.RU

Создание и внедрение нового знания, управление организационным

В соответствии с концептуальной моделью С. Галахера и Ш.Э. Хазлет система создания и эффективного управления организационными знаниями (СУЗ) включает в себя 3 основных составляющие [80]:

1. Инфраструктура знаний: существующие в организации структура и процессы, оказывающие влияние на то, какой будет СУЗ; карта знаний, определяющая нахождение в организации искомого знания. Инфраструктура знаний является структурной основой для СУЗ.

2. Культура знаний - корпоративная атмосфера, способствующая или не способствующая созданию новых организационных знаний и обмену знаниями. Культура знаний отражает социально-психологический аспект СУЗ.

3. Технология знаний, включающая в себя:

- исследования данных и текстов (Data mining, Text Mining) — распознавание образов, выделение значимых закономерностей из данных, находящихся в хранилищах или входных или выходных потоках. Эти методы основываются на статистическом моделировании, нейронных сетях, генетических алгоритмах и

др.;

- системы управления документооборотом (Document management) — хранение, архивирование, индексирование, разметка и публикация документов;

- средства для организации совместной работы (Collaboration) — сети intranet, технологии группой работы, синхронные и асинхронные конференции;

- корпоративные порталы знаний;

- средства, поддерживающие принятие решений (Decision support) — экспертные системы, системы, поддерживающие дискуссионные группы и т.д.

Особенность экономики основанной на знаниях исследованы Н.А. Асаулом [15]. Суть их заключается в следующем:

Во-первых, объективированное в продуктах и услугах организационное знание формирует большую часть создаваемой стоимости. Этот процесс развивается через интеллектуализацию технологий, рост наукоемкости производимой продукции, развитие рынка интеллектуальных товаров и услуг. Главными инструментами конкурентной борьбы в этой ситуации становятся: а) настройка на потребителя, более полный учет его индивидуальных потребностей, б) постоянное совершенствование бизнес-процессов. И первое, и второе требуют эффективного использования информации и знаний как ресурсов субъекта предпринимательской деятельности.

Во-вторых, деятельность, связанная с производством, хранением, передачей и использованием организационных знаний, процессами преобразования информации в знания приобретает все более существенное значение. Особая роль в этой деятельности принадлежит образованию, характер и значение которого изменяются в наибольшей степени. Начиная с 60-х годов XX века затраты на образование во всех странах растут быстрее, чем в других сферах деятельности. И в современной экономике образование рассматривается как форма инвестиций в человеческий капитал, от которой зависит его качество и эффективность производства. Считается, что за весь период профессиональной деятельности (примерно 40 лет) специалист должен повышать свою квалификацию 5-8 раз.

В-третьих, качественные институциональные изменения, влекущие за собой рост трансакционных издержек. Трансакционные издержки относительно новая экономическая категория, активно введенная в экономический анализ лауреатом Нобелевской премии Рональдом Коузом в 1937 г. По своей сути эти издержки связаны не с производством как таковым, то есть расходами на сырье, материалы, оплату труда, транспортировку и т. д., а с затратами, обусловленными поиском информации, изучением рынка, заключением контрактов и контролем за их исполнением, защитой прав собственности и многими другими составляющими. Соответственно возросли требования к эффективности сбора и обработки информации, маркетинговых исследований, рекламы, связей с общественностью, бизнес-разведке и т.д., то есть к видам деятельности, основными ресурсами которых являются информация и знание. Например, в США на трансакционные издержки приходится более 50% общих издержек производства и реализации продукции и услуг [71].

В-четвертых, значительное возрастание роли менеджмента в области интеллектуальных ресурсов. Об этом можно судить по «цене» мероприятий в области менеджмента изменений субъектов предпринимательской деятельности, широко обсуждаемых в литературе стратегических ошибок, связанных с интеллектуальными ресурсами и продуктами, которые имели самые печальные последствия для совершивших их фирм. То есть, управленческое знание, интеллектуальные ресурсы менеджмента играют не менее важную роль, чем профессиональное знание непосредственных производителей.

И последнее. Известно, что знания и информация устаревают по экспоненциальной кривой, поэтому в условиях постоянного обновления знаний и жесткой конкуренции компании оказываются перед необходимостью постоянного обучения (lifelong learning - обучения в течение жизни). Особая роль в процессе формирования системы создания и эффективного управления организационным знанием принадлежит инновационным корпоративным университетом.

В процессе разработки СУЗ следует учитывать аспекты приведенные в табл. 1.4.

Среди профессионалов существует устойчивое мнение, что в основу СУЗ должна быть положена одна из возможных стратегий управления знаниями. Основоположниками которых являются Уэнди Букович и Руфь Уильямс [25]:

1. Персонифицирующий или интуитивистский подход. Знание содержится в людях и главное, чтобы носители знания (эксперты) его хранили и им делились.

