.RU

4.2. Основные аспекты конкретизации долгосрочных:   Общая цель, к реализации которой направлена подготовка спортсмена,

Общая цель, к реализации которой направлена подготовка спортсмена, лишь тогда приобретает практически конструктивное значение, если обеспечивается ее последовательная конкретизация в виде индивидуализированных целей и входящих в них относительно частных задач на основе знаний закономерностей спортивного совершенствования, соотносимых с фактически складывающимися условиями реализации целей. В качестве основных аспектов конкретизации тут надо предусматривать следующие:
а) аспекты, вытекающие из индивидуальной предрасположенности, спортивной специализации и общей жизненной ориентации. Понятно, что цели и детализирующие их задачи в процессе подготовки спортсмена необходимо конкретизировать применительно к данным исходной диагностики индивидуальной спортивной предрасположенности, избираемому с учетом их направлению спортивной специализации и в зависимости от систематичности оцениваемой динамики индивидуальной спортивной подготовленности. Когда же к исходу первой стадии многолетней спортивной деятельности появляются достаточные основания судить об индивидуальных перспективах спортивных достижений и с учетом этого определяется оправданное место спорта в индивидуальном образе жизни спортсмена, конкретные цели в подготовке различных контингентов спортсменов обычно значительно дифференцируются в зависимости от того, выходят ли они в сферу спорта высших достижений либо ограничивают свою спортивную деятельность рамками общедоступного, ординарного спорта:
До этого разграничения подготовительные цели всех приобщенных к спорту, хотя и отличаются индивидуально в той или иной мере, по сути должны сходиться в главном - в нацеленности на создание и оптимизацию предпосылок будущих достижений путем обеспечения общего подъема уровня функциональных возможностей организма, возможно всестороннего выявления и развития индивидуальных способностей, формирования и совершенствования богатого индивидуального фонда спортивных умений и навыков. В дальнейшем в зависимости от фактически выявляющихся индивидуальных спортивно- достиженческих возможностей, других причин и обстоятельств цели различных категорий спортсменов по их конкретной ориентированности на уровень спортивных результатов становятся все более неоднозначными, Остающиеся в сфере общедоступного спорта, несмотря на то, что они могут иметь сравнительно высокий уровень спортивных притязаний в небезразличных для них состязаниях, так или иначе осознают отдаленность демонстрируемых ими результатов от абсо-

лютных спортивных достижений и раньше или позже вносят определенные ограничения как в соревновательные установки, так и в цели, фактически реализуемые в процессе спортивной подготовки. Спортсмены же, оказывающиеся в сфере спорта высших достижений, нацеливаются и в спортивной подготовке на предельную реализацию своих достиженческих возможностей на уровне, соизмеримом с абсолютными достижениями, соответственно концентрируясь в ней на том, что более всего способствует реализации такой цели;
б) конкретизация целей во времени (в зависимости от времени их реализации, возраста, тренировочного и соревновательного стажа спортсмена). Разумеется, никакая цель не может быть реализована за время, объективно недостаточное для ее реализации. Отсюда и в спортивной подготовке при постановке целей необходимо так соотнести их со временем выполнения и так конкретизировать их, подразделив на парциальные (частичные) цели, задачи, чтобы выполнение их оказалось реально возможным в предусмотренные сроки. Для того же, чтобы осуществить такую конкретизацию, нужно располагать объективными данными хотя бы об их усредненных сроках, необходимых для реализации целей и задач, типичных в спортивной подготовке. По отношению к протяженности этих сроков цели и задачи логично подразделять на долгосрочные (условно к ним можно отнести те, для реализации которых требуются многомесячные, годичные и более протяженные сроки), среднесрочные (реализуемые на протяжении месячных и близких к ним сроков) и краткосрочные (выполняемые в недельные, близкие к ним сроки и в отдельных занятиях).
Известно, что чем больше продолжительность предусматриваемого этапа или стадии подготовки, в расчете на который ставится общая цель, тем, в принципе, меньше вероятность, что подробно намеченные показатели достижения цели совпадут во всех деталях с действительными, то есть с теми, какие реально будут со временем. Поэтому при постановке долгосрочных спортивно-подготовительных целей излишне сразу же во всех подробностях детализировать их. Нужная степень конкретизации их достигается по ходу развертывания подготовки последовательным уточнением и детализацией общей цели в среднесрочных и краткосрочных целях, задачах с опорой на материалы систематического контроля за ходом и результатами подготовки.
Время выполнения долговременных спортивно-подготовительных целей обусловлено многими факторами.
Основные из них это:
во-первых, степень трудностей, с которыми сопряжено выполнение целей;
во-вторых, закономерности возрастного формирования, созревания и последующего развития индивида и индивидуальные особенно-

