.RU

46. Сущность, типы и закономерности переходной экономики.

Негибкость и неспособность административно-командной системы быстро адаптироваться к экономическим проблемам, ее невосприимчивость к достижениям НТП и как следствие - неэффективность ее функционирования обусловили необходимость ее глубокого реформирования, преобразования в рыночную систему. Это преобразование возможно лишь путем изменения всей совокупности экономических отношений прежней системы, механизма ее функционирования. Обществу известны всего два основных типа механизма функционирования этой системы: на основе прямого директивного регулирования и косвенного рыночного. Следовательно, необходимость трансформации административно-командной (централизованно регулируемой) экономики не оставляет иного выбора, как экономика рыночного типа. Процесс формирования современной рыночной экономики - дело довольно сложное. Ведь рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, а потому и сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро преобразовать отношения собственности и изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать новое мировоззрение у субъектов хозяйствования. Таким образом, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. Процесс формирования рыночной экономики требует довольно длительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая “переходная” экономика. Экономика переходного периода характеризует “промежуточное” состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется и развивается. Такая экономика представляет собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ее структуре противоречиво сосуществуют элементы и экономические связи как старой, так и новой экономических систем. С одной стороны, в ней присутствуют оставшиеся в наследство от прежней экономической системы элементы (государственные предприятия, колхозы, домашние хозяйства и государство). По своей форме это действительно “старые”, существовавшие в плановой экономике элементы. Однако изменение условий и среды функционирования наполняет их новым содержанием, сообщает им иные функции. С другой стороны, в экономике переходного периода появляются и получают развитие новые, не свойственные прошлой системе элементы, такие, как предпринимательские структуры на базе частной собственности (фермерские хозяйства, акционерные общества, различные негосударственные фонды, разнообразные банковские учреждения и т.д.). Специфика такой экономики как “смешанной”, структура которой представлена единством элементов современного рыночного хозяйства и административно-командной системы и в которой не действуют в полной мере экономические связи как прошлой, так и будущей системы, обусловила следующие особенности ее функционирования: 1) преемственность (инерционность) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм и отношений другими, желательными. Поэтому для новой экономики характерно сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений; 2) неустойчивость, нестабильность развития экономики и связанная с этим неопределенность итогов развития, вариантность формирования новой системы; 3) интенсивное развитие всех новых экономических форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, а также основных его тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. В силу этого резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбора направлений и путей развития, его практическая реализация. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.