Табл. 1.4. Основные аспекты СУЗ с учетом российской специфики [80] Аспект формирования СУЗ Процессы управления знаниями Стратегия Взаимосвязь управления знаниями со стратегией предпринимательской структуры и потребностями внешних заинтересованных сторон:

- устанавливаются причинно-следственные связи между организационными знаниями и потребностями внешних заинтересованных сторон;

- определяются ключевые знания, которые необходимы для реализации стратегии;

- определяется недостаток в ключевых знаниях Процедурное знание Понимание структуры и процессов в предпринимательской структуры:

- формализуются процессы предпринимательской структуры;

- создаются регламенты и правила для выполнения Источники знаний Понимание того, какое знание необходимо для выполнения процессов, где оно находится и как распределено в компании:

- создаются карты знаний, которые описывают источники как скрытых, так и явных знаний, а также места использования и создания знаний Процессы знаний Организация деятельности по управлению организационными знаниями:

- создается стратегия управления организационными знаниями;

- внедряются новые системы организации сообществ;

- разрабатываются процессы управления организационными знаниями;

- проводится аудит текущего состояния управления организационными знаниями

Аспект формирования СУЗ Процессы управления знаниями Культура Соответствие социальной среды предпринимательской структуры требованиям управления организационными знаниями:

- проводятся ознакомительные мероприятия и тренинги по управлению организационными знаниями;

- управление организационными знаниями поддерживается высшим руководством предпринимательской структуры;

- стимулируется и поощряется сотрудничество и командная работа в предпринимательской структуры Технология Технологическая поддержка процессов управления организационными знаниями:

- проводится аудит и оценка информационных систем управления организационными знаниями предпринимательской структуры;

- устанавливается и используется программное обеспечение для управления организационными знаниями (Интранет, Groupware)

Предпринимательская структура должна знать таких «экспертов» в лицо, всячески лелеять и поощрять (материальная и нематериальная мотивация) этот живой «фундамент своего благополучия». Главное в управлении организационным знанием - это сотрудники, их мотивация, связи, культура компании, а технологии - это просто инфраструктура. Нет смысла разрабатывать технологию, пока нет соответствующей культуры. Не надо ставить глобальные задачи, требующие больших ресурсов, а начать с очевидного и легко доступного. Сторонники этого подхода считают, что при его использовании значительно больше шансов уловить неформальные (скрытые) знания сотрудников (например, их мнения по каким-то производственным вопросам, личные взаимоотношения с клиентами), которых в каждой компании примерно в четыре раза больше, чем знаний, которые можно преобразовать в документы. Подход подразумевает непосредственное общение сотрудников и передачу знаний на собраниях, тренингах, мероприятиях типа team building. Кроме того, в компании создаются условия для того, чтобы сотрудники-лидеры в какой-то области могли делиться опытом с остальными (например, наставничество) и т. д. Таким образом, основная задача управления организационными знаниями - выявление, сохранение и эффективное использование знаний сотрудников.

2. Информационный или технологический подход, исходит из того, что предпринимательские формирования, особенно крупные, накопили гигантские объемы данных о клиентах, поставщиках, операциях и многом другом, хранящиеся в десятках операционных и трансакционных систем в различных функциональных подразделениях. В этих базах данных скрыты настоящие сокровища мудрости — исчерпывающие знания о клиентах, благодаря которым можно добиться поразительных успехов в их привлечении и удержании. Но камень преткновения на пути к таким успехам заключается в том, что эта ценнейшая информация содержится в огромном количестве независимых друг от друга источников, и ее извлечение для конкретных целей становится в подавляющем большинстве случаев физически невыполнимой задачей. Настоящим «океаном информации» является и Интернет, но эта информация, как и упомянутая ранее, в основном представляет собой необработанные данные, не пригодные для целей анализа. Применяемые сейчас разрозненные информационные технологии: intranet и средства для групповой работы, СУБД и хранилища данных, добыча данных и текста, телеконференции и системы дистанционного обучения гармонично прогрессируют по пути от «простых» вычислительных операций к обработке данных, выявлению скрытых зависимостей и правил, что и понимается под управлением организационными знаниями. Во многих компаниях делается попытка создания единого информационного пространства, в котором для каждого менеджера определяются круг потребностей, права доступа и параметры поиска информации внутри этого пространства. (см. § 2.3)

Обобщенные характеристики обоих типов стратегий приведены в табл. 1.5 [145, с. 69].

Табл. 1.5. Характеристика стратегий управления организационными знаниями Тип стратегии

управления

знаниями Кодификации Персонализации Конкурентная

стратегия Позволяет быстро вводить в действие высококачественные и надежные информационные системы с помощью повторного использования кодифицированных знаний Позволяет, используя индивидуальный опыт, давать творческие, аналитически точные советы по стратегическим проблемам Экономическая

модель Экономика повторного использования: однократные инвестиции в знания; многократное повторное их использование. Использование больших команд с привлечением значительного числа рядовых сотрудников. Максимизация общего дохода Экономика специалистов: высокая оплата специализированных решений уникальных проблем. Создаются малочисленные команды. Акцент на сохранение большого размера прибыли Движение

знаний Люди - документы: создание системы электронных документов, которая кодифицирует, хранит, распространяет и позволяет повторно использовать знания От человека - к человеку: организация взаимодействия среди коллег с целью передачи знаний друг другу Информаци

онные

технологии Значительные инвестиции в IT; задача - обеспечить доступ к кодифицированным знаниям Умеренные инвестиции в информационные технологии; задача - обеспечить обмен знаниями

Тип стратегии

управления

знаниями Кодификации Персонализации Кадры Выпускники колледжей, которые должны повторно использовать знания и внедрять решения. Групповые тренинги и дистанционное обучение посредством компьютера. Поощряется использование баз данных и их пополнение Обладатели степени MBA, которым нравится решать проблемы и которые способны адаптироваться к ситуации неопределенности. Подготовка путем индивидуального наставничества. Поощряется прямой обмен знаниями с другими сотрудниками

1.3. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.