.RU

1. Периодизация доклассового общества: Как известно, классовому обществу, которое начинает свою историю с

Как известно, классовому обществу, которое начинает свою историю с

рабовладельческого строя, рабовладельческой общественно-экономической

формации, предшествует бесклассовое, или доклассовое общество, что в

настоящее время почти ни у кого не вызывает сомнения. Это доклассовое

общество в марксистской литературе принято называть первобытно-общинным и,

соответственно, первобытно-общинной с общественно-экономической формацией.

Разногласия возникают в определении исторических границ

первобытно-общинного общества, причем не только границы, являются началом

первобытно-общинной общественно-экономической формации, но и границы,

являющиеся ее концом, за которым начинается господство рабовладельческого

строя. В этой главе мы остановимся только на первой, начальной границе

первобытно-общинной общественно-экономической формации.

Большинство советских историков, экономистов и т.д. считают, что

первобытно-общинная общественно-экономическая формации начинается с того

далекого доисторического времени, когда первые обезьяноподобные люди стали

изготовлять первые каменные и деревянные орудия труда. Первобытно-общинное

общество они делят на две фазы: низшую и высшую. Коллектив первобытных

людей, существующий совместно на протяжении первой фазы, называется при этом

первобытным человеческим стадом, а на протяжении второй фазы - родом, причем

несколько родов объединяются в более крупное сообщество - племя. Таким

образом, первобытно-стадное и родо-племенное общества - это две стадии в

развитии одной и той же общественно-экономической формации -

первобытно-общинной.

Однако не все исследователи-марксисты согласны с этой периодизацией

доклассового общества. Многие исследователи в первобытно-общинную

общественно-экономическую формацию включают только родо-племенное общество,

т.е. ту часть доклассового общества, которую большинство исследователей

относят ко второй, высшей фазе первобытно-общинного общества. Что касается

первобытно-стадного общества, то его относят, выводя за исторические рамки

первобытно-общинной общественно-экономической формации, к периоду

формирования человеческого общества, а вместе с тем и к периоду формирования

первой, первобытно-общинной общественно-экономической формации.

Наиболее полно, фундаментально эту точку зрения развил Ю.С.Семенов в

книге "Как возникло человечество". (10) Он пишет: "...сущность периода

первобытночеловеческого стада состоит не в том, что он является эпохой

становления родового общества, а в том, что он представляет собой период

становления человеческого общества, период скачка от биологического к

социальному, являясь эпохой превращения стада животных в сообщество людей.

Период первобытного человеческого стада качественно отличается от всего

последующего периода истории человечества, представляющего собой эпоху

развития готового, сформировавшегося человеческого общества, эпоху смены

конкретно-исторических форм существования сложившегося человеческого

общества. Качественная грань, отделяющая первобытное стадо от родового

общества, таким образом, не только не менее значительна, чем рубежи между

родовым обществом и рабовладельческим, рабовладельческим и феодализмом и

т.д., т.е. между общественно-экономическими формациями, но, наоборот,

является несравненно более глубокий, ибо она отделяет формирующееся общество

от готового, в то время как последние отделяют одну конкретно-историческую

форму существования готового общества от другой ее формы.

История человечества, таким образом, прежде всего делится на два

основных крупных периода: историю первобытного стада (период формирования,

становления, складывания человеческого общества) и историю человеческого

общества (период развития сложившегося, сформировавшегося, готового

человеческого общества).

Человеческое общество всегда существует в исторически определенной

конкретной форме. Формами существования человеческого общества, ступенями

его исторического развития являются общественно-экономические формации. Пока

человеческое общество не сложилось, не имеет смысла говорить о какой-либо

исторической форме его существования. Поэтому категория

"общественно-экономическая формация" имеет смысл только в применении ко

второму основному периоду истории человечества - периоду развития

сформировавшегося человеческого общества. Общественно-экономические формации

являются формами существования готового человеческого общества.

Все это требует пересмотра понятий "первобытно-общинная

общественно-экономическая формация", "первобытно-общинный строй"...

Объединение периода первобытного стада с начальным этапом истории

сложившегося человеческого общества и противопоставление этой конструкции

как первой общественно-экономической формации всем остальным этапам

человеческого общества нельзя считать в настоящее время оправданным. В

действительности первой общественно-экономической формацией является период,

который во всех схемах периодизации первобытной истории рассматривается как

второй этап развития первобытно -общинного строя, - родовое общество,

родовой строй. Родовой общественно-экономической формацией и открывается

история человеческого общества" (10-28,29).

