.RU

2. Подъем аграрно-технической революции. Технологический переворот

В ходе начавшейся аграрно-технической революции выявилась потребность в

новых материалах, прежде всего для нужд земледельческой техники. Старые

материалы, применяемые до этого, такие как дерево, камень, кость и рог, не

удовлетворяли всем требованиям развития земледельческого производства. В

качестве нового материала начинают применять металлы.

Сначала древние люди начали применять медь, а в некоторых местах

золото, серебро и другие металлы. Из меди они научились делать разнообразные

орудия труда. При изготовлении из меди орудий труда последние имели ряд

преимуществ по сравнению с орудиями, изготовленными из других материалов.

Сломанное или ненужное медное орудие можно было расплавить и, залив в

глиняную или иную форму нужной конфигурации, получить новое орудие. Медное

орудие можно изготовлять ковкой. Медное орудие быстрее, легче можно

обрабатывать механическими методами: шлифовкой, пилением и др. Лезвие медных

орудий, таких как мотыга, нож, серп и т.д., можно быстро заточить. Но при

всех этих и других достоинствах медные орудия имели один существенный

недостаток, они быстро тупились вследствие мягкости меди. Поэтому, хотя медь

в качестве нового материала и получила широкое распространение, она не могла

вытеснить каменные и костяные орудия.

Выплавлять медь и делать из нее орудия люди научились в IV тысячелетии

до н.э. (в энеолите). Сначала медные орудия ковали из самородной меди, затем

стали выплавлять медь из руды. Иногда вместе с медной рудой в плавильную

печь попадали куски оловянной руды. Люди стали постепенно замечать, что

свойства меди при этом изменяются, она становится тверже. Так люди открыли,

а затем стали сознательно выплавлять первый сплав - бронзу.

Бронзовые орудия получили намного большее распространение, чем медные.

Они начали вытеснять каменные и костяные орудия, хотя и не могли их

полностью вытеснить. Бронзу получали, смешивая медь с оловом в определенной

пропорции в расплавленном виде. Если олова в сплаве было мало, бронзовые

орудия были мягкими, почти как медь, если же, наоборот, олова было много,

бронзовые орудия получались хрупкими, иногда как стекло. Древние металлурги

научились получать бронзу и делать из нее орудия (и оружие) с самыми

различными свойствами. Помимо того, что бронза обладает большей твердостью и

прочностью, чем медь, она имеет, кроме того, и более низкую температуру

плавления и обладает антикоррозионными свойствами.

Но и бронзовые орудия не могли полностью вытеснить каменные орудия.

Во-первых, бронза была дорогая, так как меди и олова было мало, их

приходилось часто привозить издалека. Во-вторых, и бронзовые орудия не были

достаточно твердыми, чтобы вытеснить полностью гораздо более твердые

каменные орудия. "Медь и олово и выплавляемая из них бронза были важнейшими

металлами; бронза давала пригодные орудия и оружие, но не могла вытеснить

каменные орудия; это было под силу только железу..." (Маркс, Энгельс.

Избранные произведения, т.2, стр. 293).

Только открытие и освоение железа позволило древним людям полностью

отказаться от каменных и костяных орудий труда. Но выплавка железа из руды и

изготовление из нее орудий труда было весьма трудоемким делом. Полностью

расплавлять железо в это время люди еще не умели, так как плавильные печи

были примитивными. Получали так называемое кричное железо путем ковки

примеси комочков железа со шлаком, получаемым в плавильной печи. При этом

шлак постепенно размельчался и удалялся, а полученное железо повторно

нагревали вместе с древесным углем и вторично проковывали, чтобы придать ему

большую твердость. Постепенно древние металлурги и кузнецы научились

закалять, цементировать и сваривать железо, что способствовало улучшению

свойства железных орудий и их широкому распространению. Если первые железные

орудия уступали бронзовым по твердости, то с освоением закалки и цементации

железные орудия превзошли их. Другим преимуществом железа перед бронзой было

широкое распространение железной руды, что делало его более дешевым, чем

бронза. Все это привело к тому, что железо превратилось в важнейший

материал, который вытеснил кость, рог, камень, медь, бронзу и другие

материалы.

Здесь следует отметить, что у многих народов железо вытеснило камень,

бронзу и другие материалы не в ходе аграрно-технической революции, а после

ее совершения. У других народов, наоборот, железо превратилось в основной

материал при совершении аграрно-технической революции. Это произошло потому,

что эти народы вступили на путь аграрно-технической революции тогда, когда у

соседних народов, вступивших на путь аграрно-технической революции раньше,

железо уже широко применялось при изготовлении разнообразных технических

средств. Железо было заимствовано у более развитых народов. Некоторые же

народы, например народы центральной и Южной Африки, самостоятельно стали

применять железо, минуя так называемые медный и бронзовый века, в качестве

первого металла. Это объясняется тем, что там, где они проживали, не было

или было мало медных и оловянных руд.

