.RU

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ: Количественный (кардиналистский) подход Представители этого подхода

Количественный (кардиналистский) подход

Представители этого подхода строят поведение индивидуальных потребителей на основе теории предельной полезности.

Потребительское поведение выступает в виде формирования спроса потребителей на различные товары и услуги. В свою очередь спрос обусловлен, с одной стороны, присущими данному благу потребительскими качествами, с другой — специфическими чертами действия людей в сфере приобретения потребительских благ.

К числу наиболее характерных черт, оказывающих влияние на поведение потребителей в сфере приобретения тех или иных благ, относятся:

• спрос на товары и услуги, зависящий от уровня дохода потребителя;

• стремление потребителя приобрести за имеющиеся денежные средства максимум совокупных полезностей;

• поведение потребителя, зависящее от системы его предпочтений, вкусов и отношения к моде;

• спрос потребителя формируется по результатам наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров.

Полезность — это удовлетворение или удовольствие, которое получает человек от потребления какого-либо товара или услуги; это способность блага удовлетворять ту или иную человеческую потребность.

Удовлетворение потребности является сугубо субъективным, так как оно имеет индивидуальный характер. В теории предельной полезности различают общую и предельную полезность.

Общая полезность — это удовлетворение потребности человека, которое обеспечивается за счет определенного набора товаров и услуг.

Предельная полезность — это дополнительная полезность, равная увеличению общей полезности за счет приобретения дополнительной единицы данного товара или услуги.

По мере роста общей полезности (TU) предельная полезность (MU) уменьшается (рис. 8.1, 8.2).

Допустим, книголюб собирает библиотеку классиков русской литературы. Общая полезность — это весь набор книг домашней библиотеки, и она будет возрастать с приобретением каждой новой книги. Предельная полезность — это удовлетворение желания приобрести дополнительное новое сочинение, например Достоевского. Полезность данной единицы является предельной полезностью. Для измерения полезности кардиналисты пытались найти абсолютный показатель. В этих целях они предложили условную единицу — ютиль[22].

Рис. 8.1. Общая полезность

Рис. 8.2. Предельная полезность

Если, например, потребитель приобрел 10 единиц товара (книг), тогда общая полезность этих товаров (книг) составит 10 ютилей (V10). В случае, если приобретается 11-я единица товара (книга), то общая полезность возрастет и составит 11 ютилей (V11).

Предельная полезность в нашем случае — это дополнительная 11-я единица товара. Полезность определяется следующим образом:

По мере насыщения потребителя каким-либо товаром субъективная полезность этого товара падает и может принять «отрицательное» значение, превратиться в «страдание», например за обедом посетитель столовой вместо одной съест еще две котлеты, которые уже не принесут ему того удовлетворения, которое он получил от первой.

Отсюда можно сделать вывод: при увеличении количества приобретаемых потребителем одноименных товаров ценность каждой дополнительной единицы товара понижается.

3. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.