.RU

1. ВВЕДЕНИЕ: В предыдущих лекциях мы подчеркивали важность предположений


В предыдущих лекциях мы подчеркивали важность предположений относительно структуры экономики. Мы представили различные модели поведения домашних хозяйств, рассмотрели следствия, вытекающие из различных форм корпоративной структуры и уделили значительное внимание общему равновесному распределению налогового бремени. Между тем, мы мало говорили о поведении самого государства. Государственные решения рассматривались нами как экзогенные переменные при том, что власти по своей воле способны менять налоговые ставки и государственные расходы. Однако такой взгляд противоречит духу основной части этой работы, где особое значение придается тому ограниченному контролю, который правительство имеет над частным сектором. И как нужно учитывать реакцию домашних хозяйств на увеличение налогов, точно таким же образом необходимо принимать во внимание, с какими политическими ограничениями сталкивается правительство, принимая такие решения, и какие механизмы требуются для проведения их в жизнь.
Цель этой лекции состоит в том, чтобы «завершить» систему путем введения в нее поведения государства. Необходимость этого доказывали экономисты, критически настроенные в отношении главного направления государственных финансов, особенно это видно в работе Бьюкенена. Он противопоставляет «высокоразвитую теорию рыночного взаимодействия» упрощенной трактовке государственного сектора: «считается, что разнообразие "общественного выбора", определяющее ограничения, в рамках которых может иметь место рыночное поведение, осуществляется во вне или экзогенно, преимущественно не теми лицами, которые
участвуют в рыночных операциях» (Бьюкенен [Buchanan, 1972, с.11])]. Нам нужно рассмотреть, как люди отвечают на изменения налогов не просто с точки зрения их предложения труда или решений о накоплении, но также и их действий в качестве избирателей. В какой мере предпочтения избирателей влияют на решения правительства? Какие ограничения налагаются представительной демократией? Каким образом ведут себя люди в качестве избирателей, законодателей или бюрократов?
Исследование государства имеет в социальных науках давнюю историю. Конечно, в сравнении с тем центральным местом, которое отводили этому предмету политические теоретики, философы и социологи, вклад современных экономистов заметно более ограничен. В некоторых областях, таких как теория голосования, был достигнут значительный прогресс, но существовала тенденция игнорировать более широкие вопросы. Подобное обвинение в обсуждении узкого круга вопросов может быть выдвинуто и против этой лекции. В первую очередь нас интересует налоговая деятельность правительства, а, как подчеркивалось в Лекции 1, это только одна из сторон его влияния на экономическую систему. Возможно, более существенно, что мы принимаем основную структуру политических институтов как данное. Мы не пытаемся исследовать экономику моделей политического устройства, выяснить, каким образом возник определенный политический механизм или дать разумное объяснение для отдельных стадий в процессе политического принятия решений *. Скорее мы допускаем, что характеристиками политической системы являются именно те, что обычно обнаруживаются в западных демократиях, и исследуем в контексте этих предположений (например, мажоритарная система голосования) поведение избирателей, правительства и бюрократии.
Как показывает название данной лекции, в первую очередь мы интересуемся экономическими аспектами поведения правительства, и существует великое множество такого рода теорий. Был разработан ряд отличных моделей (разной степени совершенства), и мы избрали для описания три главных подхода:
  1. Модели голосования, рассматривающие разнообразие общественного выбора как результат точно установленного политического процесса, типично мажоритарная система голосования.
  2. Бюрократические модели, придающие особое значение ограниченному контролю корпуса избирателей над многими

1 В следующей Лекции мы обсудим некоторые аспекты «договорных» теорий государства.
аспектами процесса государственного принятия решений и целям тех, кто осуществляет государственную политику.
  1. Модели с группами интересов*, включая в качестве важного особого случая марксистские модели, основанные на классовых интересах.