Другим важнейшим материалом этого периода развития общества, т.е.

периода аграрно-технической революции, явилась глина. Если из металлов в

ходе аграрно-технической революции и после ее совершения изготовлялась в

основном орудийная техника, то из глины изготовлялись безорудийные

технические средства; разнообразные сосуды, а также жилища, очаги и др.

Таким образом, во время совершения аграрно-технической революции и

после ее совершения в качестве основных материалов применяются: дерево,

глина и металлы.

Широкое применение новых материалов привело к возникновению и новых

методов воздействия на них при изготовлении разнообразных изделий. Прежде

всего возникает ковка, которая начинает широко применяться при изготовлении

металлических изделий из самородного металла, а затем из рудного. Помимо

ковки, возникает метод формовочного литья. Жидкий металл заливали в формы,

изготовленные из глины, песка или камня. Наряду с этими способами литья

появляется и имеет некоторое распространение новый, весьма оригинальный

метод литья. Из воска изготовляли модель нужного изделия в натуральную

величину, затем ее обмазывали со всех сторон глиной, оставляя лишь отверстие

для заливки металла. Затем глиняную форму с восковой моделью внутри

просушивали и обжигали на огне. При этом глина обжигалась и форма

становилась прочной, а воск расплавлялся и вытекал. После этого в глиняную

форму заливали металл, а когда он остывал, глиняную форму разбивали и

получали почти готовое орудие.

Помимо ковки, плавления и литья, при изготовлении металлических изделий

применялись закалка, цементация, сваривание, лужение, пайка. Все эти новые

методы применялись наряду с совершенствованием и расширением применения

старых механических методов обработки: сверления, шлифования, полировки,

пиления.

При изготовлении керамических изделий широко использовался метод

обжига, посредством которого изготовляли посуду, кирпич для строительства

зданий, крепостных стен и т.д.

При изготовлении одежды стали применяться методы прядения и ткания

(наряду с шитьем). Продолжалось применение и плетения, в основном при

изготовлении сетей.

Таким образом, наряду с новыми материалами в ходе аграрно-технической

революции начинают широко применяться и новые методы воздействия на предметы

труда при изготовлении из них различных изделий. Если основными методами

воздействия до аграрно-технической революции являлись механические методы,

такие как оббивка, скалывание, ретушь, дробление, скобление, резание,

пиление, сверление, шлифовка, полировка и др., то при совершении

аграрно-технической революции возникают, наряду с сохранением и расширением

применения многих из старых механических методов, такие новые, в основном

физические методы воздействия, как плавление, литье, ковка, закалка,

цементация, сваривание, лужение, пайка, обжиг. Таким образом, в ходе

аграрно-технической революции наряду с широким применением механических

методов обработки начинается широкое применение физических методов

воздействия на предметы труда.

До аграрно-технической революции в массовом масштабе применялись два

вида энергии: энергия человека (мускульная), применяемая для приведения в

движение технических средств, как простых, так и механических, и энергия

огня, получаемая при сгорании дерева. В ходе аграрно-технической революции

человек осваивает и начинает применять в массовом масштабе еще два вида

энергии: мускульную энергию животных и энергию ветра. Энергию ветра древние

люди стали использовать в возникшем и широко применявшемся в это время

парусном флоте. Энергия животных начинает широко применяться в земледелии и

в сухопутном транспорте. Правда, уже в ходе охотничье-технической революции

человек одомашнил собаку, которая использовалась человеком для многих нужд,

в том числе при добыче средств существования в охотничьем промысле и для

перевозки в зимних условиях человека и его грузов на легких санках - нартах.

Однако применение энергии животных до аграрно-технической революции было

незначительным, оно не идет ни в какое сравнение с тем применением

мускульной силы животных, которое имело место в ходе аграрно-технической

революции, так что только при совершении аграрно-технической революции

мускульную энергию животных можно отнести к основным видам энергии,

применяемым человеком в процессе развития производительных сил общества.