сти его развития (в частности, особенности динамики сенсетивных периодов развития его физических качеств и связанных с ними способностей);
в-третьих, спортивный стаж, характер индивидуально складывающейся системы спортивной подготовки и участия в соревнованиях, совокупность социальных условий, существенно влияющих на спортивную деятельность.
В силу столь множественной обусловленности времени выполнения дальних целей было бы крайне опрометчиво устанавливать некие стандартные, одинаковые для всех сроки их реализации. Можно, однако, принимать в расчет как примерные ориентиры ряд имеющихся обобщенных данных, помогающих составить представление о временных параметрах спортивной подготовки (об усредненных сроках подготовки к выполнению разрядных нормативов единой спортивной классификации, о возрасте и стаже, благоприятных для спортивных достижений, о продолжительности времени, необходимого для существенного повышения уровня развития тех или иных двигательных способностей и т.д.) внося в них, конечно, индивидуализированные поправки на основе регулярного контроля за развертыванием процесса подготовки и динамикой подготовленности конкретного спортсмена.
Одним из ориентиров тут могут служить приводимые ниже сведения о примерной длительности крупных этапов многолетней спортивной деятельности, составляющие в совокупности три ее последовательные стадии, с наступлением которых долгосрочные подготовительные и соревновательные цели радикально изменяются. -


Стадии и этапы
Примерная длительнот в годах

Стадия базовой подготовки

I этап
- начальный базово-подготовительный (этап приобщения к спорту, первичной спортивной ориентации, общей базовой подготовки)
1-3
11 этап
- основной базово-подготовительный (этап уточнения и начала углубленной спортивной специализации, специализированной базовой подготовки)
2-3

Стадия максимально-реализационная (максимальной реализации индивидуальных с порти вно-дости женческихвозможностей)

III этап
- предкульминационный (этап развертывания углубленной спортивной специализации с возможно полной активизацией спортивной деятельности; у одаренных спортсменов это - и этап перехода к спортивной профессионализации)
2-4
IV этап
- кульминационный (этап наиболее активной спортивной деятельности, сопряженной с индивидуально-максимальными достижениями)
4-5

Завершающая стадия ("спортивного долголетия")
*
V этап
- стабилизационный (этап поддержания достигнутого уровня спортивной результативности) _
4-6
VI этап
- переходно-общекондиционный (этап пре- ключения на физкультурно-спортивную деятельность типа общекондиционной тренировки)
без определенных временных границ
Такие же или близкие к ним сроки этапов многолетней спортивной деятельности приводятся в ряде появившихся в последние десятилетия спортивно-методических публикаций. Обычно начало и окончание подобных этапов соотносят с календарным возрастом спортсмена, бе-

ря за исходную "точку отсчета" 8*10 либо I Ы3-летний возраст начала занятий спортом (в зависимости от особенностей избираемого предмета спортивной специализации; см., напр.. лит, 1,4), Это может иметь некоторое сугубо ориентировочное значение, если, однако, не забывать, что протяженность обозначенных этапов и стадий обусловлена не столько календарным (паспортным) возрастом спортсмена, сколько его биологическим возрастом (который исчисляется по признакам биологического созревания и инволюции морфо-функциональных свойств организма)[XXXII], а также реально складывающимся содержанием и построением системы подготовительной и соревновательной деятельности спортсмена. Не следует забывать и о том, что практически вероятны значительные отклонения от указанных сроков, производные как от индивидуальных особенностей развития спортсмена, так и от воздействия других факторов, влияющих на развертывание многолетнего процесса спортивной деятельности;
в)              конкретизация целей по разделам (сторонам) подготовки спортсмена. Наряду с предыдущими аспектами конкретизации спортивноподготовительных целей существенно иметь в виду при их постановке особенности различных слагаемых (частей, сторон) многогранного содержания подготовки спортсмена, С учетом преимущественной, относительно избирательной направленности воздействий, осуществляемых в ней для формирования, совершенствования, развития тех или иных качеств, способностей, умений и навыков спортсмена, принято подразделять цели по таким разделам, как физическая, техническая, тактическая и психическая подготовка, В свою очередь, все они подразделяются по отношению к спортивной специализации на общую и специальную подготовку с соответствующей дифференциров- кой подготовительных целей.
Такое расчленение фактически целостного процесса подготовки спортсмена имеет, конечно, в значительной мере искусственноусловный характер, но не лишено смысла. Дело в том, что при всем единстве ее слагаемых они, как будет показано в дальнейшем, не тождественны друг другу. Для обеспечения полноценной подготовленности спортсмена как интегративного, общего следствия его рациональной подготовки приходится не только объединенно-целостно, но и относительно избирательно-направленно воздействовать на его физические, психические, духовные качества, поэтапно создавать предпочтительно оптимальные условия для формирования и совершенствования избранных умений и навыков, развития или предупреждения регресса отдельных функциональных и структурных свойств организма и т.д.

То есть стремиться дифференцированно управлять многосложными процессами реализации индивидуальных спортивно-достиженческих возможностей и общим развитием спортсмена. А это предполагает и конкретно дифференцированную постановку целей применительно к выделяемым {пусть даже условно) разделам подготовки. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.