.

Большинство

«давит» нормой, подчиняя себе мнение индивида, он вынужден менять свое поведение демонстрируя внешне согласие, оставаясь внутренне при своем мнении –

внешний конформизм.


Меньшинство –

предлагает индивиду информацию. Если индивид ей доверяет, он меняет свое мнение, происходит его «обращение» в новую точку зрения –

внутренний конформизм.


Групповая сплоченность

– система межличностных отношений, имеющая эмоциональную основу. Уровень групповой сплоченности определяется при помощи социометрической методики. Социометрия - метод социальной психологии (предложен Дж.Морено), позволяющий выразить количественно, графически структуру межличностных отношений в группе исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.

Социометрический критерий - ценностное суждение, моделирующее тот или иной вид деятельности и позволяющее более определенно выразить симпатии и антипатии личности к окружающим при социометрическом опросе. Примером социометрического критерия может быть вопрос: "С кем бы из товарищей по учебе Вы хотели бы в дальнейшем вместе работать?"
Таким образом определяется процент взаимных выборов основанных на взаимных симпатиях и антипатиях. При помощи социометрической методики определяется «индекс групповой сплоченности».

& r(+)


r



1/2N(N – 1)


С

гр

.=


Где :
Сгр.- групповая сплоченность;
r (+) – положительные выборы;
N – число членов группы.

^ Частота взаимодействия



Удовлетворенность членством в группе



Стиль руководства



Результат групповой деятельности



Наряду факторами влияющими на групповую сплоченность выделяют три ее основных уровня.


Лидерство и руководство.

Лидерство – психологическая характеристика поведения определенных членов группы.

Лидер

(от английского. leader - ведущий) - член группы с наивысшим социометрическим статусом, за которым признается особая роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности. В психологии сложилась определенная классификация лидерства. Лидер также может быть формальным (закрепленным юридически, назначенным) и неформальным (реально признаваемым коллективом). Лидерство это отношения доминирования и подчинения в системе межличностных отношений в группе.

^ По содержанию деятельности


(организатор, программист,


исполнитель)




По сфере проявления активности


(универсальный, ситуативный)



^ По направленности деятельности


(эмоциональный, деловой)



Р

^ Регуляция межличностных отношений



Регуляция официальных отношений



Четко определены санкции по отношению к подчиненным



Более


стабильно



Чаще назначается, иногда избирается



Проявляется в условиях макросреды



^ Проявляется в условиях микросреды



Возникает, как правило, стихийно



Менее


стабильно



Не имеет четко определенных санкций



Свобода в принятии решения


уководство
в большей степени социальная характеристика отношений в группе, с точки зрения распределения ролей подчинения и управления.

^ Сложный процесс принятия решения



Представляет организацию (группу) во вне



Сфера деятельности – малая группа


Руководитель группе навязывается



Принимается группой доббровольно



В социальной психологии выделяют три основных стиля лидерства, иногда их переносят и на руководство.

Следует подчеркнуть, что нет абсолютно хороших или плохих стилей. Руководитель, лидер должны выбирать и сочетать стили исходя из специфики деятельности, складывающейся управленческой ситуации с учетом своих индивидуальных психологических особенностей.

Принятие группового решения.

Принятие решения – функция руководителя. Но более сложная функция – организация группы на его выработку и принятие. Групповое решение, как правило, более эффективное. Принятию группового решения предшествует групповая дискуссия. При ее организации и проведении необходимо учитывать следующие закономерности:


2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.