Еще до аграрно-технической революции человеком применялась наряду с

ловлей рыбы и ловля с помощью разнообразных механических ловушек животных и

птиц. Обычно пойманных животных и птиц убивали сразу для употребления в

пищу. Но иногда оставляли живыми некоторое время, иногда довольно

продолжительное, с целью сохранения от порчи мяса. Все это время животных,

содержащихся в огороженном участке или закрытом помещении, кормили различной

пищей. По-видимому, такое временное содержание диких животных и их

подкармливание имело место в широких масштабах после возникновения

земледелия, хотя оно могло возникнуть еще и до возникновения земледелия. Так

постепенно люди начали применять содержание, затем приручение и, наконец,

разведение животных. Человек использовал сначала одомашненных животных, в

том числе некоторых птиц, с целью получения продуктов питания и других

предметов потребления: мяса, сала, яиц, шерсти, пуха, шкур, позднее молока,

масла и других, получаемых из молока, молочных продуктов. По мере развития

земледелия, возникшего гораздо раньше скотоводства, все более и более

возникала необходимость использования некоторых животных в качестве тягловой

силы. Некоторые животные обладают большой силой и выносливостью, намного

превосходивших силу и выносливость человека. Некоторых из этих животных люди

не только смогли одомашнить, но и стали применять в качестве источника

двигательной силы. Когда и как это произошло, мы не можем в точности

сказать, но мы знаем, что на определенном историческом этапе развития

общества и его производительных сил у многих народов началось все более

широкое, все более массовое применение в земледелии и некоторых других

отраслях хозяйства тягловой силы животных.

Наряду с энергией животных в ходе аграрно-технической революции, как мы

уже отмечали, люди стали широко применять и энергию ветра. Первые парусные

суда появились в Египте в середине IV тысячелетия до н.э., а к концу этого

тысячелетия египетские суда уже свободно плавали по Средиземному и,

возможно, Аравийскому морю (7-19). Скоро после этого парусный флот

появляется у многих народов, вступивших на путь аграрно-технической

революции. Хотя вполне возможно, что парусный флот у большинства, если не у

всех народов, появился или получил широкое распространение лишь после

совершения аграрно-технической революции.

Таким образом, при совершении аграрно-технической революции человек

использовал в широких масштабах энергию огня (сгорающего дерева), мускульную

энергию человека, мускульную энергию животных и, возможно, энергию ветра.

Изо всех этих видов энергии до аграрно-технической революции наибольшее

значение имела мускульная энергия человека, поскольку в процессе добычи

средств существования и изготовления технических средств применялся главным

образом этот вид энергии. Для приведения же в движение технических средств

мускульная энергия, за редким исключением, являлась единственным видом

энергии. В ходе аграрно-технической революции не меньшее значение

приобретает использование мускульной энергии животных, которая получает

широкое применение в ведущей отрасли хозяйства - земледелии, каковым

земледелие становится при завершении аграрно-технической революции.

При рассмотрении охотничье-технической революции мы видели, что в ходе

ее совершения происходит ускоренная, интенсивная специализация орудий труда,

что мы проследили на примере специализации копий. Этот же самый процесс

можно наблюдать и при совершении аграрно-технической революции. Вообще

специализацию технических средств можно наблюдать на протяжении всего

развития производительных сил общества. Но в ее развитии имеется

определенная закономерность. Если в периоды между революциями в развитии

производительных сил специализация технических средств развивается медленно,

то в периоды совершения революций в развитии производительных сил темпы

специализации резко ускоряются. Специализация орудий труда особенно бурно

происходит в той отрасли общественного хозяйства, которая в ходе очередной

революции в развитии производительных сил превращается в ведущую отрасль

производства.

При совершении аграрно-технической революции специализация технических

средств наиболее рельефно проявляется в орудиях, применяемых для обработки

земли, хотя она не ограничивается только ими. Многие земледельческие орудия

произошли от той примитивной, заостренной с одной стороны палки-копалки,

которую в течение нескольких миллионов лет с успехом применяли первобытные

собиратели для выкапывания из земли различных клубней и кореньев. Первые

земледельцы вскапывали землю именно такой палкой, быть может, несколько

увеличенной в размерах. Затем некоторые земледельцы стали заострять

палку-копалку не со всех сторон, а только с двух, так что острый конец ее

становился не конусообразным, а плоским. Такие орудия постепенно

превратились в лопату, сначала сплошь деревянную, затем составную, состоящую

из деревянного черенка и костяной, а затем металлической лопаты. Иногда

применяли палку-копалку не с одним, а с двумя или большим числом острых

концов. Из такой палки-копалки произошли вилы, вначале деревянные, а затем

составные, с металлическими рогами. Некоторые собиратели или первые

земледельцы применяли палку-копалку, изготовленную из прочного сука дерева с

отщепом с заостренным концом. Они делали сильный взмах этим орудием, подобно

тому как это делается при работе топором, и опускали его в нужном месте в

землю, а затем рывком выворачивали ком земли вместе с клубнями. Из такой

палки-копалки произошла мотыга, которая была одним их основных

земледельческих орудий до совершения аграрно-технической революции и которая

не исчезла и после ее завершения, как и другие земледельческие простые

орудия. Наряду с лопатой, вилами, мотыгой возникают и другие

сельскохозяйственные узкоспециализированные простые орудия труда: грабли,

серп, коса, цеп и т.д. Специализация сельскохозяйственных орудий

продолжалась наряду с внедрением механических средств труда, с помощью

которых земледельцы производили наиболее тяжелые и в то же время наиболее

простые виды работы. Подобная специализация имело место и в других отраслях

древнего общества, хотя и более ограниченно.

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.