Многие читатели обнаружат некоторую долю истины во всех этих трех подходах, а, как мы поясним позднее, несомненный способ проверки их обоснованности отсутствует. С другой стороны, чья-то уверенность относительно того, что же все-таки обеспечивает «лучшую модель», может стать решающей при определении точки зрения о правительственной политике. Предположим, к примеру, что структуру косвенных налогов можно было бы реформировать путем введения дифференцированных ставок налога на различные товары (скажем, таким образом, что предметы первой необходимости облагаются более низким процентом) и что это можно было бы сделать к выгоде каждого (или без ущерба для каждого). При чисто мажоритарной системе голосования это, по-видимому, и произошло бы. Допустим, однако, что наличествует представительная демократия, при которой политические партии являются поставщиками большей части информации, доступной для избирателей. Будет у партий стимул предоставлять информацию о том, что существует выбор среди различных возможных направлений политики? Допустим, что исполнение этой политики находится в руках у какого-то правительственного ведомства. Будет ли Управление косвенных налогов сопротивляться такому дополнительному усложнению их задачи? Допустим, что группы интересов имеют влияние на введение законов в силу и исполнение законодательства. Привело бы это к тому, что принцип дифференциации был бы принят, но использовался бы в иных целях таким образом, что скорее цели групп интересов, нежели общественное благосостояние, диктовали бы, какие товары облагать по более низкой налоговой ставке?
Ясно, что анализ государства дает важные предпосылки для нормативного анализа в Части Второй, и эту лекцию вместе с Лекцией 11 следует рассматривать в качестве связующего звена между двумя частями книги.
"“Interest group — группа, объединенная специальными интересами, действующая в интересах меньшинства и стремящаяся удовлетворить эти интересы как за счет проведения на властные посты своих людей, так и путем лоббирования (прим. ред.).
Структура лекции
При исследовании поведения государства мы рассматриваем отдельных людей как играющих три основные роли: в качестве избирателей, законодателей и лиц, представляющих исполнительную власть. Взаимоотношение между этими ролями показано в виде схемы на рис. 10-1. В зависимости от формы правления избиратели выражают свои предпочтения в отношении государственных решений. Эти предпочтения могут иметь или не иметь влияния на законодателей, принимающих решения. Решения проводятся в жизнь лицами, представляющими исполнительную власть, которые могут действовать более или менее эффективно при их осуществлении. Таким образом, А. Смит может голосовать за или воздействовать через лобби на сенатора Д. Рикардо с тем, чтобы был принят законопроект, сокращающий подоходный налог, поскольку он предпочел бы более низкую ставку налога, ведущую к более низкому уровню предоставления общественных благ. Сенатор Рикардо может ввести такой закон с тем, чтобы повысить свои шансы на переизбрание, или воспрепятствовать ему, поскольку он оказывает предпочтение государственным расходам по идеологическим соображениям. Дж. Милль из Службы внутренних государственных доходов получает инструкцию собирать подоходный налог по более низкой ставке, но он может стараться поддерживать [государственный] доход и, следовательно, статус своего учреждения, перекрывая лазейки.
В последующих рассуждениях мы поочередно рассмотрим эти звенья. В разделе 10-2 речь пойдет о взаимосвязи между предпочтениями и решениями. Он начинается с прямого выражения предпочтений, такому как в афинской демократии, где законодатели не играют никакой роли, а затем исследуется природа равновесия мажоритарной системы голосования. В нем мы изучим условия, при которых существует равновесие при голосовании, а затем перейдем к представительной демократии. Кроме всего прочего, мы попытаемся в этом разделе дать представление о результатах, которые были получены в области математических методов в политических науках как политологами, так и экономистами.
В разделе 10-3 речь пойдет о процессе, посредством которого решения преобразуются в действия. Здесь мы начнем с параллели между государственными и частными институтами. Ее можно проследить по двум уровням. Во-первых, уровень децентрализации. Как и в теории «государственного домашнего хозяйства»
N
/
\
Законодатели
\
Решения
Информация
/
Группы
интересов ^
Администраторы
Действие
Рис. 10-1. Политические роли.
(«public household») Мюсгрейва, можно рассматривать разделение функций между различными правительственными учреждениями и работу этих учреждений в качестве единиц, которые играют ту же роль, что и фирмы на рынке. Во-вторых, существуют внутренняя организация учреждения, как правило, с иерархической структурой и пути влияния стимулов, с которыми отдельные лица сталкиваются в рамках этой организации, на их поведение. Каковы пределы дискреционных полномочий для бюрократов? Это вопросы, которые обсуждаются преимущественно в литературе по науке управления, а не в экономической литературе, но очевидно, что они имеют существенное значение для понимания работы правительства.
То же самое применимо и к вопросу, рассматриваемому в разделе 10-4: влияние групп специальных интересов и классовый конфликт. До сих пор при обсуждении этот анализ осуществлялся в рамках поведения отдельных субъектов. Индивидуум решает, как голосовать, а цели отдельного бюрократа руководят его поведением в процессе выполнения решений. Однако важное значение может иметь и групповое действие. Группы давления, или группы специальных интересов, могут стремиться повлиять на поведение избирателя, склонить на свою сторону законодателей и изменить государственную политику. Классическими примерами этого можно назвать движения потребителей и защитников прав на социальное обеспечение. В этом разделе мы обсудим роль таких групп интересов и, в частности, классовых интересов, которым придавалось особое значение в марксистских теориях государства.
Эти три подхода к теории государства (в конце раздела 10-4 они кратко резюмируются) * имеют разное происхождение, и существовала тенденция формулировать их в совершенно разных терминах. Точный математический язык, на котором формулируются модели голосования, можно сравнивать с историческим подходом, характерным для большей части марксистской литературы. Мы не пытаемся объединить их в каких-то общих рамках, и трудно представить какие-то удовлетворительные способы эмпирической проверки. И все-таки в разделе
  1. 5 мы рассматриваем следствия различных подходов для размеров государственного сектора и обсуждаем некоторые эконометрические исследования, сделанные по основным детерминантам, определяющим государственные расходы.

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.