.RU

СВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА У ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ



Размышляя о соотношении мышления и эмоций, С. Л. Рубинштейн утверждал, что эмоциональное самочувствие мыслящего субъекта связано с динамикой мыслительного процесса. Согласно Рубинштейну, эмоции человека представляют собой единство эмоционального и интеллектуального, так же как познавательные процессы обычно образуют единство интеллектуального и эмоционального. С. Л. Рубинштейн отмечал, что в норме сознательная познавательная интеллектуальная деятельность тормозит эмоциональное возбуждение, придавая ему направленность и избирательность; при аффектах, т. е. при сверхинтенсивном эмоциональном возбуждении избирательная направленность действий нарушается и возможна импульсивная непредсказуемость поведения (Рубинштейн, 2006).
Современная социальная ситуация сопряжена с высоким риском стрессовых воздействий. Одним из наиболее тяжелых стрессоров по силе своего влияния и характеру проявления негативных последствий является участие в боевых операциях. Отмечается, что личностная переработка боевого опыта представляет собой сложный процесс, последствия которого различны: от полной социальной и психической дезадапатации до формирования определенной жизненной мудрости, уникальной системы нравственных ценностей и значительного конструктивного потенциала, реализуемого с максимальной пользой для социума (Соловьев, 2000).
Согласно этиологической мультифакторной концепции А. Мэрке-ра, выделяется три группы факторов, сочетание которых приводит к возникновению посттравматического стресса (ПТС): 1) факторы, связанные с наличием самого факта травматического события, интенсивностью травмы, ее неожиданностью и неконтролируемостью; 2) факторы, связанные с формой и силой защитных механизмов личности, способностью к осмыслению ситуации и наличием социальной поддержки; 3) факторы риска: возраст к моменту травмати-зации, наличие травматических событий и психических расстройств в анамнезе, низкие интеллект и социоэкономический уровень (Та-рабрина, 2003).
Известно, что восприятие того или иного психологического воздействия как стрессового, непосредственная или отдаленная реакция на это воздействие, а также механизмы совладания с психической травмой во многом зависят от индивидуально-личностных особенностей человека. В частности, Айзенк в своей модели обусловливания неврозов показал, что у людей с высоким нейротизмом и низкой экстраверсией существует большая предрасположенность к неврозам, так как они сильнее реагируют на эмоционально возбуждающие стимулы и дольше сопротивляются угасанию этих реакций (Eysenk, 1953).
В ряде исследований показано, что нейротизм положительно коррелирует с выраженностью посттравматического стресса. Питман и др., изучая возможность прогнозирования ПТСР на основе личностных черт, пришли к выводу, что менее подвержены влиянию травмы активные, энергичные, устойчивые и выносливые люди, в то время как индивиды, имеющие высокие показатели по нейротизму и инт-роверсии, сильнее реагируют на травму (Pitman et al., 1999).
В свете вышеизложенного представляется вероятным, что люди с высоким значением нейротизма нуждаются в больших ресурсах, чтобы справиться с травмой. Поэтому у индивидов с негативной эмоциональностью будет ярче проявлен вклад интеллекта и других характеристик в процесс совладания со стрессом.
Когда говорят об интеллекте, как о некоторой способности, то в первую очередь опираются на его адаптивное значение для человека. По Ж. Пиаже (1999), развитый интеллект проявляется в универсальной адаптивности, в достижении «равновесия» индивида со средой.
Большой интерес представляет собой описанная В. Н. Дружининым (2001) метафора интеллекта как «когнитивного ресурса», в которой показано, что если множество когнитивных элементов, требующихся для представления задачи, больше, чем когнитивный ресурс субъекта, то он не способен построить адекватную репрезентацию ситуации. Говоря в терминах М. А. Холодной (Холодная, 2002), когнитивным ресурсом можно назвать число независимых измерений ментального пространства у данного индивида.
Вероятно, интеллектуальные способности позволяют осмыслить травматический опыт и интегрировать его в структуру личности (Вигура, 2003). Мы предположили, что для лиц с низким нейротизмом, то есть для эмоционально стабильных людей, интеллект не играет большой роли в совладании с травматическим стрессом: уровень внешней стимуляции относительно выносим для них, и травма переживается ими в меньшей степени. Для лиц с высоким уровнем нейротизма характерна высокая реактивность на внешнюю стимуляцию, однако можно предполагать, что при наличии развитого интеллектуального ресурса они будут более успешно справляться с переживанием травмы, нежели лица с высоким нейротизмом и низким интеллектом.
Цель исследования заключалась в изучении взаимосвязи интеллекта и интенсивности посттравматического стресса у комбатантов.
Гипотеза: существует взаимосвязь между уровнем интеллекта и уровнем выраженности посттравматического стресса, опосредованная личностными особенностями комбатантов, в частности, при сочетании высокого нейротизма и высокого интеллекта картина посттравматической адаптации более успешна, чем при сочетании высокого нейротизма и низкого интеллекта.
Методы исследования
Исследование проводилось на базе Центра восстановительной терапии им. М. А. Лиходея (г. Руза). В экспериментальном исследовании приняли участие ветераны боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике без признаков органического поражения головного мозга и психических расстройств, без ранений или с ранениями легкой и средней степени тяжести в анамнезе.
Всего в исследовании приняли участие 155 чел. (добровольцы), мужчины, средний возраст исследуемых составил 41.79 ± 6,26 года. Среди респондентов 97 чел. (63%) имеют высшее образование, 54 чел. (35%) - среднее и среднее специальное образование, 4 чел. (2%) -незаконченное высшее образование.
Методики: 1) Миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций (военный вариант) (Практикум..., 2001); 2) Методика Стандартные Прогрессивные Матрицы Равена (Равен, 2001); 3) Пя-тифакторный личностный опросник NEO-FFI.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.