Изложенную концепцию Ю.И.Семенова периодизации доклассового общества

разделяет и В.П.Якимов в статье "Антропогенез" в философской энциклопедии:

"Переход от неандертальского человека к современному человеку представляет

второй по значимости качественный поворот в антропогенезе. Существенно

меняется морфология человека, который утрачивает многие примитивные черты,

характерные для древних людей (надглазничный валик, низкий свод черепа,

отсутствие подбородка и т.д.). Значительным изменениям подвергается трудовая

деятельность, которая становится более дифференцирован ной. Коренную

перестройку претерпевают социальные отношения: первобытное человеческое

стадо сменяется родовым обществом. Возникновением человека современного типа

завершается отрыв человека от животного мира, завершается также переходный

период становления человеческого общества, предшествующий первой

общественно-экономической формации - первобытно-общинному строю" (11).

Итак, согласно взглядам Ю.И.Семенова и В.П.Якимова (и многих других

исследователей, о чем пишет Ю.И.Семенов в своей книге), всю историю

человеческого общества необходимо, прежде всего, разделить на два периода:

период формирующегося общества и период сформировавшегося общества. И уже

затем только можно делить второй период, период сформировавшегося общества

на различные ступени его развития - общественно-экономические формации,

первой из которых является первобытно-общинная формация. Несомненно, они

правы. Однако некоторые из сторонников этой концепции трактуют ее упрощенно

и не совсем точно.

Основанием для последних такой периодизации доклассового общества

служит возникновение человека современного типа около 40 тыс. лет назад.

Пока не было человека современного типа, было формирующееся общество, но как

только появился человек современного типа - перед нами в готовом виде

сформировавшееся общество. Таким образом, закономерности социального

развития общества находятся в жесткой зависимости от закономерностей

биологического (на данном этапе развития общества) развития человека и

совершенно не обладают никакой самостоятельностью. Более того, они

совпадают, отождествляются. А это неверно.

Формирование человека современного типа не тождественно формированию

общества. Это различные явления. И хотя они часть времени осуществляются

одновременно, их необходимо различать. Но послушаем сначала еще одного

сторонника новой периодизации доклассового общества.

А.А.Макаровский в книге "Общественный прогресс" пишет: "Мы

придерживаемся той точки зрения, что история человечества начинается с того

времени, когда окончательно сформировался человек современного типа ...

Вместе с ним возникло и общество. Советские ученые, занимающиеся вопросами

антропогенеза (возникновение человека) и социогенеза (возникновение

общества), выделяют период формирования, становления человека и общества.

Это длительный по времени период, охватывающий, вероятно, около миллиона

лет. Весь этот период можно рассматривать как огромный скачок от животного

мира к человеческому, от низшего качественного состояния материи к высшему,

от биологического к социальному. Его началом был скачок, состоявший в

переходе от животных предшественников человека к первым представителям

гомидин, устойчивым признаком которых было изготовление орудий труда. Его

завершением был скачок, связанный с появлением человека современного типа...

Советские антропологи эти представления называют "теорией двух скачков".

Содержанием названного "большого" скачка было превращение прачеловека в

человека первобытного стада - так называют советские ученые объединение, в

рамках которого существовали и развивались пралюди, - в общество.

...Период антропогенеза и социогенеза следует рассматривать как

переходный период от мира животных к человеку и обществу, к первой формации

общества - первобытному коммунизму. Включать этот период в историю первой

общественно-экономической формации в качестве ее начального этапа, на наш

взгляд, не следует. Он представляет собой переход к первой формации

человеческого общества, но не саму эту формацию. Переходный период - это

период, сочетающий в себе элементы старого и нового качества. Его надо

отличать от того времени, когда новое качество окончательно

конструировалось. В данном случае решающим признаком такого окончательного

качества было вытеснение биологических закономерностей в поступательном

развитии гомидин закономерностями социальными.

В этот длительный период формирования человека и общества прогресс был

не только социальным, но и биологическим. Лишь с появлением человека и

общества прогресс приобретает чисто социальный характер: общество

развивается на основе роста материального производства, вместе с обществом

развивается человек как его часть при неизменности своей биологической

видовой организации" (12-110-114).

Несомненно, авторы цитированных выше выдержек правы в том, что нельзя

смешивать период формирования общества с периодом сформировавшегося

общества. Но неправы те сторонники этой точки зрения на периодизацию

доклассового общества, которые объединяют в единые временные рамки период

формирования общества с периодом формирования человека современного типа.

Формирование человека началось раньше формирования общества, и

формирование человека точно так же и завершилось раньше формирования

общества. Более того, формирование человека, его начало и конец, явилось

предпосылкой формирования общества. Формирование человека началось с того

далекого времени, когда человекообразные обезьяны (австралопитеки) начали

систематически пользоваться необработанными камнями и палками для различных

нужд: для защиты, нападения, для сбивания плодов с деревьев, разбивания

орехов и т.д. Формирование же общества началось через несколько миллионов

лет, когда австралопитеки, сделавшие шаг в биологическом развитии под

влиянием труда (с использованием необрабатываемых ими камней и палок) и

других факторов, перешли постепенно к изготовлению орудий труда, к

сознательной обработке камней и деревянного материала с целью придания им

необходимой формы и дальнейшего использования для своих нужд. Таким образом,

начало формирования человека не совпадает во времени с началом формирования

общества.

Точно так же и завершение формирования человека современного типа не

совпадает во времени с завершением формирования общества. Человек

современного типа сформировался около 40 тыс. лет назад, а родо-племенное

общество - гораздо позднее, быть может, около 15 тыс. лет назад.

Возникновение человека современного типа означало не завершение формирования

общества, а всего лишь предпосылку этого завершения, точно так же, как

начало формирования человека означало лишь появление предпосылки для

будущего начала формирования общества, но не само это начало формирования.

Когда началось формирование человека, а оно началось около 5,5 млн. лет

назад, происходило лишь биологическое развитие предка человека. Когда

началось формирование общества, а оно началось, как предполагает современная

наука, около 2-3 млн. лет назад, наряду с биологическим развитием стало

происходить и социальное, поскольку возникли, хотя и примитивные,

производительные силы формирующегося общества. Только с этого момента

происходит параллельное биологическое и социальное развитие, причем каждое

достижение, приобретенное в развитии производительных сил, ускоряло

биологическое развитие обезьяночеловека, а каждое достижение, приобретение в

биологическом развитии первобытного формирующегося человека, ускоряло

развитие производительных сил, ускоряло техническое, технологическое и

хозяйственное развитие.

Завершение формирования человека современного типа произошло около 40

тыс. лет назад. Но формирование общества продолжалось, ибо развитых,

сформировавшихся общественно-производственных отношений еще не было. Они еще

некоторое время продолжали находиться в стадии формирования. Какое же

явление, событие следует считать завершением периода формирования общества,

той исторической границей, которая отделяет общество формирующееся от

общества сформировавшегося?

Этим событием является возникновение собственности на основные средства

производства, которое означало завершение формирования

общественно-производственных отношений, общественного способа производства,

первой общественно-экономической формации и, наконец, общества.

Несомненно, собственность в период формирования общества существовала.

Это собственность на продукты питания, жилище, которая была общей,

коллективной; на одежду, предметы украшения и т.д., которая была личной; на

мелкие средства труда: копья, рубила, сосуды и т.д., которая была отчасти

личной, отчасти коллективной, но не было собственности на основные средства

производства, к которым в это время относятся лесные, степные, водные и т.д.

массивы со всем тем, что там находится: растительными плодами, животными,

пищей, рыбой, деревьями, каменным сырьем, необходимым для изготовления

орудий труда. Никто в это время не мог претендовать на основные средства

производства, как не претендуют на них животные. А когда это произошло через

некоторое время, довольно длительное, после окончания формирования человека

современного типа, тогда и возникло сформировавшееся общество.

Первой формой собственности на основные средства производства явилась

коллективная, общинная собственность и в соответствии с этим первой

общественно-экономической формацией является общинная, или, как ее принято

называть в общественных науках, первобытно-общинная

общественно-экономическая формация.

Этот скачок в развитии общества, который отделяет общество

формирующееся от общества сформировавшегося, содержанием которого является

возникновение общинной, коллективной собственности на основные средства

производства, а вместе с тем и возникновение развитых, сформировавшихся

общественно-производственных отношений, является первой социальной

революцией - революцией общинной.

Что же явилось причиной совершения первой социальной революции в

развитии общества? Выше мы уже говорили, что возникновение человека

современного типа является лишь предпосылкой, но не причиной завершения

формирования общества, т.е. совершения первой социальной революции, как

теперь мы можем сказать. Этой причиной осуществления общинной социальной

революции, первой революции в развитии общественно-производственных

отношений, которая отделяет первую общественно-экономическую формацию от

периода формирования общества, этой причиной является первая революция в

развитии производительных сил общества, которую мы называем

охотничье-технической революцией и которая началась после возникновения

человека современного типа.

Эти две революции: охотничье-техническая и общинно-социальная, которые

мы рассмотрим в следующих главах, являются первыми революциями в развитии

производительных сил общества и общественно-производственных отношений,

революциями, которые находятся между собой в причинно-следственной связи.

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.